Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Кодекс бесчестия |
год: | 1993 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Всеволод Шиловский |
сценаристы: | Виктор Черняк, Всеволод Шиловский |
продюсеры: | Виталий Васильченко, Владимир Коваленко |
видеооператор: | Вадим Алисов |
композитор: | Алексей Рыбников |
художники: | Светлана Боброва, Александр Самулекин |
монтаж: | Светлана Гуральская |
жанр: | детектив |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 2 ч 28 мин |
Остатки перестроечной чернухи — деньги ЦК, коррупция, КГБ и сопутствующий им криминал про золото и валюту партии. Честно? Вряд ли. Актуально? Может быть, да и то скорее как антисоветская пропаганда, которая должна была оттенять честную демократическую власть. По существу же такая правда очень даже сомнительна.
Впрочем, про честную демократическую власть я поспешил — преемственность демократов и коммунистов показана и даже прямо в лоб. Но в целом ощущение «перебора» не покидает — и про «правдолюбство» отдельных парней в ЦК, и про масштабы воровства в Швейцарии (не настолько же, в конце концов), и про жену, которая в Швейцарии же любит красиво пожить, но истерит по поводу махинаций мужа (вообще линия с ней явно перестаёт выглядеть вменяемой по ходу пьесы — последняя сцена с ней совсем из области бреда). И про разложение верхушки, наворовавшей сотни миллионов долларов… Вроде бы правдоподобно, но в итоге — неправда… Все кажется надуманным. Это тот фильм, который вроде бы ждал политизированный и охочий до сенсаций, разоблачений и богатой, разложенчески влияющей на Homo Soveticius западной жизни, постсоветский зритель. Хотя по-своему и любопытным. Например, вставки про хлопковый вариант марксизма, парижан, живущих в ЦКовских квартирах. Ну и совсем забавный пример — с ящиком золота, которым подперли колесо…
Но и в этом есть перебор, обозначенный Мастодонтом, замечательно сыгранным Андреем Болтневым — авторы забыли определить разницу между криминалом и политикой, где правдорубству в принципе не место. Задачи наверху другие совсем, чтобы думать о чистых руках… Даже «Чёрный квадрат» и тот был более понятен. Кино — это ж не газета МК… А фильм больше относится именно к жанру публицистики, нежели к художественному реализму — психологизма и хоть в малой степени мотивированности героев сильно не достаёт.
И все же главное — Кодексу катастрофически не хватает самоиронии. Он вопиюще серьезен… И, разумеется, сентиментален при этом — Реброва (Костолевский) ломают на семье. А в сухом остатке остаётся разоблачительный пафос. Даже ГКЧП и тот «зацепили». Переборщили и с коспирологией тоже. А ведь все то же самое можно было снять и менее брутально и более изящно. Но, видимо, для этого история СССР должна стать историей, перестав уже быть современностью
20 января 2016
Очень запутанный фильм. Насколько он фактичен, знают, я думаю, не многие. Лично я по этому вопросу ничего не могу сказать, ибо к партии и её правопреемникам не приближен.
Основная линия сюжета подаётся «в лоб», без предисловий: КПСС периодически переводит крупные суммы денег и золота в Цюрих для финансирования заграничных компартий. На этом деле многие греют руки: партийный чиновник в исполнении Всеволода Ларионова (как я понял) снимает сливки с оборота, а два банкира в русском банке в Цюрихе — в исполнении Щербакова и Куравлёва, — воруют их уже напрямую. Партия присылает в Швейцарию ревизора (Вячеслава Тихонова), с которым банкиры расправляются. Вслед за ним прибывает другой ревизор (Игорь Костолевский), который действует уже более решительно и, как следствие, по прибытии на Родину, испытывает на себе колючие объятия вороватого бонзы. Помимо этого в фильме присутствует множество побочных сюжетных ходов, в основном личностно-драматического свойства, крепко связанных с основным. В общем, очень сложная и крепко сколоченная сценарная работа (одна претензия — эпизод с поскользнувшимся на лестнице киллером).
Надо сказать, в моих воспоминаниях этот фильм переплёлся с каким-то другим, тоже про период краха СССР, где в конце из уст чиновника звучит фраза «Вы все всегда будете зависеть от нас». Вот бы соединить оба эти фильма — была бы штука посильнее Фауста Гёте, а так, в «Кодексе бесчестия» мы имеем детективную историю, крутящуюся вокруг денег партии, но всё же про отдельных «нехороших» личностей. Ничего особо еретического. Впрочем, и без политъереси здесь хватает обличительства и правдорубства — пресмыкание перед чинами всех рангов (особенно запоминается дерево, увешенное шлюхами-комсомолками, предназначенными для развлечения элиты), лёгкость, с которой они расправляются с неугодными, пользуясь своей властью, — всё это показано неприкрыто, как на ладони. Гнусное зрелище.
Поставлен весь фильм несколько сумбурно, слишком большой акцент сделан на «видах заграницы» (но в начале 1990 это было неизбежно), — но, в общем, и здесь особых претензий у меня не имеется. Чья работа точно впечатлила — так это оператор. Просто супер. Из актёров молодцы Костолевский, Тихонов, Назаров, Изотова, Васильева. Остальные местами театралили (разве что Болтнев где-то ещё на грани), а фильмам реалистического профиля театральность совершенно противопоказана.
В общем, рекомендую — другое кино про коррупцию «в высших эшелонах» сейчас вряд ли снимут. Партия не велит.
13 сентября 2010
Пересмотрел недавно этот фильм о коррупции, деньгах ЦК, ревизорах и банкирах.
Актерские работы здесь достаточно крепкие, чего только стоит Щербаков, который обычно снимается в комедиях, в этом кино коварный и опасный криминальный элемент! Особенно колоритны Татьяна Васильева в роли разбитной секретарши, которая ради поездки в Париж со своим боссом без тени смущения переспит с ним, Вячеслав Тихонов в роли ревизора очень убедителен, Куравлев изворотливый банкир, понимающий что карьера его, впрочем как и жизнь, закончены. В общем, не самый плохой фильм 90-х, достаточно динамичный и интересный.
И злободневный. Ведь сколько лет прошло, Россия изменилась, но некоторые вещи, происходящие в этом фильме, до сих пор имеют место быть в реальной жизни и сейчас.
14 ноября 2009