Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Немой свидетель |
английское название: |
Mute Witness |
год: | 1994 |
страны: |
США,
Россия,
Германия,
Великобритания
|
слоган: | «Она не может позвать на помощь» |
режиссер: | Энтони Уоллер |
сценарий: | Энтони Уоллер |
продюсеры: | Александр Бухман, Энтони Уоллер, Рихард Клаус, Норберт Сентген, Вернер Кениг, Питер Лони, Григорий Ряжский, Александр Атанесян, Марина Капустина |
видеооператор: | Эгон Вердин |
композитор: | Вильберт Хирш |
художники: | Матиас Каммермейер, Барбара Бекер, Светлана Лузанова |
монтаж: | Петер Р. Адам |
жанры: | ужасы, триллер, криминал |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 2000000 |
Сборы в США: | $1 125 910 |
Мировые сборы: | $1 125 910 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 сентября 1995 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
Билли работает помощницей режиссера на съемках американского кинофильма, которые проходят в Москве. Однажды вечером она оказывается запертой на старой киностудии и становится свидетелем съемок подпольного порнофильма, заканчивающегося зверским убийством девушки-актрисы. Билли немая - она не может закричать или позвать на помощь. Билли пытается 'рассказать' о преступлении своим друзьям и милиции, но ей никто не верит. Жизнь Билли превращается в кошмар, преступники хотят избавиться от свидетеля! Девушка вынуждена бороться за свою жизнь, не рассчитывая на помощь в чужой стране.
Фильм не был в отечественном прокате и не появлялся на VHS. Триллер из далекого 1995. Никому неизвестный британец Энтони Уоллер нашёл пару миллионов долларов на съёмки своего первого полноценного фильма. Снять дешевле можно было тогда в Москве, на Мосфильме. С собой Уоллес привез сценарий, пару актёров и минутный ролик, снятый за десять лет до этого с Алеком Гиннесом на лондонской подземной парковке (великий английский актер говорит в камеру пару загадочных фраз). Вся остальная съёмочная группа была русской. Янковский, Зудина, Чиндяйкин, и Волков. В эпизодах ещё ряд наших известных актеров.
Сценарная идея достаточно оригинальная, с сюжетным твистом в финале. Отличная работа Марины Зудиной, играющей немую девушку. Янковский, глумливо-ироничен м как всегда гениален.
Картину овевает постперестроечный московский флёр, ставший для фильма атмосферной декорацией.
Фильм захватывающий! Настоятельно рекомендую.
29 декабря 2021
Картина на первый взгляд, как и на второй, выглядит этаким жанровым среднячком, звёзд с неба не хватает, но именно грамотная оценка своих профессиональных возможностей и дала режиссёру ту творческую свободу, которой вполне хватило, чтобы по-настоящему развлечь зрителя. Он не пытался оставить видимый след в кинематографе, он просто делал свою работу, которая, судя по итогам, ему весьма по нутру.
Фильм полон минусов. Это и операторская работа, откровенно слабая актёрская подача, особенно это касается второстепенных персонажей и заоблачная неуклюжесть в самые ответственные моменты всех злодеев. Из актёрских работ можно отметить только старания Зудиной, благодаря её таланту напряжение накалялось до немыслимых пределов. От Янковского, дифирамбы которому не спел только ленивый, ожидал куда больше, чем этого шаблонного кривлянья.
Но не смотря на весь негатив и достаточно избитый сюжет, всё действие настолько динамичное и атмосферное, что переживать за героиню начинаешь уже с первых кадров. Картина всеми силами пытается понравиться зрителю, без всяких заигрываний и перегибов, именно это искреннее стремление, в большей степени, и подкупает.
Давненько не приходилось смотреть подобное — пища только для глаз, но без всяких компьютерных эффектов. Одни голые эмоции и куча разномастного саспиенса. Этого набора вполне хватит, чтобы провести весьма не скучный вечер.
Всем желаю приятного просмотра!!!
29 июня 2016
Американские киношники снимают очередной говно-шедевр про убийцу с ножом. Для экономии съёмки ведутся в немытой России в засранном московском павильоне, с актёрами набранными из ближайшей подворотни и камераменом взятым по объявлению. Даже гримёрша в съёмочной группе — немая девушка, за которой бегает сестра-сурдопереводчик, подруга режиссёра. Худо-бедно засняв в таких условиях небольшой эпизод, киношники собрались по домам. Гримёрша Билли же, задержавшись в помещении, оказалась заперта охранником. Немного побродив по складам, выяснилось, что кое-кто остался поработать сверхурочно. Сильно знакомые лица из съёмочной группы втихаря снимали порнуху со снафф-исходом! А оставаться наедине с такими «кексами», разумеется, ещё страшнее.
