Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дикие ночи |
английское название: |
Les nuits fauves |
год: | 1992 |
страны: |
Франция,
Италия
|
режиссер: | Сирил Коллар |
сценаристы: | Сирил Коллар, Жак Фьески |
продюсеры: | Жан-Фредерик Сами, Алессандро Вердекки, Иланн Джирард, Нелла Банфи |
видеооператор: | Манюэль Теран |
композиторы: | Рене-Марк Бини, Сирил Коллар |
художники: | Джеки Макки, Режина Арньо, Катя Косенина |
монтаж: | Лизе Больё |
жанры: | мелодрама, драма, криминал, биография |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $662 341 |
Мировые сборы: | $662 341 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 октября 1992 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч 7 мин |
О французских взаимоотношениях между мужчинами и женщинами очень часто говорится, что они полны свободных нравов. А когда ты ещё и творческий человек, твоя свобода становится ещё более особенной. Так происходит в фильме «Дикие ночи» («Les nuits fauves») 1992 года режиссёра Сирила Коллара.
Название картины носит двойственный характер, который наполняет всё повествование. Дикость выражается тут со многих сторон. Одна из её главных ролей — в сексуальности и сексуальных предпочтениях: гетеро-, би-, гомосексуальные отношения, причинения себе вреда, «золотой дождь», — в стремлении к страсти и возбуждению главный герой, Жан (Сирил Коллар), испытывает на себе многое.
Также дикость — ещё и об отношениях Жана со своими любовниками, Лорой и Сами. Рядом с ним они превращаются в беспечных существ, не думающих ни о чём другом, кроме него. Возмущает их отношение к его ВИЧ-позитивному статусу. Незащищённый секс в такой ситуации — это же самое умное, что только можно сделать. Ведь любовь всё победит! Вспоминаются сайентологи и мормоны, которые лечат болезни молитвами и духовными практиками.
В такое наваждение Жан не способен внести здравый смысл. Как он может положительно повлиять на Лору и Сами, когда со своей жизнью не может разобраться? Мотивация многих его поступков настолько непонятна зрителю, что Жан просто начинает раздражать.
Вполне логично в такой ситуации, что он всё чаще и чаще показывает, что не знает, что делать со своей жизнью. Порой ему настолько на неё плевать, что ты прямо поддерживаешь перспективу его самоубийства — это хоть какое-то более-менее его осмысленное желание.
«Дикие ночи» — пора, когда наружу выходят разные желания и сомнения. И далеко не факт, что после неё наступит рассвет.
5 из 10
Не рекомендую к просмотру!
23 апреля 2020
Лет 20 назад у Сергея Соловьева была программа вроде нынешнего «Культа кино». При дефиците хорошего кино на российском телевидении, да и на большом экране, в 90-е, благодаря Сергею Александровичу, впервые увидела прекрасное годаровское «На последнем дыхании» с молодым Бельмондо и «Дикие ночи». За что знаменитому режиссеру отдельное спасибо: не увидь я фильм тогда, может и не узнала бы об его существовании: имя Сирила Коллара, прожившего и так не очень длинную жизнь, сегодня, пожалуй, мало кому известно.
Во второй раз посмотрела фильм на днях. Не могу точно сказать, какие чувства вызвал первый просмотр. Более того, по истечению стольких лет даже воспоминания о нем как-то трансформировались. Но фильм поразил и тогда, и сейчас, хотя сегодня темой СПИДа и свободных сексуальных отношений никого не удивишь.
Помимо прочего, цепляет и то, что история почти автобиографична: Сирил Коллар снял фильм по собственному одноименному роману. И почти документальные съемки подчеркивают ее реальность. Автор романа при его экранизации выступил не только как режиссер и сценарист, но и как композитор и исполнитель главной роли. Не то, чтобы он не хотел снять в этой роли кого-то еще. Просто пробовавшиеся на нее актеры играли обреченность, а между тем, сам Коллар хотел, чтобы персонаж был живым. Несмотря на эмоциональные срывы, он, похоже, не верил, что с ним может случиться что-то страшное, так же, как и окружающие его люди.
Неровность фильма, отсутствие стройной сюжетной линии, скорее, иллюстрируют внутреннее состояние самого Коллара, как и герой фильма, инфицированного СПИДом, его метания, в которых страсть сменяется приступами депрессии, безнравственные любовные авантюры — благородными проявлениями. Поведение Жана вызывает целую гамму чувств: от жалости и восхищения до порицания и раздражения. Но это не мешает по достоинству оценить безусловно талантливо сделанное кино.
10 из 10
22 августа 2013
Печальная история этого фильма заключена не только в его развернувшейся и нескромной автобиографичности. А как взглянуть на него иначе — ведь автор, сценарист, актер и режиссер Сирил Коллар смел и непосредственен, но и его почти безыскусного в хорошем смысле обаяния и искренности не хватило, чтобы создать произведение киноискусства… Очень не хочется расписывать сюжет (это многие сделали и без меня), заранее прошу прощения — хочется просто выразить отношение.
