Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
И свет во тьме светит |
английское название: |
Il sole anche di notte |
год: | 1990 |
страны: |
Италия,
Франция,
Германия
|
режиссеры: | Паоло Тавиани, Витторио Тавиани |
сценаристы: | Паоло Тавиани, Витторио Тавиани, Лев Толстой, Тонино Гуэрра |
продюсеры: | Грация Вольпи, Джулиани Дж. Де Негри |
видеооператор: | Джузеппе Ланчи |
композитор: | Никола Пьовани |
художники: | Джанни Сбарра, Лина Нерли Тавиани |
монтаж: | Роберто Перпиньяни |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 мая 1990 г. |
на DVD: | 16 мая 2013 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 53 мин |
Рецензировать экранизацию 1990 года, снятую по известной повести Л. Н. Толстого «Отец Сергий», с одной стороны дело не благородное, а с другой очень интересное. Любопытство вызывает, как минимум, факт анализа картины спустя три десятка лет. Символично ещё, что в прошлом году фильму «И свет во тьме светит» исполнилось 33 года.
Сюжет кинокартины почти полностью построен на повести Толстого, несмотря на то что действие перенесено из России в солнечное Неаполитанское королевство, фабула произведения сохранилась. Молодой кадет Серджио Джирамондо, являясь одним из лучших учеников, попадает под внимание короля Неаполя Карла VII. Стремившись быть первым везде и во всём, ему льстит такое внимание. В свою очередь, расположение короля к Серджио, доходят до помощи в сватовстве к молодой герцогине Кристине дель Карпио. Являясь сыном простых родителей из мелких дворян, Серджио данный расклад позволит укрепить позиции при дворе короля. Сильно влюбившись, Серджио, прямо перед свадьбой узнаёт, что его возлюбленная долгое время была любовницей короля. Не в силах пережить услышанное, он решается стать отшельником.
Итальянские мастера братья Тавиани, аккуратным образом обходятся с первоисточником, вдохновившим их. При этом, добавляя своей европейской смелости и изюминки, что в свою очередь, лишь прибавляет впечатление от просмотра. Помимо улавливания тона, духа и настроя, они делают акцент на той святости, которую так болезненно и мучительно, порой физически, взращивается. Вынося, при этом, основную философскую мысль в название, как намек обращения с вопросами, о соприкосновении света и тьмы. Не просто так, после того как Серджио узнает, что его возлюбленная была с королём, в этой же сцене он уходит в тень. Растворяясь там и оставаясь один.
Благодаря, бесстрашной дерзости, создатели не боятся с критикой обращаться к институту церкви и к развращенным скучающим аристократам. В периодических флешбэках главного героя, ещё в открывающей сцене, он обращается к Богу через дерево, в ответ получает лепесток, упавший ему в ладонь. Данный символ может обозначать самый известный знак о любви. Что с одной стороны, является любовью к Богу, а с другой стороны намёк на нетрадиционную сексуальную ориентацию главного героя и его не здорового проявления внимания к королю. Возможно, даже ревность. Ведь после разлуки с невестой, можно додумать какой факт его больше расстроил. При этом, после расставания с возлюбленной, он срывает злобу на кучере, но тут же заботливого извиняется, понимая неверность поступка. Эти примеры, также могут являться косвенной критикой или метафорой неоднозначности веры.
Эпизодическое построение сюжета, нисколько не сбивает эволюцию героя, лишь наоборот – усиливает её. Драматургия каждой истории обладает своей структурой и внутренним посылом. Проходя путь от наивного идеалиста, до человека, лишенного всех иллюзий. Путь полный разочарований и потерь, отрешений от земных радостей. Его мольбы, адресованные Господу, с просьбой забрать его, так и не будут услышаны. Даже знак верности и желание принести извинения не помогает. Возможно, это неправильно, ведь просить о таком нельзя, а пустая кровать, уже, что гроб. Старики это знают, именно поэтому желают ему солнца даже ночью, ведь путь к свету – путь к спасению. Пытаясь убить себя, он связывает руки у себя на поясе, словно намекая на пояс верности. Однако, попытка становится безуспешной, ведь он не может утонуть, где научился плавать.
Являясь, также, первой зарубежной адаптацией повести, благодаря прекрасному сценарию доказывает абсолютную универсальность. Неважно, где может происходить место действия, в дореволюционной России или в провинциальной Италии, каждый житель планеты сможет найти для себя что-то своё. После просмотра картина даёт много поводов для размышлений. Зрителю предстоит разогнать светом тьму, в поисках истины.
