Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.1 |
IMDb | 3.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Если бы знать... |
год: | 1993 |
страны: |
США,
Россия
|
режиссер: | Борис Бланк |
сценаристы: | Виктор Мережко, Антон Чехов |
продюсеры: | Валерий Гандрабура, Харольд Кернер, Александр Михайлов, Юрий Сенкевич, Эрик Вайсберг |
видеооператор: | Анатолий Мукасей |
композитор: | Юрий Саульский |
художники: | Любовь Скорина, Людмила Гаинцева, Борис Бланк |
монтаж: | Инесса Брожовская |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 27 мин |
Не сразу дошло, что это «Три сестры», только на 15 лет вперёд перенесённые. Действие происходит в городе типа Харькова, который вот-вот сдадут. 1918 год!
Это Виктор Мережко такую трансформации осуществил, а Борис Бланк с хорошими актёрами, с прекрасным композитором, оператором, художником и т. д. осуществил, т. е. фильм снял.
Там Солёный признаётся Тузенбаху в своей любви.
А Ирина как-то не так любит старшую сестру Ольгу.
А учительницу Ольгу Сергеевну насилуют её ученики (ну да, и «Елена Сергеевна», оказывается, тоже отсюда как из «Шинели»!).
И т. д.
Нет, в обморок я не упала. И даже за Антона Павловича не оскорбилась.
Приём-фантазия. Деконструкция.
«Три сестры» как метафора. И даже не вообще метафора, а такая как бы «борхесовская метафора», «интеллектуальная метафора» — «Три сестры» как конструкт возможного, где логика характеров доведена обстоятельствами до своего предела, до абсурда, когда характер (персонаж, индивидуальность) взрывается, выворачивается наизнанку.
Невозможное возможного. Герои произносят те же вроде бы понятные нам слова, но в ситуации на сломе (распалась связь времён!) они — слова, герои и ситуация — взрываются распадом.
Вот-вот что-то случится, заканчивается что-то важное, устойчивое, прекрасное, что оно безвозвратно уходит и надо что-то сделать («в Москву!»), но сделать нет сил…
Поместите это в ситуацию, когда буквально уже ничего не спасти и надо решительно уезжать, убегать, потому что надо спасаться — все только что понятные слова, которым сопереживали, вдруг зазвучат фальшиво, нелепо, идиотски.
«Три сестры» как сжатая пружина, как модель-предвидение, как диагноз и прогноз. Каждый из персонажей проигрывает свою возможную судьбу, потому что нам уже известна катастрофа, которая будет. Такой, если хотите «интерактив»: сыграем пьесу со знанием того, что будет.
Деконструкция безжалостна к изначальному тексту.
Но она безжалостна и к возможному сопереживанию.
Сопереживать — это к Антону Павловичу.
А здесь сопереживание, вывернутое наизнанку, становится…
А чем же оно становится? — Хм. Ничем. Нулём. Нет, пожалуй, даже отрицательной какой-то величиной: над героями посмеиваешься, становишься всё злее, вдруг возникает мысль, что, может, именно вот этим идиотам безмозглым так и надо?!
Сначала смотришь и говоришь: «Забавно!»
Но я же их, бедных сестёр знаю и люблю!
Себя стыдишь, что ничего не чувствуешь, а ведь так всё и случится с ними, что, может, будет еще хуже. А сопереживания нет!
Это, конечно, такая потрясающая неудача (я про создателей фильма), такой яркий провал, который от ума, от умствования что ли.
Хороший пример деконструкции, между прочим.
Подумать есть над чем.
А искусство как сопереживание кончилось.
Тот случай, когда лучше (мне лично) пересказ задумки и на этом уровне он замечательно был бы хорош.
Но реализация — нет, увольте. Это где-то забавно, где-то уныло, где-то зло и зло-смешно, но в целом скучно.
Кстати, 1993 год создания. Ага. Поступь постмодернизма в новом тогда российском кино.
18 декабря 2020
«Если бы знать…» — драма Бориса Бланка 1993 года. Данный всеми забытый и мало известный фильм раскрывает историю времени гражданской войны. В провинциальном городе застряли в ожидании поезда несколько дворянских семей. Они оказались тут надолго, и поезда на Москву не было. Герои выживали как могли, и всех согнула беспросветность, и надежда на что-то светлое утихла. Мы видим историю разбитых судеб, историю несправедливости и самого настоящего крысятника…
Героев этой истории конечно очень жаль. Они оказались в ужасной ситуации, из которой выхода не было, поэтому герои менялись, забывали про честь и доброту. Большинство актеров этой костюмированной драмы были посредственны и заурядны. Из всего актерского состава выделялись Юлия Меньшова и Александр Домогаров. Юлия Меньшова мне понравилась больше всех в этой драме. Она сыграла откровенно и чисто, и со своей противоречивой героиней справилась достойно. Откровенные сцены с Меньшовой придали больше пикантности этому фильму, но все равно даже они не спасают кино от провала, ведь данная картина была принята холодно, как критиками, так и зрителями. Фильм получился какой-то чужой и далекий. Все пропитано болью и несправедливостью, и тему мы поняли трагедии этих людей, но все равно фильм недоделанный и чего-то при просмотре не хватало. То, что мне понравилось в этой картине, так эта еще молодая Юлия Меньшова, а сам фильм я второй раз никогда бы не стал смотреть.
Если бы знать…
16 октября 2014