На три дня растянулся просмотр фильма Энтони Уоллера. Вот как так смотреть кино, когда вечно куда-то надо гнать! По итогу можно сказать, что это были не самые плохие три дня. «Немой свидетель» определённо занимательное кино. Довольно неровное, но для триллера полностью снятого в России и большей частью с русскими актёрами это какой-никакой местный успех. А начинается всё очень даже ничего. Посмодернистский павильонный трэшачок внезапно перерастает в грамотно поставленные саспенс-прятки, наследующие Альфреду Хичкоку и Брайану де Пальме, держащие на игле напряжения. Обидно даже, но где-то минут через сорок кошки-мышки в манере «Хостела» и «Крепкого орешка» прерываются, и начинают выпирать всякие несуразности сюжета (да за такие шутки в реале имбецил с бутафорным ножом как пить дать отхватил бы от милиционеров по хребтине и получил бы добавки в обезьяннике), русская клюква («Откуда вы так хорошо знаете язык?» — «Моя мать была переводчиком… в КГБ») и излишества. Простая на первый взгляд история обрастает какими-то потерянными дискетами, страшными тайными организациями (Алек Гиннес в роли Жнеца предпочёл остаться неназванным, ха-ха) и двойными агентами (а вот Олегу Янковскому пришлось малость покраснеть за смешные диалоги), будто пытались скрестить пару сценариев. Также спорным решением было усиление ко второй половине комедийной составляющей, в частности с беготнёй неуклюжих друзей героини Марины Зудиной. Но юмор же в итоге спасает некоторые сцены от излишней бредовости, заставляя проявлять снисходительность в ряде мест. Думается мне, в замечательной серии картин «как мы жгли в 90-е» лента Уоллера займёт определённо не последнее место. Учитывая ещё, что через пять лет ту же тематику снаффца пытался одолеть Джоэл Шумахер в «8-ми миллиметрах», и «Немой свидетель» на его фоне смотрится чуть поинтересней.
6 из 10
1 февраля 2016
Американка Билли Хьюз, немая девушка, мастер по специальному гриму, работает со съемочной группой в Москве. Однажды, вернувшись за забытой в студии вещью, она узнает, что в этой же студии подпольно снимают порнофильм, в котором актрису вдруг начинают бить, а потом убивают по-настоящему. Билли в ужасе пытается убежать, но ее замечают и бросаются в погоню. Девушке все же удается скрыться и даже рассказать милиции об убийстве, но трупа нигде нет, а оператор и актер утверждают, что это были просто съемки. Будто актриса уже давно вернулась домой, а Билли ошиблась, неправильно все поняла. В ее рассказ не верят, но… Теперь она опасный свидетель. И пока она жива, обещанных денег за фильм «кинодеятели» от заказчика не получат. И за свою жизнь ей придется бороться отчаянно, без всякой надежды на помощь.
В конце 80-х и начале 90-х интерес Запада к России, своеобразная «мода» на нее, порожденная перестройкой, были еще довольно сильны. Российский кинематограф тоже бурно переживал свою «перестройку». Многие российские актеры стали сниматься в совместных проектах в самых разных странах и жанрах, с разным успехом, чаще всего — без оного. Большая часть этих лент были откровенно низкопробными. Были среди них и фильмы редкого тогда в России жанра хоррора, в которых снимались известные российские актеры. Например, «Крысиные похороны» (1996) с Ольгой Кабо, «Маркиз де Сад» (1996) с Александром Белявским и Игорем Ясуловичем, «Коварный враг» (1997) с Валерием Николаевым и многие другие.
Иногда среди них попадались и вполне себе неплохие работы, и уж совсем внезапно — редкие жемчужины, которые еще надо было уметь выудить из огромного потока картин, шедших в то время кинотеатрах и видеосалонах. Возможно, именно этим объясняется то, что одна их таких жемчужин, фильм «Немой свидетель» Энтони Уоллера, выступившего тут одновременно в роли режиссера, сценариста и продюсера, особого успеха в прокате не снискал, хотя имел к этому все предпосылки и права. У него есть свои недостатки, не столь значительные, чтобы на них зацикливаться, есть определенная порция «клюквы» — а куда же без нее? Но все это с лихвой окупается лихо закрученным сюжетом, не отпускающим зрителя с начала и до самого финала, крепкой режиссурой, хорошей операторской работой и поистине фантастическими актерскими работами — в первую очередь, Марины Зудиной и Олега Янковского, хотя остальные актеры тоже справились со своими ролями очень достойно.
