Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Жизнь по лимиту |
год: | 1989 |
страна: |
СССР
|
видеооператор: | Александр Княжинский |
композитор: | Светлана Голыбина |
художник: | Николай Сахаров |
монтаж: | Инесса Брожовская |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 15 мин |
Название у картины табличное, может, стоило назвать нежней: «Гаснущие люди». Не видела фильм раньше и благодарна, ухватилась глазами, отдохнула просмотром.
Ситуация персонажей стремительно меняется, и весь набор психоообразов с затяжными сценами в полумраке занимает 1 ч. 10 мин. Сразу обратила внимание на большую охватность кадров (актёры почти всё время далеко от камеры), на геометрию мебели из тёмного дерева, окна и проёмы дверей, пол — блестящей перспективой в комнате Маши. Здание старое, но разрухи по ощущению нет. Захотелось узнать, кто оператор этих Форм. И им оказался — Александр Княжинский (' Сталкера ' для Тарковского снимал). Вот так.
Да и режиссёр, по-моему, тоже хотел видеть не сокрывшихся в развалах, а мягко обнажённые женские тела при дневном/ночном свете. Марина Зудина здесь очень естественно раздета несколько раз, Германова, видимо, вовсю готовится к своей «Ниагаре», и ещё неопознанный женский обнажённый силуэт в безымянном коридоре, во время милицейского рейда.
Зрители автоматом пишут про общую 'чернуху '. А я её не увидела. Центральная Москва, дом исторический. Строительный развал, но окна целы, полы очень крепкие, металлическая винтажная кровать у Машеньки красивая и чистая, гигиеническая комната огромная, как в лаборатории, стены белые, кафель на полу цел, ванна белая.
Вот когда Спиноза (Сергей Газаров) к зрителям спиной, а Маша сидит в комнате, чуть скруглившись на стуле, и грустно, но необыкновенно мудро спрашивает про негодяя Управдома (Никоненко): ' Не пришиб ты там его?… — Да нет вроде ', — отвечает Спиноза. Потом она предъявляет Спинозе абажур, что он Ему (персонажу Меньшикова), наверно, должен понравиться. А Спиноза ещё грустней, но резко отзывается:' Ну да, конечно, я ж забыл, что ему не нравятся голые лампочки! '
Если перед этим я почти собиралась всплакнуть, потому что и раньше увидела, что Спиноза влюблён в Машу, и что это слишком серьёзно, то тут я засмеялась. Потому что Спиноза просто интонационно повторенной фразой, дал полную характеристику личности «перепрыга»/Меньшикова.
Меньшиков/'Миша' здесь и правда с навыками, удачно прыгает по крышам с мотком проводки, действительно включает воду нужным вентилем в подвале, смешлив, коммуникабелен, понятлив и не груб с женской публикой.
Точно не из под телеги взят, был с хорошими отправными. Он в этой части фильма даже одет модно и аккуратно. Только будто думает про себя, что ему всё дальше бессмысленно. Праздник для всех организовал, а про самого себя у него абстрактные ответы. И ещё вот тот режущий звук, шум в его голове поверх весёленького фокстрота. И сразу этого 'Миши' как нет в комнате со всеми.
И не поймёшь у него, то ли шутит, то ли не замечает, что легковесно хамит:' — Та-ак, вот как значит, хорошо живут советские дворники!..-А я тут не одна живу, со мной ещё Светка, Боцман и Спиноза! ' …- А они кто? Тоже дворники?.. — Да нет! Светка, актриса из Углича, приехала, хочет сниматься, Спиноза после Университета, в кочегарке работает, а Боцман, он в подсобке рыбного, его жена из дома выгнала!.. -А-а, бродяги значит, бомжики?!)'
Хотя, в персональных вопросах деликатен: ' А ты где, в кресле будешь спать? ' (это он Машеньку спрашивает, перед сном). Маша делится, что боится много чего, проходимец без тени издёвки интересуется:' Как же ты такая из дома уехала? '
Изумлялась на подобных людей, но не довелось лично спросить. Не ' как же такой как он, может поступать мерзависто с единственно теми, кто к нему хорошо', а вот как этому фигуранту — удаётся психологически сохранять ощущение себя, идентификацию своей личности? Каким образом, каждый день глаза открывая, он совмещает своё Тело плюс Сознание. Без деформаций периметра наложения.
