| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.7 |
IMDb
|
6.4 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Все, что мое |
| английское название: |
Stan posiadania |
| год: | 1989 |
| страны: |
Германия (ФРГ),
Польша
|
| режиссер: | Кшиштоф Занусси |
| сценарий: | Кшиштоф Занусси |
| видеооператор: | Славомир Идзяк |
| композитор: | Войцех Киляр |
| художник: | Веслава Чойковская |
| монтаж: | Марек Денис |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
8 июня 1989 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 43 мин |
Когда-то давно, ещё в 90-е, я посмотрел этот фильм и он мне понравился. Недавно пересмотрел и убедился - да, точно понравился. Кстати, название фильма было указано как 'Состоятельность' (трудности перевода).
Он очень спокойный и очень тихий. И - в то же время - сложный.
Здесь всего 2.5 героя: очень молодой человек лет 25 (вероятно, это должен был быть парень лет 20, но выглядит он постарше), очень пожилая женщина лет 35 (вероятно, по замыслу сюжета, она должна быть сильно старше парня, но не выглядит таковой). И мама молодого человека (Практически мальчика, ещё не закончившего институт. Что он знает в жизни?!), которая стоит немного сбоку и поэтому я посчитал её за половину персонажа.
Итак, молодой человек знакомится с молодой же женщиной, которая явно находится в состоянии 'как жить дальше, после всего, что случилось ?!'.
Что с ней случилось - сложно сказать. Есть некоторые намёки: кто-то бросил, потеряла работу, в общем - мрак. Это не важно для дальнейшего сюжета.
И, так уж получилось, что парню она понравилась. Соответственно, он пытается ей помочь. Как? Как обычно: выслушать, разобраться, остаться рядом, доказать, что для него всё серьёзно.
Она не верит по началу, но постепенно контакт налаживается и всё идёт хорошо. Искренность, умение говорить и слушать всё решают. Говорить тихо, спокойно и уверенно. Не бояться ошибиться.
Дальше возникает знакомство с мамой.
У мамы конфликт мыслей: сын помогает другому человеку - это хорошо. Сын притащил эту тётку в дом и даже постелил ей - это плохо, она же СТАРАЯ, со своими травмами и прочим.
А сын бы хотел другую? Попроще, поидеальнее?
С пышной свадьбой и кучей гостей?
Дальше уже бытовые проблемы: как жить, на что и всё такое.
В чём прелесть фильма: он довольно спокойный, персонажи не склонны к истерикам (может чуть-чуть). Речь достаточно ясная, они неплохо разбираются в ситуации, обсуждают её, где-то настаивают, где-то соглашаются. Фразы не длинные, но достаточно точные. Позиции и интересы всех персонажей понятны. Они симпатичны.
Возможно, вся суть фильма ('Состоятельность') - именно в том, как парень понимает, что свой выбор нужно отстаивать и мама не всегда права.
А его подружке нужно тоже немного браться за себя, за работу и помогать человеку, который тебя вытащил из депресняка.
9 из 10
13 сентября 2025
В заключение обзора предлагаю обратиться к малоизвестной, но при этом значительной для мэтра картине «Обладание» (также известной как «Состоятельность» и «Все, что мое»), посвященной проблеме несоизмеримости мировоззрений и трудностям межличностного диалога. Вышедшее на экраны в середине 1989 года «Обладание» затрагивает редко освещаемую в кино тему люстрации в странах соцлагеря людей, занимавших идеологические посты. Героиня Кристины Янды, работавшая в цензуре, не знает, куда себя деть в эпоху гласности, она почти отчаялась и не видит перспектив в будущем. Неожиданное для нее хорошее отношение, проявленной к ней со стороны молодого католика и его матери, на время, так сказать, растапливает лед в ее сердце, однако, взаимная любовь молодых людей встречается с непониманием матери. Суперкамерная картина (всего лишь три персонажа, не считая сверхэпизодичеких) не лишена некоторой театральности (две-три локации), однако, актеры (прежде всего Янда) играют столь проникновенно и убедительно, что о метраже забываешь.
Занусси еще со времен «Спирали» (а это почти за десять лет до «Обладания») интересовала тема эмоционального отогрева отчаявшегося сердца: без всяких нравоучений режиссер показывает, как тяжело живется во всем разуверившемуся человеческому существу и как трудно даже доброму самаритянину ему помочь. «Обладание» - не только о сомнительном праве собственности на живого человека, но и том, что настоящая любовь ослепляет, мешает видеть предполагаемое будущее, окрыляет иллюзиями того, на что человек чаще всего просто неспособен. Сколько семей и просто пар распались из-за того, что один партнер свято верил в то, что способен изменить другого. Люди, конечно, меняются, но для этого нужен колоссальный сдвиг в мировоззрении, спланировать который никто из людей просто не способен. Каким бы добрым и отзывчивым не был человек, он не может сделать таковым другого, в этом смысле мать Томаша права, когда упрекает сына в неоправданном идеализме.
Это кино не просто о том, как мать и невеста борются за право обладать близким им человеком, но прежде всего о невозможности вселить в человека веру в Бога и людей, если оно для нее закрыто. Почти десять лет назад «Обладание» стало для меня настоящим открытием деликатной темы, которую так часто разрабатывал Кесьлевский – темы травмированности человека страданием, невозможности увидеть в нем смысл, а не абсурдную муку. Заслуга этого фильма, как и всего творчества Занусси, в том, что режиссер никогда не навязывает своих религиозных убеждений, но логически, почти с математической точностью демонстрирует, что человеку жить с ними легче, чем без них. Фильмы этого польского мастера всегда дают надежду, даже когда для нее фактически нет предпосылок, они – выдающийся пример осмысленного религиозного искусства, не дидактического и не фанатического, это результат зрячей любви и веры, выношенной и выстраданной самим режиссером, плод его жизни, мыслей и поисков.
