Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Высшее образование |
английское название: |
Higher Learning |
год: | 1995 |
страна: |
США
|
слоган: | «18.000 Estudiantes 33 Nacionalidades 6 Razas 2 Sexos 1 Campus (18,000 Students 33 Nationalities 6 races 2 Sexes 1 Campus) (Spain release)» |
режиссер: | Джон Синглтон |
сценарий: | Джон Синглтон |
продюсеры: | Джон Синглтон, Дуайт Уильямс, Пол Холл |
видеооператор: | Питер Лайонс Коллистер |
композитор: | Стэнли Кларк |
художники: | Ричард Холлэнд, Кэрол Одитц, Майкл С. Клэйпул, Кит Брайан Барнс |
монтаж: | Брюс Кэннон |
жанры: | триллер, мелодрама, драма, криминал, спорт |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $38 290 723 |
Мировые сборы: | $38 290 723 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 января 1995 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 8 мин |
Темнокожий режиссёр снял фильм, в котором белые люди изображены плохими, а чёрные бро – хорошими. Все, кого это удивляет, поднимите руку и с поднятой рукой возвращайтесь в страну розовых пони, блюющих радугой».
Прежде чем приступим к основному блюду, позвольте угоститься гарниром. В начале фильма студентка говорит «Я из апельсиновой страны». АПЕЛЬСИНОВОЙ СТРАНЫ. Это где-то между Вестеросом и Нарнией, к югу от Изумрудного города? Да как можно было так коряво перевести «Округ Оранж»?! Апельсиновая страна, где она, где она, ы-ы-ъ.
Едва ли не каждый персонаж является самодвижущимся клише: белый парень, у которого нет девушки, становится скинхедом; ребята из студенческого братства – скопище насильников; афроамериканцы либо спортсмены, либо быдло, ищущие кого бы побить; феминистка лесбиянка-мужененавистница. Красота. Я ОБОЖАЮ, когда либералы говорят правду. Все эти феминистические фильмы, пропитанные ненавистью к мужчинам. «Чёрная пантера», порицающая расизм, но начинающаяся с негров, планирующих ограбление, и заканчивающаяся чёрными детишками, собирающимися сдать корабль на металлолом. И после этого у кого-то хватает наглости заявлять, будто стереотипы ни на чём не основаны? Нужно ценить честных либералов.
Существенным плюсом этого продукта жизнедеятельности либеральных киноделов является наличие большого числа знакомых лиц.
3 апреля 2023
Большая часть фильмов с хроном более двух часов — отстой. Краткость — сестра таланта, правило, редко встречающее исключение. Если видишь долгий фильм, смело кидай на кон 100 баксов, что высокая длительность обусловлена не критической массой важной информации, а засильем пустых моментов или даже целых эпизодов. Бывают и трагедии, когда фильм на стадии производства имел колоссальный потенциал, но подвёл контрольный монтаж. Мне хочется назвать «Изгоев» шедевром, но на сделку с совестью не пойду: конечно, сильный фильм, но пересматриваю его на перемотках, ибо отдельные куски невыносимо унылы.
«Высшее образование» мог повторить путь «Изгоев» в моих глазах. Уж слишком чужеродной и безжизненной выглядит сюжетная линия про феминистку. Она никоим образом не связана с двумя другими сюжетными линиями, и вообще скучна. Скучна по заоблачным меркам великого Джона Синглтона, разумеется. Да, линия блекнет на фоне потрясающих параллельных течений нарратива, но неплохо транслирует творящийся в голове апологетов феминизма бардак.
