Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Умереть заново |
английское название: |
Dead Again |
год: | 1991 |
страны: |
США,
Великобритания
|
слоган: | «A Mystery About True Love...And Certain Death.» |
режиссер: | Кеннет Брана |
сценарий: | Скотт Фрэнк |
продюсеры: | Сидни Поллак, Линдсэй Доран, Чарльз Х. Магвайр, Деннис Фельдман |
видеооператор: | Мэттью Ф. Леонетти |
композитор: | Патрик Дойл |
художники: | Тим Харви, Сидни З. Литуэк, Филлис Долтон, Джерри Адамс |
монтаж: | Питер Е. Бергер |
жанры: | триллер, мелодрама, драма, криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 15000000 |
Сборы в США: | $38 016 380 |
Мировые сборы: | $38 016 380 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 августа 1991 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 47 мин |
Действительно, отличное кино. Безумно увлекательный сценарий начинающего тогда автора Скотта Френка (адаптировавшего в будущем романы Элмора Леонарда и поставившего триллер «Обман») в руках британского актёра и режиссера Кеннета Бранны превратился в не менее увлекательный детектив. Мистический сюжет рассказывает о молодой женщине, которая не только страдает амнезией, но и мучается по ночам от жутких кошмаров. Устав от её криков, руководство монастыря, где она уже некоторое время проживает, решает обратиться за помощью к специализирующемуся на розыске пропавших частному сыщику Майку Черчу (в английском варианте тут явно наличествует каламбурчик).
Вскоре выясняется, что мадам тесно связана с произошедшим в конце сороковых годов убийством — талантливый композитор Роман Штраусс зарезал собственную жену, и она словно является её, жены, реинкарнацией. Сам же сыщик очень даже похож на мужа. Круговерть невероятная и тогда герои решают докопаться до истины с помощью гипнотизера.
Перво-наперво нельзя не отметить мастерскую постановку Бранны: флэш-беки в черно-белом цвете сняты так, что нетрудно поверить, будто бы они и правда родом из сороковых. Шикарная работа с освещением, декорациями, не говоря уж о постоянно держащей в напряжении музыке, которая здесь и вовсе, как отдельный персонаж.
Сценарий приготовил несколько нокаутирующих сюрпризов и это при том, что личность злодея с одной стороны, вроде и не прячут, а с другой успевают так задурить голову всякими подводными камнями и мнимыми подозреваемыми, что все равно остаешься с носом.
Пожалуй, немного подводит общее положительное впечатление несколько наигранный или, точнее сказать, старомодный финал, хотя и не настолько, чтобы очень уж по этому поводу негодовать.
В остатке у нас достойное кино, где нашлось место и детективу, и элементам готики, и мистики, и, конечно, мелодрамы. Ведь «Умереть заново», как бы банально это не звучало — фильм про любовь).
22 февраля 2011
Мое знакомство с великолепным британским режиссером и актером Кэннетом Браной, началось, как ни странно, с фильма Вуди Аллена «Знаменитость». Потом я нашел еще одну американскую работу Браны — поражающего воображение «Франкенштейна», после которого я записал Брану в число наиболее рекомендуемых к просмотру авторов. Грандиозная киноадаптация шекспировского «Генриха V», укрепила меня в этом мнении. Триллер «Умереть заново», которым Брана начал завоевание Америки, окончательно укрепил его позиции в моем списке самых любимых и уважаемых деятелей кино.
Для «завоевания Америки», которое, скажу сразу, удалось, о чем свидетельствуют весьма приличные кассовые сборы и крайне положительная реакция критиков, Брана выбрал очень интересующую его мистическую тематику.
«Умереть заново» — фильм, прежде всего, о любви. О той любви, которую смерть погубить не в состоянии. Она может ее только приостановить, предать временному забвению, зажать в рамках суеверий и ошибочных судебных решений или человеческих мыслей, но убить — нет, любовь не умирает с человеком. И, найдя лазейку из лап смерти, любовь готова возродиться снова — может быть, в других людях, в другое время, но это будет та же самая любовь. А в других ли людях? У нас целая куча религий — выбирай любую, по вкусу. Хочешь — верь, что после смерти ты встретишь свою возлюбленную в райских кущах. А может, после смерти ты снова окажешься на Земле в другом теле — мужчины или женщины, и снова будешь искать свою вторую половинку, не подозревая о том, что когда-то вы уже были счастливы вот с той прекрасной незнакомкой, к которой ты сейчас так стесняешься подойти. И что у вас были дети, и что вы счастливо прожили уже одну или даже две жизни, и так же счастливо проживете третью? Или, наоборот, что-то помешало вам прожить свою первую, прошлую жизнь, и кто-то, не важно кто — Христос, Будда, Аллах — дают вам еще один шанс, главное — не упустить его, вспомнить все, что было раньше, не пройти мимо. И награда будет велика. Любовь, как и душа — вечна, но лишь от человека зависит, как он распорядится единственным вечным, что у него есть.
