Мебиус
Moebius
6.7
6.7
1996, фантастика, триллер, детектив
Аргентина, 1 ч 28 мин
16+

В ролях: Гильермо Анджелелли, Роберто Карнаги, Аннабелла Леви, Хорхе Петраглиа, Мигель Анхель Палуди
и другие
В лабиринтах тоннелей метро Буэнос-Айреса начинают происходить странные вещи. Внезапно бесследно исчезают один из поездов вместе с пассажирами. Иногда в тоннелях можно услышать звук проезжающего в соответствии с расписанием поезда, но его никто не видит. Начинается расследование…

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Мебиус

английское название:

Moebius

год: 1996
страна:
Аргентина
режиссер:
сценаристы: , , , , , ,
продюсеры: ,
видеооператор: Абель Пеньяльба
композитор:
художники: Мария Анхелес Мира, Фредерико Островский
монтаж: ,
жанры: фантастика, триллер, детектив
Поделиться
Финансы
Бюджет: 250000
Дата выхода
Мировая премьера: 15 июля 1996 г.
на DVD: 29 марта 2012 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 28 мин
Другие фильмы этих жанров
фантастика, триллер, детектив

Постер фильма «Мебиус», 1996

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Мебиус», 1996

Симбиоз математики и философии

Фильм поставлен по мотивам знаменитого рассказа Армина Дейча «Лента Мебиуса», который российским читателям известен по журналу «Наука и жизнь» сезона 1969 года. Снят студентами-выпускниками Университета кинематографии Буэнос-Айреса в 1996 году.

Прежде всего, стоит отметить, что это не первая экранизация указанного рассказа. В 1988 году в СССР был выпущен 20-минутный короткометражный фильм «Лист Мебиуса», а в 1993 – немецкий фильм «Мебиус». Первый из них – наиболее близкая к тексту постановка, в ней отсутствуют какие-либо сюжетные ответвления или глубокий философский смысл. Что же касается второго, то если проводить параллели для описываемого аргентинского варианта, то именно с ним – по продолжительности и расширению трактовок первоисточника они довольно близки. И в то же время аргентинскую интерпретацию назвать ремейком можно лишь с большим натягом – у них разный настрой и разная подоплека, создатели фильма 1996 года ориентировались больше на рассказ, нежели на предыдущие экранизации.

Итак, несколько слов о сюжете. В большом мегаполисе имеется чрезвычайно запутанная система тоннелей метро, но даже такая их структура не обеспечивает потребности города, и принимается решение о строительстве еще одной, окружной линии. И после ее постройки начинают твориться странности: из системы подземки исчезает целый поезд с пассажирами, самостоятельно переключаются светофоры, переводятся стрелки. Никто не видит этот поезд, его можно только услышать и почувствовать, но приборы реагируют так, как будто пути заняты. И поскольку ни у кого из сотрудников метро и чиновников нет разумных мыслей, что на самом деле произошло с этим поездом и как его вернуть, власти обращаются к проектировщикам метро (в лице тополога-математика Даниэля Пратта), чтобы они как-то решили эту проблему.

Первое существенное отличие экранизации от рассказа-первоисточника – настрой. Если рассказ имеет ярко выраженный пародийно-сатирический оттенок, то здесь мы наблюдаем конкретную философскую проблему: нежелание людей слушать друг друга и чужое мнение. Не то чтобы она сквозила через весь фильм (основное внимание ей уделяется в последних 15-20 минутах), но все происходящие события (за исключением, конечно, эпизодов, посвященных непосредственно расследованию в тоннелях) и даже вступительный закадровый комментарий построены именно на этом. В этом же состоит и отличие от картины 1993 года: там сохранен сатирический настрой первоисточника (к слову, достигается он в основном за счет однотипного несерьезного музыкального фона, который, откровенно говоря, ужасно раздражает за полтора часа), а политическая подоплека и детективная сторона выражены ярче.

Вторым существенным отличием является сюжетная канва. Помимо имеющейся проблемы пропавшего поезда, ее расследования, которое расписано в деталях, авторы ввели в повествование как минимум два значимых побочных ответвления: уже упоминавшееся философское, а также линию с дочкой профессора, который проектировал окружную линию и тоже пропал с поездом. К сожалению, данные нововведения пришлись по душе не всем зрителям: философская сторона в такой научно-сатирической постановке создает для многих ощущение «скукоты и затянутости», а линия с дочкой вообще кажется какой-то отрешенной от основного сюжета. Со вторым утверждением можно отчасти согласиться, так как эта девочка тут слегка мешается (и по сюжету, и по ощущениям от просмотра). Но я бы не стал относить это к недостаткам, скорее, это издержки неопытности выпускников-создателей.

