Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
А в России опять окаянные дни |
год: | 1990 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Владимир Васильков |
сценаристы: | Александр Митта, Эдуард Володарский |
продюсер: | Виктор Голювинов |
видеооператор: | Игорь Мельников |
композитор: | Николай Соколов |
художник: | Саид Меняльщиков |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 13 мин |
В «развальный» 1990 год в России было снято много самых разных фильмов. Одни до сих пор зритель смотрит и будет пересматривать, другие являются исключительно продуктом обретённой свободы творчества, и навсегда «застряли» в переломном 1990 году. Это совсем не значит, что они плохи или конъюнктурны, совсем нет. Просто они — продукт своего времени и имеют неоспоримую ценность только для своего времени. «А в России опять окаянные дни» снят Владимиром Васильковым. Это его единственный игровой фильм. До этого Васильков снимал исключительные документальные ленты, что в определённой степени заметно при просмотре. Название картины недвусмысленно отсылает к «Окаянным дням» Ивана Алексеевича Бунина (дневниковые записи, которые он вёл в Москве и Одессе с 1918 по 1920 год).
Бунин, в какой-то степени является одним из персонажей, потому что к его творчеству неоднократно обращаются герои фильма: » — Что говорит твой Бунин про нашу действительность? — Он говорит жестоко: не было ничего злее, лживее, коварнее и деспотичнее за всю историю человечества». Именно этим четырём словам — злее, лживее, коварнее и деспотичнее — подчинён сюжет фильма. Злые и лживые офицеры охраны, коварные в своём лицемерии бывшие сослуживцы, деспотичная вертикаль власти. Всё в фильме происходит согласно дневниковым записям писателя — на смену одним «окаянным дням» в России приходят нескончаемые новые, не менее «окаянные».
Персонажи — настоящая кунсткамера низости и подлости. Смотришь на них, и пребываешь в состоянии опустошённой подавленности потому что понимаешь: это кино ничего кроме боли и разочарование принести не может. Предваряют и завершают картину ленинские слова о триумфальном шествии революции, словно Ленин — и есть главное зло. Честно говоря, довольно странные «откровения» для режиссёра, всю жизнь снимавшего короткометражки о трудовых победах той самой революции. Зачем делать Ленина крайним в том, что случилось через десятки лет после его смерти? История, поведанная Миттой и Володарским совершенно не трогает, потому что представители нового поколения, не замаранного аппаратом репрессий, поступает ничуть не лучше тех, кто крутил эти самые жернова репрессий. (Почему-то главный герой от подарка деда не отказался.) Тяжёлый фильм, в мрачных тонах рассказывающий о нелицеприятных страницах нашей истории…
9 декабря 2016