Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Заповедник |
год: | 1993 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Валерий Обогрелов |
сценаристы: | Валерий Обогрелов, Клиффорд Д. Саймак |
видеооператоры: | Николай Андреев, Максим Гомельский, Кирилл Уткин, Вадим Ясногородский |
композитор: | Станислав Пучков |
жанры: | фантастика, фэнтези, приключения |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 13 мин |
А, оно оттуда, из детства и хотя именно этот телеспектакль и был пропущен (ну не было в общаге теликов, первые 386 были, а теликов не было!), но полное продолжение и следование «традициям» и «канонам» как советского тв, так и кинематографа в целом вполне определяется и по этому сравнимо по ощущениям от того же сериала «Этот Фантастический Мир». Что же составляет тот ореол вызывающий хорошую и спокойную ностальгию?
Первое — это конечно сам жанр ФАНТАСТИКА ибо именно так звучит жанр в чувственной памяти — всегда ожидание невероятных приключений и видения мира под иным углом, воспитанное в поколениях читателей Союза строгим отбором худ. советами издательств примечательных произведений и не допуска откровенного мусора созданного графоманами, либо вымученными за гонорар, так что скорее звучание жанра должно быть несколько иным: ТА ФАНТАСТИКА, как противовес волне второсортщины (в массе) хлынувшей на наши полки с открытием «шлюзов».
Второе — диалоги персонажей Как приятно слышать литературную основу в них, так разительно отличающуюся от чисто сценарной! Фразы подаются вовремя и к месту, связаны смыслами и двигают сюжет, а не существуют сами в себе или заполняя сценарные провисы. И конечно же подача их актёрами — жизненная и органическая, так они могут говорить о любой, даже самой сложной теме, не выпадая в театральность или нежизненность, что случалось даже у «всесоюзных» артистов в научно-производственных фильмах. И сама эта уверенная подача складного текста, без педалирования эмоций у зрителя опустошающего его без остатка, привносит умиротворение и некую медитативность давая следить за происходящим на экране, особенно если происходящее на экране наслаивается, с приличной степенью идентичности, на после-образы от прочитанного ранее произведения.
Теперь о визуальной составляющей — о спецэффектах уже сказано, повторюсь, что они полноценно передают то что должны были передать, так сказать, не больше, но и не меньше. Костюмы инопланетян не сильно отстают от Лукасовских из первого трибьюта «Звёздных..», так и бюджеты настооолько отличаются! Но кроме работы комбинаторов от съёмки есть ещё работа других цехов отвечающих за визуальное наполнение — собственно операторов и осветителей, где последние подчиняясь авторскому замыслу создают либо сумеречное «таинственное» освещение, либо домашнее «ламповое», данный подход свойственен всему кинематографу 80х, как нашему, так и импортному. А заслуга операторов, в выборе разнообразных точек съёмки, что тоже вносит интерес к происходящему. Отдельно стоят натурные съёмки на тв аппаратуру, отличные по визуальному восприятию от съёмки на киноплёнку, с большей контрастностью что-ли, но вызывающий ассоциацию с целым сонмом любимых тв работ — от Цуцульковского, до ЗнаТоКов и Фантастического мира.
Ну и конечно музыкальное оформление, поддерживающее атмосферу фантастичности и конечно, харизматичный Алексей Ингелевич в роли гоблина О`Тула!
7 из 10
2 июля 2020
Когда-то в далеком детстве образы из этого случайно увиденного взрослого телеспектакля будоражили бурное детское воображение; снился парк, на дорожку выбегали тролли и гномы, на поляне высился странный загадочный арт-объект прямоугольной формы… всё было таинственно, пугающе. И теперь через большой промежуток времени пересмотрев этот двухсерийный ленинградский телеспектакль (благо теперь он появился вновь и в неплохой качестве) и прочитав книгу Клиффорда Саймака, испытываешь уже другие, но не менее мистические ощущения.
