Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Душ |
английское название: |
Xi zao |
год: | 1999 |
страна: |
Китай
|
режиссер: | Чжан Ян |
сценаристы: | Цай Шанцзюнь, Дяо Инань, Хо Синь, Лю Фэньдоу, Чжан Ян |
продюсеры: | Питер Лоэр, Sam Duann |
видеооператор: | Цзянь Чжан |
композитор: | Е Сяоган |
художник: | Менг Тиан |
монтаж: | Ян Хунъюй |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $1 157 764 |
Мировые сборы: | $2 150 929 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 сентября 1999 г. |
на DVD: | 8 декабря 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 32 мин |
Душевное кино с востока…
В фильме рассказывается о семейных ценностях, на примере одной семьи (пожилого отца и двух его сыновей) владеющей малым семейным бизнесом — традиционной баней, которые узнают о ликвидации и реконструировании данного места.
В данной ленте Баня показана не просто местом куда люди приходят помыться, а своего рода дом, где всем рады и принимают с душевной теплотой, оттого люди раскрываются и очищаются телом и душой, рассказывая свои тайны и секреты, делятся своими проблемами, ибо все они тут как одна большая семья. Также тут устраивают бои сверчков, поют оперные арии и ведут философские беседы — в общем тут очень интересно.
На выходе мы имеем светлое, доброе и глубокое, которое смотрится очень легко, оставляет после себя душевный след и дает пищу для размышления.
Рекомендую к просмотру.
31 августа 2016
Уверенный в себе, немного задумчивый и, похоже, не намеренный никого пускать в свой мир человек средних лет приезжает на малую родину, где обнаруживает отца, занятого управлением общественной баней, и своего слабоумного брата. Встреча эта, очевидно, не настраивает его на позитивный лад. Не это он хотел увидеть. Брат надевает его деловую одежду и важничает, пытаясь беззлобно ему подражать, а отец, пребывающий в почтенных летах, не брезгует сам тереть посетителям спину. Прибывший в этот провинциальный мирок человек далек от идеалов своих родственников-обывателей, находящих счастье уже в одном ритмическом исполнении каждодневных обязанностей по уборке бани и встрече посетителей. И пока еще никто не знает, что этот мирок обречен, да и бане недолго осталось.
Хоть данная работа Ян Чжан и лишена жестких драматических поворотов и, как кажется, содержит намеренный акцент на обыденных деталях банного дела, посвящена она одной из самых фундаментальных тем серьезной культуры современного Китая. Тема эта касается угасания провинциальных традиций и замены их на ценности капиталистические и глобалистические. Человеку достаточно провести десяток лет в крупном городе, подзаработать деньжат, и он уже не в состоянии понять то, какую радость доставляет его родителям обычная жизнь без погони за заработком. А ведь в бане у отца героя сформировался целый микрокосм. Сюда приходят не просто помыться, а прожить часть жизни. Здесь должники спасаются от тех, кому должны, мужья прячутся от привередливых жен, а старики устраивают бои сверчков. И все это будет уничтожено, ибо для места, которое занимает баня, найдется лучшее применение.
«Душ» — яркое почвенническое кино, но без максимализма — в центре рассказа все же не приевшиеся по китайской литературе бедные крестьяне. Это фильм о том, что каждый человек в состоянии окружить себя вещами, которые ему близки, и для этого необязательно зарабатывать горы денег. Особенно показателен здесь брат героя — взрослый человек, не вышедший из десятилетнего возраста. Потребности его очень примитивны, обязанности тоже, но он прошел гораздо дальше многих в том, что касается обретения счастья. Преуспевающий герой фильма это вряд ли поймет, поэтому ценности и традиции провинции, к сожалению, обречены.
