Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Целлулоидный шкаф |
английское название: |
The Celluloid Closet |
год: | 1995 |
страны: |
Франция,
Великобритания,
Германия,
США
|
режиссеры: | Роб Эпштейн, Джеффри Фридман |
сценаристы: | Роб Эпштейн, Джеффри Фридман, Шэрон Вуд, Вито Руссо, Амистед Мопин |
продюсеры: | Шила Невинс, Ховард Розенман, Лили Томлин, Берни Бриллштейн, Майкл Эренцвейг, Роб Эпштейн, Джеффри Фридман, Брэд Грэй, Анна Эвен, Джим Хормел, Стив Тиш, Венди Брайтман, Джо Хоффман, Майкл Лампкин, Кэрин Мендез, Кэролайн Спрай, Хью Хефнер |
видеооператор: | Нэнси Шрайбер |
композитор: | Картер Бёруэлл |
художник: | Скотт Чамблисс |
монтаж: | Джеффри Фридман, Арнольд Глассман |
жанры: | документальный, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $1 400 591 |
Мировые сборы: | $1 400 591 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 сентября 1995 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 42 мин |
Обратившись к книге Вито Руссо (1948—1990) The Celluloid Closet: Homosexuality in the Movies (1981), автор которой стал одной из многочисленных жертв СПИДа, два известных американских документалиста, Роб Эпштайн и Джерри Фридмен, предприняли уникальную попытку исследовать одну из самых закрытых и деликатных тем — историю утверждения гомосексуальных отношений в кинематографе. Кино долгие годы делало вид, что не знает такой проблемы, а, стало быть, не видит повода для разговора.
Авторы предложили впечатляющее по охвату и при этом достаточно скрупулезное аналитическое исследование пикантного вопроса, избежав сенсационных разоблачений и нелицеприятных оценок. Для этого им пришлось задействовать массу фрагментов как из очень известных картин, так и почти забытых. Они сопроводили их комментариями как тех, кто терпимо относится к нетрадиционной любви (а среди таковых оказались весьма известные личности — Тони Кертис, Ширли Маклейн, Вупи Голдберг, Том Хэнкс, Сьюзен Сэрэндон…), так и открытых гомосексуалистов (Джон Шлезигнер, Харви Фирштайн…), которые не только делились опытом своего участия в создании гей-образов, но и не скрывали своих сексуальных пристрастий.
В результате оказалось возможным в подробностях проследить метаморфозы развития гомосексуальной темы на американском и отчасти европейском экране за первые сто лет кино. Так в 1920-х годах гомосексуализм провоцировал преимущественно смех, во всяком случае, именно в таком ключе подавалась тогда эта тема на экране. А уже в 1940-х и 1950-х годах, во многом вследствие введения цензуры (ставшей результатом деятельности небезызвестного Уилла Хейса) и нападок церкви (призывавшей относиться к однополой любви как к болезни), нетрадиционная секс-ориентация начала вызывать уже исключительно страх и сожаление.
За эти годы «голубые персонажи» пережили заметную эволюцию: из хладнокровных злодеев, вампиров и фетишистов геи постепенно превратились в несчастных и окончательно отчаявшихся людей, которых с неизменным постоянством поджидал один и тот же конец. Все они должны были непременно пострадать на экране и заплатить жизнью за свой неправильный жизненный выбор. Доказывая этот тезис, авторы использовали впечатляющую монтажную фразу, смонтировав в одном куске множество страшных смертей, настигших как геев, так и лесбиянок. И только лишь в 1970-е годы гомофобию на экране начала потихоньку теснить терпимость и более лояльное отношение к представителям нетрадиционной любви.
В этом смысле этапной картиной стала музыкальная комедия «Ребята из оркестра» (1970) Уильяма Фридкина, где геи впервые были показаны не страдальцами и великомучениками, а людьми, наслаждающимися жизнью. А всего лишь пару лет спустя такая известная лента как «Кабаре» (1972) по замечанию одного из комментаторов уже открыто воспевала однополые отношения. Однако потребовалось еще целое десятилетие, прежде чем в американском мейнстрим-кино, а именно в фильме Артура Хиллера «Занимаясь любовью» (1982), впервые без обиняков была показана «во всей своей красе» гомосексуальная любовь.
