Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.7 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Холод |
год: | 1991 |
страны: |
СССР,
Россия
|
режиссер: | Хусейн Эркенов |
сценарий: | Хусейн Эркенов |
видеооператор: | Владислав Меньшиков |
художник: | Сергей Филенко |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
«Ой, Кавказ таула, мийик, ариула, бизни деменгили къалабыз.
Биз да, ой, джилайбыз, сиз да, ой, джилагъыз. Сизден айырылып барабыз.
Узакъ айырылып, кетип а барабыз, ёмюрлюк джашагъан тауладан,
Биз ёлгенлеге уа бошуна джилайбыз, ала насыплыдыла сауладан.» (с) строчки из народной песни, посвященной депортации.
«Холод» — исторический художественный фильм о депортации карачаевского народа, снятый Хусейном Эркеновым, который раскрывает только один маленький эпизод. Впрочем, раскрывает не до конца, а поверхностно проходится по этой теме. Потому что у меня после просмотра фильма осталось чувство недосказанности — многие сюжетные линии были вплетены, но не завершены. Практически ничего не сказано о причинах, многие моменты опущены. Как говорится, проехались «галопом по Европам», но все же стоит сказать «спасибо» Хусейну Салаватовичу, что вообще затронул эту тему. На моей памяти — это единственный художественный фильм, посвященный этому ужасному событию до недавно вышедших «Приговоренных к забвению» Марата Дураева, но это уже документалка.
Фильм повествует о той злополучной ночи 2 ноября 1943 года, когда в дома ничего не подозревающих людей начали стучаться солдаты, сообщив о насильственном выселении и давая им всего двадцать минут на то, чтобы собрать самые необходимые вещи. В короткие сроки всех карачаевцев, насильственно вывезли из родных земель и отправили на долгие годы скитания в Азии, в то время как подавляющее большинство мужчин ушли на фронт и наравне с остальными воевали в Великой Отечественной Войне. В основном, выселены были женщины, старики и дети.
Причиной депортации стали якобы антисоветские настроения среди северокавказских народов. Да, конечно среди населения были и оппозиционеры, и коллаборационисты, впрочем, как и во всех других народах, но устраивать геноцид целого народа из-за горстки предателей — это просто немыслимо. Это решение было осуждено и близким окружением Сталина, и обществом, но переубедить вождя никто не смог. Позже действия Советской власти были признаны преступными. И только четырнадцать лет спустя — 3 мая 1957 года, народ был реабилитирован и смог вернуться в свои родные края, вот только потери были несоизмеримо большими, так как большинство не выдержало этого испытания — за время депортации погибло 43,247 человек из 69,267 депортированных карачаевцев. Даже смотреть на эти цифры, выбитые на всех мемориалах республики, страшно, не то, чтобы представить… Нет ни одной современной семьи, чьи бы близкие не погибли во времена депортации.
Я слышала рассказы десятков стариков, которые пережили эти ужасы, и у меня волосы дыбом стояли от их историй. Тысячи людей, вынужденные ехать в товарных вагонах, без всяких удобств, как скот. Многие не выдерживали стресса и умирали от сердечного приступа, другие от прочих болезней и голода. Некоторые сходили с ума от горя. Практически все груднички умерли от голода, так как из-за сильнейшего стресса у их матерей пропадало молоко, а достать другое было неоткуда. За время депортации погибло 22,000 детей. А трупы людей сбрасывали в реки или оставляли в степях на растерзание животным, не дав людям с ними попрощаться и похоронить по адатам.
Но вернемся к фильму. У создателей получилось показать быт людей того времени. Они смогли передать ту гнетущую атмосферу и всенародную скорбь. Некоторые моменты пробирали до глубин души, вызывая слезы. А актеры — убедительно показали своих героев.
В итоге, фильм хоть и не раскрыл многие моменты, но передал атмосферу и настроения тех времен. Передал ту боль, безнадежность и отчаяние, что охватило целый народ, несправедливо сосланный в неведомые дали, который понятия не имел, что их ждет впереди. И карачаевцы — только один маленький народ, среди десятков других несправедливо приговоренных. Я надеюсь, что урок из этого извлекут и больше ни один народ не будет так несправедливо наказан за грехи горстки отщепенцев. Да будет мир.
