Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мытарь |
год: | 1997 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Олег Фомин |
сценарий: | Иван Охлобыстин |
продюсеры: | Евгений Улюшкин, Сергей Члиянц |
видеооператор: | Игорь Клебанов |
композитор: | Артем Артемьев |
жанры: | триллер, мелодрама, криминал |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 13 мин |
- А почему ты у него лечился?
- Ну, я его единственная статья доходов.
Середина 90-х. Самый пик моды в России на криминальные боевики. Скромные интерьеры, разруха, банды и наемные убийцы, бравада. Большая часть лент строилась вокруг этих моментов. А в этом фильме сценарий Охлбыстина был сделан вроде бы тоже вокруг этих максим, но по сути - совсем о другом.
Он ее называет Аэлитой, она его - Ихтиандром. Он проводит с ней свой отпуск по просьбе ее отца, смертельно напиваясь и рассуждая о смысле жизни. Благодаря ему она оказывается совсем в ином, духовном мире. Символы этого мира определяются вовсе не деньгами или оружием. Понимающая многое дворняга, отшельник - знахарь. Для них, равно как и для главного героя все измеряется в других величинах.
На заднем плане разыгрывается почти гамлетовский сюжет, связанный с битвой за власть, передел бизнеса. Александр Пороховщиков тонко сумел изобразить нечто шекспировское в 'новом русском' колорите. И эта линия была нужна для контраста.
В конце концов фильм Охлобыстина и Фомина как раз о нестяжательстве, его герои делают осознанный выбор отказываясь от буржуазных идеалов. Причудливая мистическая акцентуация ленты напоминает нам о бердяевских парадигмах, жертвенности. В те годы такой подход нес в себе нечто свежее. Это очаровывало и разрешало наслаждаться жизнью без каких-либо условностей. 'Мытарь' - это противовес начавшейся в конце восьмидесятых чернухе, обличавшей советские нравы и устои. Авторы находили свою семантику, берущую истоки вовсе не в Голливуде. Именно поэтому имя одного из персонажей отсылает нас к сказочному Баюну, а укрощение строптивой проходит посредством хлестания крапивой...
7 из 10
25 августа 2024
Изрядная сумма денег, часть которой отходила государству, а доля малая — себе на личные потребности, была брошена оземь. Равнодушный взгляд крепко сбитого мужчины не зацепился за котомку, в которой позвякивали золотом слёзы и проклятия. Мытарь Левий Матфей… да нет же, это апостол Матфей. Евангелист… Нет! Просто работник налоговой инспекции. Озарение приходит пугающе поздно: альтер-эго, дежа вю. Сводит с ума уже сама мысль: библейский путь можно пройти и сейчас. Пространство вокруг густеет, взбивая лёгкие раскалённой пустыней и заполошенной догадкой… Лестница в небо! У понявшего свой путь вспыхивает жаром сознание, руша последние мосты реальности. Сквозь наплывающее забытье коготком процарапывается Его голос «Иди за мной…»
Кто мог ожидать такого инсайта от рядового фильма никаких девяностых. Тех самых девяностых, которые успешно поделили все советские кинематографические ценности на ноль. Библейский образ сборщика налогов, выбирающего между земным и небесным, стал отправной точкой для создания странной и малознакомой ныне широкому зрителю картины «Мытарь». В 1997 году режиссер Олег Фомин и сценарист Иван Охлобыстин сняли картину, которая задумывалась как притча, где, наградив обыкновенного госслужащего даром, горний ангелов полёт разрывает его душу выбором пути. Фильм, согласно веянию времени, конечно, будет отформатирован и уложен в прокрустово ложе бандитских разборок и пьяных драк, молочной белизны женской груди и теннисных посиделок деньги имущих. Режиссер подарит себе возможность прикоснуться к вечности главной ролью, подберет себе в партнерши редкую красавицу Анну Молчанову. Пригласит в актерскую гастроль Михаила Глузского, Александра Пороховщикова, Юозаса Будрайтиса, Алексея Жаркова. А штрих с умной и всё понимающей хаски стрелой мелькнет в направлении булгаковской Банги.
Две взаимоисключающие возможности — чувствовать будущее или любить — пронизывают весь фильм своеобразной дихотомией. Здесь всё двойственно: хороший охранник пьёт напропалую и спасает за секунду до смерти, старик одновременно последний бомж и великий лекарь, любящий брат равен расчетливому губителю. Да и весь сюжет, несмотря на неприхотливую линейность — совсем не про то, что кажется. Здесь разговаривает и мешковатая одежда, выбранная взамен модного платья, и разбитая ваза несклеивающимся рубиконом. Далеко не всё угадывается с первого просмотра — и жертвенное падение с крыши фабрики, и повторяющийся ритуал очищения от водочного запоя, и шарик, не дающийся в руки, но присутствие непознанного чувствуется. Малый хронометраж ленты, незаметный музыкальный фон Артема Артемьева и мутная сепия обманывают бдительность. Но наивно-порочный взгляд девушки, ради которой обладающий даром свернул на другую тропу, забудется не скоро. И, словно ниточка из клубка, начинает разматывать сознание вплоть до причала, где когда-то рыбачил другой Апостол, Андрей, а Спаситель ходил по воде.