Может, главное в таких людях, это чувство самосохранения. Смотрите, 'Миша' по крышам от милицейского рейда дёрнул, а что уж ему так сильно грозило? Спиноза же не испугался.
Спиноза вообще в этой сроднившейся компании по ходу, самый незаконный, с чужой трудовой книжкой и социально-штурмовой писаниной. Может, ему просто 'душно' в НИИ, и он намеренно вне социума (здесь сценарная романтика, т. к. такие философы/историки числились по подразделениям/ институтам МГУ, если только откровенно не были психически неуправляемы, все жили беспроблемно и с массой свободного времени ). Но наш Спиноза особый случай, он абсолютно адекватен, независим и не хочет придуряться нигде. При скором крахе Системы, он вылезет из своей кочегарки и вернётся в свой круг, не сомневаюсь.
Проходимец: — Хороший ты человек, Спиноза!
Спиноза: — Да. Неплохой. (кивает, с насмешливой угрозой)
Спинозе можно человечески доверять, он преданно ждёт Машу на холодных ступеньках, вовремя защитит, он не жаден (продал свои коллекционные книги, отдал деньги, проходимцу этому).
Когда Маша неожиданно сквозь стекло видит героя Меньшикова на улице, непонятно, выбежит она к нему на импульсе или нет. Зудина сыграла так, что она вспомнила свои чувства, эмоции, а его сильно прогрессирующего состояния она так не поняла.
10 из 10
27 ноября 2022
под каждым словом подпишусь и поэтому хочу «кинуть краски на холст на подрамнике», разобрать, детализировать «не зашло».
И это несмотря на присутствие всех любимых мною признаков пере- и пост-перестроечного кино, а это и «фактурные» города, улицы, дома, крыши и красивые герои, «произрастающие» на «капище» чернухи и привычного(увы!) для кино того времени, представления СССР как клоаки быдла и «хероев». Это и квартирные «фактурные» съёмки — как почерк Советского кинематографа и Общежитие людей, обычных но разных. Несмотря на «зеркало жизни»(спасибо камраду kinozlodey-ru, за точную аллюзию).
Роль Меньшикова: продолжение Костика, аля «Парадом командовать буду я!». Ну не положено Командору самому бегать по крышам и спускаться в подвалы. Командор организовывает и направляет и конечно срывает «цветы жизни». Ах, Зудина такая пушисто-обвалакивающая, нежно-телесно-породистая, Вы куда органичнее смотритесь в роли содержанки, чем дворника! Остальные актёрские работы только наброски, не глубокие эскизы, зеркала в свете отражений которых «произростает» Красота.
Вот ведь и великая недосказанность картин этого этапа в нашем кинематографе — неожиданно набрёл(придумал?) на смысл изображённого: Меньшиков олицетворяет «новое» время, красиво декорированное(в основном пенопластом, картоном и алебастром), хвастающее и манящее своей «красотой», а за ширмой «евроремонта» — преступления, не совместимые с человеческим обликом, вот так и героиня Зудиной пошла на этот огонёк…
К сожалению в это время в кино трудно встретить персонажа который куда-то вёл, звал, предлагал, был прототипом и ориентиром: или рефлексующая интеллигенция или откровенные злодеи, или весь остальной народ спивающееся быдло.
К сожалению и в нынешнем кино только «Аритмии», «Левиафаны» да «Точки»…
5 из 10
6 сентября 2018
Вот не хватило мне чего-то, как то всё быстро, без развития, без всего… После книги Ладыгиной о Меньшикове, ага, я, оказывается и не знала, и не смотрела, и не слышала об этом фильме. Хотя тема постперестроечных — чернушных фильмов — моя любимая и Меньшиков — один из уникальнейших актеров нашей эпохи! Видимо потому и не. Такой замечательный актерский состав, вроде бы ожидаешь увидеть ответы: на поступки, на судьбу, на биографию, НО, темный фон, недосказанность, громкий звук во время реплик героев (сцена с мотоциклом), селя ви — придумывайте сами, что там нам авторы хотели сказать, но к сожалению не смогли, потому что в тот период фильмы снимались «на коленке», без должного финансирования. В принципе это додумывание и нравится в фильмах этого периода, когда тебе еще раз хочется его пересмотреть, чтобы понять, а правильно ты ли всё понял, но тем эти фильмы и привлекательны, что каждый раз их просматривая открываешь новый смысл. Но не в этот раз, не хочется еще раз его смотреть. Посмотреть на молодого Меньшикова и сексуальную молодую Зудину стоит. А фильм нет.
