Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 7.5 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Форт Боярд |
английское название: |
Fort Boyard |
год: | 1990 |
страна: |
Франция
|
режиссеры: | Emmanuel Journel Mouche, Доминик Массон, Дидье Фрёли, Франсис Коте, Bernard Flament, Анна Дёрр, Бернар Гонне |
сценаристы: | Жак Антуан, Grgory Tudla, Pauline Gosalbez, Ins Bahri, Клер Барре, Жан-Пьер Митресе, Пьер Лоне, Delphine Guilloneau |
продюсеры: | Алексия Ларош-Жубер, Жак Антуан, Francois Xavier Arguillere, Франсис Коте, Пьер Годде, Ян Ле Гак, Жан-Пьер Митресе, Дени Мерме |
видеооператоры: | Жан-Ив Куак, Горан Нерик, Tom Irthum, Жан-Луи Руссо |
композитор: | Пол Кулак |
художники: | Марк Дениз, Guillaume Ramain, Ins Bahri, Кристиан Дюбуа, Анье Сенешо |
жанры: | комедия, приключения, семейный, игра |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 июля 1990 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Больше века форт на косе Байяр был лишь безумной мыслью французских инженеров. Ведь поднять каменную крепость посреди устья реки, где нет твёрдой земли, а есть только дикие волны и мель — это что-то из влажных фантазий студента-архитектора при придумывании темы диплома. Но он был важен. Настолько важен, что несколько королей и людских поколений вновь и вновь придумывало чертежи вероятного строения. Его уменьшали и увеличивали. В мыслях о нём появлялись и устаревали всё новые технологии. А когда строительство началось, в волнах капризной реки умерло много человек, словно природа боролась в союзе с Англией против французских фантазий. Но это была важная стратегическая точка. Даже при всей серьёзности нужных финансов и ресурсов. Он воздвигался долгих шестьдесят лет спустя два века проектов. Но когда форт достроили, он был больше не нужен. Военный прогресс мигом перешагнул нужду в форте Байяр.
Кажется, в этом есть своя магия. В страданиях форта, ни разу ни взятого военным врагом. Но вечно сводившего свой гарнизон с ума дикими волнами и гулом, гуляющим по коридорам. Хочется верить, что именно проклятье форта восхитило Жака Антуана на создание именно такой уникальной телевизионной передачи, в которой есть не только игроки, отправившиеся завоёвывать себе сокровища, но и известные персонажи. Паспарту и Пастам — эхо, ведущее героя. Лябуль — решётки тюрьмы, в которой поэт написал стих про то, как человек в Форте Байяр умирает, оставаясь в живых. Мастера игры в железных тигровых масках — стены форта. А старец Фура — берега французской коммуны, даровавшей форту мудрость инженеров и лириков. Многие персонажи родившиеся в форте продержались всего несколько лет, а некоторые и вовсе — всего один сезон. Для фанатов эти отвергнутые духи просто решили в какой-то момент больше не выходить из своих келий, словно внутри крепости зародился свой собственный фольклор. Безумный математик, придумывающий загадки героям, силач, сильный в меру, чтобы был шанс его победить. Пауки и тигры, ящерицы и змеи, паутина, песок и вода. Эта игра, как небольшой фентезийный мирок, который с удовольствием приглашает людей поиграть с ним. Вот, во что превратился спустя век Форт Байяр. Запущенный, разграбленный и разрушенный практически в руины немецкими учебными стрельбищами, несколько раз перепроданный, он нашёл своё призвание в таком амплуа, в котором его не видел ни четырнадцатый Людовик, ни Наполеон, ни тот самый студент с темой для диплома.
Телеигра, начавшаяся в 90-м году, и по сей день почти не меняется. И вместо того, чтобы в каждой стране строить свой аналог игры, легче было выкупить лицензию на проведение иностранных съёмок на национальной достопримечательности Франции. Таким образом форт Байяр научился говорить на множестве языков и стал своеобразным оплотом дружбы народов. И не только малоподвижные британцы и датчане успевали побегать за ключами, но и бельгийцы, алжирцы и, бог знает, кто ещё побывал внутри стен. Не говоря уже о диких корейцах и японцах, для которых, скорее всего, испытания Форта были детской игрой (если сравнивать с теми играми, что показывают на их национальных каналов). Форт не перезаполняется реквизитом и духами заново для каждой страны. И каждую делегацию встречает один и тот же Паспарту, а финишную черту подводит роковая Фелиндра. Для них это уже больше, чем роль.
Время делит вещи на две категории: первых время убивает, вторых делает путешественниками. Ко вторым с огромным трудом и попал возрождённый форт, построенный камнями разных эпох. На котором оставляли свои следы люди разных поколений. Кто-то писал на стенах углём, кто-то железом, кто-то динамитом взрывал эти стены, а кто-то любовно собрал воедино своими руками все осколки назад. Нельзя сказать, что за двадцать пять лет эта игра вобрала в себя отражение своей эпохи. Как французской, так и мировой. Пусть испытания регулярно обновляются, а режим игры словно пытается набрать в динамике, но форт Байяр прочно обосновался вне времени и географии, оставляя в своих стенах всё новые и новые витки жизни.