8 из 10
18 августа 2015
По прогнозам: к середине ХХI века в России останется меньше ста миллионов коренных жителей, и на каждого россиянина будет приходиться 10 китайцев. Такая перспектива на некоторых наводит ужас. Но так ли уж надо бояться вымирания нации и уж тем более китайского нашествия? Если доверять фильму «Баня», то китайцы могут оказаться даже более русскими, чем мы сами. Во всяком случае, многое русское им может быть вовсе не чуждо, а уж про любовь к бане и говорить не приходится…
Преуспевающий 35-летний китаец Да Минг получает открытку от младшего брата, страдающего слабоумием. Брат изобразил на рисунке себя и лежащего рядом отца. Старший отпрыск сразу же начинает подозревать самое худшее, бросает все дела и немедленно отправляется на родину — в дом, где не был уже много лет. По прибытию выясняется, что папа жив, здоров и не думает помирать. Он увлечённо заправляет делами в общественной бане, где ему помогает младший сын. Уже через пару дней, убедившись, что всё хорошо, старший берёт билет обратно, но обстоятельства заставляют его задержаться. Да Минг узнаёт, что местные власти собираются закрыть баню…
По сюжетному раскладу эта китайская картина напоминает датский «догматический» фильм «Последняя песнь Мифуне», снятый всего годом раньше. Но вряд ли китаец Чжан Ян эксплуатировал чужую идею. Во всяком случае, истории про брата-аутиста («Человек дождя») и тем более о возвращении на круги своя не так уж и редки. Но китайский фильм получился не только об этом.
Первое, что в нём подкупает, и многое определяет, — это сентиментально-трагикомическая интонация. Тёплый юмор незаметно делает влажными глаза и мысли о суетном сменяются раздумьями о вечном. Во-вторых, авторы пытаются, и умеют, обнаружить позитивное даже в трагичных вещах. Как говорится: не было бы счастья, да несчастье помогло. Трагическая ситуация заставляет сына «повернуть глаза зрачками в душу». Ведь кому, как ни ему, наследовать семейные традиции и взять на себя заботу о беспомощном младшем брате.
В-третьих, фильм учит уважать обычаи, что особенно важно во времена, когда старые ценности стремительно отмирают, уступая место прогрессу с его новыми технологиям. И тут выясняется четвертое — самое любопытное и неожиданное: оказывается, баня для китайца не какой-то «дом помывки», а именно сакральное место, можно сказать — храм, убежище, где совершается священное омовение. И все, кто собираются под её крышей, чувствуют себя абсолютно счастливыми людьми.
Вот и «новый китаец» Да Минг всерьёз проникается целебностью животворного источника и духовной энергией банных церемоний. После непродолжительных раздумий он принимает неперспективное с точки зрения бизнеса решение: продолжать дело отца. Что это, как не проекция на национальную экономическую политику Китая? Умение и желание делать деньги ни при каких обстоятельствах не должно приводить к уничтожению ценностей духовного порядка, той же традиционной китайской бани.
Эти вроде бы прописные, почти тривиальные истины, оказались очень даже востребованы мировым киносообществом. И в итоге китайская «Баня» оказалась одним из фаворитов года по числу наград, завоеванных на фестивалях.
И русскому человеку это вроде бы тоже объяснять не надо, но он всё равно сначала будет тупо смотреть на запад. И если запад переведёт китайское xizao на английский как shower, то русский дистрибьютор, даже посмотрев фильм, не поверит глазам своим и назовет фильм «Душ», хотя, наверно, прекрасно понимает, что душ и баня — это две большие разницы.
14 декабря 2012
Блудный великовозрастный сын со взглядом наемного убийцы и душой ростовщика возвращается после долгого отсутствия домой, как он полагает, на поминки отца отнюдь не по зову сердца, просто на детском рисунке спящий человек очень похож на мертвого. Рембрантовская драма оборачивается Репинским абсурдом. Отец, престарелый, но бодрый, добродушный пройдоха жив-здоров, держит местные китайские Сандуны (откуда, не исключено, кого-то регулярно отправляют в Ленинград) бегает по вечерам стометровки в парке с младшим сыном — человеком дождя и, вообще, Солнце провинции, вокруг которого все вертится. Фильм-открытие (оказывается китайцы не только изучают кунг-фу, но и моются), Фильм-метафора (противопоставление бани и душа, отцов и детей, традицио- и рационализма), Фильм-пророчество (подмена живого общения facebook-затворничеством) 1999 года, напоминает старое заплатанное дедовские пальто, купленное на блошином рынке из жалости, за подкладкой которого новый обладатель обнаруживает царские облигации. В России ничего подобного не снимали со времен «Мимино». Кино, что жизнь, а жизнь, порой, напоминает цирк. Любому великовозрастному наемному убийце с душой ростовщика ясно, чем закончится представление — цирк сгорит, клоуны разбегутся. Но как уйти раньше, чем отыграют финальные фанфары? Ведь дети не поймут.
