Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Трудно быть богом |
год: | 1989 |
страны: |
Германия,
Франция,
СССР,
Швейцария
|
слоган: | «Wenn Macht zur Ohnmacht wird und Wissen zum Fluch...» |
режиссер: | Петер Фляйшман |
сценаристы: | Жан-Клод Каррьер, Петер Фляйшман, Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий |
продюсеры: | Петер Фляйшман, Владимир Князев, Валентина Рыдванова, Ангелика Штуте, Доминик Винье |
видеооператор: | Павел Лебешев |
композитор: | Юрген Фриц |
художники: | Оксана Медведь, Татьяна Рахманова, Светлана Улько, Сергей Хотимский |
монтаж: | Мари-Жозе Одиар, Кристиан Вирмон |
жанры: | фантастика, драма, приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 сентября 1989 г. |
на DVD: | 4 сентября 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 59 мин |
Стругацким не очень везло на экранизации.
Почему?
Очень просто - проще всего экранизировать комиксы, там изначально картинки.
Книги же, это МЫСЛИ. Как можно экранизировать МЫСЛИ?
Никак.
Если сделать это буквально - получится скучнейшая 'говорящая голова'.
Так и здесь - для полноценной экранизации нужен гений, который половину событий выкинет и снимет свои события, но - главное - сделает это, не изменяя основной посыл книги.
Такого гения не нашлось.
Так что имеются просто несколько экранизаций среднего качества, когда из книги выкинули половину стОящего...
Так вот, в данной экранизации выкинуто - минимум.
Фляйшман сумел сохранить основную канву событий и характер основных героев.
На месте и трагедия, и наблюдение, и спонтанная помощь... так что каждый увидит своё.
Зритель, который хочет только пиу-пиу - увидит и это, хотя мало.
Зритель, который ждет приключения - их получит.
Драма - на месте.
Ну и общечеловеческое начало книги тоже присутствует, делая зрителя лучше.
31 октября 2021
…«Уж сколько раз твердили миру»… о том, что Кино не равняется Роману, по которому оно было поставлено! Даже оскароносная эпопея Сергея Бондарчука «Война и мир» (1969, «Оскар» за лучший иностранный фильм) в «точности» не была близка к огромному творению Льва Николаевича Толстого (был бы он жив, наверняка исхлестал бы режиссёра какой-нибудь графской плёткой!). Ой, ну давайте ещё вспомним прецеденты, когда режиссёры-постановщики входили в конфликты с авторами литературных произведений и как бы соавторами сценария (и в нашем случае братья Стругацкие на режиссёра-постановщика их романа хотели хотя бы Германа-старшего, но им дали крутого немца, с которым они разругались и ушли из проекта). Лично я их знаю… штук пять, и, поверьте, ничего хорошего из этих «конфликтов» не вышло! Зато вышли, естественно, подверженные критике, но, тем не менее, полюбившиеся кинозрителям фильмы, один из которых — «Трудно быть Богом» «образца 1989 года», советско-германско-… и т. д. производства, которое во всём мире именуется — «ко-продакшн».
…Я этот фильм смотрел раз 10, и ещё буду смотреть столько, сколько отведёт мне Жизнь, Господь (Высший Разум). И каждый раз у меня из глаз потекут слёзы, как и у «наблюдательницы» за Руматой, понявшей, что такое простая, человеческая Любовь… На мой взгляд, это сильнейшая, драматически-эмоциональная сцена во всей картине.
… А действительно, трудно быть Богом, особенно когда ты человек и у тебя есть совесть (частица Бога в душе), которая не позволяет тебе быть хладнокровным наблюдателем/фиксатором злодеяний, творящихся пусть даже на чужой планете. И когда человеческие чувства, сострадание к ближнему своему («Возлюби ближнего своего как себя самого» — учит нас Он) вырываются из саркофага холодной, чисто рассудочной логики, хоть как-то вмешаться в происходящее просто необходимо, и тогда прогресс возобладает над регрессом, а развитие совершит новый виток — ввысь! Об этом и роман, и фильм. Я как-то уже приводил пример из одного серьёзного американского сериала («Противостояние», 1994, по роману Стивена Кинга), когда, казалось бы, всё кончено и ракета с ядерным зарядом уже готова взлететь на поражение противников Сатаны. Но в последний момент появляется гигантская огненная Рука Бога и сминает ракету (Он Вмешался!!!), а устрашившийся Дьявол (мистер в ковбойских ботинках), обратившись в ворона, мгновенно ретируется в известном направлении… Теме «прогрессивного вмешательства» (но несколько другого) посвящена и вышедшая годом позже советско-чехословацкая картина «Подземелье ведьм» (уже рекомендованная здесь) по сценарию нашего замечательного писателя-фантаста Кира Булычёва. Кстати, вспомним «написанный» им же другой знаменитый фильм — «Через тернии к звёздам» (1980), где земляне спасают от зла другую планету уже по просьбе её официальных властей (что, кстати, делает Россия в Сирии — актуальный пример из современной реальности!!!). А ведь ещё раньше (1973—74) была дилогия «Москва-Кассиопея» и «Отроки во вселенной», где земные «отроки» спасали тамошних людей от владычества роботов… Как видим, тема «боговмешательства» обширна и плодотворна. Но не стоит забывать, что братья Стругацкие были, похоже, её первооткрывателями, поскольку их роман «Трудно быть Богом» был опубликован ажник в 1964-м году! Но вот что особенно и удивительно! В своём интервью (2004) Борис Стругацкий заявил, что персонажи романа (земляне) «не являются прогрессорами… Всё прочее — это (не одобряемая их начальством) самодеятельность. Прогрессоры в мире Полудня появляются век спустя («Обитаемый остров», «Парень из преисподней»). «Нехай будэ так», как говорят на Украине. Но мы считаем по-своему!
