Сердца тьмы: Апокалипсис кинематографиста
Hearts of Darkness: A Filmmaker's Apocalypse
7.8
8.1
1991, документальный
США, 1 ч 36 мин
В ролях: Фрэнсис Форд Коппола, Элинор Коппола, Орсон Уэллс, Джон Милиус, Джордж Лукас
и другие
Документальный фильм о съёмках шедевра Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня», о мучительном создании сценария, съёмке, подборе актёров, бюджета.. Всё это чуть не разрушило жизнь и карьеру прославленного режиссера.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Сердца тьмы: Апокалипсис кинематографиста

английское название:

Hearts of Darkness: A Filmmaker's Apocalypse

год: 1991
страна:
США
слоган: «The magic and madness of making "Apocalypse Now»
режиссеры: , ,
сценаристы: ,
продюсеры: , , , , ,
композитор:
монтаж: ,
жанр: документальный
Поделиться
Финансы
Сборы в США: $1 318 449
Мировые сборы: $1 318 449
Дата выхода
Мировая премьера: 7 сентября 1991 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 36 мин
Другие фильмы этих жанров
документальный

Постеры фильма «Сердца тьмы: Апокалипсис кинематографиста», 1991

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Сердца тьмы: Апокалипсис кинематографиста», 1991

Сердца тьмы - 7 из 10

Документальный фильм 1991 года о съемках Апокалипсиса сегодня. Я вообще-то не очень люблю т.н. «фильмы о фильме». В абсолютном большинстве случаев это чистый междусобойчик для актеров и съемочной группы, чтобы потом на досуге посмотреть, как «мы провели этим летом» и повспоминать прикольные моментики. Полезной информации для широкого и узкого зрителя такие фильмы чаще всего не несут. Но не в этом случае.

Из этого фильма вы сможете узнать не только неизвестные моменты и секреты гениального полотна. Но и о личности, его сотворившего. Я много читал о сумасшествии Копполы. Что работать с ним поистине невозможно, что он реальный и абсолютный маньяк. Но здесь эти его качества представлены очень выпукло и ярко. Причем, им самим и представлены, его рассказами, его поведением на экране, его терзаниями и метаниями. Да, тут много рассказано о невероятных сложностях, с которыми столкнулась съемочная группа в процессе работы на Филиппинах. Но нельзя не заметить, что абсолютное большинство этих проблем было вызвано подходом Копполы к процессу. Он загонял группу в совершенно невозможные условия и рамки, а потом они все это героически преодолевали. Он нарушал все договоренности с актерами, и им приходилось ломать свои графики, чтобы отсняться в материалах. В это невозможно поверить, но Коппола привез огромную толпу людей в чужую страну, НЕ ЗНАЯ, О ЧЕМ БУДЕТ ЕГО ФИЛЬМ. То есть, он имел какие-то наработки по сюжету, но напрочь не представлял, что хочет сказать и чем все кончится, какая мелодия прозвучит в это фильме! Он решал эти свои задачи уже по ходу съемок. А Брандо в финале вообще ходил и разговаривал не по написанному тексту, а сочинял реплики на ходу, что влезло в голову, то он и говорил. Неудивительно, что в этот момент Коппола был на грани истерики и помешательства. Он потратил огромные бабки и время, не зная, что хочет на выходе получить!

В итоге фильм вышел гениальным, одним из величайших кинополотен за время существования кинематографа, с тысячами пластов и слоев смыслов. Наверное, так и делается искусство. Но как Копполу никто не убил за такую работу - непонятно. И как после этого ему еще кто-то доверял деньги - тоже.

Зато я решил устроить себе ретроспективу его фильмов, прямо начиная с Людей дождя и начну. Зная, какой безумец снимал все эти фильмы, будет намного интереснее увидеть, что он давал на выходе.

29 августа 2023

«Узнать человека можно только в бою», сказал как-то один персонаж. Если перефразировать его слова, применительно к Копполе получится: Узнать режиссера можно только на съемочной площадке. Возможно, эту картину, в первую очередь считают посвященной съемкам «Апокалипсиса сегодня», но, если посмотреть на нее под иным углом, она и о самом режиссере.

Поведение Копполы на съемках, не похоже на его поведение перед телекамерами в первой сцене, где он говорит дежурные фразы, сдобренные пафосом, для журналистов. Тот Коппола не настоящий, он скорее официальный, а этот в джунглях — настоящий. И это хорошо, когда документальное кино позволяет увидеть столь интересного режиссера, именно как человека в обыденной обстановке, когда он не ограничивает истинные эмоции и слова.