О философской стороне фильма, то есть о постулате «Мы живем в мире, где уже никто никого не слышит», можно рассуждать очень долго – тут хоть отдельную книгу пиши. Каждый из зрителей воспримет это по-своему, возможно, даже найдутся те, кто с этим не согласится (хотя в такое трудно поверить) – в любом случае, есть над чем поразмышлять. Поэтому я не стану много об этом писать, скажу лишь, что последние 20 минут фильма можно буквально разбирать на цитаты: идея создателей слить эти две, на первый взгляд, совсем разные сферы (математика и философия) удалась прекрасно.

Вообще, стоит отметить, что в фильме, несмотря на то, что его снимали студенты, практически нет стопроцентно лишних деталей, есть только не вполне оправданные затянутые эпизоды. Например, без той же самой дочки профессора, которая, вероятно, обладает каким-то особым даром восприятия, не было бы потрясающе красивой сцены в финале фильма (если будете смотреть, то поймете, о чем речь). На нее нельзя не обратить внимание: эффект от нее настолько яркий и достигнут столь простыми художественными средствами (даже без спецэффектов), что даст фору многим нашумевшим фильмам.

В адрес актеров и музыкального сопровождения также нет никаких претензий. Правда, у персонажей не то чтобы четко прописаны образы, большинство из них довольно безликие, но это намеренный ход: упертые чиновники и руководство метро, которые не слушают главного героя, и должны быть такими (надо сказать, довольно неприятными). Самым ярким образом здесь является профессор-проектировщик окружной линии. Возможно, было бы лучше прописать поярче образ главного героя, но как именно, я не готов сформулировать: сам по себе фильм не ставит себе цели захватить зрителя действием, здесь практически нет «экшена» или драматического развития, поэтому вопрос прописывания персонажей довольно спорный.

В целом, я бы не хотел выделять недостатки данной картины (все-таки нельзя не сделать скидку на неопытность команды создателей), но все-таки обращу внимание на одну мелочь, которая несколько портит общее впечатление. Идея перехода от научного (точнее, математического) толкования событий к философскому, безусловно, великолепная, но в силу отсутствия прямых намеков на развязку этот переход просто сваливается в конце на голову зрителя, и чтобы до конца понять глубокий смысл заложенных идей, приходится пересматривать или прокручивать в голове фильм еще раз. В случае с триллерами, в которых финальный твист всегда определяющий, можно оправдать такие пересмотры уточнением намеков на финал, но в рамках данной научно-философской картины это смотрится несколько топорно. Другими словами, несмотря на наличие сквозной линии проблемы общения людей в мире, концовка все равно кажется несколько оторванной от остального фильма. Для умеющего подмечать детали зрителя это пройдет практически незаметным, но если уделить целостности картины при просмотре слишком много внимания, это может испортить впечатление.

Фильм нельзя назвать популярным, но и редким тоже не назовешь. Большинству зрителей он понравится: для тех, кому интересны технические детали – их тут достаточно (и обошлось практически без нелепостей), для тех, кто любит подумать и порассуждать – тоже огромное поле для деятельности. Ну и даже для тех, кто любит смотреть красивые кадры, тоже будет приятный сюрприз. Разве что мимо пройдут только те, кто ценит стремительно развивающееся действие, спецэффекты и так далее – да, этого тут практически нет, но и жанр и бюджет совсем не такие. Так что советую посмотреть всем, если еще не видели.

7 из 10

6 января 2022

Смотрел фильм, зная, что его сняли задешево студенты, в качестве по сути дипломного проекта. Скажу сразу: то что фильм снят за копейки, заметно только по тому, что камера имеет пропорцию 4:3 вместо 16:9 или шире. (То есть, как на старых телевизорах)

В остальном — снято прямо очень, очень, и очень хорошо. Я скорее всего буду не характерен в своем отзыве, и не буду хвалить сценарий и идею фильма, а в первую очередь — похвалю аудио-визуальную часть.

