Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Обводный канал |
год: | 1990 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Алексей Учитель |
сценаристы: | Владимир Ивченко, Алексей Учитель |
видеооператор: | Юрий Александров |
композиторы: | Михаил Малин, Андрей Отряскин |
жанры: | документальный, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 47 мин |
Одна из культовых и известных картин Ленинградской студии документальных фильмов.
Сюжет картины, при всей образности и поэтичности, очевиден:
Есть Обводный канал как известное даже мифическое не имеющее конца и края водное городское сооружение Петербурга. Вдоль этого канала сосредоточены: Психиатрическая больница, Военкомат, Пивная, Дом Культуры.
Между этими казалось бы отдельными непохожими мирами Алексей Учитель протягивает едва заметную линию общей странности, забвения, грани между творчеством и сумасшествием.
Также в картине, как можно предположить, есть сопоставление двух разных внутренних эмиграций. Эмиграция как уход в себя и тяжелое психическое погружение, отстраненность от внешнего мира у душевнобольных. И внутренняя эмиграция киногенично курящего диссидента Андрея Синявского, с которым во Франции встречаются участники арт-группы «Митьки».
Также фильм очень ценен присутствием в кадре легендарного ленинградского поэта Виктора Кривулина, молодых Шагина, Тихомирова, Шинкарёва.
Ну и конечно фильм отлично передает неповторимую атмосферу Питера на рубеже эпох 80—90-е годов.
20 июля 2021
Сложно отнести данное творение к документалистике, потому как нет никакого «пафоса», единой мысли или рассуждения. Скорей это обычный питерский арт-хаус, которые был направлен на несколько не художественные цели, но сама реализация прошла не без гипербол и через метафоры. То есть это кино можно было бы обозначить как подборку мыслей, отрывки, заметки и т. п. о минувшей эпохе.
Здесь мы встречаем ряд ситуаций, событий из разных мест, географически находящихся рядом (на) с ОбвОдным каналом. (кстати, который раньше назывался «ОбводнЫм», так как за его пределы выбрасывали всяческие отходы, он как «обводил/отделял» город от этого всего). Обводный канал тут и лейтмотив, и фон, и «главный герой»: его плавное журчание погружает нас в медитативное состояния, после пары речевых ситуаций и многое другое.
Единственные минусы довольно объективны:
1) Короткометражка;
2) Отсутствие цельности;
3) Только для Питерцев;
1) Почему это минус? Всё просто — очень сложно сделать удачную короткометражку в жанре документалистики. В этой картине это получилось на половину из-за (см. 2 пункт). Чувствуется, что автор не успевает высказать всё, что есть, но говорит то, что есть на данный момент.
2) Этот момент сложнее. Если мы поразмышляем о том, почему фильм начинается с того, с чего начинается, то выйдёт, что непонятно почему так. Почему эпизоды следуют друг за другом в той или иной последовательности? Нет ни последовательности, ни логичности повествование и проч. На самом деле если некоторые сцены поменять местами или фильм показать с конца в начало, мало что изменится.
3) Это субъективная претензия. Тема Обводного канала на мой взгляд сугубо для питерцев, даже дело не в том — сам срез эпохи происходит по Питеру, это уже сжимает несколько широту и глубину мысли. Понятно, что если бы автор сделал бы питерстость менее наглядной, но… дело автора, в общем.
Метафоризм фильм очевиден и проходит на «Ура!», потому что понятен и уловим. Например, интересная метафора с человеком, который читает стихотворение на набережной Обводного канала, которого одевают в скафандр. Это выглядит весьма интересно и интригует по той причине, что может толковаться неоднозначно.
Приятная музыка, шикарнейшая операторская работа просто не могут оставить равнодушными.
Смотрите, взирайте, любуйтесь!
14 января 2013