Рейтинг фильма | |
![]() |
6.3 |
![]() |
5.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Божья тварь |
год: | 1991 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Галина Данелия-Юркова |
сценарий: | Сергей Дернов |
видеооператор: | Сергей Филиппов |
композиторы: | Сергей Челобанов, Аркадий Укупник |
художники: | Николай Емельянов, Наталья Ростоцкая, Константин Новиков |
монтаж: | Валентина Степанова |
жанр: | комедия |
|
|
Дополнительная информация | |
![]() |
12+ |
![]() |
1 ч 20 мин |
«Маленькая Вера», «Авария-дочь мента», «Забавы молодых» - все это фильмы о маргинальных подростках, которые нашли себе в конце перестройки совсем иные идеалы. Будто падшие ангелы они вступают на путь обмана и не могут отказаться от него, признать ошибочность своих постулатов. Вот и картина супруги мэтра Георгия Данелии была посвящена раскрытию этой темы.
В центре внимания этой ленты оказывается конфликт поколений. Реставратор Алексей Сычев, который занимается тем, что 'реанимирует' иконы перед отправкой на зарубежные аукционы сталкивается с молодежной контркультурой. Странная угловатая девушка втирается к нему в доверие и... Интрига будет строиться вокруг их отношений. Похищенная икона, соблазнение, шантаж... Очевидно, что от Сычева ждут решительных мужественных поступков, внимания и великодушия. Но откуда у него эти качества. И пусть он уверен в своей правоте и духовной целостности, но когда подросток наливает ему спиртное, наш герой соглашается... Тогда было принято критиковать поколение отцов.
Вот и выходит, что в нашем конфликте все не так просто. Хулиганка и нарушительница спокойствия против зрелого мужчины. Благополучие против беспризорничества. Так мы дойдем и до религии. И... столкнемся с тем, что для одного из персонажей религия - это лишь способ заработка. Тем удивительнее, что девушка называет Иисусом своего товарища. Тоже забава? А может быть она при всех своих недостатках пытается жить осмысленнее?
Авторы особое внимание уделяют этой теме. Отсюда и неожиданное название 'Божья тварь', и перекличка с темой монастыря и икон... Достаточно вызывающим выглядит и появление в роли неформала по кличке Иисус - Сергея Челобанова, эстрадного артиста, который и вправду, как Иисус будет бродить по пустыне...
Впрочем, на мой вкус основной недостаток фильма - недостаточно смелый сценарий. Конечно апофеоз ленты - сцена соблазнения девушкой-тинейджером Сергея Шакурова, тогда в годы перестройки был более понятен. Шок и сексуальный подтекст тогда были в моде. Но в итоге мы получили обнуление интриги. А ведь знакомство незадачливого Сычева с миром улиц можно было сделать куда более правдоподобным. И для Иисуса - Челобанова должна была бы быть представлена более объемная роль. Да и для появившегося в эпизоде рэпера Дельфина можно было бы также закрутить сюжет резче... Очевидно, что у Сычева-Шакурова должна была произойти метанойя, осмысление происходящего вокруг и своей ответственности за это. Но не задалось...
5 из 10
3 июня 2024
Фильм «Божья тварь» вышел на экраны в постперестроечный период и естественно, что он малоизвестен потому как в то время было никак ни до хорошего ни до плохого кино. А фильм меж тем, совсем даже неплохой. Думаю большинство людей, которые видели фильмы с участием Сергея Шакурова со мной согласятся. Это и «Визит к Минотавру» и «Портрет жены художника» и Друг». Этот человек на экране не просто работает профессионально, он предан своему делу, наверное поэтому и не шлёпает сериалы один за другим.
Фильм нельзя однозначно назвать комедией или мелодраммой или драмой. В нём всего понемногу, но от смешения жанров он нисколько не утратил своего магнетизма и актуальности.
В «Божьей твари» главный герой встречает девушку воровку, как снег на голову, свалившуюся на его голову. А он ехал не просто навстречу, а навстречу с любимой женщиной. И тут она. Как говорят: «Её гонишь в дверь, она в окно лезет». И ведь не просто привязалась чертовка, а украла у него картину, а он художник-реставратор. Украла и не отдаёт. Ну что с неё возьмёшь ? Конечно можно сдать её правоохранительным органом, но на то и холст, чтобы талантливый человек не дремал. Весь фильм немножко смахивает на фарс или даже на гротеск, а вот выключать его совсем не хочется. А почему ? Да потому что Сергей Шакуров из ничего может сделать искусство. И девчонку то режиссёр, Галина Данелия-Юркова подобрала самую, что ни на есть подходящую. Чуйка не подвела. Молодая девушка справилась, да ей по моему и не надо было в полной мере раскрывать свой талант и потенциал, просто сыграла саму себя, потому как возраст, никуда от этого не денешься.
Избитая истина, что без прошлого, без нашей истории нет будущего говорит о том, что если кто-то хочет окунуться в атмосферу начала 90-х годов нашей Родины, то этот фильм вполне даже смотрибельный.
Высший бал поставить не могу, поскольку смотрел я его двадцать лет назад, с тех пор много воды утекло. Кинематографический вкус и запрос расширился, а посему:
8 из 10
18 августа 2013