Упырь
6.7
6.5
1997, ужасы, боевик, фэнтези
Россия, 1 ч 12 мин
12+

В ролях: Николай Лавров, Сергей Русскин, Вадим Лобанов, Владимир Богданов, Георгий Штиль
и другие
Когда ты встаешь утром и не видишь своего отражения, когда главный преступный авторитет города дрожит от страха и отвечает выстрелом на звонок в дверь, когда кровь пьётся, как томатный сок... знай - в городе появился упырь. Тогда пули ничего не решают, и в дело идёт осиновый кол.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Упырь

год: 1997
страна:
Россия
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Валерий Мартынов
композитор:
художники: Наталья Замахина, Елена Жукова
монтаж:
жанры: ужасы, боевик, фэнтези
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 12 мин
Другие фильмы этих жанров
ужасы, боевик, фэнтези

Видео к фильму «Упырь», 1997

Видео: Фрагмент (Упырь, 1997) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постер фильма «Упырь», 1997

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Упырь», 1997

Затерявшийся вампир

Трэшоватый боевик с элементами хоррора. Двое охотников на вампиров прибывают в небольшой портовый город в поисках своей цели по заказу местного авторитета. Один из них практически сразу погибает и оставшемуся немногословному товарищу, в лице Алексея Серебрякова, в одиночку приходится продумывать дальнейшие шаги и исследовать местность, где местная мафия подмяла под себя основные сферы деятельности. Не рады ему здесь примерно все, от представителей уголовных элементов, часть из которых искомый субъект успел превратить в себе подобных, до милиции, так что первично кажущаяся рядовой задача оказывается куда более затруднительной для выполнения.

В целом можно сказать, что несмотря на явно необычное сочетание ожидать каких-то откровений в целом не приходится, учитывая то в каком состоянии в тот момент пребывал локальный кинематограф, помимо этого нужно делать отдельную поправку на в целом слабо развитый в наших краях жанр. Когда дело касается чистой мистики, то в принципе можно рассчитывать на некий результат, если же речь заходит про хоррор на условно около западный манер, то пиши пропало. Несколько техногенный саундтрек ранее упомянутой группы Tequilajazz хотя и добавляет атмосферы, также не особо спасает ситуацию, как и неожиданный твист в финале фильма.

5 из 10

21 марта 2024

Не верьте Бэду, он насоветует вам бреду..

Из 25 рецензий на это, кхм, творение отечественного кино, лишь одна отрицательная. 22 положительных. По итогу проходной трэш из 90-х имеет не выдающийся, но вполне сносный рейтинг на КП. Чего данное творение абсолютно не заслуживает. Меня крайне задевает, когда хорошие, отличные и даже подлинно великие фильмы получают здесь плохие оценки и негативные рецензии. Но совсем уж огорчает, когда абсолютный шлак при этом получает похвалы зрителей. Причины этого явления в данном конкретном случае мне понятны: маркетолог и видеоблогер Е. Баженов (он же Бэд Комедиан) как-то на своём канале 'облизал' сие творение и назвал, немного ни мало 'русским Блэйдом'! Я тогда был моложе и глупее, посмотрел и вот что хочу сказать..

'Упырь' - типичный фильм из 90-х. Дешёвая поделка, снятая непонятно кем, непонятно как и непонятно зачем. И уж поверьте мне, это не тот случай, когда энтузиасты без бюджета сняли нечто стоящее. Нет. Совсем нет.

Фильм ужасов (а картина себя вроде позиционирует) можно снять без бюджета. Главное - создать правильную атмосферу. В 'Упыре' нет ни того, ни другого. Я могу закрыть глаза на технические недостатки картины, если у неё есть какие-то другие достоинства, хотя бы сносный сценарий. Но сценарий 'Упыря' ужасен (если он вообще был). Вот начинается фильм. В некий город приезжают два 'охотника на вампиров'. Один постарше, второй помладше. Ещё до начальных титров старшего из них убивают и с нами остаётся лишь герой А. Серебрякова. Почему нам должно быть не наплевать? Мы едва знаем кто это, понятия не имеем как они друг к другу относились - нам ничего не рассказали. И не расскажут. Авторам по фиг, а зрителям тем более. И таков весь фильм. Нам показывают какие-то типажи (назвать их персонажами я не могу), какие-то события, потом 'типажи' 'мочат' друг друга. Всё. Это весь здешний сценарий. Поначалу кажется, что идея скрестить криминальный фильм с вампирской темой неплоха, но по факту никакого скрещивания не произошло. Это обычное рос. кино про бандитов, снятое в 90-е. Просто набор сцен, героев и ситуаций. Характеры, диалоги - не, не слышали. Девушка в сюжете присутствует только, чтобы герой её спас и переспал с ней. Другие появляются на экране, чтобы их убили в следующей сцене. Ни о каком раскрытии хоть кого-то даже речи не идёт.

Я и так слишком много написал об этом недофильме. Он не заслуживает вашего внимания. Не верьте Бэду и его сектантам - это не 'русский Блэйд', а обыкновенный бессмысленный трэш. Даже наличие хороших актёров не спасает сию поделку (потому что играть им тут абсолютно нечего). Проходите мимо.

2 из 10

28 ноября 2022

В конце девяностых заброшенный и разграбленный российский кинематограф только нащупывал новые ветви развития. Одна из таких ветвей была зарублена в зародыше, но осталось свидетельство - уникальный фильм Упырь.

Частой практикой тогда были жанровые эксперименты: Эйрамджан смотрел в сторону сюжетного порно, Кокшёнов изобретал безмозглую комедию, Охлобыстин - комедию абсурдную, а кинокритик Добротворский и сценарист Мурзенко решились воскресить народных упырей в современной им блатной России.

В маленький приморский городок, отрезанный от материка Финским заливом, приезжает Специалист, вооружённый неким прибором. Его работа заказана местным авторитетом, напуганным стремительно расплодившимися упырями, ведущими борьбу с братками за власть. Да какие ж это люди! Это, прости Господи, отморозки! Ни закона, ни понятий. Они же оживают. Но неоднозначный финал внезапно ставит перед зрителем совсем другие вопросы.

Добротворский о фильме: Мы снимаем не совсем каноническое кино про вампиров, потому что все знают, что вампира нужно убивать колом, отрезать ему голову, оберегаться от него чесноком и ещё что-то. У нас вампир представляет собой скорее эфирное тело, мировое зло…

Только вот именно кол и остался в Упыре как основное оружие. Надёжней кола не придумали ещё. А присутствие эфирного тела ощущается здесь в каждом кадре: он здесь и мотиватор действий героев, и причина всех событий, и просто - инфернальная хтонь, парализовавшая город.

Упырь, конечно, скорее криминальный боевик, чем хоррор. Гораздо больше экранного времени здесь уделено бодрому мочилову, чем попытке напугать. Да что там - фильм совсем не страшный, но очень атмосферный, главным образом благодаря дешёвой киноплёнке, летнему Кронштадту, работе оператора Мартынова и музыке группы Tequilajazzz.

У киностудии Жёсткое время, выросшей из творческого объединения Че-Паев, к 1997 году уже было несколько низкобюджетных киноэкспериментов. Несколько дешёвых жанровых картин должны были спасти молодую киностудию от банкротства и положить начало новой волне российского кино - бескомпромиссной и трансгрессивной. Но оскорблённый до глубины желваков Никита Сергеич, вновь возглавивший тогда Союз кинематографистов, смонтировал специально для очередного съезда Союза ролик, в котором кадры из Упыря чередовались с фрагментами из уличного опроса, где детишки и пенсионеры повторяли на разный манер фразу такого кино нам не надо. Сам Бесогон резюмировал, что именно из-за таких фильмов люди перестали ходить в кинотеатры (хотя что они могли противопоставить видеосалонам?), и добавил: кроваво, жестоко и бессмысленно. В итоге фильм не получил широкого проката, а на студии Жёсткое время был снят ещё один только фильм, после чего она закрылась насовсем.

28 апреля 2022

Упырь (1997)… Кто падал сердцем на кол, поймёт.

Вернулась недавно к этому фильму, ещё синхронный момент, что группа Tequilajazzz 10 апреля этого года сыграла в Москве свой ностальгический концерт.

Вот смотрите, как грамотно режиссёр Сергей Винокуров всё выстроил. Нисколько не подражал кинопродуктам США (есть у них «коронная» триллерная киновизитка: берётся отрезок местности метров в 600. На этих шестисот метрах происходит автономный «чудильник», в котором нет логической увязки для тех, кто вовлекается туда с любой другой территории США. Зэтс олл).

Наш режиссёр не стал обрезать зрителю визуальную перспективу. Много пространства за городом, геометрическая симметрия в хребтинах замеревшего металла, много воздуха и ветреного песчаного солнца над серым крепким каменным городом. Постпромышленная чистота, продуваемый ландшафт, и режиссёр всё это пространство — замкнул. У зрителя нет возможности выбраться оттуда. Как только тяжело опускается рампа-аппарель большегрузного парома, всё население оказывается на «заповедной» территории.