Снято настолько здорово, что диву даешься. Постановка кадра, свет, динамика, проезды камеры, цвет! А звук! Это по сути ASMR! Атмосфера передана просто великолепно, чем-то напоминает «Темный город» Пройаса. Но — разница в том, что в фильме «Темный город» это были декорации, павильоны и графика, а в фильме «Мебиус» — все было снято на натуре! И это просто удивительно, насколько получилось передать таинственную, неуютную, холодную атмосферу подземки и урбанистических кварталов. Операторская работа и звук передают весь этот таинственный, пугающий брутальный мир обшарпанного бетона и кирпича, облупленной краски, ржавых потеков; звуков города — плач младенца, ругань соседей, гул машин, работа оборудования, шум ветра, шорохи — это заслуживает просто высочайшей оценки; студенческая работа, снятая на дешевом оборудовании на натуре — демонстрирует уровень который конкурирует с самыми атмосферными работами именитых студий и мастеров. Каждый кадр выверен и продуман, всегда есть визуальная деталь, либо движение камеры, либо постановка кадра. В общем, я в восторге.

К сожалению, не могу стопроцентно сказать это же самое про сюжет. Завязка интересна, хотя преподнесение ленты мебиуса как некой новаторской идеи выглядит наивно, т. к. по моему про нее попросту все слышали:) Но все равно, создает интригу, и начинаешь следить за развитием и исследованием загадки метро. Но она на удивление просто отгадывается главным героем. А в конце все превращается в философские рассуждения о неисчерпаемости человеческого разума, и прочее подобное, что по сути начинает отдавать эзотерикой. (Но, собственно, что ждать от студентов гуманитарных специальностей.). В общем, фильм в сценарном плане мне понравился задумкой, но разочаровал раскрытием.

Из фантастики-расследования фильм в конце превращается в простенькую философски-псевдонаучную притчу.

Но, повторюсь, фильм понравился. Очень качественная работа. Особенно визуал, так атмосферно снять на натуре бетонные джунгли Буэнос-Айреса еще ни у кого не получалось. По совокупности, исходя из рассказанной истории и аудио-визуального ряда, поставлю:

8 из 10

9 марта 2020

В бесконечность и дальше…

Не было, пожалуй, пока ещё создано настолько неоднозначного и противоречивого научно-фантастического фильма, как «Мёбиус» режиссёра Густаво Москера, в наше время крайне несправедливо забытый большей частью зрительской массы. И уж вдвойне несправедливым этот печальный факт выглядит на фоне огромной любви нынешнего зрителя выкапывать из глубокой древности различные плохо сделанные трэшовые фильмы, даже в свои доисторические годы выхода, носившие крайне сомнительную репутацию. Картина рассказывает крайне нетипичную для жанра историю молодого тополога Дэниэлла Прэтта, на чьи плечи было возложено разрешение одной весьма неординарной проблемы. В один день в огромных глубинах подземных лабиринтов метрополитена Буэнос-Айреса бесследно исчезает целый состав, наполненный пассажирами, ни рабочие подземных станций, ни высокопоставленные городские начальники, не смогли найти этому никакого вменяемого объяснения. Все попытки отыскать исчезнувший транспорт обернулись сокрушительным провалом. Но это ещё не всё. Время от времени в тоннелях раздаются звуки стучащих колёс и трубящих сигналов исчезнувшего поезда, но вот его самого при этом никто и никогда не видит. Проведя ряд собственных расследований, Дэниэл медленно, но неотвратимо приближается к разгадке поезда-беглеца, которая не только навсегда изменит судьбу учёного, но и его человеческую сущность…

В лоне жанра научной фантастики эта аргентинская лента по праву имеет свой культовый статус, а среди некоторых очень узких кругов любителей жанрового кино и вовсе носит звание шедевра, что в полной мере оправдано. Описывая все имеющиеся достоинства картины, начнём с поразительно уникального сюжета, который не только крайне нестандартно задуман, но при этом и относительно специфично подан. Фильм является очень вольной и своеобразной экранизацией одноимённого фантастического романа А. Джей Дейча, с которым я пока что так и не ознакомился. Мне неизвестно, как был выстроен первоисточник, и в чём была его основная идея, а потому давайте разберём сценарный костяк непосредственно самого фильма. Как правило, подобного рода сценарные завязки используются исключительно для дешёвого B-movie, где финальная кульминация всенепременно выливается в какой-нибудь трэшак о похищении человечков инопланетянами. В случае с «Мёбиусом» показано глубокое, детальное и поразительно интеллигентное кино. Кино, которое настолько великолепно разыгрывает перед зрителем первоначально не способную сработать в полной мере идею, что нам лишь остаётся подивиться драматургическому таланту сценариста Педро Кристани, сумевшего не только на протяжении всего повествования сохранить серьёзное лицо умного фантастического фильма, но и удержать у экрана зрителя. И это несмотря на полнейшее отсутствие какого-либо действия на экране! Очень немногим жанровым работам удаётся породить зрительский интерес к себе при полном отсутствии динамики и очень неторопливом развитии сюжета, но «Мёбиусу» это удалось более чем успешно. Что примечательно: три года до этого рассказ Дейча уже экранизировался немцами, но в отличие от своего аргентинского брата, любви среди киноманов не снискал.