Несмотря на лёгкое провисание, «Высшее образование» получает титул шедевра. Потому что днём с огнём не найти фильма, который раскрыл бы расовый вопрос ещё глубже. Как обычно снимается в Америке кино про расизм? Сперва обнажается противостояние, потом оно накаляется, а в конце все берутся за руки и танцуют. Я серьёзно, посмотрите ранние сезоны «Беверли Хиллс» — эх, увидели бы эту пошлятину руководители минпросвета СССР, избавились бы от комплекса профнепригодности, что ли… Как поступил бы продажный/ плохой сценарист? Придумал бы деревянного белого подонка, подкинул ему на растерзание начитанного и галантного негра, за разрешение конфликта берётся белый рубаха-парень, а в конце обидчик-расист получает по заслугам, нет! — лучше перевоспитывается и публично признаёт «дикость и бесчеловечность» своей былой ненависти. Детский сад? Зато прибыльный прокат, народное признание, одобрение критиков, Оскар, Глобус, Ветка, да хоть Медведя получите и распишитесь, но ни в коем случае — Малину.
Синглтон на то и Синглтон, что предпочитал смотреть на расовый вопрос, предварительно выкинув розовые очки. Этот творец, в отличие от основной массы сограждан, прекрасно понимал, что расизм — как мороз: нравится он тебе или нет, он был, есть и будет, а вера в его конечность есть безумие. Режиссёр показал две истории, одна про чёрного, другая про белого. Что важно, это не истории про изначальных гопников, социопатов или психов. Нет, Малик и Реми — обычные американские парни, которым явно на роду не было написано столкнуться друг с другом на почве расовой ненависти, но сюжет скрупулёзно объясняет зрителю, каким образом сама природа вынудила обоих выйти на тропу войны.
Реми стал жертвой давления чёрных гопников. Стало быть, надо обращаться к коменданту общежития? Чтобы потом к тому нанесла визит всё та же братва? Или, может, надо подать жалобу администрации университета? Чтобы секретарша от греха подальше выкинула бланк в урну, во избежание обвинения её или коллег в дискриминации расового меньшинства? А, наверное, надо звонить копам? Нет, диспетчер ответит, мол, что за чушь, вот когда тебя застрелят или хотя бы покалечат, тогда и обращайся, а у нас и так много дел. Америка, что вы хотели. Руку помощи бедолаге протягивают только бритоголовые…
- Скажи, Реми, каково это — знать, что твоя страна больше тебе не принадлежит?
У Малика же совсем другая ситуация: свою проблему он выдумал. Словно молитву, он постоянно повторяет мысль, что его притесняют по расовому признаку. При этом ничего подобного не происходит, что и констатирует его наставник Фиппс. Его подружка Дежа так вообще считает, что даже если дискриминация и есть, то её нужно преодолевать, а не жаловаться. Но Малик упорно продолжает играть в обиженного, и начинает тусоваться с активным расистом Фуджем, главарём той самой шайки, что вытеснила Реми из общаги.
Через упомянутый квинтет персонажей Синглтон как бы читает зрителю лекцию о ролевой структуре расизма. Такие смышленные тираны, как Фудж, создают мифического врага и запугивают им таких закомплексованных невежд, как Малик. Те, в свою очередь, атакуют мирных слабаков вроде Реми, будучи уверенными в своей правоте. Слабаки же доходят до точки кипения и начинают безразборно ненавидеть всех, кто похож на обидчиков. Восхищаясь Фиппсом и Дежей, отмечая их не различающий цветов прагматизм, Синглтон грустно констатирует, что рациональные доводы вопиющих в пустыне не будут услышаны.
«Но нам, к сожалению, известно, как ястребы рвутся с цепи, как до смерти может быть тесно и в самой бескрайней степи» (с) «Человек с бульвара Капуцинов»
8 из 10
26 июля 2019
Долго искал этот фильм и в конце-концов посмотрел этот фильм в ужасном качестве. Однако, несмотря на этот вопиющий недостаток, мне он очень понравился. Он затрагивает многие специфические «подростковые» проблемы и затрагивает тему расовой ненависти.
Акценты в фильме расставлены верно, это молодёжный фильм со смыслом, а не какая-нибудь дурацкая комедия или драма о том, как неудачники пытаются добиться уважения к себе или хотят понравиться красивой девчонке.
