Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 3.5 |
IMDb | 3.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мечты идиота |
год: | 1993 |
страны: |
Россия,
Франция
|
режиссер: | Василий Пичул |
сценаристы: | Илья Ильф, Евгений Петров, Мария Хмелик |
продюсеры: | Игорь Толстунов, Патрик Собельман, Морис Бернар |
видеооператор: | Юрий Любшин |
композитор: | Владимир Матецкий |
художники: | Александр Дзюбенко, Александр Осипов |
монтаж: | Алла Стрельникова |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
на DVD: | 1 марта 2010 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 32 мин |
« Мечты идиота» предполагают, по крайней мере, четыре варианта восприятия.
1. Полная халтура, оскорбляющая первоисточник буквально во всём, коммерческий проект в духе своего времени, которым запятнали свою репутацию режиссёр « Маленькой Веры» вкупе с некоторыми актёрами (Этуш, Дворжецкий, Любшин, Толоконников), а Леньков не запятнал только потому, что сыграл в эпизоде.
2. Представление о романе вполне можно получить, поскольку сохранены текст и основная интрига. Экранизация — конспект с неожиданными образами персонажей
3. Фильм, от которого аудитория может получить удовольствие, если не имеет никакого представления о романах Ильфа и Петрова и их экранизациях. Однако в современных условиях такое довольно сложно представить.
4. Но быстро обнаруживается, что вышеперечисленные варианты, хотя и бросаются в глаза, но являются всего лишь следствием поверхностного восприятия или отторжения от вида Сергея Крылова и компании на месте Сергея Юрского с соратниками.
Главный смысл картины заключается в её названии.
Василий Пичул увидел центрального персонажа в неожиданном ракурсе. Который, при всей неожиданности, заложен в образ Великого Комбинатора его создателями.
Остап Бендер Сергея Крылова — идиот. И не просто идиот, а часть окружающего его идиотизма.
Экранизация Пичула — об осуществлении именно идиотских мечтаний. Весьма показательно, что Бендер здесь не только получает миллион и хочет его потратить, но начинает тратить в соответствии со своими желаниями: Багдад на сей раз не обманывает ожиданий подпольных миллионеров.
Первый кит, на котором держится концепция фильма — идиотизм Бендера.
Вкусив, однако, запретного плода, Остап Ибрагимович начинает довольно быстро излечиваться от идиотизма.
Второй кит концепции — также предоставленный Ильфом и Петровым — альтернативная концовка, связанная с Зосей Синицкой.
История пичуловского Бендера — это история возрождения, избавления от морока ложных ценностей. Показанная благодаря финалу без назидательного пафоса.
18 февраля 2019
Чудовищное кино, имеющее к артхаусу самое отдалённое отношение. Такое ощущение, что денег не хватало даже на покупку фуражки, поэтому попросту задействовали весь имеющийся в наличии реквизит. Крылов, видимо, пользовался собственным гардеробом. Никакого изящества интерпретации — просто бред, созданные на руинах империи людьми с руинами в головах. Хотя актёры именитые. Никакого «собственного видения» — просто кооперативный проект «руби бабло, пока легло». Никакого переиначивания персонажей — замудоханные эпохой актёры невнятно бормочут свои реплики, не задумываясь о каком-то там перетолковывании своих персонажей.
Тем не менее, этот фильм — одна из трёх имеющихся российских интерпретаций актуальнейшего для нашей эпохи произведения Ильфа и Петрова. И то, что то время породило такой фильм — симптоматично. Так что для осмысления культуры и ментальности эпохи — сгодится. Не более.
3 из 10
29 ноября 2015
Знакомый почти наизусть текст культового романа-фельетона «Золотой теленок» Ильфа и Петрова в фильме Василия Пичула «Мечты идиота» звучит по-особому. Изредка ухо улавливает матерное слово-довесок к какой-либо цитате из романа. А Корейко! Мало того, что в фильме подпольный миллионер работает не в конторе, а является музейным работником и хранит чемодан с деньгами в гигантском аквариуме с осетровыми. Утонченный музейный работник Корейко (Андрей Смирнов) противопоставлен наглому, толстому бодрячку Остапу Бендеру (шоумен Сергей Крылов), облаченному в яркие пиджаки и сорочки. Третья сторона любовного треугольника — Зося Синицкая (Алика Смехова) — сексапильная брюнетка с томным взглядом, поет в местном ресторане.
Песня «Летят перелетные птицы» Блантера, созданная уже в конце сороковых, декорации, имитирующие сталинский ампир, кришнаиты, явившиеся в лекторий после газовой атаки, и броские наряды главных героев кричат о том, что это китч. Текст романа сжали до необходимых размеров и вмонтировали в сказку-сон, мечту советского человека.