Вместе с тем, включение в данный контекст целого ряда знаменитых лент, в которых гомо-мотивы вроде бы не являются главными, или же глубоко спрятаны в подтекст (ограничиваясь в фильмах весьма пространными намеками), заставляет совершенно по-новому взглянуть на хрестоматийные произведения. И вдруг обнаруживаешь то, на что раньше не обращал никакого внимания: что убийцы в «Веревке» Хичкока являлись сексуальными партнерами, «Бунтовщик без причины» был латентным геем, а Бен Гур, как выясняется, питал в юности весьма недвусмысленные чувства к Месале. Поэтому не стоит удивляться, если в какой-то момент вдруг начнет казаться, будто весь классический кинематограф давно и насквозь гомоэротичен.
Обнаруживая гомосексуальный подтекст в отношениях экранных героев, приверженцы однополой любви, считали это не иначе как поддержкой их тщательно скрываемой от посторонних глаз ориентации и не иначе как закодированным знаком внимания, посылаемым авторами фильмов лично им. Сегодня эти (зачастую слишком вольные) трактовки и предположения сексуального меньшинства могут расцениваться «натуралами» как своего рода комплекс, избавлению от которого многие геи посвятили жизни.
И в этом смысле картина Роба Эпштайна и Джерри Фридмена может сыграть для кого-то важную реабилитационную роль. Но для синефилов куда значимей представляется киноведческий анализ, который делает «Целлулоидный шкаф» одним из лучших неигровых фильмов среди множества юбилейных проектов, появление которых было приурочено к столетию кино.
7 августа 2012
Существует множество фильмов по истории кино. Но есть такие, которые исследуют определенную веху, творчество какой-либо персоналии или посвящены определенной теме. Фильм Эпштейна и Фридмана, посвящен теме гомоэротизма в кинематографе англоязычных стран. Действительно, довольно интересный очерк о том как показывали на экране нетрадиционные сексуальные отношения, начиная от немого фильма Эдисона и заканчивая такими хитами как «Филадельфия» и «Основной инстинкт».
Одним из сорежиссеров стал Роб Эпштейн, который неоднократно в своих документальных фильмах рассказывал о гомосексуализме, будь то удостоенный премии «Оскар» — «Времена Харви Милка» или «Паргаграф 175» о геях во времена третьего рейха.
Чем интересен фильм, то помимо простой нарезки кадров из фильмов в нем интервьюируются авторы (режиссеры, сценаристы, актеры, продюсеры) фильмов, в которых была тема гомоэротизма, включая Тома Хэнкса и Сьюзан Сарандон.
От себя добавлю, что если в хичкоковской «Веревке» я догадывался о скрытом гомосексуальном намеке, то вот в «Ребекке», «Бен-Гуре» и «Мальтийском соколе» я и подумать о нем не мог, а он оказывается там был.
Единственное, фильм содержит много спойлеров, так что если вы еще не знакомы с многими классическими произведениями американского кинематографа, то ненароком можете наткнуться на сюжетные развязки обозреваемых фильмов.
3 июля 2010
Этот документальный фильм — история о том, как Голливуд формировал взгляды зрителей на мужественность и женственность, с одной стороны, и просто праздник для всех киноманов, с другой.
Начиная с зарождения кино и прослеживая, как создатели фильмов и актеры показывали гомосексуалов на экране до наших дней, фильм рисует калейдоскопный портрет от раннего фильма Эдисона про двух танцующих вместе мужчин до «Филадельфии» и примеров Нового Геевского Кино.
Что замечательно в фильме — это проходящие через него интервью известных авторов, продюсеров, режиссеров и актеров, которых собрали создатели фильма: Том Хэнкс, Ширли МакЛэйн, Сьюзан Сарандон, Гор Видал, Вуппи Голдберг, Артур Лаурэнтс и другие.
Вызывающий раздумья и увлекательный, это существенно важный обзор для поклонников американского кино различных взглядов и убеждений.
23 октября 2008