Конечно ленинградскому ТВ явно не хватало финансирования, для сравнения посмотрите цикл московского телевидения «Этот фантастический мир» (там и костюмы и декорации на порядок выше). Некоторые потери в области спецэффектов были неизбежны, это просто надо принять как данность, с учётом времени создания постановки. Впрочем несмотря на скудость бюджетов смотрится всё вполне достойно: игра актёров, декорации, костюмы, постановка света, натурные съёмки в осеннем парке (снимали в Петродворце в концовке хорошо видно здание Петергофских дворцовых конюшен «играющее» замок гоблинов). Иногда стиль съёмки отдает MTV 90-х, например сцена в межпланетном аэропорте. Может сама атмосфера у питерцев получилась более темной, более мрачной чем у Саймака, во многом такое впечатление создается из-за тревожной а ля Твин Пикс музыки композитора Станислава Пучкова, но конкретно этому телефильму такая готичность идет лишь на пользу, сгущая напряжение.
Режиссура Валерия Обогрелова четкая, без затягиваний, все перипетии романа, с понятными для телеформы сокращениями, переданы близко к тексту. Обогрелов вообще фанат фэнтези и фантастики его «перу» принадлежат такие интересные телеспектакли как детская фэнтези трилогия «Камень Отриона» — «Вошедший в сияние» — «Замок в ущелье Гина», и экранизация «Двери в лето» Хайнлайна.
Очень многое получилось благодаря правильно подобранным актёрам: из известного ленинградского актера Валерия Кухарешина вышел отличный профессор Питер Максвелл. Суховатую интеллигентность Максвелла отлично оттеняет авантюрность Кэрол Хэмптон в исполнении очаровательной, живой и непосредственной Нелли Поповой, тут костюмеры сделали всё что могли в попытке нарисовать образ женщины будущего; Кэрол появляется в разных париках, и нарядах, то в открытом вечернем платье, то в смешных мешковатых одеждах в стиле 90-х, в компании неизменного здоровенного черного ризершнаузера Сильвестра (ну не нашли саблезубова тигрёнка!) — перед нами уверенная и самодостаточная амазонка. Вообще все актеры хорошо играли, но особенно хочется отметить гоблина О Тула — Алексея Ингелевича, просто капитальный вышел гоблин! Очень колоритный персонаж со своей старинной манерой разговаривать, своим мировоззрением, своей давней враждой с троллями, а как он красиво говорит об бархатистом октябрьском эле! А из изрядно закабаневшего за несколько лет на ЛенTV Артура Вахи вышел недурственный образованный неандерталец Оп, жаль что сцен у него маловато.
Особенно хочется сказать о положенном в основу сценария прекрасном переводе Ирины Гуровой, диалоги звучат естественно и живо.
Итог: Смело можно рекомендовать «Заповедник» всем кто любит хорошую фантастику в формате телеспектакля, пусть и скромном, немного ограниченном рамками студий и финансирования, но зато имеющем неповторимый дух театра и игры живых актёров. А «Заповедник» Валерия Обогрелова ещё и единственный в своём роде, так как на данный момент это первая и последняя экранизация замечательного романа Саймака, и экранизация удачнейшая.
20 ноября 2018
Фэнтези и фантастику многие пытались смешивать воедино, но далеко не у каждого это получалось столь шедеврально, как у Клиффорда Саймака. «Заповедник гоблинов» был написан еще в 1968 году, но выглядит произведение очень современно. С тех пор ни один режиссер так и не взялся сделать по книге фильм, кроме Валерия Обгорелова, поставившего в 1993 году телеспектакль по мотивам романа. На данный момент это единственная экранизация. И сделана она, надо сказать, вполне достойно для своего времени.
Хотя на первый взгляд, казалось бы, какое там достойно?! Колесник, сделанный из кресла-каталки, инопланетяне с головами из резиновых масок в стиле «Трома-мутантов», поролоновый дракон, ризеншнауцер вместо саблезубого тигра, напоминающий джаву-переростка Дух и никакого Шекспира и Черчилля… Актерская игра — любительский театр средней школы, спецэффекты — просто какой-то пейнт-браш. Но не забываем — телеспектакль и 1993 год. Что ожидать от телеспектакля в начале 90-х? Не джексоновскую же сагу с лукасовскими спецэффектами. Однако это — до сих пор единственная попытка, причем сделанная очень близко к тексту. И есть в ней некое доброе настроение, характерное для многих телеспектаклей советского периода. Учитывая все особенности экранизации, повторюсь, — это хорошая работа.