Реинкарнация. Не новая тема. Но Брана, как всегда, с безупречным вкусом, разбрасывает мистические совпадения и закономерности, заставляя поверить и в реальность существования в прошлом некоего композитора Романа Штрауса, казненного за якобы убийство своей жены, и в реальность того, что последовало за этим, 40 лет спустя, даже в реальность самой реинкарнации. Мы не только можем переживать заново одни и те же события из своей прошлой жизни, мы можем вспомнить их, мы можем воспользоваться опытом прошлых поколений, судьбы которых перемешались с нашими, а может быть, мы можем в точности повторить чьи-то судьбы, и даже исправить те ошибки, которые оказались фатальными в жизни наших близнецов-предшественников.
Все это очень спорные идеи, но после фильма подобное воспринимается аксиоматичным, бесспорным. Умело смешивая прошлую и настоящую жизнь похожих, как две капли воды, героев, подсовывая им обстоятельства, в которых запутались герои прошлого, но не должны запутаться герои настоящего, увлекает Брана в водоворот пугающей, завораживающей, опасной истории любви, которая стала причиной многих страданий, но так и осталась чистой, незапятнанной, волнующей, бессмертной любовью.
Брана не ставит задачу напугать зрителя, он рассказывает историю спокойным голосом, но в нем слышен звон — он напряжен, как натянутая струна, и буквально чувствуешь, с каким волнением Брана-режиссер смотрит на историю героев, как переживает за их будущее и прошлое. Лишь ближе к концу голос срывается почти на крик, и заканчивается буквально истерическими слезами.
Самое лучшее, что удалось Бране — это смешивание флэш-бэков, то есть прошлой реальности, с реальностью настоящей. Это смешивание, которое оставляет постоянное ощущение загадки, делает фильм образцовым триллером в лучших традициях Хичкока. Что было на самом деле, мы действительно узнаем только в конце, поскольку разрозненные флэш-беки и сбивчивые пояснения испуганных героев мало что объясняют, лишь больше заинтриговывают.
Брана — великолепный режиссер и очень английский. Он ошибся лишь один раз, в самом финале, сделав довольно глупый голливудский финт с главгадом, и это слегка ослабляет накал страстей и напряжение, выстраиваемое от кадра к кадру весь фильм. Брана здесь превзошел сам себя. Он сыграл две роли, причем очень интересные — безумно любящего свою жену композитора и частного сыщика, влюбленного в девушку, которую он очень близко знал в прошлой жизни.
Великолепна Эмма Томпсон, сыгравшая женщину, к которой в кошмарах возвращается память прошлого, испуганную до смерти, каждый шаг которой — шаг по трясине. Ее испуг, эмоции, чувства так достоверны, естественны, что ни разу не возникло ощущения, что на экране актриса Эмма Томпсон. Я видел только ее героинь. Великолепные роли, в которых много женственности, поэзии человеческого такта, деликатности, чистоты, любви. Вероятно, всего того, что иногда так не хватает американским актрисам и чего так много в этой очаровательной англичанке.
Второплановую, но очень важную роль сыграл Робин Уильямс, ставший психиатром, которому закрыли доступ к врачебной практике из-за того, что он, помимо излечения некоторых пациенток, еще и укладывал их на кушетку, причем под гипнозом. Его персонаж служит как бы связующим звеном между прошлым и будущим. Опустившийся, жалкий и одинокий в настоящем, успешный и не слишком этичный в прошлом, он символизирует раскол двух жизней в одном человеке.
В этом великолепном фильме нет ничего пошлого и не нужного. Никаких грубоватых заигрываний со зрителем и его эмоциями, никакой игры со зрителем в поддавки. Это уверенная, мастерская работа знающего себе цену художника, который рассказывает историю так, как считает нужным — немного пугающе, но деликатно, спокойно, но напряженно, красиво, но искренне. Блестящая психологическая работа, полная британского шарма и романтизма, которую обязательно стоит посмотреть, хотя бы для того, чтобы убедиться — далеко не все иностранцы, попадающие в Голливуд, продаются ему с потрохами.
И еще… мне почему-то кажется, что Кеннет Брана — реинкарнация великого Лоуренса Оливье. Не человека, нет. Но его творчества. Оливье умер, когда Брана был уже вполне состоявшимся актером, но первый шедевр он сделал как раз в 1989, сразу после смерти Оливье, и это, как ни странно, был фильм «Генрих V», снятый ровно через 45 лет после того, как эту роль сыграл сэр Оливье. И затем во всех работах Браны все отчетливее прослеживается стиль и манера игры Оливье, словно великий мастер признал молодого соотечественника своим наследником и вдохновлял его на новые шедевры. Вот так можно умереть и родиться заново…
10 из 10
24 июля 2009