Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8 |
IMDb | 8.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Джордж Карлин: Снова в городе |
английское название: |
George Carlin: Back in Town |
год: | 1996 |
страна: |
США
|
режиссер: | Рокко Урбиски |
сценарий: | Джордж Карлин |
продюсеры: | Джерри Хамза, Бренда Карлин, Джордж Карлин, Сиско Хенсон, Кимбер Рикабо, Рокко Урбиски |
художники: | Брюс Райан, Эндрю Ридер |
жанры: | комедия, документальный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 марта 1996 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч |
Если вы, совершенно случайно, за всю свою жизнь не посмотрели ни одной комедии Леонида Гайдая, вы всё-таки приблизительно знаете, как это и о чём. Ну, там, царь Иван Васильевич Грозный, дергающийся перед лицом неизбежности Вицин, всё пропало, шеф, всё пропало. Если вы ни разу не стояли с претенциозным видом перед каким-нибудь полотном Сальвадора Дали на модной художественной выставке — та же история. Вы вспомните и мягкие часы, и забавные усы, а то, глядишь, и фотокарточку с носорогом. Американец Джордж Карлин — один из немногих комиков, заработавших себе схожую славу. Концерты саркастичного старикана, вооружённого бородой, микрофоном и гэгами в стиле «Жизнь стоит того, чтобы её потерять» или «Планета в порядке — это мы в заднице» давно разрезали на трёхминутные видео, которые можно скидывать знакомым, и растащили на цитаты для мотивирующих постов в социальных сетях.
Порою даже те, кого словосочетание «стенд-ап комедия» в памяти отсылает разве что к тематическим шоу канала ТНТ, тем не менее, о Карлине осведомлены неплохо. Его знают как рьяного атеиста и рационалиста, знают по жёстким, бескомпромиссным монологам, обличающим общественные пороки и вскрывающим нарывы, его хвалят за то, что он говорил правду, которую боялись говорить другие. И почему-то в массовом сознании всё это автоматически начинает означать, что Карлин — великий комик. Хотя как раз комиком-то, часто, гораздо чаще, чем следовало бы, Джордж бывал в последнюю очередь. Записанный в девяносто шестом году концерт «Снова в городе» — яркий тому пример.
Стенд-ап комедия — один из немногих видов искусства, где аудитория обеспечивает мгновенный отклик. По реакции зала комик может понять, какой материал стоит давать, работает тема или лучше перейти побыстрее к другой, есть смысл импровизировать или верным будет пойти по накатанной. На комедийном — и это важно — шоу «Back in Town» можно услышать фантастический эффект, когда одобрительные завывания и аплодисменты согласия аудитория отдаёт с гораздо более сильным желанием, чем — и это важно — смех. А на некоторых отрезках концерта — ещё и чаще. Так не бывает, когда кто-то делает хорошую комедию. Так бывает, когда кто-то говорит правильные вещи, когда он глаголет истину.
Да, в первые минуты Карлин цепляет наглостью, свободой, с которой он рассуждает о вещах типа абортов, или армии, или церкви, что замечательно для комика. Но чем больше слушаешь, тем удивительнее понимание, что кроме наглости и свободы ему предложить…нечего. Что по-настоящему шутить человек на сцене не собирается. Да, ты слышишь ироничные нотки в его голосе, но он вышел не для того, чтобы сделать смешно. Не для того, чтобы через смех дать возможность отрефлексировать что-то, нет. Он вышел не разговаривать с тобой. Он вышел открыть тебе глаза на этот мир. Он вышел для того, чтобы ты начал думать по-другому. Здесь и сейчас. Он вышел, чтобы прочитать тебе свою проповедь. Эмоциональную, страстную, злую, циничную проповедь.
Вспомните самого надоедливого старика, пристававшего к вам в детстве со своей моралью. Он говорил, вполне возможно, не самые плохие вещи, ну вроде тех, что обычно и говорят люди, немного пожившие в этом мире. Но вам не было особенно забавно или интересно слушать его, он успевал надоесть вам до смерти за какие-нибудь пять-десять минут. А после того, как он заканчивал и уходил по своим делам, вы задавали себе тот самый вопрос: «И что?». Просто теперь вы немного старше, и разговор идёт дальше простой морали, а старик — вот он, на сцене, перед вами. Консерваторам нужны живые дети, чтобы вырастить из них мёртвых солдат. Да, Джордж, и что? Святости жизни не существует, её придумал человек. Да, Джордж, и что? Всех уголовников нужно согнать в одно место, оградить его забором с колючей проволокой и устроить ТВ-шоу. И что, Джордж, и что? Нефильтрованные цинизм, нигилизм, скептицизм — это весь твой арсенал? Тогда закругляемся, да поскорей, иначе…
Конечно, Карлин за час с небольшим будет бить и по менее значительным целям, но лингвистические открытия в духе позднего Михаила Задорнова, мол, чего это все говорят «страна летит по трубам», каким ещё трубам, кто-нибудь видел эти трубы, я думаю, кто-нибудь бы заметил, не стоят того, как и утомляющие советы белым парням не носить кепки задом наперёд. В них нет самого Джорджа, такого, каким мы его видим в тех же интервью. Он не разговаривает с нами, лишь делает вид. Он не открывает нам себя, не даёт шанса побродить по потаённым уголкам своего сознания. Он жёстко насаждает своё мнение, резко отличное от генеральной линии, грубо манипулирует нами, он орёт и кривляется, в нём полно энтузиазма — и в этом практически нет комедии. Всё это — лишь весьма прямолинейно поданная контрпропаганда.