14 января 2024
Итальянские режиссеры Паоло и Витторио Тавиани славятся своей шокирующей и глубочайшей драмой «Гнездо жаворонка». Еще лично мне нравится у них фильм «Избирательное сродство».
Сейчас перед нашим вниманием более рання картина этих режиссеров — «Il sole anche di notte». Итальянцы экранизируют повесть Льва Николаевич Толстого «Отец Сергий». Их фильм получается интересной и сильной драмой, переделанной на их лад, но сохранившей себе глубину повести.
Удивительная история жизни кадета Серджио Джирамондо, который мог достигнуть немыслимых вершин, ведь сам король желал помочь ему и с карьерой, и с личной жизнью. Из-за череды жизненных обстоятельств, шокирующих признаний, Серджио пересмотрел свою жизнь и свои ценности. Он решает стать отшельником и служить Богу. Поселившись у горы в одном домике, в котором когда-то жил монах, Серджио посвящает себя вере. О силе его вере уже идут слухи по всюду. Чем ближе человек к Богу, тем более сложные страдания ему приходится пережить, и мужчину ждут ужасные испытания…
Сама повесть Толстого глубокая с невероятной историей. Этот фильм по полочкам ее раскладывает, дополняет в нее что-то свое. Из России сюжет уходит в Неаполитанское королевство Карла VII. Кино очень тяжелое и дается далеко нелегко. Костюмированная экранизация снято качественно и с глубокомыслием: как буто мы побывали в то время. Создатели фильма раскрыли историю человека веры, которая изумляет и вдохновляет. Кино действительно несет вместе со своей историей некий свет, что-то что поражает сознание. Как будто-то мы увидели реальную историю, и это прекрасно — верхушка кинематографа.
Британский актер Джулиан Сэндс уважаемая личность, и чаще всего зрители помнят его по роли Чернокнижника в культовом фильме ужасов. Я смотрел много фильмов с его участием, и убежден, что именно роль святого из этой истории самая сильная и удачная работа актера — его гордость. Сэндс отличный актер, и его Серджио я не забуду никогда.
В женских ролях были красавица Настасья Кински, Патриция Милларде и на тот момент еще юная Шарлотта Генсбур, но уже со сложной и противоречивой ролью. Актерская игра отменная, поэтому и фильм было приятно смотреть.
Досматриваешь данную драму в неком гипнотическом состоянии, теряешь даже связь с реальностью. Фильм пронзает своей душераздирающей историей. Интересно, чтобы сказал Толстой, увидев эту экранизацию. Привлечет внимание фильм не всех: тех кто любит сильные, тяжелые драмы, тех, кому нужны ответы, тех, кто что-то ищет в духовном плане и хочет найти.
«И свет во тьме светит» — европейская драма 1990 года. Экранизация интеллектуальных итальянцев Тавиани получилась чистым и правдивым фильмом, несомненно имеющего кинематографическую ценность.
8 из 10
7 июля 2019
«Ночное солнце» («И свет во тьме светит») — обращение братьев Тавиани к повести Толстого «Отец Сергий», не способное удивить опытных зрителей новаторским подходом к классике, но удерживающее высокую планку качественной экранизации. Сотрудничая с профессионалами своего дела, оператором Д. Ланчи и композитором Н. Пьовани на протяжении многих лет, Тавиани и в этот раз удается создать гармоничное аудиовизуальное целое.
Пригласив на главные роли Д. Сэндза, Н. Кински, Р. Фоглера, режиссеры заставляют исполнителей работать в слаженном ансамбле, сглаживающем недостатки игры каждого артиста в отдельности. Эпизодическое присутствие П. Милардет и Ш. Генсбур, делает редкие сцены с их участием выразительными и запоминающимися кульминациями. Перенеся действие повести в Италию XIX века, Тавиани сохраняют ее пантеистический символизм: отшельничество Сергия продиктовано не усталостью от мира, а стремлением сохранить личное единство с Богом, выраженное в жизни на природе.
Отличающиеся чуткостью к итальянским пейзажам, хорошо чувствующие космическую безмятежность природных стихий, Тавиани в этой картине с большой деликатностью расшифровывают многозначность текста Толстого. Однако, подлинным нервом повести является психологическое напряжение между жаждой гармонии и бурей плотских искушений: к сожалению, внимательное описание Толстым тончайших психологических нюансов внутренней жизни Сергия опущено итальянскими постановщиками, а игры Д. Сэндза, пусть и старающегося мимически, пластически и интонационно передать терзания героя, явно недостаточно.