Выделена роль Девочки/Людмила Курепова, дочери местного авторитета (так её назвал в своих пояснениях прихлёбник-библиотекарь). А ещё все персонажи фильма не врут, рассказывая/говоря кому-то о своих конкретных действиях. Библиотекарь… кочерыжка с глазами, подробно проговорил свою философскую концепцию, егозливо следя за реакцией.

Даже когда Специалист/Серебряков очувствовался в почти что мавританских, южных по архитектуре, толстых арочных, мягко отслаивающихся стенах, Девочка пояснила ему, что нашла его случайно. Вроде бы нормально, но что-то не так. И Специалист это постоянно чувствовал. Она сказала, что отец очень её любил, боялся за неё, только не объяснял ничего, но держал её при себе постоянно, да и теперь она тоже чувствует, что он как будто рядом. Ну тоже почти правда. Девочка перечисляет внешние события. Как будто она не слышала смысла тревожных разговоров в городе, и как отец-авторитет словарными фразами орал Специалисту про сложившуюся социально-демографическую ситуацию в городе.

Не отца она «рядом» ощущала. Может того, в ком много «чёрного цвета», и не от того, что он света боится), а потому что «чёрный цвет» — это Пустота, в которой он обитает?..

Очень интересно весь сюжет выписан. Это у Девочки предчувствие, что кто-то ещё появится, кто-то другой, или это присутствие того самого персонажа, расслоенного в эфире, который так и наблюдал за всеми?

Кому непонятно, «кто победил», последите за тенями на выходе.

Новаторский сюжет Константина Мурзенко и по нему сценарий его друга, Сергея Добротворского, касающийся такой формы надобности, как упырь. Кино с «жёстким» дыханием, но оно дышащее, это кино неуправляемой жизни улицы. Советую смотреть его совсем не как кино о социальном вареве. Не зажимать восприятие типажом жанра. Смотреть как гениальное предостерегающее кино — об органике личности.

10 из 10

18 апреля 2021

Упырь как высказывание о жизни в постсоветском мире

Давно считаю, что «правильные» творцы, делая культмассовый продукт с лейтмотивами в виде зомби-апокалипсисов или вампирских экшенов, на самом деле рассказывают нам совершенно о другом, о том, что их действительно волнует. Под таким «фэнтезийными соусами» делают и социальные драмы, и творческие исследования о неравенстве и последствиях социального расслоения, и зарисовки о хрупкости цивилизации и гуманизма. Недавно, движимый приступом ностальгии, пересмотрел к/ф «Упырь» 1997 года и понял, что давно не видел настолько точного высказывания о постсоветской жизни и атмосфере постсоветского мира, не говоря уж о том, что фильм достоин внимания и с художественной точки зрения.

Те, кто жил в 90-е или интересовался этими годами, знает, насколько разные у современников тех лет воспоминания о них. Разброс мнений идет от «святых ельцинских» до «бандитских беспредельных», от «неизбежных рыночных реформ» до «разворовали страну», что всегда бывает на сломе эпох и смене общественно-политических формаций. Не вдаваясь в подробности, подтверждаю: время было своеобразное, сложное и для всех разное. Одним из симптомов нового времени являлись пресловутые «братки», которые повылезали изо всех щелей и все никак не залезут обратно. Создателям фильма пришло в голову гениальное и лежащее на поверхности решение: сделать нуар-фэнтези-вампирский боевик, в котором суровый герой истребляет бандосов-кровососов)). И все это было задумано и реализовано еще до «От заката до рассвета», «Блэйда» и других фильмов, гораздо позднее переосмысливших классические вампирские хроники!

Место действия — изолированный городок на острове, в котором без труда угадывается Кронштадт, с его заброшенными и ржавеющими портами, незадействованными доками и причалами, пустыми бараками. И это первый символ 90-х — потерянный город, почти безлюдный, с парализованной промышленностью и ржавеющими активами. Город здесь почти самостоятельный герой, который негласно присутствует во многих сценах: «разборка» на фоне неработающих портовых кранов, встреча героя и его возлюбленной среди металлолома, анфилада комнат какого-то промпредприятия в качестве логова упырей — все здесь играет на создание атмосферы безысходности, заброшенности и конца цивилизованного мира.

Главный персонаж — человек без прошлого и без имени — харизматичный Алексей Серебряков, еще совсем молодой, еще симпатичный и спортивный. Он — олицетворение всех сразу героев спагетти-вестернов и самурайских фильмов, а потому взявший что-то и от Клинта Иствуда, и от Тосиро Мифунэ, и внесший свое обаяние — пребывает от лица какой-то тайной организации, занимающейся истреблением вампиров, вызван для защиты «нормальных» бандитов от бандитов-упырей. Только на момент его прибытия никаких «нормальных» уже почти нет, скоро всех уж обратит главный кровосос Упырь. Пока держится еще «блатной» босс (Игорь Шибанов), дрожащий как лист в своей квартире, который и сделал заказ на специалиста по истреблению нечисти, но уже передумал и отказался от задуманного. Все убеждают главгероя бросить опасный бизнес и вернуться с докладом об успешно выполненной работе, да только у него некий личный счет к Упырю.

Подоплека фильма в виде истребления братков-вампиров дала авторам возможность добавить занимательный action, хотя сами сцены боёвки, как и фильм в целом, сняты предельно бюджетно, зато дешево и сердито, сейчас такого в кино увидишь, только в запредельном грайндхаусе. Вообще, братки — это еще одна из страшных и знаковых вещей 90-х. Здесь они во всей «красе»: в обязательных черных кожаных куртках, ботающие на блатной фене, опасные и жестокие, мрут пачками с колами в сердцах. Все это происходит под «фирменный» гитарный саунд ранней Tequilajazzz, иногда тягучий как время, иногда жесткий как кол, забитый в сердце.

И вот тут мы подходим к самому главному: теме 90-х в «Упыре». Уж не знаю, вкладывали ли этот смысл создатели фильма или само так получилось, но главзлодей Упырь с фильме выступает в качестве некого неизбежного зла: пришел непойми откуда и непойми почему, но всерьез и надолго, а потому — надо выживать… Как при перестройке и распаде страны, как при кризисе, как при эпидемии). Вот все и выживают как могут: одни пристроились, а другие — уехали, третьи — шестерят с надеждой попасть в новую жизнь, иные — сопротивляются с разной степенью успешности. Недаром Упырь присутствует весь фильм негласно как основной мотиватор действий всех героев, как причина всех событий, но показывают его только в последние десять минут фильма и в самом неожиданном образе (не буду спойлерить). Особенно забавно смотрится поток размышлений «блатного», рассказывающего о предшествующих событиях в духе «какую страну проср. ли»: мол, жизнь пошла нынче неправильная, авторитетов и воровских традиций не уважают, прибывшего в город коронованного воровского «короля» выгнали как сявку и т. п.

Как такое получилось у крепкого ремесленника, режиссера Сергея Винокурова — ума не приложу, после «Упыря» он долго не снимал, сейчас работает на разных сериальных ТВ-проектах «про Кавказ и про Чечню, и про спецназ». Хотя не исключено, что в этом ему сильно «подсуропил» бессменный Никита aka Бесогон Михалков, который умудрился облить фильм заочно, не гладя, таким дерьмом, что перспективы развития жанра сошли на нет.

Основной минус картины: запредельная бюджетность и минимальность финансовых вложений во все, что особенно заметно на спецэффектах и постановке сцен драк.

Редко какие кинофильмы 90-х можно сейчас смотреть без раздражения и желания сразу нажать кнопку «выкл». «Упырь» можно смотреть, даже не обращая внимания на многочисленные родовые проблемы российского перестроечного кино. К слову, в 2014 году Бэдкомедиан снял ролик по «Упырю» и рекомендовал его к просмотру.

P.S. На киносервисах его нет, на Youtube выложен в свободном доступе.

P.P.S. Почему никто не делает ремейк?

22.05.2020

22 мая 2020

В небольшом городке появляется упырь, который превращает местную братву в своих подчиненных. Тогда в город приезжает два охотника, чтобы навести порядок и разобраться с кровососами. Но одного из них быстро убивают и второму приходиться действовать в одиночку.

Фильм снят за копейки в не лучшее для российского кино время. В 1997 г. на экраны вышло считанное количество отечественных картин. Это была попытка эксперимента: сделать вампирский хоррор на российской почве, объединив тему кровососов с бандитской. Кстати, реалии криминального мира того времени здесь выглядят аутентично и без всякого глянца. Да и вообще своя атмосфера у фильма имеется. Другое дело, что с технической стороны сделано все очень слабо, да и мизерный бюджет бросается в глаза (фильм сняли в Кронштадте за две недели и практически одним дублем).

