Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.7 |
IMDb | 4.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Без царя в голове |
английское название: |
Svitati |
год: | 1999 |
страна: |
Италия
|
слоган: | «Ti faranno ridere...da matti!» |
режиссер: | Эцио Греджо |
сценаристы: | Руди Де Лука, Стив Хэбермен |
продюсеры: | Эцио Греджо, Уитни Р. Хантер, Массимо Санторсола |
видеооператор: | Лука Робекки |
композиторы: | Сильвио Амато, Умберто Смайла |
художники: | Джанни Раваньяни, Лиа Бевилакуа |
монтаж: | Жиб Джаффе |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 февраля 1999 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 28 мин |
- Так нельзя!
- Почему?
Эцио Греджо — личность в кинематографе довольно известная, но не слишком, на мой взгляд, удачливая. Итальянский актер, режиссер, сценарист и продюсер, он всю свою сознательную жизнь, по всей видимости, тяготился славой заокеанских коллег, таких, как братья Цукеры, Вуди Аллен или Мел Брукс, которые удачно совмещают в себе все эти творческие ипостаси, но не в пример более успешны. Эцио Греджо с самого начала карьеры старательно копировал американских комедиографов, неоднократно пытался пробиться в Голливуд, но самым удачным его голливудским фильмом до сих пор остается пародия «Молчание ветчины», старательно копирующая гротескные находки Мела Брукса, а самой, наверное, запоминающейся ролью — блистательный лейтенант Де Паскуали из не слишком удавшегося «Шестого элемента», где солировал Лесли Нильсен.
В родной Италии Греджо знают лучше, в основном благодаря успешной комедии «С пистолетом наголо» (привет Цукерам) и двум частям «Рождественских каникул» (привет «Нэшнл Лампуун»), но с Вилладжо, Челентано, Гассманом и Бениньи ему не тягаться. Собственного стиля Греджо так толком и не выработал. Его игра — это отчаянная клоунада, смесь к месту и не к месту используемых фишек Бениньи, Брукса и де Фюнеса, при том, что внешне сильно похож на Де Ниро!
Не оставляя попыток вывести свое кино на международный уровень, Греджо не только старательно подстраивается под стилистику голливудских комедий, но и ангажирует для них американских звезд, или бывших американских звезд, которых даже в родной Италии любят и знают больше, чем его самого. Мел Брукс — один из таких уважаемых людей. К 1999-му году он: величайший комедиограф Америки, живая легенда Голливуда, непревзойденный «человек-оркестр» и король комедии, человек, вернувший в кино «эпоху братьев Маркс» и «великого немого» ушел на заслуженный отдых, красиво завершив режиссерскую карьеру пародийным шедевром «Дракула: мертв и очень этим доволен», изредка озвучивая мультфильмы, появляясь в титрах римейков своих старых шедеврах в качестве сценариста или продюсера, короче, спокойно почивая на лаврах.
«Без царя в голове» (в оригинале — «Подожди!», в американском прокате «Screw Loose», что можно перевести как «Шарики за ролики») — первая актерская работа Брукса после роли Ван Хельсинга в его же «Дракуле». Эцио Греджо давно признавался в глубоком почтении и уважении к мэтру, у которого он, можно сказать, учился жанровым основам, хотя и был не самым лучшим учеником в классе. Уже в 1993 он пригласил Брукса в камео в «Молчании ветчины», Брукс ответил ему тем же, дав забавному итальянцу камео в «Дракуле», а когда график великого режиссера освободился, Эцио наконец-то решился позвать живую легенду на главную роль в свою очередную комедию «по мотивам голливудской классики». Тем более, что это обычная практика для итальянского кино — приглашать американских звезд, вспомним Иствуда или того же Нильсена.
За то, что он вытащил старика в большое кино, ему, конечно, большое спасибо. Тем более, что Брукс отрывается там на славу, а вот к самому фильму есть некоторые претензии.