Интересно, насколько стереотипными могут быть представления о том или ином человеке. Когда-то я представлял себе режиссера «Крестного отца», угрюмым человеком, ни разу в жизни не улыбавшимся и не плакавшим. Ну таким, погруженным в себя человеком с каменным лицом, лишенным эмоций. «Настоящий» же Коппола, рушит стереотипные представления о себе. Настоящий Коппола чрезвычайно эксцентричен, эмоционален в поведении, открыт для окружающих, откровенен в словах, местами до неприличия, и склонен к отчаянной иронии вплоть до черного юмора, с нотами трагедии в голосе. В какой-то степени, эту его личную склонность, можно отнести и к итальянской склонности иронизировать на грани, с приправой артистичного трагизма.

Ну конечно, не все так однозначно. Коппола из числа людей, создающих мнимое впечатление простоты. Встретишь его случайно, на съемочной площадке, среди других людей, и подумаешь: этот бородатый, наверно, какой-нибудь восьмой помощник режиссера, отвечающий за декорации. Такая мнимая простота, создаваемая его поведением, опять же вводит в заблуждение, потому что за ней скрывается очень непростой характер. Коппола очень не прост, но легко находит общий язык с людьми на площадке, независимо от их профессии, не важно, операторы ли они, актеры, или грузчики. В его отношении к ним не удается разглядеть скрытого высокомерия, или тщательно замаскированной надменности. Маленькая деталь, но серьезно дополняющая общий портрет.

Как и всякий режиссер, одаренный воображением, Коппола, может без остатка абстрагироваться от личного мировоззрения в пользу персонажей, не похожих друг на друга. Он думает как они, видит как они, рассуждает как они, полностью проникается их менталитетом, особенностями их воспитания. Американцы, вьетнамцы, французы, мужчины, женщины, совершенно разные истории, мировоззрения, идеологии. И за спиной каждого персонажа, незримая для зрителя, фигура режиссера, совершающего в процессе съемок мысленное перевоплощение, от сцены к сцене, но внешне, остающегося все тем же иронизирующим человеком, создающим иллюзию простоты.

Могу ошибаться насчет жены Копполы, так как мало информации, но она мне показалась хорошим человеком. Ее безмятежное спокойствие, контрастирующее с поведением мужа, возможно, было для Копполы успокоительным лекарством.

Еще одна любопытная грань Копполы — авантюризм, свойственный уже, скорее американскому менталитету. Коппола-авантюрист, несмотря на множество проблем, возникших в процессе съемок, не мог отказаться от идеи в пользу разумного прагматизма. Когда у Мартина Шина случился приступ, разум Копполы уже не мог принять случившееся с актером как данность. К тому моменту, Коппола уже пересек точку невозврата.

Деньги на картину Коппола тратил с царским размахом — еще один штрих к психологическому портрету, подчеркивающий широту человека, способного истратить все собственные деньги, если понадобиться, чтобы не навредить масштабности картины, зная о возможности разорения.

Коппола, вполне мог не связываться с Брандо, найти актера, согласного на меньший гонорар, но что бы он сам ни говорил по этому поводу, ему нужен был именно Брандо на роль Курца. Выбор пал на Брандо изначально. Брандо в итоге приехал, но стал еще одним серьезным испытанием для режиссера и съемочной группы — и так уже морально уставших людей. Брандо просили изучить роль — Брандо не изучил роль. Брандо просили похудеть для роли — Брандо поправился. Брандо уже на съемках попросили вести себя серьезно — Брандо сел на пенек и начал корчить рожицы. Коппола к тому моменту был на грани нервного срыва. Настоящего срыва, ему уже было не до шуток. Судьбоносную для картины часть — концовку, с участием Шина, Брандо и Хоппера, обсуждали и снимали прямо на ходу, и не по причине отсутствия идей у Копполы, а потому что ему не нравились все варианты, придуманные ранее. Вопреки опасениям режиссера, концовка удалась. Кино не провалилось, наоборот, со временем стало только значимее, а Курц, получился одним из самых глубоких персонажей, когда-либо съезжавших с катушек в кино, даже название «Апокалипсис сегодня», спустя какое-то время, стало цитироваться далеко за пределами обсуждения фильма.

20 мая 2020

Профессия: кинорежиссёр

- Кино для меня — поиск компромисса, — сказал как-то на одном из своих мастер-классов Владимир Хотиненко и добавил, — Хотите знать, что из себя представляет работа кинорежиссёра, — смотрите «Сердца тьмы…» Копполы.

Не знаю, честно говоря, что ещё к этому добавить, кроме стопроцентного согласия с этой рекомендацией. Из всех просмотренных когда-либо «Filmmaking of.. .» «Апокалипсис кинематографиста» выглядит наиболее цельным, осмысленным и действительно отдельным произведением, а не просто лишним дополнительным материалом для самых ярых фанатов.

