Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тело будет предано земле, а старший мичман будет петь |
год: | 1998 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Илья Макаров |
сценарий: | Константин Мурзенко |
продюсер: | Александр Антипов |
видеооператор: | Валерий Мартынов |
композитор: | Валерий Алахов |
художники: | Наталья Замахина, Елена Жукова |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 41 мин |
Нажмите на изображение для его увеличения
Смотрела фильм два раза в жизни с разницей в три года.
В первый раз поразила откровенность фильма. Конкретнее — откровенная скука бытия, разъедающая героев. Капитан умер не от наркотиков, он умер от скуки. И все вокруг умирали от скуки. Скука пронизывает весь фильм: она начало, она первопричина всех действий.
Наркотики, алкоголь, сигареты, речи о мироустройстве, иррациональные поступки, игры и разврат — естественные спутники смертельно соскучившихся людей.
Смерть — антоним рождения, а антоним жизни — скука.
Во время второго просмотра мое внимание больше было устремлено на образ города, созданном в этом фильме. Творческие профессии, свобода, эстетически прекрасные машины, стильная одежда, необычные квартиры, парадоксальные ситуации, андрогинность людей, пасмурная погода, отели на воде, гомосексуализм, саморазрушение и патологические взаимоотношения людей. Это все Петербург.
Тем не менее каким бы ни был город, эпоха и интенсивность личной жизни, тело все равно будет предано земле, а старший мичман будет петь.
9 из 10
10 декабря 2016
«…Судьба чудовищна и пуста,
уже с рождения запущено колесо
невзгод и болезней,
благосостояние тщетно
и не приводит ни к чему,
судьба следует по пятам
тайно и неусыпно
за каждым, как чума…»
(Отрывок из «Камины Бураны» Карла Орфа)
Сегодня «лихие 90-ые» воспринимаются как смутное время, и вспоминаются многими с содроганием. Но это из дня сегодняшнего, когда те годы кажутся сумасшедшими и безбашенными. Тогда же, некто особо не размышлял о жёстком времени и творящемся вокруг сумбуре. Тогда люди просто жили, выживали, а анализировать эти годы стали уже гораздо позже, в сытое и относительно спокойное время. А минувшее время в жизни страны действительно было жёстким, сумбурным и безбашенным. И кино тогда было таким же, ибо «важнейшее из искусств» всегда являлось своеобразным зеркалом стоящей на дворе эпохи. Правда, многие фильмы появившиеся тогда сегодня безвозвратно канули в лету, и об их существовании знают лишь единицы. Как правило это люди той эпохи, у которых те фильмы оставили в памяти след, не померкший с годами. Есть культовые ленты 90-ы (к примеру: «Ты у Меня Одна…», «Всё Будет Хорошо!», «Ширли-Мырли», «Особенности Национальной Охоты», «Ворошиловский Стрелок», «Брат»), есть классические (такие как «Утомлённые Солнцем», «Любить по-Русски», «Кавказский Пленник», «Ермак»), а есть и ныне забытые, но в то время довольно популярные картины. К числу последних и относится данный фильм, снятый Ильёй Макаровым по остроумному сценарию Константина Мурзенко, и вышедший на экраны в 1998-ом году.
«-Это не страх. Это — естественная тревога воина…» (с)
Фильм захватывает своим лёгким, но в тоже время закрученным сюжетом, который рассказывается непринуждённым, сатирическим языком. Атмосфера ленты обволакивает и погружает в вечно дождливый, овеваемый промозглыми ветрами Питер 90-ых… Сюжет крутится вокруг похищенного двумя бандитами -любовниками тела одного влиятельного бизнесмена. Труп нужен жене усопшего, его дружкам -гангстерам, и его иностранным партнёрам по бизнесу, специально приехавшим на его панихиду. Но перед своей кончиной от передозировки наркотиков, тот «кинул» жену и старого любовника на большие деньги. Теперь последний — один из похитителей бренного тела, хочет вернуть должок. Он намерен «стрясти» бабки с вдовы покойника и его деловых партнёров. Параллельно с этим, в сюжете рассказывается истории время от времени пересекающихся героев: модного питерского диджея, двух «братков» и одной бесхозной актрисы азиатской наружности. Которая невольно похитила морскую форму его брата -мичмана, готовящемуся петь на каком то важном военном концерте… Ближе к финалу все эти персонажи, в духе картин Тарантино встретятся, что бы раз и навсегда решить свои проблемы…
«-Холодно? Правильно -это ветер смерти. Мы же к ней едем, а рядом со смертью всегда сквознячок.» (с)
