Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Искушение Б. |
год: | 1990 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Аркадий Сиренко |
сценаристы: | Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий |
видеооператор: | Евгений Гуслинский |
композитор: | Эдисон Денисов |
художник: | Валерий Кострин |
жанры: | фантастика, драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 24 мин |
Тема бессмертия, мистики и тайных обществ не раз проявлялась в картинах с Олегом Борисовым. В 'Секрете ее молодости' его персонаж убедительно развенчал даму, которой 300 лет. А вот теперь, практически перед самым закатом Советского Союза он предстал перед нами в образе главы странного клана, закрытой ложи бессмертных. Это некая предтеча 'Ампир V' Пелевина - несколько экзальтированных граждан пытаются распознать насколько сосед одного из них проник в тайны заветного эликсира.
Большая часть ленты проходит в обычной квартире. Обои оказываются ужаснейшим фоном для размышлений о вечности, но, в то же время, и в этом можно найти смысл. Видимо авторы пытались столкнуть обыденность и философию...
В техническом аспекте фильм не выдерживает никакой критики. Плохой свет. Выбор планов не учитывает ограниченного пространства в котором проводится большая часть съемок. Крупные планы часто лишены изящества, показывая актеров в невыигрышных позициях. Низкое качество пленки.
Но все эти объективные показатели меркнут перед талантом актеров. Олег Борисов, Зельдин, Ульфсак, Гундарева - для них кажется более значимым было оживить интересную историю. И с точки зрения лицедейства - их нахождение в кадре близко к идеалу. Выходит, что звезды на минимальном бюджете стремились показать себя - как такое не заметить?
В те годы был необычайно моден роман Булгакова 'Мастер и Маргарита'. Это сейчас он считает бесспорной классикой. Многие мечтали его экранизировать. И эта лента о бессмертии кажется стилистически немного напоминает культовое произведение. Чем Олег Борисов не Воланд, знающий нечто сокровенное, а Гундарева - не Маргарита? Чем Ульфсак не Мастер? Возможно эти параллели и натянуты, но предположу, что это сходство сложилось само собой. Тут и сходство персонажей, и упоение романом Булгакова у многих...
Наверное, если бы за режиссерским пультом находился более опытный и талантливый автор, то мог бы получиться даже фестивальный артхаусный хит. Увы. Вышло нечто односложное. Но именно благодаря прежде всего харизме Олега Борисова и его товарищей картина может быть рекомендована к просмотру и даже может очаровать, увлечь...
6 из 10
10 января 2024
Писатель Феликс Снегирёв почти случайно, благодаря соседу, оказывается вовлечён в историю с источником бессмертия, вот только приобщиться к нему могут всего пятеро. Значит, кто-то должен оказаться лишним и не разболтать тайну пятерых…
Выбор между бессмертием, смертью и убийством в пределах ограниченного времени — приличная моральная дилемма, свойственная русской литературе всегда. Так что связи не столько с глухим Средневековьем, сколько с 19 веком периодически всплывают. Правда, современный писатель решает, судя по всему, не дилемму выбора между смертью и бессмертием, а искушение перед приобщением к таинству, к кругу избранных. Ведь влекут почему-то всякие мантии, торжественность обрядов и т. п. Вот только это масонство отнюдь не религиозно, а причащение у источника даровано похотливой маркитанке, бездарному поэту-обжоре, князю-псевдоэстету и убийце-ротмистру… Из этой компании выделяется Магистр, которому чужды плотские наслаждения и естественные человеческие пороки, который ради бессмертия пожертвовал славой… А вот почему? Ответа нет. Естественный страх умереть? Вечное стремление к познанию? Желание не славы Менделеева, а ещё большей? Ответ припасен на будущее.
Вполне любопытный фильм портят разве что несколько деталей — советский стиль на плёнке, надо было пнуть сталинизм в духе перестройки костюмом ротмистра и финальная сентенция писателя, что на пользу не пошло. Да и в целом все немного недокручено и недосказано… Впрочем, это кем-то будет воспринято как достоинство, тем паче что сценарий написали культовые Стругацкие. Зато актеры исключительно звёзды, которые дело испортить не могли никак, особенно Олег Борисов…
6 октября 2020
Название этого произведения уже содержит своего рода искушение — искушение прикоснуться к тайне: что такое «Б» (или кто такой «Б») и почему оно с большой буквы? Довольно быстро всё проясняется: некая странная компания врывается домой к еще одному странноватому персонажу, объявляет ему, что он знает слишком много, и начинает искушать… бессмертием!