11 февраля 2015
Французская интеллектуально-спортивная игра в форте Байар. В те далекие годы я еще смотрела телевизор. Давно это было, но впечатления самые положительные.
Сложно оценивать как фильм игровое шоу, но все-таки хочется сказать, что идея игры в своем роде гениальна. Стилистика выдержана в возвышенно-мрачном, но с долей иронии, стиле: древний форт, мудрый старец Фура, добровольно заточенный в своей башне и загадывающий игрокам загадки — по харизме переплюнет и Сарумана, молчаливый лилипут-Паспарту, вроде бы помогающий игрокам, но при этом так многозначительно улыбающийся, когда они попадают в передрягу… золотые россыпи, которые охраняют настоящие тигры… если ты не выполнишь задание вовремя, останешься пленником в суровой темнице… если не успеешь убраться с золотом вовремя — тебя сожрут тигры (естественно, не сожрут, но нагнетается именно такое ощущение).
Задания динамичны и разнообразны. Сопереживая игрокам, я больше всего хотела оказаться на их месте в заданиях со всякой живностью — лишенная всякого страха перед членистоногими и рептилиями, я бы там им столько ключей добыла, эх! Силовые задания, конечно, оставила бы кому посильнее, а вот поразгадывать загадки тоже любила. Особенно добавляет динамики поддержка команды, от бессмысленных «давай-давай, не бойся» до экспрессивных указаний на то, что именно делать.
Хотя это и не очень патриотично, мне больше нравились выпуски с французскими командами. Наши (я имею в виду исключительно НТВ-сезон с Парфеновым, остальные не смотрела) игроки-то были хороши, а вот «говорящий» персонал Форта — все-таки не то. Теряется какая-то мистика, когда в роли Фура, к примеру, какой-то русский мужик. И тем более известный всем Парфенов в роли ведущего — опять же, явно не обитатель форта, а приехавший туда специально человек. В оригинале-то все играли так, словно Форт — их единственная реальность, словно мастера игр (мэтры) — действительно инфернальные обитатели древней твердыни, а Фура с башни век не спускался, словно и опасности, и заключение пленников — всерьез.
Судя по отзывам, перезапуск российского варианта — та еще лажа. Нет уж, пусть светлая память о «Форте Боярде», как его не вполне правильно называли у нас, останется незапятнанной.
17 октября 2013
«Форт Боярд» — эта передача завораживала меня с детства. Я не знаю такого человека, который не хотел бы побывать там и поучаствовать в различных испытаниях, встретиться со старцем Фура, Мэтрами Теней и, конечно же, постоять на буквах и увидеть, как сыплются золотые боярды…
Российские телезрители посмотрели несколько сезонов этой увлекательной передачи: сначала французской версии игры, потом несколько наших версий и, причем, достаточно достойных.
И вот с этого года «Первый канал» перезапустил эту передачу… Лучше бы он этого не делал.
Минусы:
- настолько искажены правила и появилась какая-то «олимпийская» система, причем совсем не понятная.
- капитаны команд не участвуют в испытаниях.
- между участниками команд какие-то склоки, споры, разногласия, отчего сильно портится впечатление от передачи
- измененный до неузнаваемости и не четко отработанный финал — если участники не стоят на буквах, то и зачем было их на русские вообще менять ???
- Анна Ардова, по моему мнению, явно переигрывает — лучше бы молчала.
- Виктор Вержбицкий — до этой передачи мне нравились его отрицательные персонажи, но эти его «игры с переодеванием» в каждой передаче, различные угрозы в адрес участников — просто ни к чему.
Плюсы (да, они есть, но мало):
- Николай Валуев — единственный, кто ведет себя достойно.
- И, конечно же, сама эта игра и форт.
Итоги:
Хорошо, что игра вернулась, но её интерпретация оставляет желать лучшего…
4 из 10
И то, только из-за воспоминаний о прошлых сезонах игры.
21 марта 2013
Не думал, что еще могу удивляться, но, пожалуй, на самый интересный и долгоиграющий приключенческий телевизионный проект не оставлено ни единого мнения. Что ж, придется мне отдуваться за всех. Попробую разложить по полочкам все о немного, и немного обо всем.