Если по краткому описанию сюжета вы решили, что этот фильм очередная попытка наших киношников поиграть в Тарантино, то вы в общем то правы. Сценарий фильма явно был вдохновлён удостоившимся Золотой Пальмовой Ветви хитом американского кино-бастарда. С оглядкой на него же, Мурзенко писал и свой предыдущий сценарий — текст разухабистой криминальной комедии «Мама не Горюй!» (1997) — имевшей в своё время большой общественный резонанс. Только здесь контраст смещённых жанров более заметен, и комедией назвать этот фильм сможет лишь обладающий «чёрным» чувством юмора человек. Коим в общем то и является автор данной рецензии… В фильме нет убийств, практически нет перестрелок и драк, и имеется всего одна автомобильная погоня. Короче — это не бандитский боевик точно. К драме же причислить ленту нельзя в веду идиотичности лежащей в сердце сюжета. И хотя мрачноватый герой совсем молодого Александра Лазарева -мл. порой выдаёт какие то философские афоризмы (кое что, можно смело записывать в персональный цитатник, особенно его изречение о смерти), а героям иногда грозит серьёзная опасность -шутки и смешные ситуации в которых оказываются персонажи склоняют фильм к комедийному жанру. Но нечего плохого в этом нет, благо в сюжете предостаточно атрибутики 90-ых («порошок» который герой нюхает с компакт — диска через скатанные сто долларов, одетые в чёрную кожу «братки», своеобразный сленг персонажей и пр.), которая вместе с музыкальным сопровождением, вкупе с кантатой Карла Орфа «О, Фортуна» из «Камины Бураны», создают необходимую атмосферу «жёсткого времени». Плюс езда на крутой иномарки с опущенными стёклами по осеннему, дождливому городу. Фильм врезается в память всем, кто хоть однажды его посмотрел. Уж больно сюжет необычен и не вписывается в какой то определённый жанр. В фильме всего понемногу: юмора, среза эпохи, некой карикатурности на современное общество, драматичности и остросюжетности. Просто так вышло, что в год выхода картина не привлекла большого количества зрителей, а следовательно не имела громкого общественного резонанса. Хотя по тогдашнему телевидению фильм Макарова крутили довольно часто…
«-Ты будешь солнечноликим, парень! Солнечноликим, как лев! Ну да, лев из тебя, конечно… Будешь тигром! Сегодня, до вечера, я из тебя тигра сделаю. Тигром будешь, тигром моего гнева!» (с)
На прочих ролях, помимо Человека в чёрной шляпе и плаще сыгранного, как уже было сказано Лазаревым-мл., в фильме засветились некоторые гости «бандитского» кино того времени. Среди них, к примеру и молодой Михаил Пореченков, сегодня трудно-представляемый в амплуа «братка». Но сыграны персонажи, преимущественно неизвестными актёрами здорово и все запоминаются. Будь то мажорный поп-ди-джей в исполнении Андрея Барило, шальная артистка из репертуарного театра в исполнении Евгении Игумновой, эксцентричная горничная в гостинице — сыгранная ныне популярной клоунессой Еленой Воробей, гангстерша сыгранная Лилией Азаркиной, и парочка бандитов влипших в не хилый «замес» из за срочно понадобившийся «крышуемому» ими диджею морской формы (одного из которых и сыграл молодой Пореченков). Запоминаются и некоторые нестандартные ситуации, в которые попадают герои. Как то, например погоня доброй роты матросов за двумя невезучими братками, решившими раздеть их товарища. Сцена в тату-салоне, когда на полном серьёзе обсуждается возможность «превратить» бультерьера в тигра. Или сцена в которой выпивший и нанюхавшийся герой Лазарева пытается овладеть той самой артисткой, одетой в матросскую форму, после с досадой отступающий, как только сообразил что этот «морячок» -девушка. А так же финальная сцена бандитской разборки, снятая на мой взгляд излишне стилизованно, когда десятки «братков» замерев словно манекены наставляют друг на друга оружие, а оператор с разных ракурсов, не спеша отводит куда то в высь камеру, показывая этот своеобразный «стоп-кадр»… Если посмотреть фильм на «свежую» голову, заранее нечего от него не ожидая, то вас ждёт приятное удивление. Ибо этот, имеющий, мягко говоря странное название, и ещё более странный сюжет фильм — достойный образец «безбашенного», не скованных критикой кино «лихих» 90-ых.
9 из 10
8 марта 2015
Решила посмотреть фильм только из-за того, что сценарий написал полюбившийся мне после фильма «Четыре» Константин Мурзенко. Я не прогадала.
Потрясающие диалоги героев, сильные монологи Александра Лазарева-младшего (который после этого фильма вошел в мой топ актеров) просто поразили меня.
Фильм выделяется на фоне того, что снималось в лихие 90-е, ведь это не просто рядовой боевичок про бандитов, а фильм, наполненный философскими рассуждениями и, что самое главное, смыслом. После него хочется посидеть, подумать, перекрутить некоторые сцены в голове.
Если посмотрев фильм, ты думаешь о нем в течение всей недели, значит это отличный фильм. Такой как этот.
10 из 10
18 марта 2010
Этот фильм можно любить или ненавидеть, третьего не дано. Одни пребывают в абсолютном восхищении, другие плюются. Я принадлежу к первой группе: периодически пересматриваю, знаю наизусть все реплики, всем вокруг хвалю. Потому что фильм — про Питер, Питер 90-х со всеми временными атрибутами, с холодным ветром, Балтийским заливом, мокрыми улицами, гонками на «Порше», кокаином, драм-н-бэйсом, со всей мерзостью и красотой. Живой Питер. Живой фильм.
10 из 10
1 октября 2008