Строя кадр в первой половине ленты геометрически выверено, используя дорогие интерьеры, режиссеры, вторгаясь на территорию Висконти, чувствуют себя достаточно сковано, не позволяя камере в полной мере обжить визуальное пространство. Вторая половина фильма, сконцентрированная на изображении безлюдных сельских пейзажей, воспринимается резким контрастом к первой: уход Сергия, как и самого Толстого от мирской суеты оборачивается превращением отшельника в целителя, почти святого — участь, от которой можно только бежать.
Несмотря на то, что некоторый классицизм постановки не позволил режиссерам углубиться в сложность психологических мотиваций, «Ночное солнце» резко отличается от других лент Тавиани 90-х структурированностью нарратива, отсутствием заметного несоответствия между формой и содержанием, последовательностью интонации, гладкостью, эллегичностью монтажных переходов. В то же время, режиссеры будто снимают один и тот же фильм на протяжении многих лет (начиная с «Отца-хозяина»), так сильно ощутимо стилевое однообразие их картин, тяготеющих к изобразительной и звуковой красоте экранизаций классических романов XIX века.
«Ночное солнце» нельзя причислить к среднестатистической адаптации русской литературы — так велико мастерство всех участников съемочного процесса, внимание зрителя приковано к метаморфозам жизненного пути Сергия на всем протяжении повествования, что свидетельствует о целостности фабульной структуры. Несмотря на перенесение действия в иной контекст, работа Тавиани воспринимается качественной экранизацией, преодолевающей опасность иллюстративного, буквалистского подхода пристальным вниманием к символическому пласту литературного произведения.
31 декабря 2015
Сейчас уже не скажу в каком году я посмотрел этот фильм, но было это очень давно. И тогда, в силу возраста, это кино не произвело на меня особо сильного впечатления. Более того, я его не пересматривал, но вот почему-то оно мне вспомнилось. Если бы я сказал, что помню его во всех деталях, то безусловно бы соврал. Но кое-что, я всё же запомнил. Что именно ?
Во-первых, это актёрский состав. С Джулианом Сэндсом я фильмов не видел, кроме этого, но в картине Паоло и Витторио Тавиани он просто неотразим. Ну и коварная соблазнительница Шарлотта Генсбур. Тут необходимо сделать маленькую оговорку. Всё-таки я согрешил. Один мой друг с КиноПоиска посоветовал мне прочитать повесть Льва Тольстого «Отец Сергий». У меня никак не доходили рук. И вот сегодня, разговаривая с матерью, я был немного потрясён. Оказывается я видел фильм по повести Толстого. Тогда не придав значения вышеозначенному фильму я просто взял и стёр его на видеокассете и записал на ней, что-то своё футбольное. И вот теперь жалею. Потому что вдруг вспомнились те сцены и эпизоды фильма, которые я могу оценить только сейчас, по истечении лет. А оценить есть что.
Это кино о человеке, который борется со своими страстями. Уже необычный, не замыленный сюжет. Человек этот мужчина и мужчина красивый, и знатный. Он честолюбив и за что бы не брался, всюду старается быть первым. Везде и во всём. И ему многое поддаётся. И девушку на своём пути встречает этот мужчина очень милую и на первый взгляд невинную. Жениться ?А почему бы и нет ?Но в один не самый счастливый день (хотя как знать), его избранница потупив глазки признаётся, что была любовницей короля. И тут наш Серджио не выдерживает и решает посвятить свою жизнь служению Богу. Но это совсем не просто, тем более, что после пострига в монахи и проведения некоторого времени в монастыре он уходит в уединённое место. В то место, где нет людей и он представлен сам себе и имеет возможность молиться и общаться с Богом.
На этом история разумеется не заканчивается, а всё только начинается. Сейчас по прошествии 10-ти с лишним лет, это кино представляется мне очень ценным. Больше того, это прекрасная экранизация русского классика Льва Толстого. Оно несёт в себе твёрдый стержень борьбы с самим собой, что делает его ценным не только в художественном смысле, но и с точки зрения нравственного посыла. Картина заставляет напрямую прочувствовать все те сомнения и все те внутренние враги человека, как будто исповедуешься. И это очень важно. Людям необходимо её посмотреть и сделать соответствующие выводы относительно своей жизни.
Актёры справились с возложенной на них миссией просто блестяще, за что им большое спасибо. Такие вот воспоминания о незаслуженном забытом кино!
10 из 10
28 декабря 2013