Вдобавок к этому, Кристани сумел написать отличные и интересные диалоги, слушать которые одно удовольствие, ты будто бы сам активно участвуешь в поисках пропавшего поезда, при этом активно помогая главному герою в его нелёгких рабочих буднях. Постарался на славу и режиссёр Москера, который на съёмках явно вдохновлялся фильмами Андрея Тарковского. Картина поставлена в тёмно-синих тонах с огромным количеством сцен снятых на статичную камеру. Визуально «Мёбиус» наиболее сильно схож с «Солярисом» и «Жертвоприношением», да и по части атмосферы он застрял где-то между ними, при этом, будучи очень сбалансированным и ровным. Густаво Москера создал киноленту, которая, безусловно, подойдёт не каждому, как я уже отмечал ранее — действия и энергетики здесь нет вообще, весь фильм от начала и до конца построен на диалогах и саспенсе. Что и вправду поражает, так это то, что «Мёбиус» был всего лишь дипломной работой Кристани и Москеры и не планировался как высокое искусство или как коммерческий хит. Этот фильм создавался за сущие гроши, выделенные кино-университетом, при поддержке таких же точно студентов-кинематографистов, что ещё больше добавляет «Мёбиусу» баллов сверху. Тем, кто будет ожидать от «Мёбиуса» динамичного экшена, с взрывами, стрельбой и матерщиной, стоит держаться от него как можно дальше, это продукт абсолютно другого сорта. Кино, несомненно, будет принято теми, кто ценит умную многогранную фантастику, где каждая из сцен содержит в себе сразу несколько смысловых нагрузок. «Мёбиус» это фильм для людей, которые привыкли думать и рассуждать, и если вы не из таких, то даже и не пытайтесь смотреть его, потому как вам гарантировано несколько часов болезненного мучения и тягостного отвращения. В «Мёбиусе» воистину потрясающая атмосфера, которая так сильно затягивает в себя, что ты просто не хочешь, чтобы фильм заканчивался, а глядя на плывущие закрывающие титры, где-то в отдалённых закоулках души рождается мечта о возможном сиквеле, даже несмотря на полную законченность истории. Настолько прекрасно и чётко Густаво чувствует каждый кадр, каждую сцену, что зритель будто бы лично сопровождает молодого учёного, помогая ему раскрыть загадку, открывающую дверь в бесконечное. Финальная развязка, несомненно, была вдохновлена «Космической одиссеей 2001» Стэнли Кубрика и хотя по своей визуальной и творческой части, она оказалась заведомо слабее, её подача и вправду завораживает. Ты взаправду ощущаешь нечто эпичное, что находится далеко за гранью человеческого восприятия. Нечто, к чему в наши дни большая часть современных пытливых умов продолжает пробираться с присущим лишь человеческому существу упрямством.

В итоге: «Мёбиус» это очень неординарное, мудрое и даже в некотором роде развивающее кино, заслуживающее внимания всех тех, кому при просмотре фильмов нравится шевелить серым веществом и находить среди написанных строк сокрытую от простых взоров информацию. Густаво Москера полностью охватывает разно уровневый формат повествования, чтобы позволить зрителю взаимодействовать с фильмом, в том же ключе, в котором учёные и исследователи трудятся на протяжении долгих столетий, преследуя цель выйти за рамки своего знания и воображения, чтобы наконец-то выяснить: ЧТО НАХОДИТСЯ ЗА ЧЕРТОЙ. «Мёбиус» — это история одного человека, который не побоялся бросить вызов неизвестности, прошёл через ряд сложнейших задач, и в конечном итоге оказался справедливо вознаграждён. «Мёбиус» — это фильм-идея, фильм-мотивация, призывающий зрителя учиться смотреть дальше своего носа и хотя бы иногда уметь не верить всему тому, что ему диктует общество. Очень умное кино, но только для умных людей.

9 из 10

27 января 2016

«Это наука, а не философия. Всё очень серьёзно, друзья».

Вы когда-нибудь слышали об этом фильме? Судя по всему, он, к огромному сожалению, крайне малопопулярен. Впервые я увидел «Мёбиус» ещё в детстве, когда его показал канал «Культура», и многие образы и впечатления от него сохранились во мне по сей день; но больше я никогда и нигде о нём не слышал.