… Кое-что любопытное. Оказывается, в первом варианте «Трудно быть богом» дона Рэбу именовали «дон Рэбия», с намёком на Берию. После недвусмысленных намёков авторам они намёк убрали…
… А где-то мы всё это видели! Здешние авторы рецензий справедливо задались вопросом: в романе город Арканар- прибрежный, с домами, а в нашем фильме он какой-то пещерный… Так вот, режиссёр решил сэкономить трещавший по швам бюджет и воспользовался базой Ялтинского филиала киностудии им. Горького, а именно расположенным у Бахчисарая древним пещерным городом Чуфт-кале. А вот где мы это до того видели: в фильме «Через тернии к звёздам»! А ещё известно, что в тамошних декорациях/выгородках «Трудно быть богом» снимался вышедший на экраны на год раньше (???) фильм «Новые приключения янки при дворе короля Артура». Странно… Или кто-то монтировался долго… Но похоже на армию: «Пост сдал! — «Пост принял!».
…Я не собираюсь хвалить/критиковать немецкого режиссёра и актёров. На то время всё было отменно снято и смонтировано (были спецэффекты, но почти никакой «компьютерной графики»). Забавно, что «дракона» изображал разрисованный вертолет «МИ-2». Понятно, что внешний вид, конструкция корабля землян были скопированы со «Звёздных войн» Лукаса. Ну и что? — Учитесь у старших! А вот сравнивать наш фильм с одноимённым многолетним творением Германов, старшего и младшего, я оставлю вам. Но лично мне больше люб именно наш фильм. Хотя бы потому, что он понятен Любому простому, вдумчивому кинозрителю. А «заумь» свою возите в Канны, на «Берлинале»! Это называется — «фестивальное кино», по большому счёту, обычным зрителям не нужное!!!
7 из 10
3 апреля 2019
Фильм Питера Фляйшмана по одноименной повести братьев Стругацких «Трудно быть богом».
Фильм о вмешательстве и невмешательстве в исторический процесс, не совсем по книге и следовательно не совсем то, что ожидалось, /слишком уж просто/. Может причина в том, что фильм снят на киностудии им. Довженко, /почти на периферии/, в брежневские застойные времена, /цензура/, или финансовые, технические, или ещё какие проблемы, но фильм явно недотянул. Но сравнивая с фильмом Фляйшмана с фильмом А. Германа, видишь, это совершенно разные миры, с совершенно разным течением и жизни и мысли. И режиссёрские недоработки в данном случае выступают, как расширитель сознания, понимания предложенной истории.
Питер Фляйшман, немецкий режиссёр, учился в Мюнхене, в Институте кино и телевидения, начинал с документального кино. В Германии считается одним из ярких представителей Нового Немецкого кино.
Аркадий и Борис Стругацкие, русские писатели, классики научно-фантастической литературы. Книги братьев были переведены на 42 языка и изданы в 33 странах мира.
Где-то на какой-то далёкой планете, живут люди, такие же почти, как мы только с другим уровнем развития. И на этой же планете другие люди, такие, как мы, /потому как земляне/, но тоже с другим уровнем развития ведут научные исследования. Они занимаются разумной коррекцией исторического развития общества. А общество-то в глубоком средневековье по уши погрязло. Самое время развития пыточного дела, яды, как большое искусство, охота на ведьм и на мало-мальски грамотных, думающих людей.
Так вот Арканар, не то город, не то что-то типа княжества, и в этом Арканар внедрён ещё один свой человек, наблюдатель Румата Эсторский.
Но так ли это легко наблюдать не вмешиваясь, ты же не просто так, ты же живёшь в этом мире и невольно стаёшь частью этого мира, и боль этого мира стаёт твоей болью. А мир, в отличии от мира Германа, солнечный, тёплый, такой же, как наш. Живи и радуйся, вот только дураки и дороги, те самые дураки, которые народ по тем самым дорогам к счастью ведут,
А ты то знаешь, где найдёшь, где потеряешь, ты же грамотный, в школе наверное на пятёрки учился, историю, как свои пять пальцев изучил, а тут повторение пройденного. Всего лишь руку подать, упавшему, как там Господь Бог руку Адаму в Сикстинской капелле протягивает. Протягивает, да недотягивает.