Да, Карлин именно этим и велик. Бескомпромиссностью, злостью, проповедничеством, тем, что он мог выйти на сцену, взять микрофон и послать ко всем чертям целую Америку со всей её неприкосновенностью социальных институтов. Он велик, потому что показал, что так можно, он дал зелёный свет многим, думавшим в ту же сторону, но боявшимся подать голос. Он проповедовал со вкусом, большим желанием и рвением, в этом отказать ему нельзя. Вот только лучшая комедия рождается не там, где проповедуют, а там, где исповедуются. За исповедью всегда стоит человек со своим мнением, но еще и со страхами, сомнениями, странностями, чувствами. Исповедь — это пройденный путь, исповедь — прямое отражение комедийной формулы «трагедия плюс время».
Это понимали даже самые жёсткие критики системы. «Поэт в чёрном» Билл Хикс, относительно популярный на рубеже восьмидесятых-девяностых. Алкоголик и анархист Даг Стэнхоуп, ворвавшийся на американскую комедийную авансцену в начале нового века. И тот и другой только так чеканили со сцены «верные лозунги», но при этом пускали в свой мир, не говоря уже о более спокойных комиках. Ближе к концу жизни цимес исповеди, кажется, начал осознавать и Карлин — некоторые концерты в середине нулевых, несмотря на жёсткость, всё-таки наполнены более личными историями, при этом Джордж бережнее обращается и с самим юмором. И это как раз тот момент, где его слова начинают работать немного по-другому. Это уже в меньшей степени становится похожим на конвейер категоричных циников и скептиков, ставящих под сомнение любые догматы и придирающихся к любой маломальской глупости. Возможно, если бы это понимание пришло к Джорджу раньше, мы бы получили немного другую реальность вокруг себя и немного другого Карлина. С той же бородой, тем же микрофоном и тем же сарказмом, но настоящего, близкого и действительно смешного. Лучшего стенд-ап комика всех времён.
26 января 2016
В одном из моментов данного выступления, Джордж Карлин упоминает о своих многочисленных сердечных приступах на протяжении жизни и после этого хочется тем более отдать дань уважения этому человеку, который своей живостью на седьмом десятке мог дать фору многим молодым. Он активно жестикулирует, использует мимику, что во многом дополняет сами тексты миниатюр, постоянно передвигается по сцене. Происходящее на сцене, а для нас теперь — на экране, вызывает эмоции.
В рамках этого выступления автор традиционно для своего творчества поднимает непопулярные темы, такие как религия, аборты, смертная казнь. Как мне показалось, первая часть фильма не может похвалиться искрометным юмором и тем, что приковывает к экрану. Все-таки не ирония, а более частое высмеивание щекотливых тем, не для каждого зрителя. Поэтому людям с тонкой душевной организацией нужно дважды взвесить свои ожидания от фильма. Более того, в этой части шоу немного по-настоящему запоминающихся шуток.
А вот вторая половина и без того непродолжительного фильма — это отличный пример американской стен-ап комедии. Разбор часто используемых, но сомнительных фраз, оборотов речи в английском языке, у меня вызвали почти что восторг. Карлин примеряет на себя манеры говорить, вести себя и выражать мысли, позаимствованные у общественных стереотипов. Затем автор иронизирует на тему, по его мнению, культурных преступлений против общества — тоже очень интересные миниатюры, некоторые фразы из которых, кажется, уже давно растащили на комедийные афоризмы.
7 из 10
23 марта 2014
Выступление довольно старое, но отнюдь не потеряло ни своей актуальности, а значит и сатиры — а это именно сатира на жизнь американцев, которая не так уж и далека от реалий нашего общества, ни своей смешной составляющей. И последняя, поверьте, очень сильная и острая штука. Красный перец, от которого слезятся глаза, но при этом едок получает как полезные витамины, так и утонченное удовольствие от вкуса.
Да, культуры у нас разные, но не на столько, что б шокировать или вызывать недоверие, злобу или зависть, мечту или отрицание. Многое множество точек соприкосновения дают не только возможность понять о чем собственно речь, но и получить наслаждение от услышанного, в мастерском исполнении американского комика и, кстати, известного актера, Джорджа Карлина. То, как его встречала публика, стало черной и оправданной завистью для многих (сказать бы — всех) юмористов, комиков, сатириков и иже с ними «в этой стране».