6 из 10
4 января 2020
Хусейн Эркенов: «Владилен Арсеньев, который решал, что показывать на НТВ, сказал мне: «Старик, хороший у тебя фильм, но тяжелый, народу это не нужно».
«Холод» Хусейна Эркенова из разряда тех фильмов, что называется «выстраданы душой». В каждом кадре чувствуется боль и любовь автора к теме, которую он пытается проговорить на экране. Проговорить не словами, не громкими заявлениями, а художественными образами, портретами, зарисовками и символами.
Хусейн Эркенов: «Сам я карачаевец, и то, о чем рассказывается в моем фильме «Холод», мне близко. Разумеется, фильм не мог охватить всесторонне проблему депортации народов Кавказа (в частности, карачаевцев), передать всё, что пережили тогда люди. Но мне было важно показать, как народ осознает, что с ним сделали.»
Как не удивительно осознать, но «кавказская тема» не нова для отечественной истории, достаточно вспомнить русскую классическую литературу 19 века (произведения Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Льва Николаевича Толстого и других авторов). Но то была другая страна, Российская Империя, со своим пусть и имперско-колониальным опытом, но с другим ворохом проблем и трудностей в этом вопросе, отличным от того, с чем пришлось столкнуться СССР.
Хусейн Эркенов: «Идея фильма «Холод» была очень простой — показать жизнь народа, его быт, его культуру. Неожиданно все начинает разваливаться, почему — люди сами не могут понять. Мужчины были на фронте, женщины воспитывали детей, работали на войну. Вдруг появились военные, к каждому дому приставили офицера и двух автоматчиков. Рано утром всех посадили в грузовики, тех, кто попытался сопротивляться, расстреливали на месте. И мой фильм — память о тех человеческих чувствах, о том горе.»
По мнению киноведа Елены Стишовой «в произведениях Толстого, Лермонтова, Пушкина, Бестужева отсутствует «образ врага», как мы его понимаем в контексте своего тоталитарного опыта.
«Пушкина и Лермонтова, — приходит к заключению исследователь Яков Гордин в книге «Кавказ:земля и кровь», — волновала прежде всего не степень вины того или другого народа. Они стремились не проклясть и обличить, но отыскать возможность совмещения двух глубоко чуждых миров, видя в этом единственный выход из трагических коллизий»
Хусейн Эркенов: «Теперь о духовности. Я думаю, духовность — это психофизическое состояние конкретного человека, не более. И не надо специально создавать духовный мир, нужно создавать нормальное человеческое сообщество, учиться разговаривать по-человечески, слышать и слушать друг друга, тогда и духовность проявится сама собой…»
Фильм «Холод» трогает своей не громкостью голоса, приглушённостью интонации, отсутствием обличения.
Это тихая молитва.
Это скорбный реквием.
Беззвучный плач по тому, что трудно представить, но что было. В «Холоде» ничего не выбивается из общего фильмического потока: сдержанная режиссура, скромная операторская работа, органичная музыка, отсутствие ярких актёрских работ (разве что чуть-чуть взгляд отвлекается на Николая Ерёменко, за которым шлейф узнаваемых образов, но его аскетичный, лапидарно построенный, образ советского офицера, не разрушает общую канву фильма). «Холод» не жанровое кино, это авторское кино.
Хусейн Эркенов: «Кстати, показательно, что «Холод», который в 1992 году получил «Хрустальный глобус» на МКФ в Карловых Варах, у нас практически не шел. Ни на один фестиваль, ни на один телевизионный канал его не взяли, сделали вид, что такого фильма нет.»
Холод — это ёмкая метафора, которой часто пользуются, когда описывают отношения между людьми. Но при просмотре фильма Хусейна Эркенова ощущается близость мороза, того самого который «мороз по коже». Состояние при просмотре фильма очень неприятное и очень нежелательное (не путать с «пощекотать нервы» на триллере или хорроре), поэтому не удивительно, что «народу это не нужно».