Но на этом, к сожалению, всё и заканчивается. Фильм — достаточно характерный образчик позднеперестроечного кино, когда сценаристов (в данном случае братьев Стругацких) и режиссеров потянуло на какой-то запредельный уровень иносказательности и философичности, который еще можно передать кинематографическими средствами. Результат: пафос, пафос и еще раз пафос в сочетании с невыразительным, монотонным повествованием и весьма бедным визуальным рядом. И только великолепный актерский состав скрашивает однообразие этого экранного «искушения».
Кажется, что более или менее высокую оценку можно поставить только из некой общей привязанности к советскому кино.
4 из 10
12 июля 2018
Тема человеческих желаний, тема выбора, тема бессмертия в той или иной степени неоднократно затрагивалась в своём творчестве братьями Стругацкими, как и другими гениальными писателями: Оноре де Бальзаком в «Шагреневой коже» (1830г.) и Карелом Чапеком в «Средстве Макрополуса» (1922г.). Но роман «Хромая судьба», по которому написан киносценарий «Пять ложек эликсира», лично мне и ближе и интереснее именно тем, что случившееся с писателем Феликсом Снегирёвым, может произойти с любым из нас. А подобное чувство сопричастности дорогого стоит. Тем более, когда замысел писателей визуально ваяют милые сердцу актёры. Борис Стругацкий так оценил экранизацию: «Неплохой, между прочим, оказался фильм. Отличные актёры. Точная режиссура… Крепкая «четверка»…» Если мэтр так оценил работу Аркадия Серенко, значит, режиссёр «попал в десятку».
Я не впервые смотрю этот фильм, но каждый раз получаю настоящее эстетическое удовольствие, наблюдая за актёрской игрой. Сказать, что они играют хорошо — почти ничего не сказать. Соответствие персонажам — просто безупречно. Олег Борисов — Магистр — ему даже менять интонацию голоса не требуется, чтобы повелевать. Владимир Зельдин — Князь — утончён не только в еде, но и во всём, что касается его натуры. Станислав Садальский — Басаврюк — настолько соответтвует данной Борисовым характеристике «прожигателя жизни», что становится жаль актёра. Александр Пашутин — Ротмистр — такому даже мундир надевать не нужно, чтобы показать свою жандармскую подноготную. Наталья Гундарева — Маркиза — «пятисотлетняя» неизменно сорокалетняя дама, находящаяся в вечном поиске любви. Именно её облик переплетается с запоминающейся «женщиной без сердца» из «Шагреневой кожи». Но самое замечательное в фильме — это финал. Вполне в духе Стругацких — дать намёки, слегка очертить контуры, завуалировать абрисы, кое-где развить мысль до абсолютной прозрачности, а затем поставить читателя перед выбором: как поступит «претендент» на бессмертие?..
3 декабря 2013
В карстовой пещере недалёко от Москвы с одинокого сталктита в каменную впадину капает необычная жидкость — эликсир бессмертия. Количество выделяемого эликсира настолько мало, что пользоваться им могут лишь пять человек одновременно. Случайным образом о существовании источника узнаёт Феликс Снегирёв (Ульфсак) — советский писатель средней руки. И вот посреди ночи, к нему заявляется пятёрка бессмертных: Магистр (Борисов), Князь (Зельдин), Маркиза (Гундарева), Ротмистр (Пашутин) и некто Курдюков (Садальский), который и разболтал секрет источника. Теперь им всем вместе надо решить — кто же лишний?
Сценарий этого фильма первоначально так и назывался «Пять ложек эликсира» и был написан братьями Стругацкими для студии «Беларусьфильм». Им было предложено придумать оригинальную историю, для чего братья-фантасты взяли одну из многочисленных оборванных линий своего романа «Хромая судьба», вышедшего пятью месяцами ранее, и довели её до ума. Долгое время, однако, этот скрипт так и пролежал невостребованным, пока наконец студия «Laterna Film» при поддержке Госкино не предложила режиссёру Аркадию Сиренко взять в разработку этот текст.