Во многом здесь выручает картину игра Алексея Серебрякова в главной роли. Он тут просто источает брутал и харизму. Саундтрек от Tequilajazz немало прибавляет к атмосферности и осязаемости происходящего на экране. Картину вполне можно назвать этаким хоррор-нуаром постсоветского розлива. Ну и к чести авторов они не стали делать прямолинейный и предсказуемый финал, сделав открытую концовку и нагнав философии на тему добра и зла.

В целом, получился такой Блейд по-русски, за год до него, с отечественным колоритом.

6,5 из 10

19 августа 2018

Упырь…

Сергей Винокуров снял очень нестандартную картину в жанре ужаса и фэнтези… Нестандартной она является потому — что реалии 90-х очень ярко выражены на фоне всего происходящего, и казалось бы, каким образом можно совместить именно наш самобытный криминал с жанром который на тот момент только открывался перед нашим отечественным зрителем? Оказывается можно!

Не стоит оценивать это кино с технической точки зрения, а вот с идейной стороны этот фильм довольно необычен. Воспользовавшись творческой свободой, авторы смогли внести в наш закалённый жанр большую долю фэнтезийного боевика. В рецензиях многие писали что если бы в данной картине не присутствовала линия бандитских разборок между местными авторитетами — то кино попросту было-бы несмотрибельным. Но на мой взгляд, уже заезженная тема упырей и вампиров — была прекрасна раскрыта в этом фильме. Она отлично вписывается в сюжет и одно другому никоим образом не мешает. Обычно в картинах на вампирскую тематику, в большинстве своём преобладает проблема вечной жизни этих существ, но в Упыре несколько иная философия. И каждый посмотрев этот фильм поймёт её по своему.

А представьте что было-бы если в наше время и тот же режиссёр решил снять что-то подобное… Место действия и общая тема остались бы прежними, но плюсом пошло бы качество и более мрачная атмосфера. Характер главного героя оставить таким каков он есть, а вот амплуа остальных действующих лиц вытащить из образа братков 90-х и преобразовать на современный лад. Возможно получилось бы крепкое нуарное фэнтези.

Извиняюсь за излишнюю фантазию но иногда свежий взгляд на старые вещи необходим… Тем более в копилке отечественного кинематографа по сей день вы не найдёте достойных картин такого жанра. Не чего лучше мы не сняли, и видимо ситуация в ближайшие десятилетия не измениться.

10 из 10

11 июня 2018

Спать хочу

Русские реалии рождали аналогичные картины. В трудные для кинематографа годы, дабы избежать краха киностудии имени Горького, появился нетипичный для того периода фильм в жанре мистического триллера.

Хотя «Упырь» по большей части стандартный российский боевик, с преступными авторитетами и наивными сценами перестрелок, в нем прорывается неожиданная мистическая сюжетная линия, в которой, в общем-то, и не понятно, что хуже: преступники или упыри? А упыри в фильме вполне каноничные — не отражающиеся в зеркале, убиваемые лишь осиновым колом твари, сосущие человеческую кровь.

И средь этого мистического реализма, на фоне старых гнилых построек и серости окружающего мира можно разглядеть замечательную психологическую драму — борьбу главного героя с самим собой.

Главный герой, будучи идеальным оружием, не щадит никого — ни тех самых упырей, ни свою мимолетную влюбленность, ни самого себя.

Видно, что у фильма был колоссально маленький бюджет и весь упор ставился не на визуальную составляющую, а именно на сюжет и его героев. В фильме сильное персонажи — это детализированные характеры сыгранные замечательными актерами.

Возникла претензия по поводу музыкального сопровождения. Саундтреки группы Tequilajazz отлично вписываются в картину, проблема в том, что они не всегда уместны.

В целом же «Упырь» производит странное, но положительное впечатление, заставляющее после просмотра, ещё некоторое время, думать о картине.

15 февраля 2018

Притча. Без лишних сантиментов, как и полагается, когда речь не о какой-то мифической нечисти, а об нормальных «кровососах», из плоти и прочего, вполне комфортно сосуществующих бок-о-бок со своей едой — нормальными людьми. Они были, есть и будут и «девяностые» прошлого столетия не исключение, а наоборот — сезон повышенной активности, когда наша действительность представляла сплошную карантинную зону. Весь смысл фильма в словах одного из персонажей:

»- Понимаешь, они у народа кровь пьют, почём зря…»

- добавить нечего. И прекрасна, маниакально-приятна бескомпромиссность главгера, на потребу зрителю — живых не останется никого, только так — ветхозаветная бескомпромиссность. Особенно радует многоточие в финале — никаких хэпиэндов, иначе и быть не может. А серость в кадре в смеси с саундтреком делают нужную атмосферу, тяжёлую в разумных пределах.

Хорошее, недооцененное кино.

18 октября 2017

Посмотрела по совету друга, сама не вышла бы на него ввиду невысокого интереса к русскому кино. Но штука оказалась любопытная. Если вкратце, это очень неплохой фильм. Вот так выглядит фильм о вампирах, снятый в России 90-х. Казалось бы, должна была получиться бессмысленная чушь, а-ля «Гордость, предубеждение и зомби» 2016 года. Но получился фильм, в котором вампирская тематика весьма органично вписывается в мрачные реалии провинции 90-х. При том, что это очень неплохой, фильм, слово «чернуха» ему вполне подойдет. При его редкостно мрачной, безысходной и угнетающей атмосфере без единого луча света в конце тоннеля по другому и быть не может. Конечно до культового Брата-1,2 этому фильму далеко в плане смысловой и философской составляющей, но идея в какой-то степени общая. Атмосфера безысходности, разруха, анархия, и в противовес всему этому герой, вершащий правое дело. А таких героев, бесстрашных, справедливых и сильных в жизни тогда очень не хватало. Но именно такие герои были единственной надеждой на перемены к лучшему. Потому люди хотели видеть их хотя бы в кино.

О чем же фильм? В провинциальный, почти закрытый город приезжают два охотника на упырей, по вызову главаря местной мафии. Сразу же по приезду старший из них погибает, успев дать указания младшему не тратить время на мелочь, а искать главного упыря. Оставшийся охотник узнает, что их вызов отменили, но решает остаться и докопаться до правды. Чем он на протяжении фильма и занимается, безжалостно и красиво истребляя как старых, так и свежеукушенных упырей.

В целом фильм необычайно напряженный, захватывающий, поглощающий. Сама атмосфера фильма практически лишена красоты и романтики, 90-е без прикрас. Место, где ни за что не захотелось бы оказаться, откуда срочно хочется бежать. На фоне чего особенно ярко выделяется главный герой. Особого внимания заслуживает игра Серебрякова, который, казалось бы, не делает что-то такое особенное, но удерживает зрительское внимание, и делает своего персонажа вызывающим исключительные уважение и симпатию. Его манера вести себя и держаться заставляет «хозяев» городка тушеваться перед ним, считаться с ним, даже когда он в их руках. Они чувствуют исходящую от него силу, а потому боятся и уважают. А сила эта состоит в правде, которую бандитский городок давно глубоко похоронил. В независимости и неподкупности, с ним можно сотрудничать, но его нельзя подчинить, подкупить, переубедить. Он никому не доверяет, никого не боится. Он немногословен, но выделяется. Он опасен, ничто не может остановить его.

Если герой Серебрякова воплощен безупречно, то остальные к сожалению не всегда. Часто бандиты выглядят слишком уж нарочито, имеет место явное переигрывание. Порой неубедительна даже девушка, чувствуется неумелая игра. Чего нет в том же «Брате» или «Ворошиловском стрелке», а потому этот фильм опускается ступенью ниже относительно них. И второе что сильно разочаровало, это концовка. Типичная концовка западного триллера, пусть многие из них и были сняты позже. Если вы уже знакомы с «Бойцовским клубом» в виде фильма или книги, то тут ничего для себя нового вы не откроете. С моей точки зрения могли бы придумать что-то поинтереснее.

Итоги по плюсам фильма: интересный сюжет, атмосферная съемка, игра Серебрякова, нетипичный и удачный саундтрек. Итоги по минусам: не всегда убедительные второстепенные герои и разочаровывающая (на мой субъективный взгляд, многие со мной не согласятся) концовка. Но в целом фильм производит достойное впечатление. Оцениваю критично.

7 из 10

24 июля 2016

Ожидал куда большей осмысленности, ведь фильм снимался в тяжёлые времена и не только для кинематографа, но и страны в целом. Представить наших криминальных братков этакими упырями, которые в страхе держат целый город, ни есть какая-то новаторская мысль, она крутилась, да и крутится в голове у каждого. Они высосали всю кровь у народа и когда их время прошло, приодели дорогие костюмы и теперь заседают в высоких кабинетах. Всё также паразитируя, смачно присосавшись к своему запутавшемуся электорату. Упыри, что с них взять.