Сюжет, в общем-то, довольно голливудский и для эксцентричной комедии положений весьма удачный. Комедия напоминает классическую «Психкоманду», в которой психи оказались на воле в большом городе, где «нормальные люди» ведут не менее сумасшедшую жизнь, и изо всех сил стремится в высоты бруксовского гротеска. Но зависает в неудобнейшем положении, не в силах бороться со своей нарочитой «итальянистостью», неумелостью постановки и неистребимым желанием режиссера быть везде и сразу. На экране царит полная неразбериха — то ли суматошная итальянская клоунада, то ли американский капустник с попытками создания мюзикла.
Если бы фильм ставил сам Брукс, это был бы шедевр. Если бы Эцио Греджо сосредоточился на функциях только режиссера, было бы тоже гораздо лучше. Во-первых, Греджо слишком уважает Брукса, или боится, или то и другое сразу. Он слишком бережно и трепетно обходится с копившейся 4 года в бездеятельности лавиной остроумия, хорошего сумасшествия и блестящих актерских находок. Он просто не в силах Бруксом управлять. Он, наверное, сам пожалел, что позвал Брукса. Тот мог здорово подпортить самолюбие режиссера. И дуэта нормального у них из-за этого не получилось. Могучий старикан забирает внимание, а Греджо довольствуется жалкими крохами, пытаясь компенсировать свою ненужность на экране отчаянным кривляньем, переигрывая и цепляясь за последние лоскуты пресловутого одеяла.
К тому же его, скорее всего, выбивает из колеи обязанность быть режиссером, продюсером и актером сразу, режиссировать себя удается очень немногим, Аллену, Бруксу, Бениньи… Но не Греджо. Решается это просто — делается выбор, чего ты хочешь больше — блистать на экране или за экраном. Тот же Бениньи здесь смотрелся бы гораздо выигрышнее. Греджо не справился со своими многочисленными обязанностями, в результате многие комедийные сцены, изначально веселые (хоть и украденные из других комедий) кажутся натужными и слишком надуманными (как сцена в монастыре), хотя есть и ряд удачных гэгов, таких, которым и сам Брукс был бы рад.
Мел Брукс спасает картину. Вспомнив горячую молодость, видавший виды комик наполняет даже самые провисшие эпизоды комедийной экспрессией, кипучей жизненной энергией, мастерством, и уверенно обходит на виражах более молодого и вялого Греджо, хотя в других фильмах последний смотрится очень даже живчиком. Тем самым Брукс доказывает, что мастерство не стареет и на пенсию не выходит. Для 73-х летнего актера он сказочно подвижен, как всегда безголосо-голосист, пластичен, задорен и взрывоопасен. Он играет симпатичного психа, живущего на полную катушку и роль эта, ему очень идет. Он и сам, наверное, немножко такой, этот Мел Брукс! С такой простотой и непосредственностью он реагирует на мир вокруг, так наивно спрашивает «почему» на жестокое «Так нельзя!».
Греджо постарался сделать все, чтобы мэтру было комфортно в его фильме. Сделал ему пару эстрадных номеров, которыми был отмечен каждый фильм самого Брукса, вложил в его уста несколько уморительных скетчей, но, в отличие от требовательного к себе Брукса, сам как-то не особо старался.
В итоге получилось неровно, хотя и вдохновляюще. Нельзя не подивиться, как Брукс мастерски и довольно сильно управляется с доставшимся ему слабым сценарием и дает сто очков вперед итальянскому коллеге, почему-то посчитавшему себя «итальянским Бруксом». Старая гвардия еще вполне способна дать прокашляться кому угодно, и это радует и вдохновляет. С другой стороны, все-таки немного обидно — все это могло получиться на порядок лучше, не будь у Эцио Греджо бруксовских амбиций.
И еще — как мог этот недотепа променять роскошную бестию Рэнди Ингерман на какую-то полупрозрачную блондинистую квашню? Брукс бы такого себе не позволил. Может, Греджо и не итальянец вовсе!? Упустить такую дамочку. Вот уж действительно — «без царя в голове»!
24 октября 2010