Мед осы
6.5
1991, драма
Беларусь, СССР, 1 ч 22 мин
18+

В ролях: Андрей Бубашкин, Дмитрий Каменка, Александр Лабуш, Марина Левтова, Иван Мацкевич
и другие
Фильм рассказывает о судьбе братьев-близнецов Бориса и Глеба, детство которых совпало с первыми послевоенными годами. Через религию приходят Борис и Глеб к вечным общечеловеческим ценностям, в то же время понимая, что в реальной жизни много страданий и люди не всегда придерживаются христианской морали. Жизнь постепенно разводит братьев — Борис противится окружающей лжи и несправедливости, в то время как брат легко с этим уживается...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Мед осы

год: 1991
страны:
Беларусь, СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Сергей Зубиков
композитор:
художники: Юрий Альбицкий, Наталья Сардарова
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 22 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзыв критика о фильме «Мед осы», 1991

Под куполом осиного гнезда

Вхождение в мир взрослых для ребенка таинство, сродни блужданию в темной незнакомой пещере, освещая путь зыбким светом факела. Собственно, с этой метафоры фильм и начинается. Два ребенка, братья-близнецы, две стороны людской сущности, выбирающие путь к свету выхода. Но один из них откажется от факела и пойдет своим путем, чтобы упасть в осиное гнездо взрослого мира.

Образ меняется, и вот уже ребенок идет по рельсам затерянной железной дороги, под мерную декламацию стихов рассказчиком, местами печальных и ностальгирующих, местами озлобленных и урывчатых. Они сокроют и понятную грусть по родным местам, и обиду за смахнутые, словно кувшин со стола неосторожной рукой, детские иллюзии. Сам рассказчик бродит по частично превратившимся в руины местам своей юности, среди возникающих перед его глазами призраков прошлого. Фантомы кружились в танце с обрывками детской фантазии, придающими теням причудливые формы, словно сбежавшие из сна, а может, из кошмара. Сквозной сюжет скромно уходит в тень, уступая место коллажу сознания.

Раны от танковых гусениц еще гноятся на белорусских землях и в чувствах людей, а пулеметные очереди все еще звучат эхом, отдаваясь тяжелым гулом в сердцах. В этом медленно приходящим в себя послевоенном мире и приходится расти детям, решая для себя, мириться с раскрывающим пасть хищного растения миром или противопоставить ему свою волю. Калейдоскопом меняются воспоминания, первый взгляд на смерть и отголоски войны сменяется религиозной символикой, а те картинами многонационального семейного быта и застолий. Да, здесь найдется место и для веры, вздрагивающей под ударами реальности, но еще дающей надежду. «Будь мужчиной», борись, учит героя ангел Марлен Дитрих, пока тот еще не встретился со своим хранителем. Смешался с домашней иконкой старый плакат со знаменитой актрисой в детском представлении о вечном. В кульминации будет стрельба уже совсем не милых деток по раненной птице, и конечно, братьям придется выбрать путь, один будет орошен слезами по существу, принесённому в жертву незрелой кровожадности, второй втоптан палками равнодушных слепцов. А за птицей, на миг окрасившей мир в красное будут, похороны (невинности?), кружащие по ветру белые простыни и разочарование. В людях, в готовом принять его обществе, в религии. Ангел уже не позволит к себе прикоснуться и на иконах проступят силуэты военных.

Умирает Сталин и время принимает форму сурового лица учительницы, которая вместо науки преподаёт урок повиновения, но этим лишь порождает воспоминания о дулах армейских автоматов. Правда, дальше автор дает маху, последующая агрессия школьника хоть и выглядит последовательной и даже зловещей, но вот страх учительницы (то ли системы перед своим народом, то ли вообще неправедного мира перед неконтролируемым бунтом) выглядит излишне нарочитым. Грубовато, даже нелепо выглядит почти что паника в ее глазах при виде сжавшего кулаки мальчугана, пусть даже он лишь символ, что подчеркивают ползающие по его рукам готовые к бою осы. В конце концов, Янус распадется, и близнецы окончательно расходятся. Один останется, чтобы смириться, второй уедет на долгие годы на чужбину (кажется, Франция, скажет внимательный зритель, прищурившись, и возможно пожурит автора за некоторую романтизацию эмиграции).

Фильм, первый полнометражный игровой для аниматора Игоря Волчека, все же слегка сырой, словно нерадивый техник забыл закрутить последние гайки в сложной аппаратуре. Связанные сцены способны сменяться необоснованными скачками и черная пустота пещеры без переходов превращается в освещенный солнцем холм и ребенка в осиной ловушке. Это не критично, но ощущаемо бьет по ритму картины. Да и не все анимационные вставки органичны с полотном, пусть и скрашивают свежими нитями узор и дают больший простор для авторских рефлексий. А вот выцветшие цвета плохой пленки — обычное явление для времени создания фильма, Волчек скорее делает слугой концепта, подчеркивая тусклую атмосферу, которая пеленой окружила детство главного героя. «Мед осы» нельзя назвать особо выдающимся фильмом, но и почти полного нынешнего забвения картина тоже не заслужила. Так что хотя бы в плане знакомства со становлением нового белорусского кино, пусть и формально еще принадлежащего к Союзу, посмотреть стоит.

9 апреля 2013

Драма Мед осы впервые показанa в 1991 году, дебют состоялся более 33 лет назад, его режиссером является Игорь Волчек. Кто снимался в кино, актерский состав: Андрей Бубашкин, Дмитрий Каменка, Александр Лабуш, Марина Левтова, Иван Мацкевич, Тамара Муженко, Геннадий Овсянников, Александр Сайко, Ольга Сизова, Михаил Ясучек, Валерий Рудой, Анатолий Чарноцкий, Николай Смирнов, Виктор Шалкевич.

Производство стран Беларусь и СССР. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.