В фильме можно разочароваться, если начать его сравнивать с «Блэйдом». Простите, но это достаточно глупое занятие, абсолютно две разные картины даже по жанру и тем более своей подаче. Вампиры имеются лишь номинально, вполне реальны колья в их груди, которые показательны, как точка кипения — она достигнута, насилие порождает только насилие. Полная победа нечисти, но другого пути нет, перерождение через поражение — борьба обязательно возобновится, но люди станут чуть умней.

Можно отметить атмосферность, которая пускай и поглощает зрителя лишь частично, но зато она имеет свой неповторимый стиль. Картина заинтересовывает и этого вполне хватает, чтобы усидеть до конечных титров.

Как бы не сквозило нищетой, но актёрская подача была всё равно выше среднего. Любой актёр, у которого было хоть немного текста отличался своеобразностью и не смотря на это органично вписывался в общую картину.

Фильм можно порекомендовать к просмотру, хотя желания увидеть его вновь у меня не возникнет, но на один раз вполне сойдет. Если есть непреодолимое желание увидеть море спецэффектов и залихватски поставленные бои, то проходите мимо, это явно не то кино.

1 июля 2016

Чтобы убить упыря…

Перед нами откроется мрачный мир 90-х, разруха на улицах и в сознании людей, некогда великая держава стала сумрачной тенью, кажется что худшего случится не может и все же это произошло. В отдаленном городе появился упырь. Смотритель, который должен был доложить о нем решил отступить от своего долга, ему стало любопытна причина интереса упыря к бандитам, он подумал, что впервые за все время борьбы с этой нечестью зло сделает благо во время добра и ошибся.

Год, жанр и страна создатель могут отпугнуть от себя зрителя. Признаюсь, что и сам откладывал просмотр, но все же решился благодаря Серебрякову, которого считаю одним из лучший актеров нашего времени. И не разочаровался. Сценарий выполнен на высоте, тонко подмечены черты героев, их двойственное, а порой и не решительность, так как то время было столь же переломным и неопределенно темным, как душа упыря. Хороший подбор актеров, каждый появляется в положенное ему время. Интригой служит внешность вампира, его сущность как и выбранное им лицо откроется только при самой развязке. Поражает фон, натуральный, просторный и серый. Город некогда большой и индустриальный словно вымер, стал призраком. Музыка только усиливает мистическую атмосферу. Но главным достоинством становится стилистика. Здесь нет привычных публике веяний Брема Стокера или голливудских ужастиков, во всем угадывается ледяное дыхание произведений Толстого и Гоголя.

Развязка фильма остается открытой, предшествующая ей битва хотя и окутана тайной дает нам представление о том, что действительно произошло. Она как бы подводит черту под главным персонажем: тем кем он стал — безжалостным охотником способным пронзить сердце возлюбленной и тем кем он был — человеком с сильной волей, желающим жить. Упырю хотя и отведена минимальная роль все же досталось самая важная идея фильма. Он чистый кристалл, бесцветный, ищущий смысла, цвета, образа в окружающем его мире. Когда он был среди бандитов, упырь принял их за свой фон и поглотив уподобился им, однако появление охотника открыло для него возможность покинуть надоевший ему город и начать все сначала. Удастся ли ему одолеть охотника и покинуть город и станет главной загадкой, так как в последнем поединке сойдутся две половины одного человека — охотника на упыря.

13 марта 2016

Пустое сердце

Скрипучая лодка с хмурым гребцом тихо несет по водам Стикса очередную душу. Никому по доброй воле не захочется в мрачный Аид, где нет дневного света, а крики грешников звучат жуткой какофонией. Угрюмую атмосферу древнегреческого царства мертвых не сложно перенести на экран, был бы подходящий город, транспортное средство и провожатый для нового гостя. Все это нашлось в глухой российской провинции, куда прибыли с необычным заданием наставник и его ученик. Не семинары они будут проводить, а на упырей охотиться, ибо в сущности это единственное, что им интересно в жизни. Скрытое зло довольно скоро дает о себе знать — сочащиеся кровью раны от укуса на учительской шее принуждают молодого человека взять в руки кол и сделать крепкий удар. Теперь охотник один в недружелюбном месте, где нет союзников, а кругом противники — тайные и явные. Он ищет цель, ведь заказ оформлен, и, согласно его собственному кодексу, должен быть исполнен во что бы то ни стало.

В легендах о Носферату всеми красками мрачной палитры описываются походы неупокоенных мертвецов за свежей кровью, но в каждом поселении, ставшим прибежищем вампиров, однажды отыскивается свой избранный, которого страшатся пасынки ночи. Образы таких охотников имеют не много общих черт. Ни стокеровский Ван Хельсинг, ни марвеловский Блэйд не вписались бы в атмосферу молчаливого провинциального города, где свили себе гнездо ненасытные кровососы. Этому проклятому краю нужен был свой «чистильщик», по-бессоновски немногословный, надежный и беспощадный. И пусть внешне Алексей Серебряков ничем не напоминает Жана Рено, но роль истребителя вампиров подошла ему безупречно. В сущности, отечественный охотник на нечисть — тот же самый «фанат» из перестроечного кино, повзрослевший, но так и не научившийся чему-то более интересному, чем его ремесло. Только теперь Серебряков демонстрирует на практике не эффективность приемов карате-до, а вступает в поединок с неведомым врагом, которому нужен загадочный прибор, опознающий упыря под человеческой личиной. Двойственная сущность мстителя подчеркивается даже характерным для тех лет сочетанием белоснежной рубашки и черной кожаной куртки. Неуловимо он превращается в окаянного стража, живущего лишь до тех пор, пока ему есть на кого охотиться.

Пленительной в своей жути Трансильвании на экране быть не могло — бюджетность постановки определила весьма аскетичное оформление фильма. Но удивительное дело: для создания обстановки жестокого города, потонувшего в нечистотах от обилия грехов своих обитателей, такой скромный подход оказался самым верным. Аллегорический киноязык Сергея Винокурова достоверно передал характерную картину нашей страны эпохи 90-х. Мрачные годы, которые принято именовать «лихими», или «тучными», воссозданы с помощью многочисленных деталей, которые дополнили контурные черты неизвестного города. Жители этого Богом забытого места схожи в проявлении своего страха, и потому никто не рад «спасителю», что все видят в нем того же самого упыря, за которым он прибыл. Кругом и повсюду царит разруха, что уж говорить, если главный «авторитет» похож на загнанного волка, в которого вот-вот вопьется охотничья пуля. Винокуров создал своих людей бессмысленными созданиями, неспособными сопротивляться удушливой атмосфере безысходности. Вторгающиеся в городскую тишину громовыми раскатами аккорды рок-группы «Tequilajazzz» становятся чуть ли не единственным доказательством, что жизнь еще не умерла в проклятых землях, а заодно и указывают на принадлежность фильма к своему времени: крутому истребителю — крутое звуковое сопровождение.

Неоднократно герои фильма будут с тревогой всматриваться в зеркало — зло проникло слишком глубоко в городское чрево, и, по сути, стало с ним одним целым. Вампиры не отражаются в стекле, что не мешает им успешно существовать в обстановке всеобщей иллюзорности. Долгий поход молчаливого охотника стал символом того тупика, в котором находилась наша страна на излете прошлого века. На примере вымышленного города Сергей Винокуров воспроизвел фрагмент российской истории в миниатюре. Страх людей перед неуязвимым врагом — зеркало людской боязни перемен, которые вторгаются в наши жизни, не спрашивая о готовности. Неумолимое время быстро оборвало моду на «братков», именно поэтому они изображены в столь любимом народом «распальцовочном» стиле. Презревшие нормы морали, они были теми самыми нелюдями, которых можно было называть хоть вампирами, хоть упырями, хоть вурдалаками, а суть оставалась прежней. Захлебнувшаяся мутными водами беззакония и всеобщего разочарования страна охотно принимала в ряды своих избранников людей, способных «решать вопросы». Упрятав кульминацию фильма в концовку, Винокуров предоставил возможность для выбора, был ли охотник всего лишь калькой на криминальных кумиров прошлых лет или заслуживает быть олицетворением эпохи. Скромная известность «Упыря» не сказалась на классификации его как качественного боевика с уклоном в мистику. Тихому городу — тихий герой. Он мелькнет подобно тени, но всегда будет рядом, когда настанет час вонзить в чью-то грудь отточенный кол.