Игра Марины Зудиной, передающей эмоции своей героини с такой достоверностью, что зрителю кажется, будто он способен услышать ее беззвучный крик. Крик, искажающий гримасой неподдельного ужаса лицо, рвущийся наружу из широко открытого, судорожно зажимаемого руками рта. Ощутить внутри себя страх, переполняющий Билли, горящий в ее распахнутых глазах, обжечься им. Мастерски снятые сцены преследования в коридорах киностудии, в шахте лифта, заставляют нервы вытянуться в струну. Уровень саспенса нисколько не уступает по мастерству режиссуры и актерской игры самому Хичкоку. Как и сцены борьбы в квартире Билли, ее попытки позвонить сестре в гостиницу, в милицию. Да и сам почти фантастический финал, где остроты сюжету добавляют моменты с почти шпионским привкусом, с двойными, тройными агентами, заставляя этот самый сюжет превращаться в каскад лихих поворотов. Все это снято с соблюдением лучших традиций жанра, к тому же приправлено долей тонкого юмора. Олег Яковский, собранный, бесстрашный, решительный, с изрядным шармом аристократического благородства, как всегда великолепен. Именно прекрасный дуэт Зудиной и Янковского держит на себе фильм, как остов, на который нанизываются другие сюжетные линии и ходы.
Москва на экране предстает в ставшей уже узнаваемой и классической для кино криминальной атмосфере, принятой для изображения «лихих 90-х». С полным набором присущих этому штампов и типажей героев. В наличии имеется подпольная порноиндустрия, продажные, подставные и туповатые работники милиции, главари ОПГ и герой-одиночка, отважно борющийся со всем этим безобразием под глубоким прикрытием. Скучать зрителю будет просто некогда, а угадать повороты сюжета действительно непросто.
Очень колоритной получилась пара американцев, режиссера снимаемого триллера и его подруги и ассистентки, воплощенная на экране актерами Эваном Ричардсом и Фэй Рипли, соответственно. Именно на их долю приходится основной процент юмора, который, несмотря на общую напряженную атмосферу, время от времени разбавляет ее своим присутствием. И этим подчеркивая и усиливая ощущение ужаса происходящего, одновременно переводя некоторые моменты на уровень почти веселого абсурда. Как, например, образ решительного, но трусливого соседа снизу, с большим знаком Супермена на халате. Фэй Рипли, сыгравшая Карен Хьюз, сестру Билли и одновременно подругу режиссера Энди Кларка, решительна, импульсивна и неугомонна, когда считает, что ее сестре Билли грозит опасность. Движимая энергией любви к сестре и одновременно страха за нее, она постоянно тормошит Кларка, действует сразу и не раздумывая. Энди Кларк всецело поглощен своим фильмом, думает только о нем, мало отвлекаясь на то, что не связано с ним напрямую. Он плохо ориентируется в реалиях страны, в которой оказался, да и сама реальность для него мало значит в сравнении с его работой. У Эвана Ричардса получилась этакая разновидность гибрида творческой личности и недотепы, который плохо понимает, что творится вокруг, но, вовлеченный в водоворот событий, пытается вести себя, как крутой герой боевиков, и поступает достаточно комично в трагических обстоятельствах. Оба персонажа прописаны детально и сыграны убедительно.
У Энтони Уоллера получилось смешать в нужных пропорциях все необходимые для хорошего фильма и крепкого, увлекательного триллера составляющие, чтобы получить на выходе продукт очень высокого качества. Его можно смело советовать к просмотру любителям остросюжетного кино и ценителям хорошей актерской игры и сегодня, хотя с момента выхода «Немого свидетеля» прошло уже больше двадцати лет.
9 из 10
21 октября 2015
Двое русских парней днём помогают иностранной киногруппе на съёмках дешевого триллера, а ночью превращаются в самых настоящих джеков-потрошителей, снимая нелегально на импортном оборудовании порно с реальным убийством натурщицы. Её полные ужаса глаза как раз и видит случайно попавшая на подпольную съёмочную площадку немая американская реквизиторша. Скрыться незамеченной ей не удаётся, и киллеры устремляются в погоню…
Английский дебютант Энтони Уоллер, набивший руку на рекламных роликах для фирмы «Сони», дал урок профессии своим российским коллегам, идущим в большое кино через рекламный бизнес. Если бы фильм не попал в чёрную дыру разрушенного российского проката, то имел бы немало шансов стать хитом, по меньшей мере, первой прокатной недели.