Начнём с того, что фильмов с редким, казалось бы, названием «Мёбиус» существует целых три. Два из них вышли в прошедшем 2013 году — корейская драма Ким Ки Дука и франко-люксембургский политический триллер Эрика Рошана, собравший в кинотеатрах куда большую аудиторию. Мы же с вами сегодня поговорим о третьем, значительно менее известном творении, снятом в 1996 году и ставшим, если верить начальным титрам, «первым полнометражным фильмом, выпущенным Университетом кинематографии Буэнос-Айреса». Нам говорят, что студенты-создатели ставили перед собой прежде всего учебные цели, а также наслаждались возможностью прикоснуться к «великому, волшебному и прекрасному миру кинотворчества». Что ж, после просмотра картины отнюдь не складывается впечатление, что она снята новичками. Перед нами вполне зрелое, продуманное и, надо признать, крайне необычное зрелище.

В тоннеле метро при необъяснимых обстоятельствах пропадает целый состав с пассажирами. Руководство, озадаченное и обеспокоенное инцидентом, вызывает на место происшествия профессионального тополога. После некоторых поисков тот выходит на след проектировщика системы подземки. Им оказывается профессор, у которого герой учился в университете несколько лет назад. И тут он выясняет, что основой проекта является загадочный математический объект — бесконечная лента Мёбиуса, а поезд в прямом смысле… пропал. Но на этом действие не заканчивается — сюжет ведёт нас дальше и приводит к ещё более сложному и высокому философскому финалу…

«Мёбиус» завораживает. Это замечательный пример того, как альтернативными методами, минуя спецэффекты, насилие и сентиментальность, можно добиться неослабевающего интереса зрителя на протяжении всей ленты и не дать ему устать (кстати, хронометраж как раз идеален — 1 час 20 минут). Фильм по большей части мистичен; причём это не та мистика, которую мы все привыкли видеть в кинотеатрах — о привидениях, дьяволе и т. д. Это мистика, проистекающая из самой реальности, — мистика математических расчётов, которые в конце концов ЛОГИЧЕСКИ приводят к тому, что любой объект при правильных обстоятельствах может в определённый момент просто-напросто ИСЧЕЗНУТЬ. Это настолько переворачивает представление о мире, что невольно ёжишься, пытаясь осознать услышанное. Впрочем, как мы узнаём от достопочтимого профессора, «пределов нет — и никогда не было…» Мы сами строим для себя модель реальности, более или менее похожую на разумную, ибо всё остальное вызывает у нас страх, панику и головокружение. Но это не значит, что большего не существует, и понимать эту мысль в рамках данного фильма стоит именно в научно-философском, а не в религиозном смысле — религия как тема в нём отсутствует.

И именно философские размышления, завершающие картину, наполняют её смыслом до конца. Они немного отвлекают нас от саспенса первой половины фильма, однако не исключено, что некоторым из вас в ближайшее после просмотра время будет неуютно ездить в метро — несмотря на исключительно аллегорический посыл «Мёбиуса». Фильм обязателен к просмотру и получает от меня высшую оценку -

10 из 10

4 февраля 2014

И невозможное возможно

Снятый на смехотворную по сегодняшним меркам сумму и целиком держащийся на энтузиазме его создателей, этот фильм, тем не менее, обладает той самой одухотворенностью, которой катастрофически не хватает многим голливудским безделушкам. Впрочем, картина только выигрывает от своей малобюджетности, придающей ей строгую и отточенную форму.

Не в меру разросшаяся буэнос-айресовская подземка, превратившаяся в самостоятельный организм, в некое подобие лабиринта, откуда не существует иного выхода, кроме как в потустороннее измерение, показана такой, какой ее мог увидеть Борхес (видимо, не случаен тот факт, что создатели фильма — его соотечественники). Центральному персонажу — мрачноватого вида молодому человеку поручено установить причину таинственного исчезновения поезда… Расследование оборачивается метафизическим открытием, содержащим в себе величественную тайну.

Тотальное отчуждение от всех и вся уже давно ставшее атрибутом любого уважающего себя мегаполиса, пронизывает ткань фильма, выступая через неуловимые детали, а также, более эксплицитно, через поголовно угрюмые лица людей. Одиночество главного героя на таком фоне особенно бросается в глаза. Кажется вполне естественным, что среди всего этого копошащегося люда, стремящегося в своей вечной спешки урвать от жизни свой эфемерный кусок, он находит родственную душу в ребенке, одинокой девочки — существа в меньшей степени испытавшего на себе «благостное» влияние социальных институтов. Также характерна сцена, в которой власть имущие, горстка классических заправил практически втаптывает в землю теорию молодого специалиста, не оставляя ей, а за одно и ему, ни малейшего шанса на существование, не переставая при этом выставлять на показ свои паскудные ухмылки и почти гротескное узколобие.