Трудно быть богом. Потому, как быть богом для них и быть богом вообще не одно и то же.
Румата будет консультироваться со своими, летать на вертолёте, «пусть думают, что дракон», стрелять с бластера, история будет плавно, и не совсем плавно переходить в боевик, или подобие боевика, будет и немного обнажённого женского тела, /как без того/.
Да не так всё просто в этом «боевичке», как не просто, в «королевстве датском» Как непросто было тогда там, в стране воинствующего социализма. Не оттуда ли корни всех бед нынешних, не оттуда ли и руки убийц тянуться, патриотизмом высоким прикрывающихся. Об Арканаре сей фильм, или о нас с вами. Вот так «помочь» по доброте душевной развивающейся стране, и утопить её в крови, дабы усилить своё присутствие, дабы перенаправить денежные потоки, дабы почувствовать себя богом, судьбы мира решающим, по своим прихотям да выгодам.
Можно конечно в очередной раз закрыть глаза и уши и сказать себе, что всё это ерунда. Бога нет и драконов тоже не бывает.
И война у них гражданская, и там нет нашей армии, там только добровольцы, занимающиеся разумной коррекцией исторического развития общества.
27 февраля 2016
Мало кому известно что до выхода в свет фильма Германа был такой вот фильм. Так же связанный со Стругацкими и ихним произведением.
Главнейшей своей отличительной чертой он выделялся в перестроечный период уже фактически не Советской эпохи, тем что он старательно усилиями для своей популярности и жаждой получения высокого гонорара сильно походил на голливудские фильмы. Режиссер фильма Плейшман даже для главной роли старался пригласить более известного актера в Европе (хоть я даже его фамилию не помню).
Можно также и вывести некую связь с первоисточником, но здесь она сильно потеряна и сам фильм выглядит не плохо, хотя в основе своей он всего лишь фильм, просто фильм.
Выделяется из общей этой серой массы только хорошие мысли, да и Филипенко в роли злодея.
Стоит также упомянуть что творению Плейшмена хоть немного удалось более соответствовать книге.
10 января 2015
Когда смотришь экранизацию одной из своих любимых книг, то всегда относишься немного предвзято к фильму, ожидая как минимум шедеврический шедевр и докапываясь до каждой мелочи. Ну а когда из любимой книги, пропитанной горечью, отчаянием и безысходностью делают нелепый фантастический боевик, то о таком фильме сразу портится впечатление и его просмотр становится настоящей мукой. Проще говоря, гениальную книгу почти экранизировали очень нелепо и от книги Стругацких осталась лишь основная сюжетная линия, а внесенные изменения и измененный финал смотрятся нелепо и не естественно. Также как-то неестественно смотрятся некоторые эротические сцены, которых в романе не было и в помине и, как очень точно выразился автор одной из рецензий на Кинопоиске: «Как будто из порно фильма убрали самые пикантные сцены, оставив только незамысловатый сюжетец и быструю игру актёров». Актеры, кстати, тоже мягко говоря не впечатляю, играя слишком неестественно. У меня сложилось такое чувство, что почти все в первый раз перед камерой оказались и не знают, как себя вести. Исключение составляет Александр Филипенко, который неплохо воплотил образ главного гада, пускай и этот образ не совсем похож на тот, что был в книге. Костюмы и декорации тоже не впечатляют — складывается такое ощущение, что создатели здесь собрали поддержанные, ветхие декорации, потому что они вообще не впечатляют и выглядят как-то нелепо. Про сценарий я уже сказал, что он совсем не соответствует книге и, откровенно говоря, очень слабый и скучный.
Итого, мы имеем — проходной, скучный, нелепый фильм, который можно назвать экранизацией с большой натяжкой. Из шикарной, гениальной повести Стругацких сделали проходной недобоевичок в худших традициях плохих экранизаций фантастики Голливуда.
Возможно, мне фильм так не понравился лишь потому, что перед этим я прочитал книгу, так что, если вы не читали произведение Стругацких, то не исключена возможность, что вам понравится. если же вы читали, то лучше вам обойти этот фильм стороной, потому что скорее всего этот фильм вас сильно разочарует.
4 из 10
9 ноября 2014
А я вот искренне не понимаю, за что в Фляйшмана летят тапки? В целом, он довольно точно придерживается текста одноимённого романа, за исключением, конечно, сильно просветлённого финала. Да, Антон-Румата выглядит у него бойцом, не знающим, правда, куда и как приложить свои силы и ограниченным в действиях, но бойцом. Так ведь и у Стругацких он далеко не рефлексирующий нытик. Да, и с Кирой у Руматы — было. И опальных грамотеев и противников Ордена он на вертолёте подвозил. Разговор с Будахом о том, что бог может сделать для людей, без изменений сохранён опять же.