10 августа 2018
Нет ничего тоскливей бездарности, помноженной на километры пленки Шоткинского химкомбината «Свема», благодаря чему серость стремится в кратчайшие сроки превысить эпидемиологический порог. Фильм Алексея Рудакова «Жизнь по лимиту» — один из многих безликих «шедевров» перестроечного периода. Замурованная в собственных амбициях драма, действие которой не выходит за рамки грязной обшарпанной коммуналки, где проживают… нет, не люди. Население. Несостоявшаяся примадонна больших и малых театров Светка, чье левое, творческое, полушарие вечно зовет ее на несуществующие пробы, а практичное правое заставляет привычно семенить по кухне в неглиже и цепляться за любую возможность перейти в партер. Бывший спортсмен, очередной спившийся «Гурин», мечтающий завязать и пойти на тренерскую работу. Мешковатый и немногословный субъект Спиноза, обязанный прозвищем плохо скрываемым остаткам университетского прошлого и диссидентским замашкам. И, наконец, прелестной наружности не-поступившая провинциалка Маша, на птичьих правах пущенная в аварийное жилище в ожидании нового сезона вступительных экзаменов. В преддверии неумолимо приближающегося «праздника жизни» в виде Олимпиады-80, постояльцы-лимитчики смирились с отсутствием горячей воды и электричества, хамством и мздоимством местного управдома и стараются не отсвечивать, задувая свечи во время участившихся ночных рейдов милиции. Однако после очередной облавы на квартире появляется подозрительно жизнерадостный товарищ, чье стремление во что бы то ни стало гнать волну и бороться с унынием неизбежно приводит к катарсису.
Нет ничего проще, чем смешаться с толпой таких же «непризнанных, непонятых, недооцененных талантов» и, оседлав тренд вседозволенности, отвесить пинка многолетнему «низзя». Есть подозрение, что режиссер-дебютант выбрал скользкий путь развенчивания мифов не по велению сердца, а в силу причин объективных: мизерного бюджета, полупустых кинотеатров и голодных актеров, готовых сниматься в чем угодно, хоть за еду, лишь бы оставаться на виду. Отсюда вполне приличный состав исполнителей, в числе которых не только свежая выпускница ГИТИСа Марина Зудина и пока еще малоизвестные широкому зрителю Евдокия Германова и Сергей Газаров, но и популярные в массах Олег Меньшиков, Владимир Стеклов и Сергей Никоненко. Авторам фильма было легко и просто воссоздать реальность, тем более что за десятилетие ничего не изменилось — мало ли по Москве загаженных коммуналок, каждая деталь интерьера которых буквально вопит о злободневности. Ржавым батареям и замызганным стенам не требуется волшебство операторского искусства или профессионализм художников и декораторов. Они уже в жанре, им не надо выглядеть лучше или хуже, они и так прекрасно отражают действительность. От сколько-нибудь приличного композитора, видимо, избавились по инерции, поэтому за кадром то гулко звенит тишина, то звучит нечто, напоминающее «кошку, застрявшую в водосточной трубе».
Нет ничего глупее, чем купить пропуск в мир иллюзий и полтора часа смотреться в мутное и кривое зеркало. Но, как сказал один известный киноперсонаж той же эпохи, сила-то в правде. А уж правды в социальной чернухе ровно столько, сколько в жизни. Вот они, «милые и родные» сердцу типажи и детали: соседи-алкоголики, быдловатые работники ЖКХ, нищие интеллектуалы, лимита с амбициями, бытовой мордобой (по любви иль просто так) и, само собой, «наше всё» — одинокие лампочки, свисающие с потолка, грязные лужи в подворотнях и скрипучие железные кровати. Почему-то, когда снимали «Гостью из будущего», общественность не волновало, что посреди Москвы стоит заброшенный дом, куда после уроков шастают школьники. В конце 80-х, в том числе благодаря таким вот опусам, подобное времяпрепровождение подразумевало все, что угодно, но только не путешествия во времени.