История проекта. «Форт Боярд» берет начало еще в далеком 1990 году, кстати, впервые на российском телевидении проект был показан в 1992 году Первым каналом Останкино. Если заглянуть на подробную карту Европы с реальным расположением форта, то легко догадаться, почему именно Франция — страна, придумавшая эту приключенческую телеигру. В «Форте Боярд» принимают участие команды. Цель участников — пройти ряд физических и интеллектуальных испытаний, получив в них ключи к сокровищнице хранителя Форта — старика Фура, в которой, понятное дело, не конфеты. Сам игровой процесс разбит на несколько этапов. Не стану описывать каждый из них, это лишь сплошная «вода», но упомяну, что негласно их можно разделить на две большие части — физическую, когда участники добывают ключи и подсказки, а также «умственную» часть, во время которой команды вызволяют пленников и разгадывают загадки разной сложности. Что касается географии проекта, то она самая обширная, иногда создается впечатление, что проще найти страну, которая не участвовала в этой игре, чем наоборот. Россия, конечно, не исключение. О наших приключениях, далее.
Русские в Форте. Сразу хочу отметить, был по-настоящему горд за страну, когда российские команды-победители отдавали все выигранные деньги нуждающимся детям в детские дома. Первое путешествие к берегам французской Приморской Шаранты организовал телеканал НТВ, показывавший на протяжении нескольких лет переведенные французские выпуски, поэтому в далеком 1998 году с энтузиазмом и сам поиграл в азартную телеигру. В первом российском сезоне было снято только три выпуска, участвовали журналисты с канала-организатора, и присутствовала измененная классическая французская схема игры (вызволять пленников было не нужно, впрочем, как и участвовать в Совете Теней). В целом у НТВ получилось неплохо, справились и ведущие — Леонид Парфенов и Елена Ханга, последняя, правда, была чересчур эмоциональна, иногда мешая самой команде, зато спокойный Парфенов отлично разъяснял смысл испытаний. После четырехгодичного перерыва эстафетную палочку на целых четыре сезона перехватил канал «Россия». Первый из них по задумке был очень похож на сезон с НТВ, разве что выпусков было больше, и ведущие были другие. А вот сезоны от 2003 и 2004 годов, общей длинною в три десятка выпусков, по праву считаются лучшими в истории российских интерпретаций. Но на самом деле «Россия» не изобретала велосипед, она просто взяла, да и повторила лучшую схему с французского телевидения, наконец-то, включив освобождение пленников через Совет Теней. К пятому сезону общего у «Форта Боярд» с телеканала «Россия» остался только ведущий — Леонид Ярмольник. Взяв перерыв на один год, авторы полностью изменили подход, выбрав олимпийскую систему на выбывание в качестве основы. На мой взгляд, шаг назад и худший сезон «Форта» на телеканале «Россия», хотя кладя руку на сердце, можно отметить, что отталкивающим он не был, порадовав вечной, почему-то не вырезанной при финальном монтаже, оговоркой по Фрейду от Леонида Ярмольника и его «Интеллектуальным потанцЕВалом».
Причина написания рецензии. Это, конечно, долгожданный во всех смыслах выход шестого сезона игры в русском понимании. Скрывать здесь нечего — это провал. Особенно тяжело «поглядывать» на это творение поклонникам проекта, коим являюсь и я. Уничтоженная атмосфера оригинала, несправедливо забытая замечательная музыка Пола Кулака, ужасно сформированные команды, бледные визуальные эффекты (стараюсь забыть уродца из ГП) и еще очень-очень много чего, за что можно ругать новый сезон. Отмечу, только самые раздражающие моменты. Огорчают, такие уж извините за сленг, «косяки», вроде, «я ДОЛЖНА рассказать», вместо «я хочу рассказать», «Иди к старцу ФурЕ» вместо Фура от Анны Ардовой. Анечка, как и набранные участники игры, так не вышли из своих «звездных» образов, представ перед зрителями аморфными жалующимися зазнайками, которые считают, что приехали на курорт, в их глазах нет ни капли азарта. Из этой группы выбиваются Николай Валуев, который продолжает удивлять своей толерантностью и спокойствием, и Виктор Вержбицкий, обязанный терпеть таких «мертвых» гостей. Удивительно насколько тактичные люди работают на «Первом канале» под лозунгом — по пенсионеру в каждую команду! Полагаю, пояснения излишни. И напоследок, может быть, я ошибаюсь, но возникло ощущение, что монеты деревянные, их просто позолотили, чтобы они хоть как-то походили на металл.
Так вышло, что я задумывал свое мнение с целью предостеречь новичков Форта от ужасной ошибки — ознакомления с этой замечательной, таинственной телеигрой с этой беззубой поделки «ООО Красный квадрат» и «Первого канала», но так как ваш рецензор постарался охватить все сезоны игры, то цвет рецензии все же «серый». Запас прочности у проекта слишком весомый, чтобы очередная неудачная интерпретация напрочь убила интерес к игре, но начинать «жить» «Фортом» с 6-ого российского сезона категорически не рекомендую.
P.S. Если веселые ребята и девчата с «Первого канала» (которым сейчас должно быть стыдно) когда-нибудь задумают повторить свой невероятный подвиг, то надеюсь всеми силами души, вдохновения они будут черпать из классических сезонов «Форта», а не из своих глупых «Больших гонок».
17 февраля 2013