7 апреля 2025
Случайная встреча в поликлинике студента Томека, распространителя самиздата, и страдающей от бессонницы Юлии, работавшей когда-то в отделе цензуры, а сейчас переживающей тяжёлое нервное расстройство, неожиданным образом получает продолжение. Притом, что противоречивость натуры Юлии, казалось бы, никак этому не может способствовать: она ищет у Томека сочувствия и не приемлет его, испытывает неприязнь к благополучному студенту и в то же время соблазняет его — укладывает к себе в постель.
В общем, в немолодой и одинокой женщине, из тех, кому не на кого опереться, на первый взгляд, не обнаруживается ничего, что могло бы вызвать симпатию. В результате возникает серьёзный семейный конфликт, в котором мужчина становится объектом борьбы за право владения двумя женщинами — матерью и возлюбленной. Мать Томека, Зофья, полагает, что отношения сына и невестки — чистейший мезальянс, и даже не потому что Юлия лет на 10 старше, а потому, что в её домашний очаг вместе с появлением невестки вторгнется мировой хаос.
Так начинается нешуточная борьба двух инстинктов, двух гипер-эгоизмов, обозначившая вступление отношений в клиническую фазу. Когда интеллигентная мать окончательно осознаёт, что сын уходит из сферы её влияния и зоны общения, она начинает позволять себе вещи, которые в иной ситуации никогда бы не допустила, например, бестактный вопрос сопернице: «Что вы можете дать моему сыну?».
Типологическая конструкция о проблеме контакта и диалога хоть и вписана Занусси в параметры конкретной социальной реальности, но мало от неё зависит. Гораздо больше автора волнует проблема личной коммуникации, где с двух сторон идёт неврастенически заостренная, на грани истерики, борьба за право владения, притом, что сам объект вожделения испытывает сострадание к обеим женщинам, поскольку такое чувство для него — естественная потребность.
18 апреля 2014
Кшиштоф Занусси, один из немногих европейских режиссёров, в творчестве которых отображён христианский взгляд на жизнь. Мастер исследования человеческих мотиваций, соприкосновения, конфликта, взаимопроникновения различных мировоззрений. На этот раз режиссёр предлагает ситуацию в которой встречаются молодой студент-христиани (Томек) и неверующая женщина (Юлия) которая находится в состоянии тяжёлой депрессии. Томек католик, идеалист, старающийся жить соответственно своим убеждениям. Честный, прямой, открытый, увидев Юлию в тяжёлом состоянии пытается ей помочь. С этого начинается развитие сюжета, Юлия не понимает что происходит, она не встречала подобных людей. Она ищет второе дно в этом юноше и не находит. - Ты что, не от мира сего? Ему на самом деле ничего от неё не нужно. Человек готов тратить своё время просто так, потому что другому человеку плохо. Вспышки раздражительности сменяются в ней интересом к нему. Однако оказывается наряду с душевными у Юлии есть и бытовые проблемы. Она уволилась и её выселяют из квартиры. Так она оказывается в доме у Томека, где он живёт со своей матерью. Атмосфера этого дома для Юлии также в диковинку. Здесь царит искренность, открытость, взаимопонимание и любовь.
Вступив в этот дом, Юлия создаёт в нём следующую ситуацию. Томек христианин-идеалист, стремящийся помочь ближнему, естественно влюбляется в неё, а она в него. Его мать (София), также верующая женщина, видит происходящее с высоты прожитой жизни, пытаясь оценить все «За» и «Против». Понимая громадную разницу в мировоззрении и взглядах (а также возраст, Юлия старше) своего сына и Юлии, она смотрит на ситуацию практически. Юлия находится в критическом состоянии, Томек молод и не устроен, по силам ли ему взяв «на свои руки» Юлию понести этот «груз»? Мать, стараясь сочетать свою любовь и христианские убеждения с жизненным трезвомыслием, призывает сына осознать и принять на себя всю ответственность принимаемого решения. Отныне ему предстоит стать главой новой семьи, которую нужно прежде всего на что-то содержать. Она не стремится разрушить их отношения, она стремится донести до них очень важные вещи: Влюбиться — значит любить себя в глазах другого человека. Любить — тяжелейшая вещь, это огромная, непрестанная работа. А брак — самая трудная вещь на свете. Однако видя твёрдую решимость сына бороться за Юлию она благословляет его словами блаженного Августина: Люби и делай что должно.
Думаю бессмысленно и далее пересказывать сюжет, лучше сказать что у Занусси получилось снять глубокий, тонкий, насыщенный продуманными диалогами фильм. Характеры раскрыты на 100%, я не мог оторваться от просмотра, настолько интересно, и мастерски снято. Соприкосновение разных миров. Одни и те же вещи и совершенно разный взгляд на них. Родившаяся любовь, сможет ли она преодолеть всё это? Занусси как всегда не даёт ответов. Расшевелив зрителя, предоставив ему обильную пищу для размышлений, поселив рой мыслей в его голове он отходит в сторону, предоставляя нам самим делать выводы.
Почти театральная постановка требует качественной игры актёров, на ней всё держится. Они играют замечательно. Причём если в мастерстве Кристины Янды и Майи Коморовской я не сомневался, то Артур Жмиевски стал для меня открытием, сыграв наравне с такими известными звёздами. Сценарий (тоже Занусси) безупречен. Ещё одно достоинство — очень качественный перевод, что в таких фильмах крайне важно. Интереснейшее кино для думающего зрителя, которое я настоятельно рекомендую.
10 из 10
3 ноября 2013