Если бы знать...
5
3.2
1993, драма
США, Россия, 1 ч 27 мин
16+

В ролях: Андрей Ташков, Юлия Меньшова, Елена Дробышева, Александр Пашутин, Андрей Дубовский
и другие
Чума гражданской войны докатилась до провинциального городка, где застряли в ожидании поезда несколько дворянских семей. Радость надежды сменялась отчаянием, страхом перед будущим. Никто не знал, сколько ему отведено в этой жизни. Кипят эмоции, накаляютсястрасти, разбиваются сердца, уничтожается воля, растаптывается гордость. Каждый из героев выживает по-своему, но пали низко все. Ах, если бы знать, когда придет долгожданный поезд в Москву…
Дополнительные данные
оригинальное название:

Если бы знать...

год: 1993
страны:
США, Россия
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , , , ,
видеооператор: Анатолий Мукасей
композитор:
художники: Любовь Скорина, Людмила Гаинцева, Борис Бланк
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 27 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзывы критиков о фильме «Если бы знать...», 1993

Невозможное возможного

Не сразу дошло, что это «Три сестры», только на 15 лет вперёд перенесённые. Действие происходит в городе типа Харькова, который вот-вот сдадут. 1918 год!

Это Виктор Мережко такую трансформации осуществил, а Борис Бланк с хорошими актёрами, с прекрасным композитором, оператором, художником и т. д. осуществил, т. е. фильм снял.

Там Солёный признаётся Тузенбаху в своей любви.

А Ирина как-то не так любит старшую сестру Ольгу.

А учительницу Ольгу Сергеевну насилуют её ученики (ну да, и «Елена Сергеевна», оказывается, тоже отсюда как из «Шинели»!).

И т. д.

Нет, в обморок я не упала. И даже за Антона Павловича не оскорбилась.

Приём-фантазия. Деконструкция.

«Три сестры» как метафора. И даже не вообще метафора, а такая как бы «борхесовская метафора», «интеллектуальная метафора» — «Три сестры» как конструкт возможного, где логика характеров доведена обстоятельствами до своего предела, до абсурда, когда характер (персонаж, индивидуальность) взрывается, выворачивается наизнанку.

Невозможное возможного. Герои произносят те же вроде бы понятные нам слова, но в ситуации на сломе (распалась связь времён!) они — слова, герои и ситуация — взрываются распадом.

Вот-вот что-то случится, заканчивается что-то важное, устойчивое, прекрасное, что оно безвозвратно уходит и надо что-то сделать («в Москву!»), но сделать нет сил…

Поместите это в ситуацию, когда буквально уже ничего не спасти и надо решительно уезжать, убегать, потому что надо спасаться — все только что понятные слова, которым сопереживали, вдруг зазвучат фальшиво, нелепо, идиотски.

«Три сестры» как сжатая пружина, как модель-предвидение, как диагноз и прогноз. Каждый из персонажей проигрывает свою возможную судьбу, потому что нам уже известна катастрофа, которая будет. Такой, если хотите «интерактив»: сыграем пьесу со знанием того, что будет.

Деконструкция безжалостна к изначальному тексту.

Но она безжалостна и к возможному сопереживанию.

Сопереживать — это к Антону Павловичу.

А здесь сопереживание, вывернутое наизнанку, становится…

А чем же оно становится? — Хм. Ничем. Нулём. Нет, пожалуй, даже отрицательной какой-то величиной: над героями посмеиваешься, становишься всё злее, вдруг возникает мысль, что, может, именно вот этим идиотам безмозглым так и надо?!

Сначала смотришь и говоришь: «Забавно!»

Но я же их, бедных сестёр знаю и люблю!

Себя стыдишь, что ничего не чувствуешь, а ведь так всё и случится с ними, что, может, будет еще хуже. А сопереживания нет!

Это, конечно, такая потрясающая неудача (я про создателей фильма), такой яркий провал, который от ума, от умствования что ли.

Хороший пример деконструкции, между прочим.

Подумать есть над чем.

А искусство как сопереживание кончилось.

Тот случай, когда лучше (мне лично) пересказ задумки и на этом уровне он замечательно был бы хорош.

Но реализация — нет, увольте. Это где-то забавно, где-то уныло, где-то зло и зло-смешно, но в целом скучно.

Кстати, 1993 год создания. Ага. Поступь постмодернизма в новом тогда российском кино.

18 декабря 2020

Беспросветность

«Если бы знать…» — драма Бориса Бланка 1993 года. Данный всеми забытый и мало известный фильм раскрывает историю времени гражданской войны. В провинциальном городе застряли в ожидании поезда несколько дворянских семей. Они оказались тут надолго, и поезда на Москву не было. Герои выживали как могли, и всех согнула беспросветность, и надежда на что-то светлое утихла. Мы видим историю разбитых судеб, историю несправедливости и самого настоящего крысятника…

Героев этой истории конечно очень жаль. Они оказались в ужасной ситуации, из которой выхода не было, поэтому герои менялись, забывали про честь и доброту. Большинство актеров этой костюмированной драмы были посредственны и заурядны. Из всего актерского состава выделялись Юлия Меньшова и Александр Домогаров. Юлия Меньшова мне понравилась больше всех в этой драме. Она сыграла откровенно и чисто, и со своей противоречивой героиней справилась достойно. Откровенные сцены с Меньшовой придали больше пикантности этому фильму, но все равно даже они не спасают кино от провала, ведь данная картина была принята холодно, как критиками, так и зрителями. Фильм получился какой-то чужой и далекий. Все пропитано болью и несправедливостью, и тему мы поняли трагедии этих людей, но все равно фильм недоделанный и чего-то при просмотре не хватало. То, что мне понравилось в этой картине, так эта еще молодая Юлия Меньшова, а сам фильм я второй раз никогда бы не стал смотреть.

Если бы знать…

16 октября 2014

Драма Если бы знать... в кино с 1993 года, релиз вышел более 31 года назад, его режиссером является Борис Бланк. Кто снимался в кино, актерский состав: Андрей Ташков, Юлия Меньшова, Елена Дробышева, Александр Пашутин, Андрей Дубовский, Александр Домогаров, Ярослав Барышев, Мария Скворцова, Николай Никитский, Надежда Бабкина, Илья Агапкин, Николай Алексеев, О. Зарубин, Виталий Карк, А. Ксендзовский.

Производство стран США и Россия. Если бы знать... — имеет рейтинг ниже среднего, который равен ниже, чем 5 балла из 10. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.