Британцу удалось довольно точно передать состояние нестабильности, упадка, хаоса и беспокойства, царящих внутри России, и подать это не в расхожем чернушном варианте, а упаковать в жанровую «обёртку» триллера и извлечь саспенс. От кадра к кадру он ловко нагнетает напряжение, при этом систематически нейтрализует его при помощи смеховой разрядки. И тут весьма кстати приходится заданная условность предлагаемых обстоятельств — кино внутри кино.
Изначально предполагалось, что события будут происходить в Чикаго — колыбели американского криминала, но перенос на русскую почву сделал рассказанную историю ещё более убедительной. Во всяком случае, лица исполнителей, найденных на роли подпольных убийц, довольно точно отражают особенности новой русской брутальной ментальности.
Фильм, представленный помимо прочего в Неделе критики Каннского МКФ, являет собой один из наиболее удачных примеров конвертации «нового русского колорита» в западное кино. До него не дотягивают «Красная жара» и «Назад в СССР», тем более седьмая «Полицейская академия».
11 апреля 2014
Немая молодая девушка по имени Билли работает в Москве в качестве помощницы режиссера из Голливуда, снимающего на просторах Белокаменной свой новый фильм. Однажды она становится свидетелем сьемок снафф-фильма, вследствие чего за ней начинается охота со стороны криминалитета, ведь даже немой свидетель остается все равно свидетелем.
Фильм «Немой свидетель», снятый в далеком ныне 1994 году английским режиссером Энтони Уоллером, представляет из себя крайне интересный пример качественной кинокопродукции постсоветской России, кинематограф которой находился тогда в состоянии перманентного творческого и финансового кризиса, и Великобритании. В год выхода фильма в прокат он не окупился совсем, несмотря на относительно небольшой бюджет, что сейчас выглядит очень даже странно, учитывая качество данного фильма, вполне способного напугать и поразить зрителя даже сейчас, ибо малоизвестный по сути режиссер Энтони Уоллер, несколько позже поставивший черную комедию ужасов «Американский оборотень в Париже», в «Немом свидетеле» мастерски продемонстрировал владение искусством ужаса и нагнетания напряжения, сумев при этом не перейти тонкую моральную грань в отношении столь жуткой темы, как снафф, удачных и полновесно интересных, без излишних перекосов, фильмов о котором крайне мало. Впрочем, не только хичкоковским ужасом единым богат этот фильм, ибо в нем нашлось место и типичному криминальному триллеру с элементами гротеска в стиле бытия «лихих 90-х», оттого некоторое ощущение разбалансированности жанров в фильме присутствует.
Безусловным плюсом данной картины стала по-настоящему превосходная и убедительная игра актеров и, в первую очередь, исполнившей роль Билли Марины Зудиной, показавшей высший пилотаж актерского мастерства в картине, ведь по сути ее актерская техника свелась к игре взглядами, эмоциями в глазах. Также великолепно исполнили свои роли Олег Янковский, Алек Гиннесс и Фэй Рипли.
Оператор Эгон Вердин создал в фильме невероятно мрачную и напряженную атмосферу, сняв при этом картину в реалистичных, но отнюдь не «чернушных» тонах.
Саундтрек от композитора Вильберта Хирша идеально вписался в структуру ленты, звуча тревожно и с огромной долей саспенса в наиболее ключевых и впечатляющих сценах фильма.
Всем поклонникам фильмов ужасов и триллеров я рекомендую этот малоизвестный ныне, но вполне достойный и оставляющий тяжелый осадок фильм и, надеюсь, Вы не будете разочарованы.
8 из 10
31 июля 2013
Это кино из категории «такое увидишь не каждый день». Не понимаю, где я был раньше. Содержание, как обычно, можно прочитать выше, поэтому сразу по делу. Первая треть фильма, в которой Марина Зудина бегает от злодеев по пустому зданию, наиболее стилистически и жанрово выдержана. Но затем, когда мы вместе с героями вылезаем, наконец, наружу, фильм совершенно теряет самоконтроль. Если вы хотите правдоподобия, то в «Немом свидетеле» его искать не стоит, потому что режиссер и сценарист из кожи вон лезли, чтобы нас впечатлить, и никакое правдоподобие при таком подходе не нужно. Фантазия тут не останавливается ни перед чем, сюжетные повороты фонтанируют, как из брандспойта, и вообще создается ощущение, что создатели фильма обожрались амфетаминов, что лично меня не удивило бы — ведь они англичане. Сложно сказать, что перед нами: ловкое манипулирование классическими приемами Хичкока и де Пальмы или издевательство над ними обоими. Фантасмагоричность ситуации доходит до таких пропорций, что рано или поздно вы взорветесь идиотским смехом — у меня лично таких взрывов было аж несколько штук. Но при этом фильм вполне зловещий. Видимо, тема снаффа вызывает в сердцах людей какой-то жуткий отклик. И съемки коридора во время погони в здании — это шедевр. И еще есть один момент между 34 и 35 минутами, который совершенно душераздирающий. Как и убийство во время съемок.