Моё мнение — хорошо.
7 из 10
21 декабря 2019
«Ой, Кавказ таула, мийик, ариула, бизни деменгили къалабыз.
Биз да, ой, джилайбыз, сиз да, ой, джилагъыз. Сизден айырылып барабыз.
Узакъ айырылып, кетип а барабыз, ёмюрлюк джашагъан тауладан,
Биз ёлгенлеге уа бошуна джилайбыз, ала насыплыдыла сауладан.» (с) строчки из народной песни, посвященной депортации.
«Холод» исторический художественный фильм о депортации карачаевского народа, снятый Хусейном Эркеновым, который раскрывает только один маленький эпизод. Впрочем, раскрывает не до конца, а поверхностно проходится по этой теме. Потому что у меня после просмотра фильма осталось чувство недосказанности — многие сюжетные линии были вплетены, но не завершены. Практически ничего не сказано о причинах, многие моменты опущены. Как говорится, проехались галопом по «Европам», но все же стоит сказать «спасибо» Хусейну Салаватовичу, что вообще затронул эту тему. На моей памяти — это единственный художественный фильм, посвященный этому ужасному событию.
Фильм повествует о той злополучной ночи 2 ноября 1943 года, когда в дома ничего не подозревающих людей начали стучаться солдаты, сообщив о насильственном выселении и давая им всего двадцать минут на то, чтобы собрать самые необходимые вещи. В короткие сроки, всех карачаевцев, насильственно вывезли из родных земель и отправили на долгие годы скитания в Азии, в то время как подавляющее большинство мужчин ушли на фронт и наравне с остальными воевали в Великой Отечественной Войне. В основном, выселенны были женщины, старики и дети.
Причиной депортации стали якобы антисоветские настроения среди северокавказских народов. Да, конечно среди населения были и оппозиционеры, и предатели, впрочем, как и во всех других народах, но устраивать геноцид целого народа из-за горстки предателей — это просто немыслимо. Это решение было осуждено и близким окружением Сталина, и обществом, но переубедить вождя никто не смог. Позже действия Советской власти были признаны преступными. И только четырнадцать лет спустя — 3 мая 1957 года, народ был реабилитирован и смог вернуться в свои родные края, вот только потери были несоизмеримо большими, так как большинство не выдержало этого испытания — за время депортации погибло 43,247 человек из 69,267 депортированных карачаевцев. Даже смотреть на эти цифры, выбитые на всех мемориалах республики, страшно, не то, чтобы представить… Нет ни одной современной семьи, чьи бы близкие не погибли во времена депортации.
Я слышала рассказы десятков стариков, которые пережили эти ужасы, и у меня волосы дыбом стояли от их историй. Тысячи людей, вынужденные ехать в товарных вагонах, без всяких удобств, как скот. Многие не выдерживали стресса и умирали от сердечного приступа, другие от прочих болезней и голода. Некоторые сходили с ума от горя. Практически все груднички умерли от голода, так как из-за сильнейшего стресса у их матерей пропадало молоко, а достать другое было неоткуда. За время депортации погибло 22,000 детей. А трупы людей сбрасывали в реки, не дав людям с ними попрощаться и похоронить по адатам.
Но вернемся к фильму. У создателей получилось показать быт людей того времени. Они смогли передать ту гнетущую атмосферу и всенародную скорбь. Некоторые моменты пробирали до глубин души, вызывая слезы. А актеры — убедительно показали своих героев.
В итоге, фильм хоть и не раскрыл многие моменты, но передал атмосферу и настроения тех времен. Передал ту боль, безнадежность и отчаяние, что охватило целый народ, несправедливо сосланный в неведомые дали, который понятия не имел, что их ждет впереди. И карачаевцы — только один маленький народ, среди десятков других. Я надеюсь, что урок из этого извлекут и больше ни один народ не будет так несправедливо наказан за грехи горстки отщепенцев. Да будет мир.
10 апреля 2018