Абсурдность происходящего на фоне павильонов ВДНХ, здания ГУМа и прочих монументальных строений, уравновешивается знакомым с детства каноническим текстом. Сюжет вроде бы предсказуем, за исключением мелочей, например, «Антилопа» не разваливается на ухабах, а взрывается. Балаганов (Евгений Дворжецкий) тырит кошелек у гражданки в просторном вестибюле метро, перед этим получив у Остапа пятьдесят тысяч рублей, сидя в ресторане у фонтана «Дружба народов» с золотыми скульптурами, символизирующими советские республики. Фонтан был создан в 1954 году, но для эстетики фильма он был необходим как воздух, как рубиновые звезды Кремля, появляющиеся в сцене командировки Остапа в Москву.
В фильмографии Василия Пичула ко времени создания фильма «Мечты идиота» уже есть «Маленькая Вера» и «В городе Сочи темные ночи». Такое ощущение, что режиссеру надоели житейские проблемы главных героев, их недостатки, и он решил снять эстетически красивое, стильное кино о жизни мифических героев в стилистике мифической же «Великой Эпохи». Никаких кухонных разборок, безработицы, алкоголизма. Только вкусняшка. Остап Бендер в клетчатом пальто, голубой лыжной шапочке, канареечного цвета рубахе и джемпере в разноцветный ромб. Приятный во всех отношениях Паниковский (Станислав Любшин) выкрикивает фразу «жалкие, ничтожные люди», кутаясь в роскошное пальто. Интонация, с которой произнесена эта бессмертная цитата, дает понять, что Паниковский является интеллигентом прошедшего, царского периода. А привычка воровать гусей — это всего лишь побочное действие великой любви Паниковского к птице. Примечательно, что погиб он от руки могучей женщины с веслом, привет соцреализму.
Мы любим приукрашивать прошлое. Пичул не просто приукрасил детали ушедшей эпохи, он выдумал заново мир тридцатых годов прошлого века, якобы прокатившихся по мифическому пространству от Арбатова до Черноморска.
27 марта 2015
Фильм очень понравился, толика хармсовщины очень освежила старую историю, которая, если честно, в оригинале мне не нравится. А тут — другое дело!
Актёры подобраны правильно, Крылов на своём месте и с новой неожиданной стороны, хотя его та стёбная песенка «Дева-девочка моя», так популярная в своё время, уже тогда намекала, что автору не чужд острый ум и тонкая ирония.
Сцена с кришнаитами во время учений — блеск, любовная сцена меж Бендером и Синицкой самим фактом существования доставляет море удовольствия, не говоря о самом исполнении.
Фильм арт-хаусный, и конечно не тупое и не умное копирование классики, а самостоятельное творение. Фильм-стёб, фильм — ирония. Странно видеть отсутствие статей о нём. Рекомендую.
9 из 10
2 октября 2011
Я посмотрел самый худший фильм в своей жизни. Мне даже стыдно и совестно оттого, что я посмотрел этот, с позволения сказать, «фильм».
О том, что данная экранизация гениального романа Ильфа и Петрова Золотой Телёнок представляет из себя эталон бездарности и пошлости стало ясно ещё на первых минутах. Дальше лишь хотелось удостовериться в том, что этот фильм действительно худший, что я видел в своей жизни. Удостоверился.
Крылов в роли Бендера — это просто плевок в лицо зрителя. Смачный такой и густой плевок. Про придурковатого брюнета Балаганова со скобками на зубах я вообще молчу. Остальные не лучше. Взять хотя бы Смехову в роли Синицкой. Даже не хочется делать какой-то разбор по персоналиям. Обидно лишь за Этуша, который осквернил свою фамилию участием в таком сомнительном проекте. Но время было тяжёлое и его желание заработать в те годы вполне понятно.
Василию Пичулу (режиссёр) и Марии Хмелик (сценарий) должно быть стыдно. В этом фильме плохо абсолютно всё.
Понятно, что за 1,5 часа невозможно отразить все аспекты, описанные в книге. Но в фильме не оказались почти все самые интересные моменты. Сюжет настолько переиначен и разбит на куски, которые идут не в той последовательности, что остаётся только хвататься за голову. Я не ханжа, но мат героев фильма настолько неуместен, что вызывает раздражение.
Если всё это пародия, то пародия должна быть смешнее оригинала. Тут же нет ни единой шутки, которая вызвала бы хотя бы небрежную ухмылку.
Надеюсь, что худший фильм в своей жизни я уже посмотрел. И мне не придётся видеть что-то уровня данной картины.
1 из 10
30 марта 2011