Не случайно, что именно в постоянно разрастающемся словно опухоль, живущем по своим непостижимым законам метро, могло возникнуть такое, лежащее за пределами понимания любого «здравомыслящего человека», чудо, как лента Мебиуса. Она представлена здесь не просто топологическим объектом, символом бесконечности, но последним прибежищем, и бесконечно далекой от мирской суеты потусторонней реальностью, куда находит дверь пытливость молодого тополога. Там его встречает борхесоподобный профессор, устами которого авторы выражают свою основную мысль: в современном мире подлинное общение между людьми утрачено, став анахронизмом непрестанно компьютеризирующейся эпохи. Не колеблясь, герой порывает с действительностью, чтобы самому стать частичкой призрачного поезда, путешествующего со скоростью мысли.

8 из 10

14 января 2011

Ждем сиквела про «Бутылку Клейна»

Среди триллеров иногда попадаются крайне редкие экземпляры. Вот, скажем, мистических триллеров про метро не так уж много. Аргентинских (!) мистических триллеров про метро еще меньше. Аргентинских мистических триллеров про метро и математиков-топологов… Да, есть один! Называется «Мёбиус» (1996) — ремейк одноименной немецкой ленты 1993 года (еще один ремейк — фильм «Мебиус 17», был снят в 2005 году снова в Германии).

Судя по вводным титрам, это экспериментальный проект, сделанный учащимися и сотрудниками Университета Буэнос-Айреса — на какой-то грант, скорее всего. Бюджет по голливудским меркам смехотворный — 250 тысяч долларов. Спецэффектов — ноль. Но вы же знаете математиков — у них все спецэффекты — в голове, а одно уравнение может содержать в себе невиданную красоту и тайну… Или взять ленту Мёбиуса, например. Все в курсе, что это? Берете полоску бумаги, и склеиваете узкие концы, перевернув один из них. Получится поверхность с одной стороной — вот вам и спецэффект!

Интрига фильма — в пропавшем поезде метро. Деться он никуда не мог — система-то замкнутая! Сбившись с ног, администрация метрополитена случайно выходит на математика-тополога, который догадывается, что новая кольцевая линия метро превратила и без того сложную топологическую структуру подземки Буэнос-Айреса в структуру… с узлом. Не спрашивайте меня, что это. Я же вас не спрашиваю про сферу с ручкой! :-) Так вот, проходя через это узел, поезд теоретически мог попасть… ммм… в другое измерение. Где он и движется прямо сейчас. Вечно.

Конечно, с математический точки зрения идея бредова. Даже если организовать в метро (или на «американским горках» ленту Мёбиуса, никакого «четвертого» измерения не возникнет. Ведь жучок, ползающий по ленте Мёбиуса, не исчезает из нашей реальности, верно?

Ну что же, для студенческой работы вполне неплохо (кстати, у фильма 7 наград различных международных фестивалей)! Ощущение бесконечных тоннелей, пустоты и одиночества переданы минималистическими средствами, но вполне достойно. Особенно порадовало, что для иллюстрации ленты Мёбиуса использовали «американские горки» — они и вправду гораздо больше похожи на этот топологический объект, чем унылые прямые линии подземки. Если бы авторы уделили больше времени тому, ЧТО произойдет, когда математик таки войдет в этот злополучный поезд, мог бы получиться достойный соперник «Кубу» — там ведь, по сути, тоже речь шла про топологию. На мой взгляд, решение изобразить пассажиров пропавшего поезда «полусонными овощами» хорошо вписывается в бюджет, но как обидно — вы только подумайте, какое раздолье для психо-мистико-хоррор-триллера: бесконечно движущийся поезд, и реакция несчастных пассажиров! Про мотивацию машиниста поезда-призрака я вообще молчу. Очевидно, достаточно сказать, что персонаж — профессор математики, чтобы любые его действия списать на безумие…

И, наконец, жаль, что зритель, потенциально ничего не знающий ни о метро Буэнос-Айреса, ни о топологии, в итоге узнает после фильма гораздо больше о первом, чем о втором. Название обещало другое…

P.S. Вы видели схему метро Буэнос-Айреса? А теперь сравните с московским метро. Ну, и где больше шансов потерять поезд без всякой топологии? :-)

P.S. Офф-топ: если разрезать ленту Мёбиуса посредине (как по разделительной полосе), получится не два кольца, а одно. А если разрезать ленту Мёбиуса вдоль по линии, отстоящей от края на одну треть ширины полоски, получится два сцепленных кольца.