Отдельное внимание привлекает инспектор Дрейтон. Здесь он вовсе не костляв, будто бы вырублен топором из чурбака, а румян и круглолиц, как немецкий пивовар. И постоянно торчит на хвосте у главных героев, как всякий уважающий себя представитель закона. Следит, оказывается в нужное время в нужном месте… В книге-то у него всего пара эпизодов в начале да в конце. Но, по мнению российского режиссера, герои повествования должны постоянно ощущать за спиной острый взгляд слуги Большого Брата.
Телеспектакль, как уже говорилось, сделан достаточно близко к тексту. Однако при этом стоит отметить один существенный недостаток. Возможно, от недостатка бюджета или технических возможностей, создатели решили проигнорировать качество исполнения некоторых деталей. Например, когда читаешь книгу, что в неандертальце Але-Оп видишь именно оцивилизовавшегося неандертальца. Здесь же он ничем не отличается от младшего научного сотрудника какого-нибудь НИИ в исполнении, например, Кокшенова или Ильичева. В смысле, нет в нем ни намека на его неандертальское прошлое, как по внешности, так и по манере поведения. Так же сложно поверить, что ленинградский дворик и стены здания из числа тех, что создают ту неповторимую атмосферу Питера 60—80х, следует принимать за копию старинного замка гоблинов. Хотя сам главный гоблин, мистер О`Тул, получился вполне, даже несмотря на то, что почти всех остальных его сородичей играли дети. И грим в стиле «зеленкой намазали, волосы взъерошили» даже не пытается этого скрыть. Подобных огрехов достаточно. Впрочем, не забываем: телеспектакль и 1993 год…
Вот за что стоит отдельно выразить восторги, так это за музыку. Саундтрек просто удивительный, который наверняка по достоинству оценят любители космик-эмбиента. Музыка сделана в традициях советских фантастических фильмов, и создаваемая ею атмосфера во многом покрывает недостатки телеспектакля. Возможно, именно в заслугу композитора Станислава Пучкова следует приписать процентов 60% того, что телеспектакль воспринимается положительно. Ну, и главную похвалу — режиссеру Валерию Обгорелову за то, что доселе единственный в мире взялся и сделал.
7 из 10
1 сентября 2015
Что ж, браво питерским любителям фантастики. Фильм снят с большой любовью к творчеству Клиффорда Саймака. Экранизация «Заповедника гоблинов»(1968) получилась почти дословной.
Правда в романе был робот-саблезубый тигр, а тут его заменили просто большой собакой;) Но тем не менее спецэффекты в фильме присутствуют. Например Баньши тут переливающийся сгусток света, вполне приятно сделано. Телепортация и Хрустальная планета имеют место быть. Гоблин мистер О» Тул здесь получился классным. На его роль приглашён актёр маленького роста, на лицо нанесён страшный грим, лохматые космы и получился натуральный тролль. Неандерталец Оп вышел слишком современным. Я думаю надо было брать более горбатого и здорового актёра и желательно со сломанным носом (я таким его представлял)
Ну дракон, конечно не такой эпический как в книге, но при низком бюджете сделать мощного дракона, я думаю, очень тяжело. Так что тут мы наблюдаем ходячее чучело, которое летает на верёвках и открывает пасть. Что касается актёров, то тут все очень старались. Особенно хочу отметить главного героя Питера Максвелла в исполнении Валерия Кухарешина, очень саймаковский получился персонаж. Небритый заросший в старом шерстяном свитере и очках, и любит выпить.
Отдельно хочу отметить прекрасную музыку в фильме, идеальное звуковое сопровождения для этих фантастических событий.
Мне было смотреть интересно, но я до этого читал роман. Правда не уверен, что не читавшим книгу, сюжет станет так же понятен как мне…
8 из 10
1 октября 2012