Нужно сразу заметить — присутствует мат, и довольно таки жесткий, что скорее всего является попыткой смешное сделать еще смешней. Хотя, и еще оголяет его перед зрителями, воплощая некий образ рубахи-парня, что только додает «понимания» публике и «любви» к все той же публике. А значит, настраивает зрителей на нужную волну, приводя их воистину в дикий восторг. Хотелось также и добавить, что такой реакции американских зрителей я не ожидал. Они буквально источали преданность, согласие, ликование и безграничную любовь к артисту на сцене. На финальных футбольных матчах и то, наверное, поспокойнее. Посему, делаю очень скромный вывод: Дж. Карлин — очень талантливый оратор. А комик он — без преувеличений — гениальный!
Выступление условно можно поделить на пять частей.
1. Он, вместо «привет и все такое», эмоционально спрашивает зал: «Почему?», несколько раз повторяя начало вопроса, а уже только потом, заканчивая его, со старта цепляет внимание, интригует и наполняет разум пониманием того, что он здесь на своем месте, заслуженно, а не по блату.
«Почему большинство противников абортов — это люди, которых ты в любом случае не стал бы трахать?» Да, первая часть посвящена поношению идеи запрещения абортов. Очень смешно, на мой взгляд — в целом справедливо и главное, артист чуть ли не кричит: «люди, опомнитесь — в этой жизни полно проблем поважней!»
2. Первая часть плавно переходит в тему «Святость жизни», смачно приправленной, так любимым Карлином, религиозным соусом. Это, явно его конек-огонек, но в этом выступлении он ограничил себя короткими безобидными выпадами, так что глубоко верующие люди вряд ли обнаружат себя оскорбленными до глубины души. Так же смешно, неоднозначно, но обратно, в целом — очень даже справедливо. А местами — одновременно и тонко, и глубоко.
«Нам приходится самим выбирать, какие, как нам кажется, формы жизни священны, что бы мы спокойно могли уничтожать остальные».
В эту часть также вошли рассуждения о смертной казни, наркоторговли и бюджете США. Мне здесь трудно судить, но зрители, очевидно, все это высоко оценили и я думаю — по достоинству.
«Так давайте же использовать смертную казнь для того же, для чего мы используем спорт и ТВ в этой стране (США): для того, что бы занимать умы народа и отвлекать его от мысли, как сильно 1% власть имеющих, имеют этот народ». Ничего не напоминает?
3. Здесь мы услышим о … впрочем, посмотрите сами. Впечатление — пошло, пошло и еще раз — очень пошло. Я бы сказал — низко. Ну что ж, Дж. Керлин — продукт своей культуры, сын своей нации и она, нация, в виде зрителей театра, где проходил концерт, так же все это оценила. Лично я, во время просмотра, сдерживал позыв нажать на перемотку, но побоялся пропустить что-то важное. Осуждать не буду: не мне, да и не нам их судить. У самих ворох «некрасивостей» по всем углам, а веник так пока и не предвидится. Замечу лишь, эта часть — довольно коротка. Надеюсь лишь, что эта часть — никогда не войдет в нашу культуру. Если и брать, то только лучшее.
4. Дальше — некий лингвистический псевдонаучный анализ общеупотребительных известных английских устойчивых фраз. По очевидным причинам — понятно не все, но, тем не менее и как ни странно, много раз смешнее, чем хотел бы того М. Задорнов. Отличная возможность соприкоснуться с американской (не уверен, можно ли говорить за весь англоязычный мир) языковой и не только культурой.
«Я готов поставить все что угодно, что пока вы будете опасаться тихого, шумный убьёт вас нах…» Наверно, здесь нужно пояснить. «Опасаться тихого» — дословный перевод английской (неполной) идиомы « Beware of a silent dog», что в литературном облике значит «В тихом омуте черти водятся». В общем, игра слов.
5. Здесь — острая сатира на житейский уклад американцев. И это не только смешно, но и очень познавательно. Это просто интересно! Так сказать, взгляд изнутри. И именно здесь вы услышите, как белый человек, публично, называет афроамериканца — негром, а толстых — жирными. А они, при этом, выдают то, что мы называем «ржу немагу». Талантливая неполиткоректность.
«Они слезли с кокаина, что бы пересесть на средство для восстановления волос» (о поколении послевоенного демографического взрыва в США).
В заключение артист высказывается о тех, на кого он не жалуется. О политиках. «Это лучшее, на что способны мы, народ, … вот, что производит наша система». Последние минуты выступления стали (для меня) уникальным сочетанием серьезности слов и реакции на них — смехом. Глубоко, масштабно, не имеющее никаких национальных границ. Слова, которые ты знаешь сам; слова, которые резонируют с твоим опытом в этой стране; слова, которые дают еще немножко больше понимания того, как устроен это мир.
«Жизнь, это — игра, в которой сумма очков всегда «0».
13 июля 2013