Соответствие остальных образов — опять же в самую точку. Особенно удались дон Реба в исполнении Филиппенко — эдакий «серый кардинал», одначе ни в коем случае не серости, барон Пампа и Кира.
А вот что самое интересное, смысл фильма углубляется. Ближе к 90-м романтика светлого будущего сильно потускнела. Так что наблюдатели посылаются не из светлого будущего, в котором можно творить, выдумывать, пробовать и вообще трудиться на благо человечества, а из общества сытого и потребительского, хотя и высокоразвитого, особенно в техническом смысле. И не богами хотят они быть, не помощниками и даже не исследователями, а зрителями остросюжетного реалити-шоу. Ой, зырьте, ребята, король забавляется. А вот войска Ордена, вооружённые до зубов, уничтожают восставших — чем не прикольная сцена из боевика? Так… с вязь теряется, товарищ глаза закрыл, а интересно, чем он таким занят с этой. Как его, Кирой? Ничё, тепловое излучение используем. Правда, тут же наблюдает неравнодушная к Румате девушка… Ой, а чего она плачет? Перенапряглась?
Естественно в таком обществе безэмоционально фиксировать чужие проблемы, снимая их на видео -нормально, а пытаться помочь в проблемной ситуации или хотя бы дать ей оценку с точки зрения человеческой морали -ненормально и вирус варварства. Этим, кстати, и обуславливается поставленный эксперимент и над Арканаром, и над наблюдателями, и над наблюдателями за наблюдателями, которые, по идее, оказываются ничем не лучше дона Ребы, хотя и манипулируют отнюдь не средневековым инфантилом-королем, а, казалось бы, вполне просвещёнными людьми.
10 из 10
7 августа 2014
Эту экранизацию я недолюбливал. И считал её второй по отвратительности экранизаций братьев Стругацких, первый был дилогия Обитаемый остров. Но после выхода экранизации Германа, к Обитаемому острову я стал более лучше относится (хотя я все ровно считаю её плохой), а эту экранизацию я стал считать хорошей. В чем причина таких перемен? Давайте выясним.
Первое, что надо сказать это то, что обе экранизации получились вольными. И обе плохо реализованы (как раз это мне и не нравится в вольных экранизациях), но все таки реализация экранизации 1989 года выглядит по лучше. Второе, в экранизации 1989 выглядит все более нормально, хоть и театрально. А в экранизации 2014 года все выглядит как в Зеленом слонике, только более длинно и скучно. Третье, повествование в фильме 1989 года более понятно, а в экранизации 2014 все на разберешь даже если прочитаешь книгу четыре раза. Пятое, в экранизации 2014 года подтекст сцен и характер персонажей настолько изменены и отвратительные, что хочется отлупить за это сценариста и режиссера (пусть даже покойного) лично. Конечно не большим изменениям подверглось все это и в экранизации 1989 года, но они не вызывают отвращения от персонажей. К примеру борон Пампа, я этого персонажа считал лучшим и вторым, после главного героя, пытающегося вытянуть фильм. Да, он не дотягивает до оригинала, но после того борона Пампа из экранизации 2014 года я его ещё больше полюбил. И даже скажу больше, он и главный герой вытянули фильм в моих глазах, ради этих персонажей стоит смотреть фильм.
В итогах я бы хотел бы поразмышлять об оценках. Раньше я бы поставил этому фильму пятерку по десятибалльной школе, при этом считал её одной из худших экранизаций братьев Стругацких. Сейчас же, после экранизации 2014 года, я считаю её средней и добавляю ещё пару баллов этому фильму. Такие вот метаморфозы сознания могут быть после просмотра Трудно быть богом (2014).
7 из 10
19 июля 2014
Некто не будет спорить, что эта экранизация получилась слабой. Однако её нельзя назвать худший. И мы должны сказать спасибо Герману и Бондарчуку, ибо их экранизации романов Стругацких намного хуже этой экранизации.
Итак как всегда начну с недостатков. Первый недостаток — все экранизация картонная. Да, все персонажи, декорации и сюжет в этом фильме выглядят сделаны из чистого картона. И это раздражает, ибо помнишь какие были прототипы этих персонажей и сюжета, и понимаешь как это все слабо реализовано. Хотя лучше картон, чем сумасшедший дом в фильме Германа. Второй недостаток — выбранный жанр картины. Фантастический боевик по фантастическому роману с философским подтекстом выглядит как дешёвый лимонад смешанный с хорошим виски. Вроде бы приятно, но настоящее удовольствие не получаешь из-за того, что не чувствуешь бодрящего вкуса и аромата виски. Хотя это лучше, чем пить коктейль из дешёвого просроченного энергетика, винного уксуса и хорошего виски. А именно такие ассоциации вызывает фильм Германа.