Да, стоит назвать это кино событием, несомненно. Но, увы — талантливому автору не хватило выдержки на протяжении всего фильма, чтобы сделать ее по-настоящему сокровенной и сложной. Долг автора, как мне кажется не просто в исповедальности. Он еще и в приближении зрителя к размышлению. И ведь самое грустное — то, что фильм оказался именно таким, каким бы мне не хотелось бы его увидеть…
Натуралистичное и сентиментальное, его творение все больше блуждает в переигранном, исступленном движении, а с нарастающими истериками героини Роман Боринже (прекрасно сыгранной, вне всяких сомнений) уже переступает за грань от серьезности трагедии к затасканной бульварными романчиками и пафосными аннотациями истерии чувств… Настоящая чувственность автора это умение быть лаконичным и деликатным в рамках столь сложной истории, умение дистанцироваться от «нерва», думать, а не просто навязанные зрителю «мексиканские» страсти. Почему от Лауры второй половины фильма все больше устаешь? Умение нагнетать чувства за счет беспорядочных страстей не так уж дорого стоит. Свобода предназначена ради чего-то большего, чем демонстрация накопленных эмоций и романтизация обреченности… Здесь много судьбы человека, но мало мастерства ее преподать…
Думаю, уместно было бы процитировать другого героя трудной судьбы — Гарсиа Лорку: «Он исчез. И тут я понял все. Но выразить — бессилен». Мечту, как и веру нельзя не уважать. А противоречивый дебютант режиссуры Коллар, надо отдать ему должное, умел быть искренним, не самолюбивым и не стеснялся называть вещи своими именами. Но, как оказалось, — слишком очевидными, часто лишенными необходимого чувства меры и тонкости, чтобы поразить собой до глубины души.
6,5 из 10
18 мая 2013
Что чувствует человек, играющий самого себя, которого медленно и верно сама жизнь тянет ко дну, который сквозь смех понимает, что он обречен и жить ему осталось совсем недолго? Для актера, который сам себя обрек на проживание собственной жизни на экране со всеми взлетами и падениями как наяву, это попытка показать народу свой мир без прикрас и ненужных кинематографически-художественных идеалов. А зовут его — Сирил Коллар. Зовут — звали… Не важно. Главное, он жил, творил, чувствовал. И этим творчеством, длинною в один двухчасовой поединок с судьбой, ставший одновременно началом и концом его авторского индивидуального взгляда на мир игрового полнометражного кино, и обворожительной улыбкой он смог покорить многих.
Режиссер, сценарист, композитор, исполнитель главной роли, он, кажется, цеплялся за жизнь как только мог, всеми силами заставляя поверить в то, что жить с неизлечимой болезнью можно. 1992 год. СПИД… Эти страшные буквы, навеки отпечатались в памяти людей. И все по-разному воспринимают эти четыре буквы. Кто-то из здоровых будет сочувствовать страдальцам, а кто-то и презирать, всячески избегая элементарного общения. Нисколько не побоялся этого Коллар, открыто заявив о наличии у себя болезни еще в далеком 1986 году, как и некогда ранее о своей бисексуальности, обнажив не только свою израненную болезнью душу, но и всего себя целиком.
Вот и в рваной режиссуре его чувствуется смелость и рвение противостоять строжайшим приоритетам дозволенного. То, что раньше произносилось шепотом, Коллар сделал главным героем своей дебютной ленты, поставленной по своей же собственной одноименной полуавтобиографической книге. С тех пор болезнь стала для него не только чем-то внутренним психологическим, но и внешним общедоступным. И ведь не побоялся же. Сотворил в итоге прекрасную чувственную историю, в которой нашлось место как страстям в классическом любовном треугольнике, так и чувству одиночества человека, глубоко переживающего настоящую действительность.
Фильм наполнен фактами из жизни Сирила Коллара, подкрепленными некоторыми художественными приемами, которые подошли для склеивания острых углов. Да так оно сделано мастерски, что кино просто потрясает. Но еще более шокирует первоисточник. Книга в десятки раз откровеннее. И именно она стала для автора тем самым сокровенным источником вдохновения в преодолении боязни смерти. Именно в ней раскрывается весь смысл «диких ночей». Чего нельзя сказать о картине, она все же более художественна и приближена к народу. В ней мало пессимистических нот. Наоборот, протагонист Коллар весел, улыбчив и бодр. Лишь некоторая грусть отражается в глазах его друга детства Рене-Марка Бини, по совместительству композитора и исполнителя одной из ролей в фильме, роли друга Марка. По сути, Бини сыграл самого себя.
