Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Пришел мужчина к женщине |
год: | 1990 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Иосиф Райхельгауз |
сценарий: | Семен Злотников |
видеооператор: | Александр Божко |
художники: | Ольга Гончаренко, Борис Лысиков |
жанр: | мелодрама |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
на DVD: | 24 сентября 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 58 мин |
Авторы разыгрывают интересный, выражаясь шахматной терминологией — дебют во взаимоотношениях двух немолодых людей. А именно отсутствие «букетно-конфетного» периода. Заходя сразу «с козырей» откровенности внутренне-прожитого женщина вызывает такую же ответную реакцию и в мужчине. Их по разному прожитые жизни имеют одинаковые «реперные» точки: это известные точки взаимоотношений — когда поиск похожести уступает место узнаванию отличности. И следующая за ними огромная территория — пульсирующее одиночество. И они согласны начать с «презентации» отличий — лишь бы унять эту пульсацию.
Полищук великолепно показывает нам оторву в б/у состоянии, не глубокую по знаниям, но глубокую по осмыслению ощущений — вот напоминает один-в-один Ольгу из одноимённого тв сериала, точнее актрису Яну Троянову её исполнившую — схожесть в мимике, пластике тела, голосе, лице — только у последней чуть характер пожёстче, да времени осмысления не было — времена другие. Любовь Григорьевна уверенно показывает своё актёрское мастерство лишь на мгновения «вываливаясь» во всем известную нам «маму няни Вики». Филозов же изначально деревяннее и театральнее — образ «интеля» чересчур утрирован.
Итак, за полтора часа первой встречи пронёсся не только «дебют» но и «гамбит» восторженности схожестью — полтора года до «миттельшпиля» — узнавания различий. И миттельшпиль накрывает их по полной — до разрыва, но не в силах опять выдержать уже вроде отступившее одиночество — начинают «жертвовать» сильнее чем в гамбите — уже не надеясь на логичность выигрыша, а… просто захлёстнутые подступившим к горлу одиночеством. И здесь уже позиция для наблюдения старикам Зигмунду и Карлу, а также стартовая черта, для множества «откровений» на сцене, уже в наше время.
В финале-эндшпиле, мы видим опустошённую испугом одиночества пару людей, врядли семью…
Отсюда вывод — конфетно-букетный дебют всё-таки необходим, в первую очередь для само-изменения, или выяснения границ возможностей такого изменения. Ибо не изменяясь, мы торим одни и те же пути, с разной степенью успешности…
6 из 10
24 марта 2019
Работать над лирической комедией Иосиф Райхельгауз начинал ещё в 1980 году в репетиционных «Современника». Партнершей Филозова тогда была Вера Алентова, которой пьеса решительно не нравилась. Девять лет спустя этот спектакль дал жизнь театру «Школа современной пьесы». Премьера состоялась 27 марта 1989 года, а в 1990 году популярный спектакль был записан для телевидения. Именно в таком виде теперь может увидеть его любой зритель. Фильм-спектакль состоит из двух серий. Однако серии не просто механически «режут хронометраж» пополам, они и жизнь главных героев также разделяют на два отрезка. Если первая серия — это настоящий фонтан, фейерверк юмора, то вторая серия — больше похожа на драму о подведении неутешительных итогов собственной жизни. Разумеется, первая часть идёт буквально «на ура», а вот в начале второй начинаешь серьёзно задумываться.
Вроде бы совсем неплохо складываются отношения у героев: им бы жить да радоваться, но персонаж Альберта Филозова — Виктор Петрович — почему-то «идёт вразнос». Далеко не сразу начинаешь понимать, в чём здесь дело. Возможно, автор пьесы таким вот способом захотел донести до зрителя мысль, что праздник встречи и узнавания друг друга не может повторяться изо дня в день. Впереди пару непременно ждёт буднично-размеренный «суровый семейный быт», и как в такой ситуации поведут люди, за плечами которых не один брак — предугадать сложно. Вот автор и дал возможность «выговориться» героям. Высказать всё, что они думают друг о друге. Даже накричать, и поскандалить. И всё это ради того, чтобы и мужчина, и женщина осознали: достоин ли избранник войти в её/его жизнь, или нет…
Любовь Полищук сыграла Дину Фёдоровну великолепно. Не хотелось бы обижать Альберта Филозова, но его Виктор Петрович — бледная тень Дины Фёдоровны. Всё-таки женщина выглядит много убедительнее в попытке создать новую семью, нежели мужчина, которого могут привести на встречу совсем другие желания. Музыка Фрэнсиса Лэйя — исключительно к месту. Как и песня в исполнении Булата Окуджавы. Единственное, чего я не понял, и что меня просто угнетало почти всю первую часть — это фоновые звуки «за окном» и болтовня телевизора, которая подчас заглушала реплики героев. Не припомню спектакля, чтобы в нём так «экспериментировали» со звуком. Как ни старался, так и не смог найти объяснение «эксперименту». Если неожиданные ракурсы камеры оператора шли спектаклю на пользу, то посторонние шумы только мешали наслаждаться игрой актёров. В остальном же спектакль — это одновременно и весёлый и грустный рассказ о двух одиноких неприкаянных сердцах…
«И поздний дождь в окно стучал, и она молчала, и он молчал. И он повернулся, чтобы уйти, и она не припала к его груди. Я клянусь, что это любовь была. Посмотри — ведь это её дела. Но знаешь, хоть Бога к себе призови, — разве можно понять что-нибудь в любви?..» (Исполняет Булат Окуджава)
22 января 2016