Теперь поговорим о достоинствах этого фильма. Во-первых это персонажи Румата и Пампа. Первый выглядит таким благородным, что не вольно веришь, что он бог воплоти. И так должно быть, в ситуации, когда человек из технологического мира попадает в средневековье. И да, ему не стоило быть ангелом после всего сделанного донам Рэбе, но он держался до последнего. Что же касается сравнения с другим Румате, то оба образа приятны как герои. Второй это крутой воин, который может уничтожать армии. Конечно, это книжный Пампа мог сделать. Однако его воплощения в этом фильме похоже на него, но не доходит до идеала. И это лучше, чем трусливый толстый борон у Германа. Во-вторых это финал картины, который меня порадовал, ибо показали саму мясорубку арканарскую. Правда в книге Стругацких и фильме Германа это делал сам Артем в большей степени, а не какой то левый человек. В-третьих это диалоги из оригинала. Честное слова, они доставляют из-за того, что их подтекст не был изменен как это было у Германа.
В общем, крепкая, средняя, слабенькая экранизация получилась у Петера Фляйшмана. Назвать её плохой я не могу, но и хорошей то же не могу. Однако лучше она, чем фильм Германа, о котором я не хочу писать рецензию. Ибо сам фильм не стоит этого.
И помните слова известной песни:
Gott weiss ich will kein Engel sein.
6 из 10
19 июля 2014
Стругацкие одни из лучших писателей-фантастов. Но к сожалению экранизация их книг всегда имели проблемы. И в основном это было то, что все эти фильмы мало кому были известны. Одна из таких экранизаций и является Трудно быть богом.
Многие фанаты этой книге говорили об этой экранизации плохо, и их можно понять. Ведь этот фильм превращает философско-фантастический роман в попсовый фантастический боевик. Однако главная претензия к фильму является то, что это вольная экранизация. Увы, но вольности режиссера и сценаристов всегда не приветствуется у любителей книжного оригинала. Но я не из таких, хотя читал книгу и она мне нравится.
Итак, что же может понравится в этом фильме? Во-первых там можно понять что происходит в кадре, в отличии от экранизации 2014 года, где даже читавший не поймет повествования фильма. Во-вторых это персонаж дон Рэба. Да, злодей он клишированный из вида интриганов, но дико доставляет. В-третьих это сам дон Румата, который похож чем то на ведьмака (и этим мне в нем и понравилось). В-четвертых это барон Пампу. Этот воин заслуживает уважения, и его характер хорошо сделал фильм как по книге, но в книге он был толще. В-пятых это битва серых против крестьян. Да, это не Властелин колец, но эта битва была не плохо поставлена. В-шестых это великолепный финал для фильмов этого жанра. Конечно он немного клише, однако он мне приглянулся.
Иными словами вышел хорошенький фантастический боевик для восьмидесятых годов. Конечно не шедевр, но посмотреть можно.
7 из 10
17 июля 2014
Аркадий и Борис Стругацкий являются самыми крутыми писателями фантастических романов в СССР и в России в целом. Однако с экранизациями книг им не везет. Да, были нормальные фильмы Сталкер, Чародеи, Искушение Б и Гадкие лебеди, но все остальные не дотягивали до идеала. Так получилось и с фильмом, который снимала ГДР совместно с СССР по повести Трудно быть богом. Фильм получился средним по-зрелищности, но среди фанатов АБС он вызвал бурную негативную реакцию. Почему? Да потому что в фильме нет души, которой есть в книге. Но если честно, эта реакция была на этот фильм зря. Ибо фанаты АБС не видели дилогию про Обитаемого острова, там все в 100 раз хуже. Однако довольно прелюдий, ибо надо переходить к делу.
Начну с минусов. И минусы начинаются с различием с книгой. И я не буду говорить про мелкие детали. Я буду говорить про самую главную часть — про местность Арканара. По идее там должно быть леса и болота, а не пустыни и прерии. И это немного напрягает. Далее претензии без сравнения с книгой. И вторым минусом фильма является то, что все декорации и люди тут картонные. Ну, тут можно привести оправдания, что восточные немцы не такие крутые как наши люди, и не могут сделать нормально все. И на этом мои претензии к этому фильму закончились.
Теперь о плюсах. Мне нравятся в этом фильме как сделаны персонажи, ибо фрики меня всегда веселят. Румата — это фриковая смесь благородного рыцаря с классным ученым. Кира — это фрик любимой наложницы. Бухдах это фрик ученого а-ля Леонардо да Винчи. Король Арканара — это фрик трусливого молодого льва. Отец Гаук — это фрик боевого монаха. Рэба — это фрик главного хитроумного злодея, который смахивает на Юрия из игры Red Alert 2. И этот список можно продолжать и дальше, но я закончу на самом крутом фрике. Пампа — фрик эпичного война, который сметает армии врагов. И этот капустник фриков вышел на ура. Далее идет финал фильма, который без подобен среди финалов фантастических боевиков. Этот финал, для меня, так же вошел в память, как финал из Зловещих мертвецов 3: Армия Тьмы. Ну, и так же мне понравилось две сцены не для детских глаз.