10 из 10
29 апреля 2011
В своей рецензии мне бы хотелось затронуть любопытный момент, который, как мне кажется, может быть не справедливо обойдён должным вниманием. В фильме есть один персонаж, это мужчина который постоянно приходит в баню и стоя под дождем душа, поёт песню «Моё солнце». В течение всего фильма, если я не ошибаюсь, он не произносит никаких слов помимо слов песни. Его пение нельзя назвать отвратительным, но оно вызывает неистовою агрессию у господина постоянно бранящегося со свое женой и чувство интеллектуального наслаждения у юноши, как это не парадоксально звучит, страдающего (хотя по нему этого не скажешь, но так принято говорить) тяжелой формой умственного расстройства. Агрессивный господин, во время пения, регулярно перекрывает вентиль подающий напор в трубы душа, как только вода прекращает течь-певец замолкает. Юноша немедля заботится о том, что бы пение возобновилось.
Для полного понимания необходимо немного сказать о предыстории. Дело в том, что наш певец теряет дар речи, когда выступает на публике. Парадоксально, облаченный струйками воды он прекрасно поет без всякого замешательства, но когда дело касается сцены, неожиданно становится «нем как рыба».
Так вот, после многократных «концертов» в бане, наш герой решается спеть под пристальными взорами большой публики. Начинается концерт, музыкант грациозно надавливает на клавиши фортепиано, наступает очередь певца. Но его голоса неслышно. Наш герой, из-за всех сил, пытается пересилить себя, но тщетно. И вдруг ему на помощь приходит самый сообразительный зритель-тот слабоумный юноша. Он включает шланг и направляет напор на растерянного певца. Мгновенно зрительный зал наполняется звуками «радостного» пения. Публика рукоплещет, певец счастлив.
Этот эпизод интересен, во-первых, тем, что он «рассказывает» нам о не лишённом научного изящества психологическом феномене, впервые упомянутом Джоном Локком, во-вторых, тем, что указывает нам на глубокие, укоренившиеся массовые заблуждения родственные массовым галлюцинациям. Чаще всего диагнозы, связанные с нарушением психического здоровья, ставятся на основе субъективного мнения врача или по результатам невалидных методик (последние (выделенное курсивом) относится только к диагностике расстройств интеллектуальной сферы, остальное еще хуже). Впервые об этом заговорил известный французский врач Ж. Итар, интересное разоблачающее исследование провел Д. Розенхан. Это уважаемые исследователи, только почему-то их мнения очень часто умалчиваются? Мне недавно посчастливилось получить достаточно убедительный ответ на этот вопрос. Одна женщина-психолог, работающая председателем в комиссии, грубо говоря, отфильтровывающей бракованных детей, на мои многочисленные аргументы, свидетельствующие об анти-человечном характере ее деятельности, спросила меня, кем я собираюсь работать? Поразительно искренний ответ, который испортить не может даже вопросительная форма. В наше славное время искалечить жизни детей ради денег очень похвальное занятие, особенно если оно называется работой.
2 мая 2010
Замечательный фильм. Вообще, надо сказать, современное китайское кино заслуживает большего внимания, чем ему уделяют.
Сочетание жанров «комедия/драма» придает многим китайским фильмам неповторимое очарование, сравнимое разве что с некоторыми работами японского мэтра кино Такеши Китано. Китайское кино перестает вызывать ассоциации «боевого» или «военного», где непременно должны быть драки и т. п. Здесь все гораздо глубже и тоньше.
Практически все события в фильме происходят в общественной бане. Баня для азиатского мира вообще явление очень важное, настолько, что европеец вряд ли это поймет.
Данный фильм, как и почти все современные китайские фильмы, которые я смотрел, затрагивает вечные проблемы — отцов и детей, смерти (об этом же новый фильм «Ушедшие», неизлечимой болезни, глобального строительства (да-да, этот актуальный для Китая вопрос затронут почти в каждом фильме — строительство новых домов, снос старых, глобализация, которая уводит Китай от старых традиций и вообще традиционной культуры).
Игра актеров заставляет переживать вместе с ними. И радоваться их маленьким радостям, смеяться, и переживать вместе с ними.
Не знаю, озвучивался ли этот фильм официально, но я смотрел его с субтитрами и озвучил для себя. Жаль только, что такие хорошие фильмы почти не переводят на русский язык.
10 из 10
15 октября 2009