Что из этого получилось? Очень и очень недурной фильм, выдержанный в неповторимой социально-фантастической манере Стругацких с их любимыми нравственными страданиями и темой выбора между плохим и очень плохим вариантом. Скромная по хронометражу завязка фильма выливается в продолжительный ночной диалог пятерых бессмертных и одного «соискателя», в котором каждый раскрывает свою подлинную натуру.
По какой причине на главную роль был приглашён эстонский актёр Ульфсак, которого к тому же пришлось озвучивать Алексею Золотницкому, я так и не смог узнать. Однако, сыграл он хорошо, так что возможно такой странный выбор был оправдан. Пятёрка старожил и вовсе выглядит выше всяких похвал, особенно утончённый Магистр Борисов и вальяжный сноб и гурман Зельдин, в интонациях которого то и дело мелькал судья Уоргрейв из «Десяти негритят».
Одним словом, фильм действительно очень пристойный — всячески советую. Особенно поклонникам творчества братьев Стругацких. В этом кино есть их неповторимый дух и стиль.
8 из 10
15 ноября 2012
Произведения социальных фантастов Стругацких в нашей стране читают все, независимо от возраста и интеллектуального ценза: каждый находит что-то своё. Экранизируют их тоже на различных магистралях. Мэтры авторского подхода (Тарковский, Сокуров, Герман) используют некоторые философские идеи авторов для создания собственных антиутопических размышлений. А деятели от конвейерного проката (Флайшманн, Бондарчук) заимствуют лишь эффектный сюжет. В любом случае, на экранном полотне или телевизионном экране от стиля писателей остаются рожки да ножки. Почему то никто не хочет адаптировать их произведения близко к тексту. Особенно, страдает современный авторам «советский» элемент их произведений, игнорируемый большинством постановщиков, но, несомненно, важный для ткани популярных текстов.
Замечательный режиссёр Аркадий Сиренко не стал изощряться и буквально воспроизвёл киносценарий Стругацких. В результате «Искушение Б», хоть и не основанное на литературном первоисточнике, является лучшим образчиком миропонимания Стругацких в кинематографе. Причудливое сочетание, доходящее до абсурда, бытового и волшебного переходящее в философское размышление о тщете человеческой жизни и будущем цивилизации, рассказано невероятно увлекательно с изрядной долей чёрного юмора.
Сиренко мастерски преодолевает заведомую театральность камерного пространства небольшой квартиры, где и происходит почти всё действие, насыщая эмоциональностью моральный конфликт главного героя вынужденного выбирать между скорой смертью или бессмертием. Конечно, в этом заслуга и выдающегося актёрского состава. Менее чем за полтора часа все шесть персонажей раскрываются, до абсолюта заложенной в них идейности, разрушая первоначальный схематизм жизненной наполненностью образа. С каждым из пяти визитёров у среднего «обыкновенного» писателя Снегирёва своя дуэль. Фактически пять персонифицированных пороков пришли по душу советского обывателя. Понимание глубинной «совковости» Снегирёва основополагающе для восприятия замысла авторов. Фильм создан накануне конечного излёта СССР и Стругацкие, как истинные провидцы, одними из первых в философском концепте развлекательного искусства противопоставили уходящий тип советского гражданина лишённого всяческих амбиций незыблемому величию, самой вечности в завлекательно-колоритных образах, возможно явившихся из подсознания героя. У каждого из них своя логика, с которой трудно спорить. Особенно она сильна у магистра в гениальном исполнении, всегда гениального, Олега Борисова, но сакраментальное недоумение Снегирёва: «Пушкин умер, а вы живы…» перечёркивает все доводы дарителей. Интересен вывод создателей, неожиданно ставящих знак равенства между метаниями Снегирёва и категоричностью гостей, полагающих, что альтруистичная интеллигентность также губительна для души человека, как властолюбие.
10 из 10
2 сентября 2010