И в итоге получился приятный фантастический приключенческий боевик, который слаб по-сравнению с книгой. Но этот фильм я готов смотреть, даже самом дождливым днем.
7 из 10
18 мая 2014
Я честно не знаю за что ополчились на этот фильм. Точнее знаю, все из-за того, что философия книге в фильме плохо передали. И кто-то назовёт его самой худшей экранизации по книгам Стругацких, но это зачет, что они не смотрели Обитаемый остров и Трудно быть богом (2013), а эти фильмы гораздо хуже этого фильма. Но обо всем по порядку.
В фильмы хорошие спецэффекты для своего времени. Я даже был приятно уделен тому, что это было сделано в социалистических странах. В особенности удивлявшийся финалу, который переполнен экшеном и эпичными моментами. Я сопереживал персонажем некоторым персонажем, в особенности Румате и Кире. Ибо мне их любовная линия очень понравилась. И на мой взгляд главного антагониста Рэба не плохо сыграл наш актер Александр Филиппенко. Признаться честно, он меня заинтриговал, и я считаю его одним из 100 самых крутых злодеев в кино. Понравился мне, и борон Пампа, который очень брутальный и благородный. И я чувствую, что он мог бы порвать любого, кто обидит его друзей и его баронессу.
В общем фильм получился хорошим. Да и он, был хорошим средненьким фильмом ещё до Обитаемого острова и Трудно быть богом (2013). Просто народ тогда не привык к таким фильмам, а сейчас он выгляди очень устаревшим. Но те кто кричит, что книга лучше, конечно же правы. Но несмотря на это фильм мне понравился.
8 из 10
17 мая 2014
Именно такой термин можно дать этому фильму судя по реакции зрителей тогда в 1989. Но тогда люди не были готовы к голливудским боевикам сделанных в Восточной Европе и России. Сейчас этот фильм выглядит устаревшим, но я готов это принять и оценить его как будто это вышло сейчас, а технологии в этом «сейчас» были на уровне 1989 года.
И так начнем с минусов. А минусы познаются в сравнении с книгой. Первая что бросается в глаза, это ландшафт местности. В книге местность Арканара описывается как подобие европейской местности, а не местности Палестины. Да, и судьбы нескольких персонажей были изменены. Кого то убили, но в книге он выжил. Кто то выжил, но в книге его убили. Но самая главное это то, что в фильм не передали философию книги. Да, что то герои говорят, но этого не чувствуется.
А теперь о плюсах. Во-первых это крутые спецэффекты для стран Варшавского договора в конце 80-ых. Во-вторых я обожаю, когда все сделано в стили Конана-варвара, только прибавили немного технологий из более технологичного мира (и я про землян). В-третьих это персонаж барон Пампа, который мего крутой вышел в этом фильме. Этакий эпичный герой наподобие Ильи Муромского. Честно признаюсь, я хотел что бы он был главный в этом фильме. В-четвертых это сам Румата, он же Антон, его сделали менее крутым, чем Пампу, но он ему то же сопереживаешь. И в-пятых это финал, где выливается весь экшен, который был в фильме. И после этого понимаешь, вот она арканарская резня.
В итоги фильм вышел средний, и его недооценили. И я бы мог поставит ему 6 баллов. Но после дилогии Обитаемый остров и артхауса Трудно быть богом (2013), о котором я не стану ни чего писать, ибо кроме мата на этот фильм слов нет; я добавляю ему еще один балл.
7 из 10
17 мая 2014
Признаться, такой унылой экранизации я, пожалуй, еще не видел. В заголовке слово «экранизация» именно поэтому написано в кавычках.
Весь сюжет весьма интересной повести, которая читается на одном дыхании, вырван кусками, перемешан и слеплен в комок чего-то некрасивого и дурно пахнущего. Тут нет забавных диалогов, которые вызывают улубку, нет и философских рассуждений персонажей, нет и того чувства базнадеги, которое переодически появляется при прочтении книги. Есть лишь жалкое недоразумение, которое крайне противопоказано к просмотру как любителям фантастики, так и любителям фильмов про Средневековье — ибо это даже не Средневековье. Режиссер и тут решил блеснуть своей режиссерской «выдумкой» и вместо живого и детально описанного города — красивого и мрачного одновременно, перенес действие в пещеры, прорубленные в скалах и бескрайние пустыни.
А наличие тут советских актеров не спасает ситуацию, а скорее наоборот — усугубляет. Ибо после прочтения книги Стругацких и просмотра этого опуса хочется только сплюнуть и всячески отрицать, что у такой повести есть такая «экранизация».