P.P.S. Ждем сиквела под названием «Бутылка Клейна». Про завод алкогольной продукции, создавший бутылку особой формы, и водка выливается в четвертое измерение. Шучу.

7 из 10

17 сентября 2009

- Теперь не будет пределов!

- Их никогда и не было. Человек не знает ни своих пределов, ни своих возможностей. Не понимает даже, насколько он не знает себя…

Как уже было описано в одной из рецензий в самых первых титрах мы узнаем, что эта картина является первым полнометражным фильмом, выпущенным Университетом Кинематографии Буэнос-Айреса. А при его создании ставились в основном учебные цели, молодые студенты получали первый опыт работы и одновременно прямой доступ в мир кинотворчества. Интригующие начало, интригующие название. После просмотра картины я решил вспомнить, а что же такое т. н. «лента Мебиуса».

А это- топологический объект, простейшая неориентируемая поверхность с краем, односторонняя в обычном трёхмерном евклидовом пространстве R3. Попасть из одной точки этой поверхности в любую другую можно, не пересекая края. Лента Мёбиуса была открыта независимо немецкими математиками Августом Фердинандом Мёбиусом и Иоганном Бенедиктом Листингом в 1858 году. Модель ленты Мёбиуса может легко быть сделана. Для этого надо взять достаточно вытянутую бумажную полоску и соединить концы полоски, предварительно перевернув один из них. В общем, эту ленту можно к примеру, полностью закрасить карандашом, не отрывая его ни разу от бумаги. Вот такие вот особенности. Вот теперь, думаю и можно переходить к самому фильму.

Ранее неизвестный мне аргентинский режиссер этого фильма, Густаво Москуэра снял поистине философский фильм. Который я впервые увидел на телеканале «Культура» Удивительно было бы, если бы такое кино показал бы какой-нибудь другой- государственный канал. Но нет, такое мы вероятно увидим не скоро. Т. к. в отличие от блокбастеров и примитивных комедий, кино из категории «арт-хаус», так еще и в жанре научная фантастика не собирает такую аудиторию. Но тем не менее, этот фильм вызвал во мне очень большое внимание к себе. пересмотрев его буквально на днях, причем несколько раз, сразу же решил поделиться тут своими мыслями.

4 марта в тоннеле метрополитена пропадает целый состав поезда вместе со всеми пассажирами. Пропадает бесследно. Поезд не мог иметь даже теоретических возможностей покинуть тоннель, потому и возникают вопросы, на которые нет ответов. Самое не обычное, что поезд можно слышать, даже сигналы светофора время от времени переключаются на красный. В общем, что-то необъяснимое. Ген. директор метрополитена приглашает опытного тополога-математика Даниеля Прада, чтобы тот попробовал разобраться в ситуации и как можно быстрее, пока пропажа состава не вызвала никому не нужную шумиху. Даниель начинает проводить собственное расследование, и выясняет, что после открытия окружной системы метро, система стала очень сложной и всему произошедшему можно найти математическое объяснение. А именно, могла сработать система «Мебиуса» и поезд при множественных обстоятельствах попал на обратную сторону «ленты». И переместился в своего рода бесконечность, если можно так выразиться. Покинув, таким образом, ограниченное пространство метрополитена. Даниель пытается разработать формулу, объяснить все научно, но в его теории никто соответственно не верит. В прочем, и Даниель Прад пока до конца еще не уверен и не до конца разобрался в этой теории. Но все это временно, до тех пор пока случайно не садится в поезд, где встречает пропавших людей, многие из которых читают газету от 4 марта…

- А они не понимают, что происходит?

- Они бы никогда не смогли проснуться, прежде, чем поняли бы, что спят…

Вы знаете, я считаю, что этот фильм о глупых людях, которым законы науки не могут служить объяснением, а если они и получают такое объяснение, то предпочитают его проигнорировать. Финал фильма, закономерен и в действительности отражает сущность человеческого сознания и бытия. Фильм затрагивает острые вопросы, на которые мы имеем возможность найти ответ, посмотрев эту картину.

- Мы живем в мире, где никто ничего уже не слышит…

Вывод: Фильм по форме очень похож на «Пи». Тоже своего рода легкая психоделическая- научная фантастика, с удачно при этом подобранной музыкой. А может и не фантастика, а может и возможно такое? Думать нам. Фильм, несомненно, не для одного просмотра. Да и далеко не для всех.