Три сюжетные линии:
- афроамериканеца Малика, спортсмена, который пытается стать приличным человеком и начать зарабатывать умом, а не мышцами;
- белой девушки Кристен, которая вступает в женский клуб «Целомудрия», где девушки помогают друг другу пережить проблемы и стать сильнее;
- И, наконец, Реми, закомплексованный белый парень, который не знает, как добиться уважения сверстников.
У Малика (Омар Эппс) проблемы с чернокожим преподавателем, который не собирается относиться к нему по-особому. Так же ему нравится чёрная девушка, и он хочет с ней подружиться. Он не знает, как решить все свои проблемы, поэтому он попадает под влияние начитанного лидера университетских последователей «Черных пантер», который во всем обвиняет «белых» и их расистское отношение к «чёрным».
Другие главные герои, ища решение проблемы «адаптации» к университетскому миру, также попадают под влияние радикально настроенных старшекурсников. Кристен (Кристи Суонсон) ищет поддержки у лесбиянки Тарин (Дженнифер Коннелли) и хочет стать такой же независимой и сильной, однако окончательно стать феминисткой ей мешают чувства к сокурснику. А Реми (Майкл Раппапорт) присоединяется к скинхедам, которые во всём винят «неполноценные расы», которые «оккупировали» «белую» Америку и вытесняют с обжитых мест «настоящих» людей — арийцев.
Зажигательная смесь в бутылке готова, остаётся добавить «фитиль» и «огонёк» — максимализм главных героев и юношескую пылкость.
Фильм затрагивает многие подростковые проблемы, которые оказались мне очень близки. Тщательно обдуманный сюжет действительно затягивает, все персонажи наделены «харизмой» и каждый зритель сможет разглядеть в одном из них (или сразу в нескольких персонажах) себя. Напряжение по ходу фильма действительно нарастает, неожиданная концовка с двумя летальными исходами и многозначительный конец приводят к долгожданному «Катарсису».
Особенно меня порадовал своим присутствием в фильме Лоренс Фишбёр (Морфиус из «Матрицы»), который играл профессора Фиппса. Потрясающая актёрская игра и очень экспрессивная роль позволили ему раскрыть себя как актёра. В общем, играл он очень убедительно и было очень приятно за ним наблюдать. Ему досталась роль наиболее харизматичного, мудрого персонажа и один из его диалогов с Маликом особенно врезался мне в память:
- Я всего лишь пешка. Как и все остальные.
- Будьте благоразумны, пешка может поставить мат, мистер Уильямс, или сама стать очень важным игроком.
Ещё стоит отметить, что фильм пропитан духом свободы 60-х годов, времен борьбы чернокожих за свои права и призывов хиппи к любви и миру. Это гимн уходящей эпохе, призывающий выучить все уроки от прошлых ошибок.
Стоит ли смотреть: стоит, если вам от 16-ти и больше, и вы ходите по жизни с прижатым томиком «Над пропастью во ржи» к груди. Ну вы меня поняли. Или ещё поймёте.
9,9 из 10
4 января 2010
На меня фильм не произвел абсолютно никакого впечатления. Мне он показался невероятно скучным и бессвязным. Он состоит из трех историй о трех разных людях, которые учатся в одном колледже. Эти рассказы на мой взгляд абсолютно не связаны друг с другом, хотя поднимают довольно серьезные социальные проблемы (расизм, дискриминация гомосексуалистов и др.).
Мне совсем непонятно, что режиссер хотел от него: или острую социальную драму, или же мелодраму о человеческих колебаниях. Во всяком случае и того и другого в картине минимум. Единственное что на мой взгляд, чем заслуживает похвал этот фильм так это актерский состав. Майкл Рапапорт, Кристи Свенсон и Дженнифер Коннелли несомненно скрашивают этот фильм, однако не вытягивают его. Фильм не оправдал моих надежд.
13 января 2008