1 из 10
6 мая 2014
Интересно, зачем было его устраивать. Помнится, в фильме «Мама» он не сработал, так вот и тут…
Понятно, почему Стругацким не понравилось. Идейная составляющая их повести и образ главного героя не соблюдены. И хотя мне «Трудно быть богом» нравится всем, кроме коммунарских завихрений (но и их я готова простить как признак времени), я вполне приняла бы какую-то другую трактовку, если бы…
Если бы главный герой хоть как-то играл. Этот Жентара весь фильм ходит с одним и тем же выражением лица а-ля манул, и хотя он постоянно обнажается, один раз даже полностью (без всякой сюжетной необходимости), но увы, показывает при этом глубоко среднюю физическую форму. Еще он светит своими ярчайшими глазами, которые от природы у него такие, будто он носит ныне модные линзы (ну как у Пайна в перезапуске «Стартрека»).
Если бы происходящее было логичным. В повести Стругацких земляне этак деликатно, насколько возможно, охраняют чужую цивилизацию от совсем уж тьмы и зверства, просто не всегда им это удается и агентов иногда срывает. А тут они вроде как изучают их историю, чтобы понять собственную, якобы не вмешиваясь, а на самом деле постоянно летая на вертолете над местными. Зачем-то наблюдают за любовными утехами своего агента. В финале вообще устраивают какой-то бредовый цирк. Почему-то постоянно изрекают что-то про необходимость контроля эмоций, вулканцы тоже еще нашлись. Со своей стороны арканарцы не отстают. Барон Пампа удивительно реагирует на фальшивого Румату: «Ты кто?» — «Я Румата» — «Врешь, он был моим другом и умер у меня на руках» — «А, ну, ты никому не говори только» — «О чем речь, брат, выпьем». Все отрицательные арканарцы постоянно ржут, будь то бой или пытки, очень смешливая нация. Все положительные арканарцы разговаривают лозунгами и требуют едва ли не власти народу у белого света. В роли могучей армии дона Рэбы выступает какой-то сброд числом до пятидесяти человек.
Если бы драки не были бы так убого поставлены. Такой уровень драк выглядит милым ретро в фильмах шестидесятых, но накануне девяностых выглядит дешевкой. Если бы озвучание не было каким-то не попадающим в движения губ дубляжом с постоянными грубыми сшивками.
Да, не так плох дон Рэба, и довольно мил король, напоминающий в своем парике болонку — его играет симпатичный француз. Производит определенный эффект то, что в этом фильме пытают даже детей, ну и обнаженка обоего пола тоже, в общем, этак слегка удивляет в советском фильме-то, даже конца эпохи.
Но что-то больше плюсов не нахожу.
5 из 10
29 октября 2013
Эту экранизацию знаменитой повести братьев Стругацких принято ругать. Причина этого, однако, вовсе не в качестве фильма и не в искажении сути произведения — скорее, в личном конфликте немецкого режиссера Фляйшманна с авторами, в его желании самому контролировать процесс съемок. Что ж, если допускались артхаусно-филосовские трактовки у Тарковского и Сокурова, то почему бы и не быть версии героико-эпической, с непременными атрибутами жанра — брутальным рубиловом и обнаженкой? Если разобраться, суть книги не так уж и исказили — самые существенные изменения коснулись антуража (вместо декораций в духе средневековой Европы перед нами, скорее, средневековый же Ближний Восток) и основной сюжетной линии. Здесь Арканар — пустыня, Цурен поднимает восстание, Киру не убивают — ну и что? Разве все эти изменения помешали Фляйшманну отразить пучину жестокости и невежества, в которой погрязли обитатели планеты, так похожей на нашу? Разве он не показал боль и противоречия, снедающие душу главного героя? На мой взгляд, суть повести отражена вполне. Ну да, впечатлился режиссер недавним «Горцем» и сделал рыцарское кино. Но объясните мне — что в этом плохого?
4 марта 2013
Как просмотрел фильм, понял, какая у Стругацких была тяжёлая жизнь. Мало того, что цензура доставала, так ещё и режиссёры, экранизовывавшие их повести снимали ТАКОЕ!
1. Актёры.
Да уж! Зентара постарался. Вместо благородного Руматы-Антона вышло какое-то чмо, размахивающее мечом и практически бессмертное. А актриса Анн Готье видно думала, что кроме того, чтобы эффектно снять платье, от неё ничего не требуется. Остальные тоже не блещут.
2. Сюжет
Бедные Стругацкие. Из шикарной повести получился примитивный непродуманный боевичок. Чтобы это было похоже на первоисточник, Фляйшман заставил героев в перерывах между размахиванием мечом рассуждали о морали. Ну и как же в таком фильме без «изюминки». Главный герой уединившись со своей возлюбленной (Анн Готье) только через некоторое время выключает камеру у себя на лбу. Наверное, чтобы его сослуживцы позавидовали, какие формы у его девушки. Но это ещё не всё. Тем самым сослуживцам приспичило посмотреть, что будет дальше, и они посмотрели это дело в инфракрасном спектре. Видно Интернета у них на корабле нет, и без порнухи они изнывают.