17 января 2016

Маета

To Nightmare163

Осиновый кол с громким хрустом вошёл в грудную клетку барахтающегося существа, что некогда буквально пару минут назад ещё напоминало человека, откровенно бандитского вида парня лет двадцати шести, со шрамом на все лицо. Он был холоден как лишь может быть ледяным при невольных прикосновениях давно окоченевший труп, но этот блеск в глазах, этот непритаенный в своей ярости взгляд буквально гипнотизировали, и пасть, что судорожно хватала сейчас воздух в последние минуты своей жизни, будто жаждала напоследок насытиться, но нет — ему суждено умереть только так. Точнее, не жизни даже, но мучительного послесмертного бытия, сутью коего был голод. Зеленовато-черная жижа стала заливать пол чердака, невыносимый и неописуемый смрад окутал все своей удушающей пеленой, но безыменный мужчина рядом не отворачивается, не закрывает нос. Ему нравится быть вершителем правосудия в уездном городе N.

Погружая зрителей в царство тотальной авторской условности, где главные герои не вполне архетипичны, но весьма симптоматичны как несуществующее отражение в кривых зеркалах пореформенной эпохи, а маленький город на окраине большой русской действительности не более чем город-сон и город-ад, в котором чужаку и чудаку никто и никогда не рад, российский режиссер Сергей Винокуров в своей картине «Упырь» 1997 года, жанрово принадлежащей к редкому сочетанию типической криминальной зарисовки, чернушной притчи и вампирского хоррора, говорил по сути о тотальном безвременьи, наступившем после распада империи, построенной на фундаменте отрицания основополагающих истин и заветов. В условиях всеобщей политики атеизма, которой на смену потом пришёл цинизм и власть жестокости, рождение монстров-кровопийц неизбежно, как и неизбежно падение на дно, выбраться из которого вполне реально лишь тем, кто уже приспособился к новым социально-политическим нравам старого постоялого двора.

Созданный в то славное время с приставками post — посттоталитарное, постсоциалистическое, постсоветское, посткультурное и даже постмифологическое (СССР как часть мифа, как прародитель многих мифов и как их разрушитель в конце концов), «Упырь» Сергея Винокурова до определенной степени даже кажется посткинематографическим творением, типическим образцом внекультурологической авторской мысли, полной хаоса, крови, разброда и шатания. Но в то же время, не имея явного идеологического кода, фильм рисует в багровых тонах конфликт не между новым и старым, но между пришедшими на волне пертурбаций и переломов расчеловеченных хозяев жизни и теми, кто, будучи в самом вихре тогдашней упадочной мясорубки, сохранил в себе идеалы. Старорежимность мертва, а принципы отсель отстаиваются лишь кулаками, да ножами, да осиновыми колами, да серебряными пулями, да автоматами. Лапидарность нарратива, позволившая Винокурову уйти от предельной многословности к большей макабрической концентрированности, в то же время была неизбежностью времени, в условиях которого был снят фильм, ныне же воспринимаемый одновременно и как документ эпохи, и как крайне своеобразный мистический эрзац, с его отголосками не Носферату, но вурдалаков Алексея Толстого, химер Сологуба и тёмных тайн Майринка, писавшем об алхимии монструозного бытия на фоне серой реальности, воняющей серой, гнильем да кровью.

8 августа 2015

Специально для тех, кто фильм оценивает бюджетом затраченных денег, раскрученностью актеров и новейшими 3д спецэффектами: мельтешение в кадре навороченных трансформеров и аватаров никогда не заменит настоящую игру актеров, удачно подобранный саундтрек и «атмосферу», которая «рождена» талантливым режиссером. «Брат» Балабанова, «Криминально чтиво» Тарантино, «Карты, деньги, 2 ствола» Гая Ричи — это подобные «Упырю» фильмы, созданные на небольшие бюджеты, но вошедшие в историю кино и которые можно пересматривать раз за разом. Что толку, что Федор Бондарчук просадил кучу денег на «9 роту» и «Необитаемый остров» — больше одного раза эти «шедевры» смотреть нереально, то же самое можно сказать и про «Аватар» Камерона и новые «Звездные войны» Лукаса — потрачено куча денег, в кадре все летает, мельтешит и взрывается, и не смотря на многие восторженные отзывы, меня лично ни на секунду не покидало ощущение сказочности и нереальности происходящего на экране, хотя те же камероновские «Чужие», когда кожей ощущаешь сырость стальных ржавеющих стен заброшенной базы колонистов на LV-426, шок и замешательство космодесантников, еще недавно усмехающихся над ожидающей из опасностью, и ужас смерти людей, зараженных личинками Чужих, то же самое и про ранние 3 эпизода Звездных войн: ощущение массивности многомиллионотонных Звездных разрушителей, ревущий звук взлетающего с Татуина Тысячелетнего Сокола и полное погружение во вселенную, которая создана гением Лукаса. Прошу прощения за такое отступление, но хотелось просто сказать, что атмосфера фильма — это далеко не всегда его насыщенность новейшеми спецэффектами, тут важна скорее революционность, переживаемость актерами ролей и режиссером всей полноты картины в себе.

А что касается именно «Упыря», то игра Серебрякова эдакого «терминатора отечественных вампиров», его короткая стрижка, кожаная куртка, уверенный в себе взгляд, жесткость ударов и движений, сыграны просто безупречно. Роль потеющего от ужаса, зажатого на квартире «авторитета», который боится каждого шороха за дверью, тоже передана безукоризнено. Вообще фильм силен именно игрой актеров, сюжетом, атмосферой, выбранным местом для съемок, сильным саундтреком Текиллыджаз, который, как нельзя кстати, вступает в самые нужные моменты нужной композицией и все это рождает непередаваемую атмосферу обреченности, заброшенности, ужаса и жесткости, которую надо всему этому противопоставить, чтобы выжить. Данный фильм хочется поставить на одну полку с «Братом», как редкий шедевр того времени, из огромного количества действительно безвкусного тогдашнего и сегодняшнего отечественного трэша.

15 марта 2015

Терминатор, девяностые и вампиры… а что?

Трудно себе представить более архитипичный образ постсоветского пространства девяностых годов, каковой был представлен в этом фильме: серость, уныние, пасмурные пейзажи, бухло, бандиты, разборки и т. д. Как следствие, чертовщины в те времена, пусть и не столь грубо представленной, тоже должно было хватать. Чертовщины, конечно же, не физической, а, скорее, чисто моральной, кроющейся в характерах отдельных личностей, а, возможно, и в поведении целого класса — в любом случае, кого именно Винокуров пытался показать через упыря, остаётся риторическим вопросом, как, впрочем, и то, были ли представлены какие-то намёки в этой киноленте, или у автора просто разыгралась фантазия, и ему захотелось заснять свой фильм ужасов с кровососами, как-никак, ещё с перестроечных времён пошла мода на американские и европейские фильмы, а ведь вампирской тематике уделена немалая их доля, так что неудивительно, что находились отдельные умельцы с простым и понятным желанием показать что-то своё, кто во что горазд, но, так или иначе, всё, что наснимали в кризис российского кинематографа, можно разделить на две группы: кино, сделанное под копирку с Запада, где путём агрессивного хирургического вмешательства в сценарий имена «Хуан\Джон\Жан» (нужное подчеркнуть) заменялись на «Иван», и кино самобытное, пусть его было и мало, причём, и этот весьма маленький отросток российского кино девяностых можно поделить на кино полностью самобытное (вроде «Окраины») и малость приправленное кое-какими штампами из зарубежья. Как раз-таки, к последним этот фильм и относится. Почему?

А вы посмотрите на то, как главный герой лихо выносит группу вооружённых парней врукопашную и стреляет с АК-74М одной рукой с хирургической точностью, вовсе не беспокоясь об отдаче, с удавьим спокойствием оглядываясь на предмет недобитых упырей. Не хватало только реплик «Ответ положительный.» и «Hasta la vista, baby.» Можно, конечно, сравнить героя Алексея Серебрякова с Кейси Райбеком, Мейсоном Сторном и прочими героями Стивена Сигала, но на того законы физики как-то в большей степени влияли.

В целом же, фильм создаёт очень будоражащее, даже немного и вправду иссушающее впечатление, что, на самом деле, ему в плюс: холодно, жёстко и без лишних специальных и драматических эффектов. Никаких слов, никаких вопросов — только 9 мм\5,45 мм (опять-таки, нужное подчеркнуть) в лоб и кол в сердце, чтоб наверняка — и, заметьте, с минимумом кровищи в кадре.

Звуковые дорожки, правда, вышли чисто на любителя. Хотя, судя по «Зелёному слонику», металл, грубо звучащий под кадры, снятые на дешёвую плёнку, тоже можно считать определённой визитной карточкой девяностых.

Лично мне фильм понравился. Конечно, сам по себе он весьма на любителя, но вряд ли вы пожалеете, если просто один раз прокрутите его на своём экране.

8 из 10

18 ноября 2014

Рекомендую

Смотрел этот фильм как раз в конце девяностых… Тогда мне было лет 18—19 и мне этот фильм показался вторичным. Запомнилось разве что звуковое сопровождение. Но я стал много старше и вот недавно совершенно случайно наткнулся на этот фильм. За эти годы я стал неплохим фотографом и получил кое-какие знания о композиции и тд, плюс просто стал старше.