Казалось бы, все так плохо, что хуже некуда. Но если отбросить всю шелуху, нарочитый цинизм, навязчивые отсылки к «темному советскому прошлому» и топорно снятую обнаженку, то на поверхности останется простая и понятная история любви: она мечтала о принце, который рассмешит ее и увезет к морю, а он оказался трусливым мерзавцем, жаждущим быстрой наживы и легкодоступного тела наивной провинциальной девушки. Все остальное — наркотики, бомжи, менты, предолимпийские зачистки и полное отрицание чего-то светлого и доброго в безвозвратно ушедшей эпохе — дань суровой и злой моде. Первичный интерес публики, взбудораженной маленькими верами и интердевочками, довольно быстро сменился раздражением, а затем и вовсе равнодушием. Перестроечный «неореализм» оказался явлением мертворожденным, бесполезным и, по сути, никому не нужным. В том числе и товарищу Рудакову, чье имя навеки вписано в новейшую историю русского кинематографа не шаблонно-угрюмой драмой «Жизнь по лимиту», а безвкусной псевдоэротической дешевкой про «особенности русской бани».
26 июля 2014
Безымянный молодой человек, одним осенним вечером он вошел в их жизнь, в жизнь обитателей старого заброшенного дома, словно спрятавшегося в глубине одной из московских улиц. На носу олимпиада, двери в старые здания забивают досками, людей выселяют, и почти каждый вечер по улицам ходит проверка, заставляющая прятаться незаконных жильцов. Но компании, в которую занесло безымянного молодого человека, деваться некуда, и она вынуждена прятаться, тушить свечи по вечерам, чтобы продолжить влачить свое жалкое, но стабильное существование. У каждого из них своя история и свои цели, а заброшенный дом — временное пристанище перед началом настоящей жизни. Ведь, в самом деле, куда могут деться начинающая актриса, не поступившая в столичный институт провинциалка, пьяница-боксер и философ-рабочий?
«Жизнь по лимиту» — это чистой воды драма, западающая в душу после просмотра и оставляющая царапающее душу послевкусие. Сюжет фильма совершенно не предсказуем, но это не значит, что кадры сменяют друг друга со бешеной скоростью. Никаких поворотов и контрастов — только грустная история жильцов одной коммунальной квартиры, происходящая только в этой квартире и на прилежащих к ней территориях. А новый жилец привносит разнообразие и подобие счастья, не иначе. Да, он преобразил внешний вид жилья, взбудоражил эту унылую компанию, но это все поверхностное, жизнь осталась прежней. В самом деле, все действия нового жильца в итоге оказали отрицательное влияние, а он сбежал, оставив и предав своих новых друзей. Вообще, если говорить эпитетами и обобщенно, то кино это серое, унылое, открывающее всю грязь, скрытую раньше от советского зрителя. Ни в коем случае я не говорю, что подобные фильмы — это норма и к ним надо положительно относиться, но так называемая «чернуха» тоже ведь нужна, без нее никак. Да, она не может нравиться, ее не для этого снимают, а для контраста. Мне, например, не понравилось совершенно.
Единственное положительное здесь — это актерская игра Олега Меньшикова и Марины Зудиной. Героиня Марины Зудиной — провинциалка Маша, которая не смогла поступить в институт и устроилась работать дворником. Актриса очень хорошо передала чувства и эмоции девушки, попавшей в такое сложное положение. Несмотря на всю грязь и безысходность, лицо у девушки Маши еще очень чистое, светлое и невинное. Она живет будущим, вероятно, а не сегодняшним днем: готовиться повторно поступать в институт, ей, как кажется вначале, и безразлично все происходящее. А герой Олега Меньшикова — новый жилец квартиры, который не хочет смириться с такой жалкой жизнью. Олег Меньшиков всегда играет превосходно, без исключений. Его герой и не отрицательный, и не положительный. Он как кошка, гуляющая сама по себе, не связывающая свою жизнь с определенными людьми и одним местом. Он уйдет, и все знакомые сразу исчезнут из его памяти.
Я уверена, что «Жизнь по лимиту» — это своеобразное произведение искусства, посвященное всем меланхоликам и людям, впавшим в состояние безысходности и уныния. После просмотра вы сможете по другому взглянуть на свою жизнь, по-настоящему оценив то, что имеете.
17 июня 2014