Кинофронтовая освещена со всех сторон, во всех прелестях и подробностях. Без купюр, без слащавого романтизма. Съёмки, деньги, актёры, реквизит, сценарий, монтаж… Происходящее просто рвёт все шаблоны и представления как у зрителя, так и у его героев. Фраза «теперь ты видел всё» может стать финальными титрами этой картины.

И самое главное: это не уникальная история. Это — рутина. Мечтаешь стать режиссёром? Посмотри «Сердца тьмы…»

10 из 10

29 июня 2018

I have a dream

Для того, чтобы выглядеть умнее в глазах других, посмотрел «Сердце тьмы. Апокалипсис режиссёра» мамы Софии Копполы Элеаноры, про съёмки главного в карьере Ф. Ф. фильма.

Ну что, тут надо сразу отметить, что сам «Апокалипсис» нравится порой таким людям, в знакомстве с которыми стыдно сознаться даже самому себе — что, в виду того, что фильм (особенно в Redux версии) начиная где-то со второй половины принимает форму кататонического путешествия вглубь себя, вообще находится где-то за пределами понимания.

Из «Сердца тьмы» много становится яснее и про сам фильм, и про Ф. Ф., причём то, о чём только смутно догадывался при просмотре самого пеплума, находит вполне ожидаемые подтверждения. К примеру — последние полчаса, когда начинается вся античная драма, Коппола склеивал, фактически, из ничего — актёр Брандо, вместо того, чтобы хоть как-то придерживаться сценария, брал реплики непосредственно из своей головы, отчего все абсолютно диалоги Курца и Уилларда оказываются чистейшей импровизацией; манера съёмки была продиктована исключительно тем, что Брандо разжирел до совершенно безобразного состояния (по сюжету, Курц должен был выглядеть «тощим и измождённым»). Собственно концовка фильма, к которой Ф. Ф. много раз подходил с разных сторон, а она всё никак не складывалась, видимо, возникла из того, что Марлон своими выходками просто по-человечески задолбал и без того издёрганного Копполу.

Из другого — из опасности, когда режиссёр берёт на себя продюссерские функции и вкладывает свои деньги в проект (Коппола проторчал на Филиппинах, где проходили съёмки, около года и отснял в итоге что-то порядка пяти тонн киноплёнки), из актёров под воздействием разнообразных веществ (например, Мартин Шин во время съёмок открывающей сцены в отеле был ослепительно нетрезв и в итоге слёг с сердцем на три недели), из взаимодействия с филиппинскими военными (известную сцену с Вагнером снимали в течение пяти недель, не столько из-за сложности сценографии, а из-за того, что лётчиков постоянно отзывали пострелять в настоящих партизан), из массы других вещей — возникает ответ на старый вопрос о роли и важности фигуры режиссёра. В случае с «Апокалипсисом» очевидно — никто другой, никакими иными средствами (т. е. не выкидывая полторы сотни человек на год в джунгли, не пускаясь в денежные авантюры, не съезжая плавно с катушек) такой фильм не снимет; потянул бы его Лукас, которому проект изначально предлагали, и который в итоге благоразумно соскочил (видимо, ангелы уберегли), остаётся большим вопросом.

Самое забавное — в конце фильма Ф. Ф. серьёзным голосом рассказывает в камеру, что, мол, вот есть у него мечта, когда восьмимиллиметровые камеры станут дешёвыми и общедоступными, и что какая-нибудь толстая некрасивая девочка из Огайо снимет на папину камеру гениальное кино, после которого существование всей голливудской индустрии сделается совсем ненужным. Поскольку фильм вышел в девяносто первом году, Ф. Ф. ещё не знал о YouTube и четырёхмегапиксельных камерах внутри мобильных телефонов, потому что тогда бы, конечно, поостерёгся таких оптимистичных прогнозов.

24 февраля 2010

Документальный фильм Сердца тьмы: Апокалипсис кинематографиста впервые показан в 1991 году, дебют состоялся более 33 лет назад, его режиссерами являются Элинор Коппола, Факс Бар, Джордж Хикенлупер. Кто снимался в кино, актерский состав: Фрэнсис Форд Коппола, Элинор Коппола, Орсон Уэллс, Джон Милиус, Джордж Лукас, Альберт Холл, Фредерик Форрест, Лоренс Фишбёрн, Роман Коппола, София Коппола, Фред Рус, Мартин Шин, Витторио Стораро, Роберт Дювалл, Том Снайдер.

В то время как во всем мире собрано 1,318,449 долларов. Страна производства - США. Сердца тьмы: Апокалипсис кинематографиста — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.