Рейтинг фильма | |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Таманна |
английское название: |
Tamanna |
год: | 1998 |
страна: |
Индия
|
слоган: | «My Father Tried To Kill Me The Day I Was Born» |
режиссер: | Махеш Бхатт |
сценарий: | Махеш Бхатт |
продюсеры: | Мукеш Бхатт, Пуджа Бхатт |
видеооператор: | Бхушан Патель |
композиторы: | Ану Малик, Ашутош Патхак, Дхрув Гханекар |
художники: | Гаппа Чакраворти, Шивани |
монтаж: | Санджай Санкла |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 апреля 1998 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 15 мин |
Эта тяжёлая драма — первый продюсерский опыт актрисы Пуджи Бхатт. Как сказано в биографии Пуджи, она всегда отличалась яркой индивидуальностью, смелостью в суждениях и действиях, решительностью, целеустремлённостью и дерзким нравом, в хорошем смысле этого слова. Эти качества личности Пуджи нашли отражение во всех её киноработах. «Таманна» не стал исключением. Этот фильм просто убил меня (в переносном конечно смысле), мозг долго отказывался понимать, что же всё-таки произошло в этой истории. А челюсть, так и осталась лежать на полу. Не знаю даже какой эпитет подобрать к этому фильму, даже определения — ПОТРЯСАЮЩИЙ, будет мало.
Главным героем фильма становится «хиджра» (евнух-гермафродит), что само по себе огромная редкость в мировом, а уж тем более — в индийском кинематографе. Хотя я слышала, что в 2005 году, на экраны Индии вышел фильм «Хиджра»/Shabnam Mausi, режиссёра Йогеша Бхарадваджа с Ашутошем Рана в главной роли. Что меня невероятно заинтриговало, и его я тоже планирую посмотреть в скором времени.
«Таманна» стал хитом и в 1997 г. на Национальном кинофестивале был признан лучшим фильмом года по одной из номинаций. Основой для этого фильма (как указано об этом фильме в одном из источников в интернете), послужил реальный случай, произошедший в 1975 году в Мумбайском квартале Махим в начале священного месяца Рамазан, когда один хиджра Тикку Али Сайед подобрал в мусорном контейнере новорождённую девочку… Ночь. Тикку бредёт по улице, погружённый в печаль и безрадостные мысли о дальнейшей жизни навалившиеся на него. Вдруг со стороны мусорного бака раздаётся детский плач и Тикку видит там девочку которую забирает себе, и называет её Таманна, что значит — Надежда, Желание. Теперь эта девочка становится смыслом его существования. Таманна растёт сорвиголовой. Она счастлива в своей новой семье, которая состоит не только из неё и отца, но ещё и дяди Салима и паренька Саджида. Однако наступает тот день, когда Тикку вынужден отдать дочь в школу, дабы не только дать ей соответствующее образование, но и уберечь от взглядов (и умыслов) соседских парней и из-за боязни, что какой-нибудь «доброжелатель» может рассказать Таманне тайну её появления в доме Тикку.
Главное место в фильме уделяется положению женщины в обществе и предвзятости мышления народа, привыкшего к стереотипному мышлению. Любой «ненормальный» человек становится изгоем общества и это общество даже не потрудится задуматься о причинах и истоках такой «ненормальности». Такое общество плодит действительно ненормальных людей, но это вовсе не хиджра, а люди, способные выкинуть на свалку собственного ребёнка, особенно если этот ребёнок — девочка.
Средством художественной выразительности общего настроя фильма служат сине-серые тона. Больше половины фильма разворачивается в тёмное время суток. Огромный плюс фильма — музыка Ану Малика — нежная, мелодичная и очень-очень красивая, которую можно слушать часами и днями.
Тикку в исполнении Пареша Раваля очень убедителен и естественен. Он исполнил эту роль бесподобно. Любую трудность Тику встречает слезами, что неудивительно для представителя его касты. Но он не жалок, он чист в своих слезах. Считаю, что это одна из лучших работ Пареша, он затмил, по большому счёту, всех остальных героев фильма.
Манодж Баджпаи был приглашён в этот фильм Пуджей, но его зрители не заметили, хотя сыграл он великолепно. Он играет мусульманина Салима, друга Тикку, в нескольких возрастных интервалах — от достаточно молодого человека, до убелённого сединами мужчины. Он мудр и спокоен, является как-бы балансиром для эмоционального и плаксивого Тикку. Надо отметить, что Манодж, как всегда, очень убедительно и колоритно выглядит в образе мусульманина. Роль его хоть и второстепенная, но очень яркая. Одна сцена, где он выговаривает Таманне за её несдержанность по отношению к Тику, чего стоит!
Шарад Капур. Мне нравится этот красивый актёр, которому почему-то никак не удаётся получить стоящую большую роль. И в этом фильме его назначением было добавить немного масалы и романтики в фильм, чтобы служить громоотводом для одиночества Таманны. Кто смотрел фильм, тот поймёт о чём я говорю. Никакого внутреннего содержания я не увидела в герое Шарада. Создавалось впечатление, что он мучается от осознания своей ненужности, не зная, куда деть руки, куда смотреть и что говорить.
Пуджа. От её образа у меня случился взрыв мозга после просмотра. Она не просто потрясающа, она бесподобна. Её героиня Таманна вызывает целую бурю эмоций в душе и в сердце. Достаточно молодая в то время актриса, создала настолько сильный образ и так бесподобно его исполнила, что сразу понимаешь, что она не просто дочь великого режиссёра, она сама родилась «великой». Я смотрела фильм затаив дыхание и считаю, что это одна из лучших работ Пуджи, как актрисы.
Я люблю подобные фильмы, на социальную тематику, индийцы действительно снимают их в довольно серых тонах (вспомним хоть «Королеву бандитов»). Фильм сильный, реалистичный, жёсткий. Пуджа просто молодец. Одни из первых ролей Шарада Капура и Ашутоша Раны. И просто бриллиантовая работа Пареша Раваля. Вот что называется «шекспировский» театральный актёр (он да ещё покойный Амриш Пури)…
Фильм рекомендую ценителям творчества Пуджи Бхатт, Пареша Раваля и Маноджа Баджпаи. А также для общего развития в плане индийского кинематографа, ну и для понимания такого явления в индийском обществе как «хиджра». Правда фильм до сих пор без озвучки, и нет даже русских субтитров у него, поэтому смотреть его нормально смогут не все. Я наконец-то смогла его посмотреть (предварительно произведя письменный перевод фильма для себя, благо моё знание хинди это позволяет). Но, тем, кого отсутствие озвучки и субтитров не пугает, кто любит смотреть кино в оригинале, фильм не просто понравится, а полюбится и запомнится надолго.
10 из 10
13 мая 2019