Странный, чувственный, завораживающий, стильный и пугающий своей простотой фильм не стал ни откровением, ни классикой. Кто-то спокойно зачислит его в легионы дешевой продукции от российского кино, кто-то посчитает каноническим сказанием на новый лад, кто-то отыщет неудачное подражание фон Триеру или Тарковскому. Вполне вероятно, что провокатор Охлобыстин и, так и не реализовавший себя, Олег Фомин не вкладывали тот глубинный смысл, в который тянет погрузиться после просмотра. И работник налоговой инспекции мог оказаться айтишником или таксистом, а его мучительный выбор между даром и любовью к конкретному человеку был чем-то из области «Битв экстрасенсов». Но всё-таки крючочек-название был заброшен не зря.
24 сентября 2015
Скажу сразу — я неоднозначно отношусь к режиссерским работам Олега Фомина. С одной стороны он снял неплохой телесериал «Next», а также комедию «День выборов» с участием Квартета И, а с другой стороны именно он снимал «Самый лучший фильм 2». Однако фильм «Мытарь», выпущенный в далеком 1997 году, как минимум заслуживает внимания.
Сюжет крутится вокруг безымянного главного героя, работающего сборщиком налогов (то есть тем самым мытарем). Живет он жизнью холостяка, ценит свободу и раз в год уходит в запой, но что самое интересное он обладает даром предвидения. В первую очередь это помогает ему в работе, собирать налоги он умеет как никто другой, а всё потому что он заранее знает где он не найдет очередного должника. Возможность видеть недалекое будущее помогает ему и в обычной драке и даже в перестрелке. В первом случае он заранее знает как на него замахнется противник, а во втором случае просто заранее знает куда полетят пули. Однако за свой дар Мытарь заплатил дорогую цену, он утратил способность любить. И вот в один прекрасный день ему поручают «присмотреть» за дочерью одного бизнесмена. Тот ложится на серьёзную операцию и боится, что если он умрет, его брат попытается убить девушку, чтобы стать единственным наследником.
В первую очередь надо похвалить сценарий, который написал сам Иван Охлобыстин. Кстати, говорят что сначала именно он должен был играть главного героя, однако в конце концов его сыграл сам Олег Фомин. В сюжете хорошо сочетается легкий боевик, мелодрама, простая притча и всё это идет с неплохой мистической атмосферой. В какой-то момент, правда, может показаться что фильм затягивается.
Что касается постановки, то здесь надо напомнить в каком году вышла картина. На протяжении всего просмотра бюджетность то тут то там бросается в глаза. Однако иногда это подчеркивает самобытность фильма, жаль что только иногда. А некоторые сцены явно страдают от не самого лучшего монтажа.
Однако «Мытарь» на голову выше всего того что выходило в те времена. И после просмотра оставляет впечатление хорошо построенного и качественного фильма. Если вам нравится Олег Фомин как актер и режиссер, а также Иван Охлобыстин как сценарист, то фильм обязателен к ознакомлению.
18 июля 2015
Фильм собрал отличный состав:
- сценарий, т. е сюжет Ивана Охлабыстина («ДМБ», «Даун хаус», «Параграф 78», «Антикиллер Д. К.»), а значит будут драки и любовь, вымысел и реальность, драма и юмор.
- оператор, т. е. «картинка» Игоря Клебанова («ТАСС уполномочен заявить», «Огарево 6», «Петровка 38»), а значит снято все будет на хорошем уровне.
- актеры, исполнители главных ролей — Фомин, Глузский, Пороховщиков, Тимошин, Будрайтис, не последние люди в кинематографе, а значит, фильм уже можно смотреть.
Единственный минус, с моей точки зрения, режиссерская работа О. Фомина. Он как и Михалков в своих фильмах с собою же, очень много уделяет внимания своему персонажу, теряя виденье картины в целом. Если образно, то перетягивая одеяло на себя — рвет полотно в целом.
Но «минус» один, а «плюсов» — три, поэтому фильм не плох. Не шедевр, но в ряде других фильмов 90-х ХХ века стоит чуть выше остальных.
Поклонникам творчества Охлабыстина и/или Фомина — смотреть обязательно.
6 из 10
20 мая 2010