Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Иллюмината |
английское название: |
Illuminata |
год: | 1998 |
страны: |
США,
Япония,
Испания
|
режиссер: | Джон Туртурро |
сценаристы: | Джон Туртурро, Брэндон Коул |
продюсеры: | Джон Пенотти, Джон Туртурро, Роберт Литтл, Эллен Динерман Литтл, Рэндел Коул, Джованни Ди Клементе, Кэрол Кадди |
видеооператор: | Харрис Савидис |
композиторы: | Арнольд Блэк, Уильям Болком |
художники: | Робин Стэндефер, Стивен Алесч, Роман Паска, Донна Заковска, Донна Хэмилтон |
монтаж: | Майкл Беренбаум |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $840 134 |
Мировые сборы: | $840 134 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 мая 1998 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 59 мин |
Действие происходит на рубеже 19—20-х веков, но это можно узнать лишь из ненавязчивых деталей. Театральная условность, созданная авторами, в которой смещается драматургическая реальность пьесы из давних времён и интриганское закульсье «современности» выдаёт абстрактную картину понимания времени. Но во временном пространстве фильма угадывается нужная точка — несколько десятилетий сжатых до мгновения, когда американский театр дошёл до пика подражательности шекспировской традиции, но ещё не вписался в мировой контекст самобытным видением: Шекспира обожаем, но Ибсена пока не понимаем. До появления великих американских драматургов ещё несколько десятилетий, но право на собственную «просвещённость» в ремесле балаганных муз выражено ярко. Отсюда и название обыгрываемой пьесы «Иллюмината», что значит, просвещённые.
Желание иметь собственную мифологию проходит рефреном через множество произведений препарирующих гражданский дух рядового американца, как представителя достаточно молодого государства без многовековой событийной историографии. Авторы фильма по полной программе используют нелинейный нарратив для передачи иронии и искренней сопереживательности. Персонажи имитируют, борются, испытывают страстишки, которые поднимают до уровня страстей в рамках выразительных средств драматургического опуса главного героя и не замечают грандиозных чувственных открытий собственного внутреннего мира. Пьеса «Иллюмината» является эпицентром мышиной возни талантливых и полуталантливых деятелей Мельпомены и служит индикатором понимания американской драматургической традиции не доходящей до экзальтированного экстаза шекспировских кровопролитий, но и не движимой подспудно тишине «хлопающих дверей» Ибсена и Чехова. Он предаёт свою жену, а она продолжает его любить несмотря ни на что. Квинтэссенция конфликта. По Шекспиру кто-то должен умереть. По Ибсену все должны выжить, но такой ценой моральных диллем, что лучше бы кто-то умер. А как насчёт третьего варианта? Всепрощения и хэппи-энда, например? Но разве это не глупо?Публика падка на сентиментальность также как и на реки крови.
Никто не знает, как довести пьесу до ума, чтобы не погрешить против искусства и сохранить свою индивидуальность. Все ищут этот выход. Владельцы театра, актёры, критики, авторы, зрители. Смыслы «Иллюминаты» вертятся не всегда в пределах театра. То ли театр вышел за рамки сцены, то ли мир свёлся к границам падающего занавеса. Чтобы уловить множество нюансов нужно пересматривать кино. Реплики часто звучат по нескольку раз, но в различных обстоятельствах. Герои путают грани реальности и в рамках текста пьесы позволяют себе больше искренности, нежели в запутанности внешних отношений.
Джон Туртурро и так доказал многогранной фильмографией любовь к экспериментам не ради денег и «Иллюмината» лишь подтверждает бескорыстное отношение знаменитого актёра к своей профессии, во имя которой он иногда становится за режиссёрский пульт.
10 из 10
18 марта 2011