Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Все, что мое |
английское название: |
Stan posiadania |
год: | 1989 |
страны: |
Германия (ФРГ),
Польша
|
режиссер: | Кшиштоф Занусси |
сценарий: | Кшиштоф Занусси |
видеооператор: | Славомир Идзяк |
композитор: | Войцех Киляр |
художник: | Веслава Чойковская |
монтаж: | Марек Денис |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 июня 1989 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 43 мин |
Случайная встреча в поликлинике студента Томека, распространителя самиздата, и страдающей от бессонницы Юлии, работавшей когда-то в отделе цензуры, а сейчас переживающей тяжёлое нервное расстройство, неожиданным образом получает продолжение. Притом, что противоречивость натуры Юлии, казалось бы, никак этому не может способствовать: она ищет у Томека сочувствия и не приемлет его, испытывает неприязнь к благополучному студенту и в то же время соблазняет его — укладывает к себе в постель.
В общем, в немолодой и одинокой женщине, из тех, кому не на кого опереться, на первый взгляд, не обнаруживается ничего, что могло бы вызвать симпатию. В результате возникает серьёзный семейный конфликт, в котором мужчина становится объектом борьбы за право владения двумя женщинами — матерью и возлюбленной. Мать Томека, Зофья, полагает, что отношения сына и невестки — чистейший мезальянс, и даже не потому что Юлия лет на 10 старше, а потому, что в её домашний очаг вместе с появлением невестки вторгнется мировой хаос.
Так начинается нешуточная борьба двух инстинктов, двух гипер-эгоизмов, обозначившая вступление отношений в клиническую фазу. Когда интеллигентная мать окончательно осознаёт, что сын уходит из сферы её влияния и зоны общения, она начинает позволять себе вещи, которые в иной ситуации никогда бы не допустила, например, бестактный вопрос сопернице: «Что вы можете дать моему сыну?».
Типологическая конструкция о проблеме контакта и диалога хоть и вписана Занусси в параметры конкретной социальной реальности, но мало от неё зависит. Гораздо больше автора волнует проблема личной коммуникации, где с двух сторон идёт неврастенически заостренная, на грани истерики, борьба за право владения, притом, что сам объект вожделения испытывает сострадание к обеим женщинам, поскольку такое чувство для него — естественная потребность.
18 апреля 2014
Кшиштоф Занусси, один из немногих европейских режиссёров, в творчестве которых отображён христианский взгляд на жизнь. Мастер исследования человеческих мотиваций, соприкосновения, конфликта, взаимопроникновения различных мировоззрений. На этот раз режиссёр предлагает ситуацию в которой встречаются молодой студент-христиани (Томек) и неверующая женщина (Юлия) которая находится в состоянии тяжёлой депрессии. Томек католик, идеалист, старающийся жить соответственно своим убеждениям. Честный, прямой, открытый, увидев Юлию в тяжёлом состоянии пытается ей помочь. С этого начинается развитие сюжета, Юлия не понимает что происходит, она не встречала подобных людей. Она ищет второе дно в этом юноше и не находит. - Ты что, не от мира сего? Ему на самом деле ничего от неё не нужно. Человек готов тратить своё время просто так, потому что другому человеку плохо. Вспышки раздражительности сменяются в ней интересом к нему. Однако оказывается наряду с душевными у Юлии есть и бытовые проблемы. Она уволилась и её выселяют из квартиры. Так она оказывается в доме у Томека, где он живёт со своей матерью. Атмосфера этого дома для Юлии также в диковинку. Здесь царит искренность, открытость, взаимопонимание и любовь.
Вступив в этот дом, Юлия создаёт в нём следующую ситуацию. Томек христианин-идеалист, стремящийся помочь ближнему, естественно влюбляется в неё, а она в него. Его мать (София), также верующая женщина, видит происходящее с высоты прожитой жизни, пытаясь оценить все «За» и «Против». Понимая громадную разницу в мировоззрении и взглядах (а также возраст, Юлия старше) своего сына и Юлии, она смотрит на ситуацию практически. Юлия находится в критическом состоянии, Томек молод и не устроен, по силам ли ему взяв «на свои руки» Юлию понести этот «груз»? Мать, стараясь сочетать свою любовь и христианские убеждения с жизненным трезвомыслием, призывает сына осознать и принять на себя всю ответственность принимаемого решения. Отныне ему предстоит стать главой новой семьи, которую нужно прежде всего на что-то содержать. Она не стремится разрушить их отношения, она стремится донести до них очень важные вещи: Влюбиться — значит любить себя в глазах другого человека. Любить — тяжелейшая вещь, это огромная, непрестанная работа. А брак — самая трудная вещь на свете. Однако видя твёрдую решимость сына бороться за Юлию она благословляет его словами блаженного Августина: Люби и делай что должно.
Думаю бессмысленно и далее пересказывать сюжет, лучше сказать что у Занусси получилось снять глубокий, тонкий, насыщенный продуманными диалогами фильм. Характеры раскрыты на 100%, я не мог оторваться от просмотра, настолько интересно, и мастерски снято. Соприкосновение разных миров. Одни и те же вещи и совершенно разный взгляд на них. Родившаяся любовь, сможет ли она преодолеть всё это? Занусси как всегда не даёт ответов. Расшевелив зрителя, предоставив ему обильную пищу для размышлений, поселив рой мыслей в его голове он отходит в сторону, предоставляя нам самим делать выводы.
Почти театральная постановка требует качественной игры актёров, на ней всё держится. Они играют замечательно. Причём если в мастерстве Кристины Янды и Майи Коморовской я не сомневался, то Артур Жмиевски стал для меня открытием, сыграв наравне с такими известными звёздами. Сценарий (тоже Занусси) безупречен. Ещё одно достоинство — очень качественный перевод, что в таких фильмах крайне важно. Интереснейшее кино для думающего зрителя, которое я настоятельно рекомендую.
10 из 10
3 ноября 2013