Как я мог радоваться этой жизни, лишенной прелести, простодушия, искренности? Не удивляйтесь, что я предпочел остаться здесь- во мраке. Ведь снаружи море глухоты, которое уносит нас к тому, чтобы быть непоправимо несчастными…

10 из 10

Меня это впечатлило и заставило подумать.

28 мая 2009

Когда ограниченная поверхность превратилась в бесконечность

В метрополитене Буэнос-Айреса начинают происходить странные вещи. После достройки окружной линии директору метрополитена грозит крупный выговор от начальства свыше за потерю целого вагонного состава. На линиях метро можно услышать звуки пролетающего мимо поезда, а на записях видеокамер и в сознании своего видения ничего визуально уловить невозможно, кроме прогонного ветра после пролетающего невидимого поезда-призрака. Дабы избавиться от странных явлений, директор вызывает на помощь Даниеля Пратта, представляющего студию «Дель-Плато», которая проектировала и построила эту окружную линию метрополитена.

Не будет секретом, что на первый взгляд, прочитав сюжет фильма, можно будет заранее навешать на «Мёбиус» массу ярлыков, на подобии: «шаблонки», «тупых ужасов» и предпочесть посмотреть что-нибудь действительно дельное. Тут, оказывается, вся соль фильма не в не оригинальном сюжете, а в окончательной мысли. Конечно, на протяжении всего фильма нам придётся наблюдать ночные съёмки, грязные трущобы метро, а тем самым придётся топить себя в черноте визуальных красок, (иногда кажется, что кроме «чёрных» красок ничего и не было) но нас всё-таки сочтут нужным наградить чем-то действительно дельным.

«Мёбиус» — предположительные на первый взгляд ужасы. На самом деле это вовсе не так. Хоть это и поезд-призрак, но вовсе не «Корабль…». Фильм — чистая фантастика, написанная, будто малоизвестным фантастом, которого вдруг захотел экранизировать университет Буэнос-Айреса не с целью заработка, а для учёбы в личных целях. Что ж, могу предположить, что снято для университета довольно не плохо, но в следующий раз я бы им посоветовал поработать над развитием интриги, ибо она там полностью отсутствует. Наблюдать за героем, который следует чётко по сюжетной линии, и так притянутой за уши для добавления лишних минут в хронометраж — тоже уходит в минус.

«Мёбиус» мало на что похож (не в хорошем смысле этого слова). Его можно сравнить с другими фильмами, если только они являются фантастикой со смыслом и если при просмотре вы чувствовали скуку, одиночество и утомление, без единой заинтересованности о том, что происходит на экране. Только после концовки начинаешь понимать, что фильм оказывается не такой пустышкой, за чем мы наблюдали более часа. «Мёбиус» — не интересное кино с интересным завершением. В фильме есть смысл, но не глубокий, в фильме есть слабая задумка, но вот с реализацией вышло совершенно паршиво. Можно смело отматывать на семьдесят минут вперёд и наконец-то глянуть на то, ради чего вас бы заставили просидеть впустую больше часа.

Мы живём в мире, где уже никто никого не слышит утверждал профессор, в чём нельзя было не согласиться. Но стоит ли смотреть этот притянутый за уши фильм с таким смыслом и сомнительным представлением о бесконечности? Это вам решать… конечно, бесконечность в фильме по любому правильно изображена не может быть, это логично, но как ни как её представить попытались не с целью навязывания мнения о её представлении, а дабы прочистить людям уши, что бы те наконец-то начали слушать друг друга.

Концовка, как ни крути, меня тронула, но, не смотря на это, мне жалко терять мой потраченный час, который в фильме могли, смело вырезать и внедрить интригу, на что есть отличный пример: русский фильм «Пыль». Там и на протяжении всего фильма было интересно, и в конце устроили хороший взрыв. Правда если в «Мёбиусе» на протяжении часа было интересно наблюдать за происходящим — концовка бы не так сильно тронула…

8 марта 2008

Фантастика Мебиус на экранах кинотеатров с 1996 года, премьера вышла более 28 лет назад, его режиссером является Густаво Москера Р.. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Гильермо Анджелелли, Роберто Карнаги, Аннабелла Леви, Хорхе Петраглиа, Мигель Анхель Палуди, Фернандо Льоса, Мартин Аджемян, Даниэль Ди Биасе, Мартин Павловски, Фелипе Мендез, Fernando Cia, Освальдо Санторо, Орасио Рока, Сэмми Лернер, Rodolfo Franghi.

Расходы на создание кино оцениваются в 250000. Страна производства - Аргентина. Мебиус — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.