И что я вам скажу — фильм потрясающий! просто перечислю почему:

- Работа оператора на отлично! Ракурсы выбраны идеально, картинка просто завораживает — браво. И монтаж то что надо.

- Звук заслуживает отдельного разговора. Музыка Tequilajazzz нагнетает невероятную напряженную атмосферу.

- Сюжет прост как две копейки, но нет абсолютно ничего лишнего. Удивительно, но у меня абсолютно нет претензий к нему. А концовка вообще порадовала.

- Актеры все на своих местах. А молодой Серебряков вообще хорош. Минимум слов, максимум действий. Настоящий герой, хоть и не совсем положительный как оказывается в конце…

- И самое главное — АТМОСФЕРА! Фильм захватывает с первых же кадров и держит в напряжении до самого конца. Если попытаться найти аналог этому фильму, то в моей памяти всплывает разве что Ворон с Брендоном Ли…

Фильм снимался талантливыми людьми. И пусть за дешево, на голом энтузиазме, но каждый серьезно подошел к своему делу, с душой! Спасибо им.

10 из 10

23 июля 2014

Голый расчет

Говорю сразу: вполне вероятно, что в этой рецензии я буду додумывать. Буду вытягивать из фильма то, чего там нет, и что создателями «Упыря» в него и не вкладывалось. Но это по сути постмодерн. Ты имеешь перед собой культурный текст и видишь в нем то, что хочешь увидеть, вертишь его во все стороны, будучи свободным от однозначных трактовок.

Начну с того, что мне сразу понравилось, на что я обратил внимание или чему я удивился:

1) Эстетика. Этот пункт весьма важен и парадоксален. В результате перенесения мистического компонента в сугубо бытовую эстетику тема вампиризма заиграла новыми красками. У нас здесь ничего не выливается в полноценную романтическую историю или экшн в полном смысле этого слова. Никаких готических башен и летучих мышей, окровавленных губ и томных глаз с придыхательным призывом: «Приди-и-и-и ко мне…..» Мы имеем картину в форме российской провинциальной мелкокалиберной бытовухи, которая является лишь метафорой. «Магический реализм», если хотите. Вы ни разу не увидите, чтобы в кадре кто-то кого-то кусал, при том что фильм о вампирах. Для обозначенной жанровости картины это очень классный ход.

2) Место действия: провинциальный портовый город, в который можно попасть только приплыв на пароме. (Классический миф: «Вампиры не могут переходить, через проточную воду». Кому интересно, почитайте Монтегю Саммерса и других исследователей). Несмотря на то, что герои говорят о том, что вся череда событий закрутилась неожиданно и внезапно, я делаю предположение, что вампиризм в фильме — это не иноземная или приходящая зараза, а феномен, что культивировался, взращивался и формировался в нас самих. Нами самими. В таком локальном закрытом обществе. В фильме как-то вскользь упоминается о том: приезжий Упырь или нет, но это не преподносится как что-то инфернальное и дьявольское.

3) Условность места действия и персонажей. Схематичность же при этом раскрывает характер персонажей там, где характер нужен и маскирует подробности там, где их надо скрыть. Абстрактный город, минимум опознавательных знаков, ярлыков, рекламы, no-name персонажи, только условные обозначения или клички: авторитет, библиотекарь, Ушной, Упырь… Одежда главного героя, такая немного казенная, которая ничего не говорит о принадлежности его к какой-либо субкультуре и прочее, только тяжелые ботинки могут говорить о его возможном военном прошлом, либо папироса в зубах о возможном тюремном, прическа же вообще может говорить и о первом, и о втором. Цвета героя: черно-белый верх, черный низ. Одежда упырей и их прислужников: черно-белый верх, белый низ. Я еще раз говорю, возможно, это моя выдумка, а одежда куплена наугад, исходя из мизерного бюджета. Но так или иначе, в визуальном плане получилась четко выстроенная линия.

4) Вытекающая из предыдущего пункта некая притчевость повествования, афористичность и лаконичность диалогов. Рефлексивные, часто кажущие нелогичными действия героев.

5) Музыка. Питерский до каждой ноты саундтрэк группы «Tequilajazz». Где нужно нагнетающий, меланхоличный, нейтральный, грязный и одновременно очень стильный, с таким жестяным альтернативным саундом. Один из самых запоминающихся саундтрэков в отечественном кино.

6) Актерские работы и драматургия. Все настолько на своих местах, что даже удивительно. Минимум звездных лиц, максимум вписывающихся в обстановку типажей. Алексей Серебряков уникальный актер, несущий в себе сочетание и опыт как старой, советской, так и современной актерской школы, актер-аналитик, интеллектуальный диггер, актер неограниченных возможностей. Человек с зашкаливающей энергетикой в фильме, с внутренним стержнем, он пронес загадку и интригу своего персонажа до конца, не расплескав ни капли. Благодаря этому на экране сформировался тип нового героя.

7) Работа съемочной группы. Наикрутейшие локации и цвета, подвалы с кафельными стенами, освещённые таким зеленым больничным светом, темные постапокалиптического вида катакомбы, в которых Серебряков напоминает Сталкера Андрея Тарковского, облезлые дома, безлюдные улицы — точное попадание. Вот, когда эта знаменитая перестроечная «чернуха» срабатывает и отрабатывает на 100%. 90-е годы — исторически смутное и тяжелое время, которое многое разрушило и разметало. Если бы этого пятна нашей истории периода не было — этот фильм не родился бы. Он настолько глубоко пропитан вот этими посптерестроечными ветрами (фильм 1997 года), ветрами дискомфорта и тревожности, затяжной депрессии, слома и переоценки ценностей, что эта атмосфера сквозит из каждого кадра в аскетичной съемке, в малонасыщенном цветами видеоряде, урбанистическом звуковом ряде. Фильм дитя 90-х. Винокуров, Мурзенко и Добротворский предельно точно и при этом по-своему поймали нужные тенденции, очень самобытно, нестандартно. В этом отношении «Упырь» — это однозначно авторское кино.

8) Постановка вопросов. Для постановки важнейшего вопроса: «а кто здесь упырь?» выбран совершенно простой, я бы сказал, идеальный в своей простоте прием. Художественно верный. Я говорю про тот момент, когда герой Серебрякова в финале встречается с главным упырем в катакомбах. Убедительней не придумаешь, это именно то, что нужно: очень говорящая, метафоричная, а потому не кажущаяся банальной финальная сцена. Она предельно доходчиво ставит все точки над i и, как мне кажется, обнажает саму суть всей этой истории. Помните, когда главный герой идет в глубь катакомб, и его прибор реагирует на упыря, который где-то поблизости, разлетаясь по коридорам сигналом тревоги. На кого машинка реагирует? На упыря? Или на героя Серебрякова, который продвигаясь все дальше по сырому мрачному коридору навстречу врагу, все глубже и и глубже погружает во тьму самого себя? Чем он дальше заходит, тем сильнее прибор «кричит»… И еще, обратите внимание, в финальном диалоге двух противников — антагонист Упырь плачет, а главный «положительный» герой — нет. Он равнодушен.

«Упырь» Сергея Винокурова — это фильм о зарождающейся новой формации людей и новой формации преступности в частности. О том, как земля, а точнее её темная и светлая сторона сбрасывает шкуру, меняет покров. О том, как в эти запредельно депрессивные 90-е годы совершенно не непонятно было: кто живой, а кто ходячий мертвец. Непонятно, — кто человек, а кто лишь его оболочка, темный дух, что ранее был бесплотным, а теперь материализовался в самую пригодную для этого форму. О том, какая же у нас реальность, если упыри в ней свободно разгуливают и убедительно процветают. О том, как на одну силу, есть еще одна сила, а на любое твое действие природа, обстоятельства, фатум или высшие силы всегда найдут противодействие. И это противодействие может быть совсем на другом конце спектра. О том, как, казалось бы, живой человек превращается в «голый расчет», ходячий рефлекс, от которого пахнет мертвечиной не меньше, чем от упыря. И о многом-многом еще….

10 из 10

11 августа 2013

'-Тихо тут у вас, воздух свежий».

Увидев название, да еще и страну, создавшую фильм, я зашелся смехом, но посмотреть все же решил. Когда же начал смотреть, постепенно понял, что атмосфера фильма как нельзя лучше подходит под мои вкусы. И еще — что фильма, подобного этому, я не видел ни у нас (все-таки хоррор жанр — не наша стезя, пока…), ни среди зарубежных фильмов.

Этот фильм наш! И перестроечный провинциальный городишко где-то на отшибе, причем добраться до него можно только на пароме, который, как ему в русском захолустье и положено, и ходит-то нерегулярно. И обилие криминала (его обоснование мистических событий отметается с первых же кадров), разборки между ворами старой закалки и беспредельным молодняком. И интерьеры, и диалоги, и даже само название нечисти, — «упырь».