Я безусловно рекомендую этот фильм, потому что он того стоит. Неважно, есть ли в нем художественные достоинства — такие соображения тут ни к месту. Ему надо просто бездумно отдаться. И не сомневайтесь, что Марина Зудина постаралась на славу. Сыграть кричащую от ужаса девушку, может быть, несложно. Но сыграть девушку, которая боится, но закричать не может, это совсем другое дело. Мало того — она тут даже раздевается догола, за что ей большое человеческое спасибо. Почему ее героиня нема, понятно — чтобы не нужно было учить английский. Но при этом — забавная деталь — Зудина играет не русскую, а американку (в английском фильме!). Почему? Видимо, потому, что эта картина была попыткой продвинуть актрису на Западе. Затея провалилась, но Зудина все равно лапа. Табакову повезло.
25 ноября 2011
Редкий пример удачной ко-продукци России и Сша далёких 90-х. Смотрится с интересом и по сей день. Не совсем понятно, зачем обыгран в столь жанровой отвлечённой концепции именно русский колорит, но актёрские работы Марины Зудиной и Олега Янковского выше всяких похвал. Особенно впечатляет Зудина (являющаяся по сюжету немой американкой), передавая молекулы страха с экрана так, будто всю жизнь только и играла жертв с, хлопающими от ужаса, невинными глазками.
Энтони Уоллер демонстрирует убедительный профессионализм в применении классических приёмов жанра. «Немой свидетель» занимает ту же нишевую позицию, что и работы Уэса Крэйвена, где вроде бы пугают всерьёз, но и шутить мимоходом успевают. Шутки, как и у Крэйвена для «понимающих» и любящих жанр. А если учесть, что фильм снят до знаменитых «Криков», то ирония режиссёра может быть воспринята в чём-то новаторской.
Первая половина фильма, решённая в стиле динамичного саспенса по рецептам Альфреда Хичкока, просто великолепна. Тут Уоллер даже превосходит Крэйвена и поднимается до уровня изысканного цитирования Брайана Де Пальмы. Прямо-таки пособие «как заставить зрителя нервничать». Но, перевалив за сорок минут метража, юмора становится больше. Появляется Russia-клюква, теории заговора, подпольные синдикаты, двойные агенты. Опять же не так стильно, как у Де Пальмы в «Миссии невыполнима», но не хуже, чем у Крэйвена в «Ночном рейсе».
Это не единственная работа Энтони Уоллера, но классиком он, пока что не стал, а значит даже его самому лучшему фильму «Немой свидетель» никуда не дется от тесных сравнительных рамок более талантливых (или более удачливых) представителей жанра «триллер».
8 из 10
23 февраля 2011
Любопытная интернациональная продукция, удостоенная спецприза жюри на МКФ в Жерармере. Несмотря на участие российских кинематографистов, видение иностранцами «Нашей Раши» все равно остается забавным, особенно по части интерьеров и, особенно, сцена звонка в милицию, когда Билли вынуждена включить электронный голос («Простите, вы сказали полИс?»), а также привлечение глав международной порномафии в лице некоего Риппера выглядит притянутым за уши и слишком надуманным ходом, убийством на студии можно было вполне ограничиться. Но, честно говоря, эти минусы отступают перед умением режиссера нагнетать напряжение. Саспенс сцены просто шикарны, плюс блестящая игра нынешней жены Олега Табакова Марины Зудиной, ну а полуразваленные совковые интерьеры старой студии создают по-настоящему жуткую атмосферу. Немного клюквенный, но очень и очень неплохой фильм.
7 из 10
1 ноября 2010
Фильм конечно старенький, и для меня сильно пахнет совдепом, но если вы любите картины щекочущие нервы, вы не сможете от него оторваться. Энтони Уоллер, после этого фильма, — мой личный гений триллера. Марина Зудина просто идеальна, Янковский не раз заставит усомниться зрителя.
Вообще фильм смотрится на одном дыхании, в основном благодаря игре актеров не ждите от этого фильма спецэффектов — все натурально и, блин, Убедительно.
21 сентября 2010
Это самый страшный фильм в мире. Ни один триллер или ужасы меня уже не смогут так напугать. Напряжение в течение всего фильма не передать словами. Закрученность сюжета — 10 баллов. Наш Олег Янковский — 10 баллов. один из лучших фильмов в своём жанре.
10 сентября 2004