Поражает смелость актрисы Романы Боринже пойти навстречу ленте, сыграть в ней главную женскую роль. Кто она? Безумная фанатка Коллара, прочитавшая однажды роман «Дикие ночи»? Или молодая серьезная актриса, понимающая, что данная роль, роль безумно влюбленной Лоры, может ей в итоге принести? Скорее второе. Дочь известного французского актера Ришара Боринже, не понаслышке знающая с детских лет, что такое кинематограф и «с чем его едят», она не побоялась сыграть дуэтом с актером, больным СПИДом. И ведь было, что играть. В итоге, заслуженная премия Сезар как лучшей молодой актрисе. Не обошли стороной картину и некоторые другие категории номинаций и премий. К сожалению, сам автор не дожил до триумфа своей дебютной работы, он умер за три дня до вручения его фильму нескольких премий Сезар, в том числе и за лучший фильм года.
Возможно, кто-то расценит картину как объект самолюбования автора, его безудержную выпендрежность перед зрителем с пошлой ухмылкой главного героя перед финальными титрами. Но я точно знаю, что это не так. И уже при n-ном просмотре картины все более убеждаюсь, что вижу всего лишь человека, который торопился жить.
5 марта 2013. Я впервые ощутила на себе всю мощь «Диких ночей»… Со дня смерти автора прошло ровно 20 лет… Из сводки новостей доносится радостное событие — американские врачи полностью вылечили ВИЧ-инфицированного ребенка. Как жаль, что сегодня не 1992…
12 мая 2013
Фильм имел невероятный успех у себя на родине, но не стал фаворитом международных фестивалей, где его преимущественно проигнорировали. Взирая на эту картину по прошествии лет холодным взором, волей-неволей обращаешь внимание на несовершенство формы и эмоциональную взбалмошность, если не сказать хаос.
Но тут же ловишь себя на том, что режиссер снимал исповедь, и одновременно завещание, находясь в пограничном состоянии между жизнью и смертью. В конечном счете, все огрехи с лихвой искупают жажда выговориться и энергия, излучаемая каждым кадром картины, заставившей ВИЧ-инфицированного Коллара мобилизовать все свои силы перед приближающимся уходом в мир иной.
Успев к 35 годам побывать — писателем, композитором, актером, режиссером, он умер от СПИДа за три дня до вручения картине главных национальных премий «Сезар». Как истинный художник, жаждущий раздвинуть границы бытия, Коллар рискнул ступить в зловещее царство свободы от всех и вся, пустившись, в обывательском понимании, во все тяжкие.
Фильм, снятый умирающим режиссером по собственному, почти автобиографическому роману, потребовал не просто физических усилий, но полной самоотдачи. Во время поиска исполнителя на главную роль выяснилось, до какой степени актеры с «прогрессивными», как казалось, взглядами на самом деле дорожат своим реноме. Поэтому Коллару в конечном счете самому пришлось играть главную роль.
Обилие откровенных бисексуальных сцен потребовало определенной смелости и от партнеров, прекрасно знающих о болезни играющего режиссера. Особое восхищение в этой связи вызывает работа Романы Боринже, исполнившей роль Лауры, возлюбленной Жана, вынужденной вступать с ним в контакт в интимных и потому самых опасных сценах.
Особый отпечаток на их партнерство накладывает тот факт, что Жан (начавший вкушать свободу любви в Марокко в 1986 — в год смерти Жана Жене, гея-бунтовщика, у которого он как бы принимает «эстафету»), зная о своей неизлечимой болезни, тем не менее, не предупреждает Лауру. Но это преступное умолчание не является по мысли Коллара эгоизмом обреченного любовника, а диктуется безрассудными эмоциями человека, жаждущего всей полноты чувств — здесь и сейчас.
Однако далеко не совершенный по форме фильм (местами — на грани истерики), дающий повод обвинять создателя чуть ли ни в нарциссизме, мог бы и не прославить режиссера (возможно, по сей день продолжавшего снимать клипы для ТВ), не случись в его личной судьбе трагическая развязка. После преждевременной смерти Коллара тут же сравнили с Джеймсом Дином, а фильм окрестили — «На последнем дыхании» 1990-х.
24 июля 2012
Слезы наворачиваются, когда смотришь этот фильм, уже от понимания того, что история, рассказанная Колларом по большей части про него самого. 35 лет, когда можно творить, любить, и начинать все заново, но только не для главного героя.
Лаура любит Жана, несмотря ни на что, она даже хочет заразиться СПИДом во имя любви, чтобы ей было так же плохо, как и Жану. Но даже это не помогает Жану выбрать между ей и своей гомосексуальной стороной жизнью, которая как мне показалось преобладала в нем. Жан боялся любит, поэтому Лауру всегда отталкивал от себя. Когда понял, что ему нужно было уже поздно.
Замечательный фильм.
6 июня 2009