Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Пегий пес, бегущий краем моря |
год: | 1990 |
страны: |
Россия,
Германия,
СССР
|
режиссер: | Карен Геворкян |
сценаристы: | Карен Геворкян, Толомуш Океев, Чингиз Айтматов |
видеооператоры: | Игорь Беляков, Карен Геворкян, Рудольф Ватинян |
композитор: | Шандор Каллош |
художники: | Евгений Стрилецкий, Георгий Усенко |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 июля 1991 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 12 мин |
Слабая попытка экранизации великого произведения гениального писателя современности. Кто смотрел только фильм, не читая повести, вполне может сколь угодно восхвалять содержание, игру актеров, художественную ценность и т. д. Но в сравнении с содержанием оригинала все это безысходно меркнет.
Понятно, что во время съемок фильма, не технических возможностей реализовать невероятные фантазии героев, потому их в фильме и не оказались. Ну-да ладно. В то время это было далеко не под силу, даже, многим западным кинокомпаниям. Но идем дальше…
Айтматов описывал край, в котором жили герои, невероятно красочным, почти символичным. О, как Айтматов описывал самого Пегого Пса Бегущего по Краю Моря! Вместо этого в экране фильма мы видим прозябшее поселение на невзрачном побережье. Людей в рваных одеждах, заканчивающее неяркую картину режиссерской работы.
Чингиз Айтматов очень много описывал героев повести, причем, как главных, так и второстепенных. Их личные и разные истории, их внутренний духовный мир, их мировоззрение, мечты и фантазии. Вместо этого режиссер счел нужным показать разделывание поселением туши кита, чего в самом произведении нет. Больше всего отвратительна съемка, непосредственно, сцен в самой лодке. Туман гнилостного цвета, игра актеров, хоть временами и достаточно яркая, но мало совпадающая с содержанием и сутью происходящим. Особенно, сцены «бодренькой» игры перед смертью дяди и отца мальчика. Единственно, может быть, кто максимально Айтматовским вышел в картине это — Дед.
О завершении фильма ничего сказать не могу, не выдержал досматривать это, увы…
Читайте повесть!
13 июня 2015
Как-то раз вечером переключал каналы на телеке. Увидел аборигена. Решил узнать содержание фильма. Оказалось, про нивхов. Честно говоря, до этого случая я наивно полагал, что фильм про аборигенов трудно сделать неинтересным. Оказалось, трудно, но можно. Я и раньше не любил Ч. Айтматова, а теперь укрепился в этом чувстве еще больше. Редкостная тягомотина! Да еще две серии! Предупреждаю: это выдержит не каждый. Я героически оторвал три часа от своего сна и сделал это зря. Ждал, что все таки что-то произойдет, будут какие-то события. Но так и не дождался. Сюжет банален: охотники в открытом море решают покончить с собой, чтобы мальчик не умер от жажды. Показ этнической специфики убогий. Что это культура нивхов, а не другого малого народа сразу и не скажешь. Да и актеров могли бы найти более соответствующих антропологическому типу нивхов. Количество действующих лиц минимальное. Претензии на глубокий смысл и гуманистический пафос не оправданы. Музыка не способствует эмоциональным переживаниям. Одним словом, несмотря на все премии и награды, фильм бездарный во всех отношениях. Авторам следовало поучиться у Роберта Флаэрти.
17 декабря 2010
Говорят, Хичкок мечтал снять фильм, действие которого происходило бы целиком в одной лодке, где режиссер смог бы уместить как актеров, так и съемочную команду. Карен Геворкян сумел претворить хичкоковский замысел в жизнь, правда с одной оговоркой: действие в лодке происходит во второй серии двухсерийного фильма «Пегий пес, бегущий краем моря», снятого по одноименной повести Чингиза Айтматова.
За экранизацию самого лирического произведения киргизского писателя долго никто не брался — более 15 лет. Тогда еще мало кому известный режиссер Карен Геворкян взялся за воплощение этого замысла с полной самоотдачей. В своем фильме он подстать Айтматову живописал повседневный быт нивхов — малочисленного северного народа, промышляющего охотой и собирательством. Погружая зрителя, как писатель — читателя, в незнакомый, диковинный для нас мир жителя тех суровых краев, где две трети года властвует зима, режиссер обстоятельно показывает, как нивхи совершают ритуал убийства медведя, как трепетно относятся к выброшенной океаном белухе, как проделывают удивительные обряды, оберегая новорожденного от злых духов. Природа для нивхов — та тонкая материя, с которой они живут бок о бок, которая их кормит, дает и отбирает жизнь. Жить в гармонии с природой, по нивхам, значит, относится к ней, как к Богу.
Геворкян, ничуть не отступая от повести Айтматова, вдыхает жизнь в строки писателя, ярко, сильно, твердо прорисовывая картины природы, персонажей и их взаимоотношения. Картина исполнена веры в могущество человека над природой, какие бы тяжелые испытания она ему не посылала. С другой стороны, и писатель, и режиссер показывают, как человек закаляется в тяжелых условиях, побеждает в себе зверя ради спасения ближнего, знаменуя победу разумного и духовного начала человека над инстинктивным животного.
1991 КФ «Кинотавр» в Сочи (Главный приз в конкурсе «Фильмы для избранных», фильм «Пегий пёс, бегущий краем моря»)
1991 МКФ в Москве (Золотой приз, Приз FIPRESCI, Приз экуменического жюри, Спец. приз Международного жюри киноклубов, фильм «Пегий пес, бегущий краем моря»)
1991 Приз кинопрессы (За лучший фильм года, фильм «Пегий пес, бегущий краем моря»)
1993 МКФ авторского фильма в Сан-Ремо (Гран-при, фильм «Пегий пес, бегущий краем моря»)
1993 МКФ в Валансьене (Гран-при, фильм «Пегий пес, бегущий краем моря»)
4 августа 2008