Рейтинг фильма | |
![]() |
6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Крепкий мужик |
год: | 1991 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Валерий Смирнов |
сценаристы: | Валерий Смирнов, Василий Шукшин |
видеооператор: | Николай Донсков |
композитор: | Юрий Симакин |
художники: | Александр Евграфов, Вера Маринина |
монтаж: | Лариса Нестерова |
жанры: | комедия, мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 5 мин |
Альфа-самцы — малочисленная социальная группа. Они составляют всего лишь 1% мужского населения. Поэтому далеко не каждому человеку суждено когда-либо встретить такого мужика на своём пути. Но если ты, читатель, с ним(и) всё-таки сталкивался в жизни, то ты поймёшь, о чём я толкую. Альфа — это тот самый паренёк, который первым переспал с самой красивой бабой из твоего класса; тот самый сосед-уголовник, которому ты боишься отказать дать долг до «как-только-так-сразу»; тот самый главарь ультрас, который бесстрашно ведёт свою армию хулиганов навстречу отрядам полиции; тот самый угрюмый таксист с глазами хищника, готовый удавить всякого злостного неплательшика; тот самый безбашенный боксёр, укусивший противника за ухо.
Психодрама «Крепкий мужик» повествует нам об особо редком прецеденте — о падении альфа-самца, то есть о его психическом кризисе в результате первого поражения в жизни.
Шофёр Спиридон — первый мужик на деревне. Он горазд на всё: набить морду борзому хлопцу, затащить в койку лучшую бабу, даже стрельбой в ментов он не брезгует. Создаётся впечатление, что он должен носить погоняло одного известного кинобойца — Неоспоримый, потому что доминирование лихого Спиридона никто из местных жителей не рискнул бы опровергнуть. Но однажды в деревню прибыла роковая супружеская пара (Сергей и Ирина) — провести отпуск. Очень уж понравилась Спирьке баба — стал он её, как ему казалось, незаметно, цеплять. Однако стоило ему преступить черту дозволенного, бдительный Сергей незамедлительно избил Спиридона, причём зашкаливающе чётко так избил — в лучших традициях Стивена Сигала.
То был переломный момент в жизни деревенского альфа-самца. Как же так? Мол, я же всю жизнь был победителем, лапал всякую бабу, которую захочу, а тут — барьер. Откуда он взялся?! Избил… А, главное, кто избил — учитель! Интеллигентишка паршивый, мало ли Спиридон таких зубрилок в своё время бил и унижал на глазах смеющихся потаскушек? А теперь всё произошло ровно наоборот… Что делать теперь — убить падлу? А за что? Обещал Спирилон, лежащий с разбитым лицом на земле, Сергею «уработать его»? А учитель с каменным лицом задавал в ответ резонный вопрос «За что ты меня уработаешь, подлец?». И впрямь — а за что? Сам же виноват вроде… Забавно — а ведь никогда раньше чувство вины Спиридона не мучило… Ну, допустим, застрелит он этого учителя из ружья — а дальше что? Как жить с позором? Акелло промахнулся — однажды оступившийся вожак уже никогда не возглавит стаю.
Фильм наполнен символами. Спиридон — находящееся в глубоком кризисе советское государство. Сергей — интеллигенция, которая целыми десятилетиями идеологически разлагала СССР. Шурыгин — совокупность бездуховных разрушителей культурного наследия, которым развязал руки сатанинский Совнарком. Святой отец — загубленное диктатом атеизма и потерявшее смысл своей проповеди духовенство. Максим — подавленный коллективизмом русский крестьянин, слабый и ничтожный человечек.
«Крепкий мужик» — один из лучших фильмов Перестройки. Такому карьерному старту, какой был у Бочкина, Сухорукова и Селина, позавидует любой начинающий актёр. Но предупреждаю — это тяжёлая психодрама, кому-то она понравится, а кого-то вгонит в депрессию. Любителям фильмов о психическом перерождении — смотреть обязательно.
7 из 10
15 августа 2017
Данная экранизация прозы Шукшина производит странное и неорганичное впечатление. Казалось бы, есть главный герой, стараниями Игоря Бочкина, производящий достаточно убедительное впечатление. И есть целый ряд второстепенных персонажей, призванных создать панорамное впечатление о жизни советской деревни, постепенно и все больше, погружающейся в отчаянье и безысходность. Но получается так, что неглавные герои даны совсем эпизодически, едва ли не покадрово, это какие-то разномастные типажи, а не полноценные характеры. Если мы вспомним фильмы самого
Шукшина, то там ничего подобного не было: даже самая маленькая роль у него уместна, зачем-то нужна для характеристики целого. Здесь же коллективный портрет неудачен, причем до той степени, когда не совсем веришь в «деревенскость» героев. Складывается впечатление, что актеры разной степени одаренности лишь играют в деревенских, не до конца понимая, чего же тут, собственно, играть. Да и герой Бочкина, если совсем честно, больше похож на люмпенизированного горожанина из глухой провинции, нежели на жителя сельской местности.
Но ключевая промашка все же в другом. Шукшинский мир по своей природе трагикомичен. Режиссер же напирает лишь на трагичность, фильм суров, как взгляд главного персонажа. И это делает его фильмом по отдаленным мотивам не с точки зрения сюжета, но в контексте художественного пафоса. Простая экстраполяция деревенской жизни 1960—70-х на финальные годы Перестройки приводит к тому, что можно представить данную ленту как интерпретацию прозы писателя через призму тогдашней «чернухи», в которой, кроме общего приговора времени, больше ничего и не было. А этого мало, чтобы экранизация непрямолинейного по своей природе творчества Шукшина удалась. Кстати, в более позднем фильме «А поутру они проснулись» его создатели пошли по противоположному — комедийному — пути, также не приблизившись к удовлетворительным результатам. Внешне простой, едва ли не компанейский, как многим кажется, Шукшин очень сложен для интерпретации, что данный фильм и доказал. Жалко, что он не доказал чего-то большего.
9 января 2015