Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.1 |
IMDb | 5.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Казино |
год: | 1992 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Самсон Самсонов |
сценаристы: | Самсон Самсонов, Джеймс Хэдли Чейз |
продюсеры: | Владимир Фёдоров, Федор Петрухин |
видеооператор: | Вячеслав Семин |
композитор: | Евгений Дога |
художники: | Георгий Колганов, А. Баланцева, Н. Саркисова |
монтаж: | Любовь Филькина |
жанры: | криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 5 мин |
Вот и пришли времена возможностей — волнительные 1980-е и лихие манящие «большими возможностями» 1990-е годы. Гиганты советского кино, некогда славящиеся своими картинами мирового уровня — комедиями, драмами, мелодрамами — ничтоже сумняшеся и быстренько «переобулись», предавшись веяниям свобод и, будто соревнуясь, ударились на перебой клепать все подряд. Кто то ударился в комедии, пестрящие различного рода шаблонами, и сопровождающиеся неприкрытым матом (Курочка Ряба Кончаловского), кто то в откровенный фарс со всеми вытекающими (Шырли-Мырли Меньшова), кто то просто в бурную смесь псевдосмешной пошлятины, втянутую в личину а-ля «детективный жанр» (Операция Кооперация Гайдая).
Но простым унитазным юмором с развеселыми «интердевочками» и прочими не ограничилось. Перед нами настоящий вырвиглазный симбиоз советского мышления, наложенного как клише на западную жизнь, с сексом, подробными сценами изнасилования, показанными от начала до конца, летящими во все стороны долларами, бандитами, крутыми неподкупными следователями, ну и конечно же — драками, ну почти как в вестернах.
Это даже не детектив, и даже не драма, скорее всего — это треш. А иначе это не назовешь. Собрались вчерашние «убежденные коммунисты-патриоты своей родины, честные своим идеалам» и решили запилить нам «крутой блокбастер» прям как в Америках. Только вот вышло из этого, как выразился Черномырдин однажды»… как всегда».
Старые-добрые, полюбившиеся зрителям не только в СССР, но и, — не постесняюсь этого выражения, — во всем мире, актеры предстали в новом обличии. Добрые дедушки, девушки, бабушки и дядюшки, известные нам по старым картинам, показали, а вернее — скорчили из себя настоящих подонков, гангстеров, наркоборонов и копов. Один поздний Джигарханян вообще вызывает рвотные позывы — какой там Горбатый Карп из 1970-х… мальчик с рогаткой по сравнению с ним.
Клюквенный крутой сыщик, который «круче всех копов на всей планете» Кулагин к этому, безусловно, прилагается, куда ж без него.
По сути картина — именно треш, (пост)советский треш, где люди, ничего не понимающие о жизни на Западе, никогда (или уж очень мало и недолго) там не были — намешали в кучу бурный коктейль — пускай туда все влезет: и нужное, и ненужное, и лишнее и откровенно глупое, даже хронометраж для этого раздули фантастический. Постарались «наложить салата в посудину» от души, добавив все возможные «соусы» и кинули неокрепшему постсоветскому уму под нос.
Ограбим, подеремся, состроим умные брови, потрясем «хрустящей наличкой», покатаемся по травке, насилуя девушек — сплошь чернушные сущности вокруг откровенно банального сюжета, который можно было изложить более изящно, динамично, насыщенно, продуманно и менее затянуто. И дело даже не в том, что, с позволения сказать, картина содержит все перечисленное, а в том, что она им даже не просто изобилует — она им набита до отказа. Аж прет изо всех щелей. После советской славы стремительно, в один миг, наступил советский стыд. Убого, криво и глупо.
11 мая 2021
Книги Джеймса Хэдли Чейза для совка поздней формации были такой же святостью, как и возвращённая литература русского зарубежья. Аккурат между Гумилёвым и Мережковским на книжной полке в истрёпанной мягкой обложке, зачитанное до дыр чтиво манило бойкостью скудного слога, унося в далёкий заокеанский мир, где мужчины скупы на слова, а женщины слабы на передок. Объединяет и тех, и других жадность. Жажда денег, секса и славы. Пусть не ново, зато задорно и эффектно. Нет ничего примечательного в незамысловатой истории про ограбление казино где-то на калифорнийском побережье. Всё тот же «идеальный план», который в последний момент делает кривую и создаёт сюжет с погонями, драками и траханием (по иному, так называемую, эротику в картине не назовёшь). Примечательно, что экранизирован рядовой роман иконы бульварного детектива в России и патриархом Самсоном Самсоновым. В 50—60-е Самсонов ставил Чехова и Шекспира. В 90-е пришло время Чейзов, Кристи, Стаутов.
Не далёк тот день, когда советские и постсоветские кинопостановки произведений зарубежной литературы приобретут особый культ и будут цениться не меньше, модных нынче, трешевых раритетов. Эксплуатируемое градостроение прибалтийских республик и украинское побережье говорят больше не о реальном западном шике, а о представлении о нём. Зашкаливающий бытовой детализм, как бы подсмотренный в зарубежных кадрах и строчках, исполнен настоящим аутотренинговым образом. Реплики акцентируют англицизмы, многочисленные «мисс» и «миссис» из уст родных типажей режут слух, зелёные баксы обязательно пачками и всенепременно с шуршащим хрустом. А ещё сигары и сигареты Мальборо, незнакомые компьютеры, кофе в пластиковых пакетах, вездесущие, размалёванные под негров, статисты и секс, который был где угодно, но только не в СССР. Здесь вам и глубокие декольте и женская грудь крупным планом и телодвижения непристойного характера. В «Казино» всё это есть и в столь диких количествах, в таком абсолюте вычурности, что вымученная стилистика приобретает определенное очарование. Участники съёмочного процесса будто убеждают самих себя в настоящести антуража. К 1992 году видеосалоны уже донесли до самых отдалённых регионов кинематографические нюансы «загнивания» Запада и работа Самсонова выглядит куда сказочнее, чем скажем отечественные экранизации Шоу и Драйзера, реализованные годами ранее. Да и литературный уровень не того класса.
Фильм рваный, непоследовательный, затянутый, в некоторых эпизодах совершенно идиотский, как и примитивный план ограбления бывшего урки Людовича. Но заграничная атмосфЭра формальных изысков действует магнетически. Преступники не могут унести два миллиона долларов без крика «это налёт!». Деревянные американское бунгало сильно напоминают подмосковные дачи. Девушки в Лос-Анджелесе никогда не носят лифчики и спят обнажёнными. Габриэлла Мариани купается в долларовых купюрах, дабы продемонстрировать своё роскошное тело на белых простынях в лучах утреннего солнца. Другую героиню несколько минут насилует Армен Джигарханян. На земле, в автомобиле, возле автомобиля, у дерева, под деревом. Сцены ненужные, позы несоветские, зато под красивые мелодии Евгения Дога. Ольга Копосова примеряет мешковатую полицейскую форму, чтобы выглядеть хуже прочих женщин мельтешащих в кадре исключительно в бикини. Леонид Кулагин хмурит брови и напускает серьезность, как и положено честному представителю закона. Эдуард Марцевич, тот самый Людович, даёт злодейское хамелеонство в лучших традициях нелепых главарей и заводил литературных миров господина Чейза. Фарс набирает обороты. Все хороши и все получат по заслугам. Крем для лица с экстрактом мышьяка — изящная изюминка в неизящной истории. Такого кино больше никогда не снимут. А если и снимут — это будет совсем другое кино. Америка советских грёз потеряна раз и навсегда.
28 сентября 2011