Сомнамбула
La sonámbula
6.5
1998, фантастика, драма
Аргентина, 1 ч 47 мин
В ролях: Эусебио Понсела, Патрисио Контрерас, Гастон Паульс, Алехандро Урдапильета, Лукресия Капельо
и другие
Буэнос-Айрес, 2010 год. В результате вышедшего из-под контроля правительственного эксперимента с химикатами — память сотен тысяч людей была стёрта. Правительство организовало программу по реабилитации пострадавших, возвращающую им их личности и семьи. Но некто Гауна создал движение сопротивления, открывая людям ужасную правду: их новые личности — ложь, а семьи, в которые их возвращают совсем не их.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Сомнамбула

английское название:

La sonámbula

год: 1998
страна:
Аргентина
слоган: «Buenos Aires, 2010»
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: , , , ,
видеооператор: Хосе Луис Гарсия
композитор:
художник: Вера Эспаньоль
монтаж:
жанры: фантастика, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 12 сентября 1998 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 47 мин
Другие фильмы этих жанров
фантастика, драма

Отзывы критиков о фильме «Сомнамбула», 1998

Странные дни

Навеянный годаровской эстетикой «Альфавилля» антиутопический опус предлагает нам вариацию на тему массовой социальной психологической коррекции. Память большинства людей оказывается стертой, а правительство навязывает людям ложные воспоминания. Оказывается, что миллионы людей живут не просто в виртуальной реальности, они фактически уже утратили собственную идентичность. Нет ничего удивительного в том, что борьба с злоупотреблениями выдает такую понятную для Латинской Америки революционную ноту. Однако, в качестве финального реверанса нам выдается трагическая линия о потере связи между сном и реальностью. Черно-белое существование сменяется цветными снами. Малый бюджет оказывается вполне конкурентоспосбным. Но вопрос лишь в том, достаточно ли интересным оказывается фильм. При всем многообразии подобных сюжетов, от «Начала» Нолана и до «12 обезьян», картина Фернандо Спинера совсем не выделяется. На мой вкус, это тот самый случай, когда нужно приглашать Тома Круза и Эмили Блант, получать крупный заем и на него снимать очередную фантастическую крупнобюджетную ленту. Поскольку для интеллектуальной притчи все недостаточно тонко, а для жанрового кино — определенно не хватает бюджета.

4 из 10

1 августа 2014

Философия абсолютного солипсизма

Аргентинец Фернандо Спинер экранизировал идею, которая в той или иной степени посещала, наверное каждого человека: а что, если окружающий нас мир на самом деле не существует, что, если он нам только снится? Или даже еще радикальнее — а не является ли все наше существование сновидением, не снимся ли мы кому-нибудь? И что будет если этот кто-то проснется? Как бы абсурдно не выглядел абсолютный солипсизм со стороны рационального сознания, художников, творящих собственные миры, подобное мировоззрение всегда притягивало невидимым магнитом. И желание подсмотреть в замочную скважину за чужим сновидением, или (что проще) попытаться перенести на бумагу или холст свое собственное, раз за разом преследовало как мастеров, подобных Эммануэлю Сведенборгу и Сальвадору Дали, так и легион безвестных графоманов. Сеньора Спинера нельзя назвать среди первых, но и к числу вторых он тоже явно не относится уже хотя бы потому, что решился перенести на экран не свой собственный, а тот самый, подсмотренный чужой сон. Видения того неизвестного Бога, которому приснилась Вселенная.

Хотя поначалу фильм довольно успешно притворяется очередной постапокалиптической утопией с прозрачными политическими аллюзиями. В мире «Сомнамбулы» существует Город, где произошла катастрофа, в результате которой тысячи людей потеряли память. По крайней мере, так вещает телевидение, радио и прочие средства массовой информации в успокаивающих население передачах. Пораженных, как заявляется, успешно лечат в «Институте ментальных исследований», который, в лице своего руководителя доктора Гассара, является фактическим правителем Города. Существует и тайная оппозиция, возглавляемая неким Гауной, лица которого никто никогда не видел. Его призывы смутны и непонятны: «Гауна ждет тебя! Нет страха, нет боли, нет болезней…». Его адепты говорят о том, что за пределами Города их ждет счастье и покой. Вот только никто и никогда не был за пределами Города. До тех пор, пока в клинику Гассара не попадает странная женщина по имени Ева. Как и все в мире «Сомнамбулы» она не помнит своего прошлого, но есть в ней еще одна особенность — она никогда не спит, но в тоже время постоянно видит цветные и яркие сны. Тогда как все остальные обитатели Города вынуждены жить в черно-белом мире. Чтобы раскрыть тайну Евы, Гассар приставляет к ней тайного сотрудника Службы Безопасности Клюге и устраивает побег…

Впрочем, внешняя канва событий не слишком интересует Спинера. Скорее даже наоборот — он выстраивает ее по лекалам и штампам классического постапокалипсиса, словно бросая кусок тем, кто жаждет от кино приключений. Пробирающиеся за Город герои сталкиваются с полицией и бандитами, находят укрытие в гараже у классического байкера, проходят через ряд квестов и т. д., и т. п. Но на фоне фантомного, сюрреалистичного Города и еще более призрачного Загорода все, что происходит с Евой и Клюге — не более, чем плод досужего воображения. Все, что исчезает из поля зрения героев тут же тонет в мареве миража, подергивается дымкой тумана, лишается устойчивых очертаний. Цель, к которой стремится Ева непонятна ей самой. Но она твердо знает, что во чтобы то ни стало должна добраться до местечка под названием Сааведра. И тогда все изменится. Но нужно ли это ее спутнику и преследователям? И что случится, если Ева погибнет?

Спинер очень тонко выстраивает образ фантомного, сновидческого мира. В нем нет ничего постоянного, а прежде всего — памяти. Вещи имеют причудливый, футуристичный вид, не имеющий ничего общего с функциональностью, зато знакомый по многим и многим иллюстрациям к старым фантастическим романам. Те строения и пейзажи, что находятся в глубине кадра выглядят выцветшими, плохо прорисованными картинами, вблизи — грубыми декорациями. Только рядом с Евой все ненадолго облекается плотью, но стоит ей удалиться, как снова становится блеклым рисунком… Вне поля зрения девушки мир «Сомнамбулы» тает и распадается на глазах. Остается интрига — кто такой Гауна и сможет ли он спасти мир Города? А может быть, вообще все обстоит ровно наоборот — это Ева снится Клюге? Или доктор Гассар проводит эксперимент, вышедший из-под контроля? Тайна, как водится, раскроется в конце, развязка окажется неожиданно изящной, но все это будет уже не слишком важным. Финал мог быть абсолютно любым, он все равно не смог бы скрыть легкого беспокойства, остающегося после окончания картины и невольного скашивания глаз в сторону привычных вещей: а не исчезают ли они, когда на них не смотришь?

13 мая 2012

Фантастика Сомнамбула впервые показанa в 1998 году, премьера вышла более 26 лет назад, его режиссером является Фернандо Спайнер. Кто снимался в кино, актерский состав: Эусебио Понсела, Патрисио Контрерас, Гастон Паульс, Алехандро Урдапильета, Лукресия Капельо, Ноэми Френкель, Мартин Слипак, Факундо Лозаньо, Белен Бланко, Грета Глейзер, Клаудия Галлегос, Уолтер Сантана, Мартин Аджемян, Aníbal Guiser, María José Gabín.

Страна производства - Аргентина.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.