Конечно, бюджет фильма — явно сущие копейки. При этом, несмотря на неспешность, кино смотрится хорошо, есть несколько вполне себе даже эффектных сцен. Концовка довольно любопытная. Плюс — вытягивает саундтрек в лице группы Tequilajazz — это просто супер, ну и, конечно, харизма Серебрякова. Кстати и образу супергероя я пытаюсь — и не нахожу прототипов за рубежом. В советских и перестроечных боевиках — еще может быть. Но тем ближе он к нам. Он не летает, не мочит направо и налево из лазерной пушки (хотя какой-то доморощенный приборчик для определения упыря в начале фильма ему подгоняют), не машет шашкой, в конце концов. Он молчит большую часть фильма и, затягиваясь очередной беломориной, остругивает колья — осиновые, надо полагать.

Кино не оставляет неприятного осадка, как большинство наших фильмов такого жанра и бюджета. И в фильмотеке моей храниться он, в отличие от «Прикосновения» Мкртчяна, будет!

Короче говоря, посмотрите… ну хотя бы для общего развития! Будет что пообсуждать с друзьями.

8 из 10

9 февраля 2013

Двое мужчин приезжают в небольшой провинциальный город, она заходят в кафе, один из них уходит в туалет. После длительного ожидания, второй из приезжих решает выяснить, причину длительного отсутствия товарища. Он находит его с прокусанной шеей на полу, уже умирая, тот дает совет оставшемуся в живых товарищу о том, что необходимо убить главного вампира в городе, тогда остальные умрут сами. Оставшись в одиночестве, без опытного напарника, мужчина вынужден сам искать главного упыря, в городе, полном не только вампиров, но и бандитов, которые преследуют собственные интересы. Фильм «Упырь» редкий представитель жанра ужасов в отечественном кино, мало того, учитывая что фильм снимался в 97 г. (в то время, в России, национальный кинематограф мягко говоря, был в плохом состоянии) картина получилась очень цельной и не смотрится низкобюджетной халтурой.

История охоты на вампира в провинциальном городе, выглядит живой, повествование не провисает, а наоборот, развивается по спирали, постоянно подкидывая какие-то неожиданности. Понравилась атмосфера фильма: герой вынужден постоянно находится в напряжении, ожидая удара от любого, ведь он не знает, кто сейчас рядом с ним человек или вампир, а музыка группы «Tequilajazz», добавляет к происходящему дополнительную энергетику. В общем, я крайне рекомендую эту ленту, хотя и не являюсь любителем этого жанра, но в данном случае это очень приятное исключение. Тем более, что картина сделана мастерски, а актеры (ну конечно во многом, фильм делает Серебряков) отыграли на сто процентов, создав очень достоверных персонажей.

14 октября 2011

«Ты должен самогó завалить. С мелочью не связывайся. Самогó грохнешь — остальные подохнут сами»

«Упырь» — смесь мистического ужастика с криминальным боевиком — был снят в лихие девяностые — время для России, мягко говоря, очень и очень непростое. И наше кино, снятое в те годы, своему времени полностью соответствовало (а как иначе?). А идея представить тогдашних «хозяев жизни» — криминальные элементы разного калибра (от воров в законе до обычных братков) — в образе монстров-кровопийц вовсе не выглядит нелепой, наоборот — получилась отличная метафора социально-политической обстановки в России девяностых годов.

Главный герой, охотник на вампиров (Алексей Серебряков), и его старший напарник (Николай Лавров) прибывают в маленький городок по заказу местного криминального авторитета. Их задание — найти и уничтожить Упыря и его подручных, захвативших власть в городе. Едва приехав, охотник сначала лишается напарника (тот погибает в закадровой схватке с упырём), а затем узнаёт, что заказ отменён — ему недвусмысленно намекают, что в этом городе ему делать нечего, — однако такой поворот событий его не устраивает. Кровью мелких вурдалаков он прокладывает себе дорогу к главному Упырю, встреча с которым обернётся и для него, и для зрителей полной неожиданностью…

Да, в глаза бросается отсутствие клыков у упырей — ну и что? Чем больше монстры похожи на людей, тем они опаснее. А клыки браткам-упырям успешно заменяют ножи и пистолеты.

Воссозданная в фильме жуткая криминальная атмосфера тех времён удачно подчёркнута музыкой группы «Tequilajazz».

Финал у «Упыря» не только неожиданный, но и, что очень радует, двусмысленный: кого же именно мы видим в самых последних кадрах? Главная идея фильма в том, что своими методами борцы с преступностью не очень-то отличаются от тех, против кого сражаются. Да и вообще, добро и зло — это две стороны одной медали. И так было всегда.

13 июля 2011

«Они же оживают. Понимаешь, они у народа кровь пьют почём зря, а мне отвечать. Мне их ловить, и всё без толку»

В конце 80-х — начале 90-х, когда всем вдруг стало можно говорить и показывать что угодно, советско-российский кинематограф обратился к идеям и мотивам авторов Серебряного века: мрачные декадентские картины, затейливые городские лабиринты, мысль о жизни после жизни. Вот и в фильме «Упырь» оживает извечный сологубовский пейзаж.

Герой с колом в руке и таинственным прибором за пазухой ходит по городу N в поисках упыря, держащего в страхе всё население. На первый взгляд, режиссёр рассказывает о современной ему действительности: бандиты, сосущие народную кровь, отождествление власти и криминала, насилие и безнадёжность. И в этом смысле «Упырь» — блестящая художественная метафора, сочно и ёмко отражающая жизнь в России 90-х годов.

Если же забыть о социально-политических условиях, в которых создавалась картина, то на первый план выходит философская проблема самоопределения. Нет, таинственный исполнитель заказа вовсе не сомневается, тварь ли он дрожащая — герой вбивает колы в нежить с такой угрюмой уверенностью, что всем становится понятно: право он имеет. В одном анекдоте о Ленине говорится, что, если всё врёмя двигаться налево, в конце концов окажешься справа. Так и наш борец с упырями: круша, убивая, путая цель и средства, он перестаёт понимать, кто же он сам и чем отличается от тех, с кем расправляется согласно ритуалу.

«Упырь» — это тот фильм, в котором развязка совпадает с кульминацией. Кто сильнее: охотник за нечистью или его двойник? Да и кто из них чей двойник? Фильм оставляет много вопросов, но несомненно, что попытка его авторской команды осмыслить современность является если уж не выдающейся, то по крайней мере весомой, особенно учитывая, что социально-политическая составляющая картины нисколько не потеряла своей актуальности.

31 декабря 2010

Где-то в городе бродит упырь

Совсем недавно, чисто случайно, столкнулся с фильмом «Упырь». Сразу же бросилось в глаза, что фильм снят в России, а по жанру он ужасы. Решил посмотреть. И не пожалел. Конечно, как я понял, бюджет у него небольшой, да и спецэффекты не очень хорошо сделали, зато смотрится отлично и реалистично. Главный герой, которого играет Алексей Серебряков, бродит по городу и уничтожает налево-направо упырей, которые, кстати, тоже объявили за ним охоту. Он знает, что в городе находиться опасно, так как в любой момент на тебя могут напасть и убить, тем более, что образовались какие-то тайный подпольные группировки. Сплошные загадки. Но он всеми способами решает очистить город от кровожадных тварей, даже не подозревая и не боясь, что сам может стать одним из них. Он, на протяжении всего фильма, будет спасать невинных людей, жестоко и крайне кроваво убивать вампиров и разгадывать разнообразные тайны, которые хранит в себе город.

Если честно, я думал, что фильм будет неинтересным, скучным, с самым обыкновенным сюжетом, плохой актерской игрой, декорациями и т. д. Но ошибся. «Упырь», на редкость, тот Российский фильм ужасов, который можно посмотреть и понять, что раньше, несколько лет назад, по-настоящему умели снимать фильмы ужасов, даже в России. И данная картина — наглядный пример того. Здесь очень убедительно и хорошо играют актеры. Все до одного. Даже эпизодические роли, например, прохожих, тоже выделяются. Сюжет немного простоват, но раскручен совершенно по-другому. А концовка вообще неожиданная. Я, если честно, такого поворота не ожидал. Здесь все происходит резко. Действия меняются и приобретают новый смысл практически через каждую минуту. Выясняются новые факты, тайны.

«Упырь», на мой взгляд, заслуживает внимания. Конечно, здесь есть кое-какие недоработки, оплошности, но это мелочи, и на них можно просто махнуть рукой и продолжить смотреть дальше. Это того стоит.

В итоге — удачный русский фильм ужасов про вампиров и одного их истребителя, который будет сражаться до последнего.

19 декабря 2010

Скучный, тягостный, муторный, отталкивающий фильм. Выдающейся актерской работы не заметил. Все в темных тонах, сюжет неинтересный. Атмосферы нет, однако послевкусие остается — словно выпил кустарной водки и голова шумит и плевать хочется. Типичный образчик кино 90-х — такое если смотрел, то надо поскорее забыть, а если не смотрел — и то хорошо.

С Блейдом не сравнивайте. Подобные попытки предпринимают люди, которые стремятся в нашем кошмарном перестроечном кинематографе усмотреть хоть что-то хорошее.

1 из 10

7 декабря 2010

Человек человеку упырь

Когда трэш ещё называли чернухой, а память о родригесовском кровавом кабаке «Весёлые титьки» жила в памяти каждого уважающего себя киномана, фильм Сергея Винокурова «Упырь» никому не был нужен. Его не поняли, как не понимают всё, что опережает своё время. О нём забыли, как забывают обо всём непонятом. Копеечный бюджет, опостылевшие бандитские разборки, отсутствие положенных спецэффектов вызвало отторжение. Роскошный саундтрек не услышали. Идею не заметили… Шёл 1997 год.

Привычнее как-то считать вампиров сволочами, которых давить надо. «От заката до рассвета» ярко убеждал, что самый распоследний мерзавец лучше самого безобидного кровососа. Мысль о тождественности моральных императивов нечисти и людей легче всего было бы списать на криминально — провинциальный антураж сюжета. Мол, это всё бандитов касается. Уже в следующем году в США выйдут культовые «Блэйд» и «Вампиры». Жанр эволюционирует настолько, что через десяток лет весь мир будет сходить с ума от «сумеречной» франшизы. Эпоха трансильванских мертвецов прошла. Вампир не человек, но он живёт среди нас и, возможно, нравственнее нас. Его не колом в сердце надо, а на диалог вызывать…дела делать. Сегодня, это стандартный концепт при изображении неоупырей в мировом масскульте.

Смотря «Упыря» сегодня, понимаешь, что это одна из самых сильных киноработ 90-х, в которой одну из своих лучших ролей сыграл Алексей Серебряков. Зажигательный экшн с отличными трюками и минимумом крови перекрывает любой дутый «блокбастер по русски».

9 из 10

11 сентября 2010

Нельзя смотреть этот фильм без понимания того, что создавался он в период кризиса российского кино, да и не только кино. В этот период фильмы снимались за полтора рубля, так что глупо бы было требовать от «Упыря» сколько-нибудь высокого качества, особенно с технической стороны. А ведь «вампирский» боевик трудно снять без хотя бы минимальных спецэффектов, но ввиду бюджета (полтора рубля) «Упырь» остался без них.

Однозначная находка фильма — погружение хоррор-мистической составляющей в бандитскую атмосферу 90-ых, благодаря этому фильм ещё хоть как-то смотрится (всё-таки кино про тёрки отечественного криминального мира мы снимать наловчились будь здоров), если бы попытались просто скопировать американские фильмы на данную тематику, не учитывая нашей действительности, то вышел бы окончательный треш.

Ещё, что хоть как-то спасает фильм — харизма Серебрякова, в очередной раз отлично сыгравшего.

Также стоит отметить, что фильм обладает определённой собственной атмосферой, что на фоне общего его общего не самого высокого качества выглядит определённым плюсом.

«Упырь» наводит на мысль, что даже нулевой (с точки зрения технической базы и бюджета) фильм выглядит хотя бы минимально приемлемо, если он является самобытным произведением, а не копиркой американского кино. Жаль, что этого многие не понимают.

Стоит добавить, что ничего подобного В России ещё не снимали, и фильм смотрится достаточно неожиданно. В каком-то роде он даже является определённым культурным феноменом. У кого будут соответствующие культурологические побуждения — посмотрите.)

В общем, 5,5 из 10

29 января 2009

«Блэйд» по-русски

И почему этот фильм почти не кажут по «ящику»? Помню, году эдак в 2000 его показали по ТВ3 в субботу вечером. Всё — больше никаких следов «Упыря» на телевидении я не замечал. Ну, может, в 97-м его показали — я тогда малой ещё был — не помню. Написано же в графе «премьера (РФ)' — 1 января. Где его тогда показали? Неужели в кинотеатре?

Я к чему это? Фильм очень стоящий и много значащий для, прежде всего, российского кинематографа. Не наш жанр — ужасы. По пальцам и не более возможно перечесть отечественные ужастики или мистические триллеры.

А тут полноценный мистический триллер (даже где-то боевик) с чисто русским характером в лучших традициях «Иглы» с Цоем и старых американских фильмов про вампиров с пыльной библиотекой и седым хранителем. Что тут скажешь? Неожиданно как-то. Взяли вот и сняли наши кинематографисты кино про истребителя вампиров, одиноко уничтожающего нечисть в провинциальном городке. И вот что интересно — про фильм ни слова в прессе, да и на DVD его не особо-то увидишь. А тем временем в нём помимо Алексея Серебрякова, исполняющего главную роль, «засветились» Николай Лавров (по фамилии его мало кто знает, я, кстати, тоже, зато в лицо… кстати, он уже умер), Игорь Шибанов (та же история — но актёр всем известный), Людмилу Курепову я, например, тоже откуда-то узнал, Сергей Русскин — известный по «Особенностям…» «Серёга», да и Вадим Лобанов — известный актёр (аж в «17 мгновениях весны» снимался), Владимира Богданова тоже многие узнают, а Георгия Штиля (тестя Васи Рогова из «Убойной силы») вообще можно считать звездой. Одним словом, не с улицы народ набрали на съёмки.

Саундтрек тоже символичный — «Tequilajazz», на тот момент ни фига не известные рокеры, позже участвовавшие в проекте «КИНОпробы». И песни у них здесь звучат что надо — «Осиновые пули», «Герой жёсткого времени», «Прибор-пистолет», «Этим летом в Кронштадте». Хотя смысл песен уловить крайне тяжело, ничего страшного — «попрёт». Главное здесь — музыка. А музыка, что называется, соответствует содержанию — то есть видеоряду: крутой экшн со зловещими нотами и психологическими «загонами».

По поводу крутого экшна — всё очень напоминает «Блэйда» в русской интерпретации — минимум слов, минимум движений, спокойствие, отмороженные глаза и знание дела. Таков герой Серебрякова». Это персонаж американского кино с русским менталитетом и мировоззрением робота, провинциальный Рэмбо, наводящий справедливость по принципу «добро должно быть с кулаками». Не лишён он привычки говорить крутые фразы, свойственные подобному типу супергероев: «Всяко бывает. Только пустой патронник — это ты зря. Плохая примета», « — А Вы помните, кто Вы? — Слишком хорошо», « — Зачем? — Был расчёт». Не меняющееся выражение лица и одинаковая интонация речи — Серебряков постарался.

Все атрибуты хорошего вампирского боевика-триллера присутствуют на русском полотне: фокусы-мокусы с зеркалами, различные ухищрения с колами, отрезанность места действия от остального мира.

Имеются тут и недочёты, недосказанности. Мне, например, непонятно, зачем главный герой убил библиотекаря.

Некая условность (имена напрочь отсутствуют) придаёт фильму загадочность и оригинальность.

Фильм получился немного «чернушным» и мутноватым — сцены убийств упырей слабоваты и наивны, арсенал средств борьбы с ними не блещет оригинальностью, мрачная музыка в паре с величественно-провинциальными пейзажами русской глубинки периодически тянет в сон… Фильм — как бы дань советской киноэпохе, не успевшей оставить свой след в мире киноужаса: уж больно «Упырь» 97-го смахивает на что-то такое перестроечное — малая продолжительность картины; обшарпанность жизни и быта героев; длинность однообразных скучных моментов…

Но, в целом, мне фильм понравился. Это второй русский мистический триллер, который мне понравился (первым был «Вий» — кстати, вышедший за 30 лет до «Упыря»). Что-то завораживающее в нём есть, что-то простое и необычное.

Советую посмотреть абсолютно всем — не только любителям «страшилок» (фильм не страшный): хотя бы из-за момента со спрятанным в газетку колом и начальной сцены убийства главного «Ван Хельсинга»…

Из-за мутноватости и малой доли захватывающего:

9 из 10

3 января 2009

Ужасы Упырь в кино с 1997 года, дебют состоялся более 27 лет назад, его режиссером является Сергей Винокуров. Актерский состав, кто снимался в кино: Николай Лавров, Сергей Русскин, Вадим Лобанов, Владимир Богданов, Георгий Штиль, Анатолий Хропов, Артем Цыпин, Александр Горбанев, Андрей Грязнов, Леонид Мазуров, Виктор Романов, Сергей Шульга, Таня Ю, Людмила Курепова, Филипп Школьник.

Страна производства - Россия. Упырь — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.