Вывод: Фильм — надругательство над прекрасной повестью «Трудно быть богом». До просмотра я даже представить себе не мог, что из философско-социальной повести можно сделать дешёвый (именно дешёвый, ибо даже на нормальные спецэффекты денег не хватило. Да что там спецэффекты! Даже на нормальные декорации не хватило) трэш.
27 июля 2012
Перед тем как прочитать ниже написанное, я сделаю маленькое пояснение. Я знал из многих источников (в. т. ч. рецензии «Кинопоиска»), что эта экранизация А. и Б. Стругацких провалилась по всем статьям. Но мне нравиться сама повесть, поэтому я решил всё же потратить время, безусловно, не теша себя надеждой на благоприятный исход. Начну с нейтральных несостыковок:
1. Сразу же бросается в глаза несоответствие местности и самого Арканара тому городу и той местности, которые описаны в романе.
Но с этим можно было бы примириться: видимо волна успеха Татуина с его песчаными безжизненными пейзажами будет ещё долго будоражить неумелых режиссёров. Кроме того, сноска для тех, кто внимательно читал оригинал: в самом начале романа во время встречи в хижине, для помощи в поиске д-ра Буддаха, упоминается прогрессор, работающий под прикрытием, а именно шаманом у диких племён за горным хребтом. Следовательно, режиссёр не то что бы не угадал, он видимо посчитал, что взгляд на события романа через призму полудикого племени будет интересней. К сожалению, он ошибся.
2. Можно смириться с кастингом актёров, которые не попали в образы даже внешне, не то, что игрой. Исключение составляет мальчик — принц.
Теперь явный негатив:
1. Невозможно согласиться с большим количеством эротических моментов. Неужели немцы и в правду могут снимать только порно?
Попытаюсь объяснить: фильм смотрится не как порно — он находится где — то в середине всего этого. Как будто из порно фильма убрали самые пикантные сцены, оставив только незамысловатый сюжетец и быструю игру актёров. Женские лица, особенно своей мимикой, напоминают фильм для взрослых.
Пожалуй, именно половой аспект оставил у меня самое неприятное ощущение. Ведь в оригинале Румата с отвращением относился к дворцовым дамам, ведь они редко мылись! А здесь у нас даже не средние века, а дикари, у которых вместо воды ржавчина!
Но это не пугает главного героя, который только и ищет поводы раздеться. Кстати, его худосочное тельце тоже не вяжется с молодым, здоровенным прогрессором Антоном.
2. Ключевой отрицательный момент: в фильме нет основной смысловой линии повести. В нём не рассказывается, чем конкретно занимается прогрессор Антон, а разорванные диалоги о морали лишь усугубляют ситуацию.
Не хочется верить, что сценарий был написан АБС. Однако в титрах мы видим их фамилии. Скорее всего, сценарий писали они, но потом его подвергли серьёзной правке без участия писателей. Иначе не могло получиться такой глупости.
Аудиоряд и спецэффекты невнятны, и ничем не выделяются.
Рецензия отрицательная, т. к. я читал повесть и не смог примириться с таким вольным её изложением.
Вывод: смотреть нет смысла. С благоговением жду выхода фильма А. Германа в 2012 г.
Всё — таки ставлю
5 из 10
с тем условием, что фильм будет просматриваться человеком, не знакомым ни с одним из произведений АБС.
24 октября 2011
Совместное производство нескольких стран в итоге не пошло на пользу. Сложно сказать, кто управлял всем процессом, но в итоге получилась каша.
Половина эпизодов невнятны, многое остаётся неясным, к каким-то моментам просто напрашивается пояснение, которого нет. Наверно, в книге всё это описано, но в фильм многие вещи, судя по всему, не уложились.
Съёмки довольно масштабны, спецэффекты, учитывая время создания картины, вполне приличные. Актёрский состав разношерстен — масса различных типажей, любо-дорого посмотреть. Правда, за душу никто так и не берет. Рассуждения о морали довольно невнятны (видимо, краткий пересказ оригинального текста) и ни к какому выводу не ведут. Мотивации персонажей вроде бы на поверхности, но какие-то они однобокие. Впрочем, трудно быть богом — а люди всего лишь люди.
Завершает картину и вовсе песня на английском языке, невесть как попавшая сюда. Пожалуй, для русского варианта могли бы подобрать что-то отечественное.
Впрочем, что удивляться, если самим Стругацким фильм в итоге не понравился?
Богом быть трудно. Так может лучше оставаться человеком? Независимо от места и времени.
Тот случай, когда идея лучше реализации.
5 из 10
15 октября 2011
Недавно посмотрел этот фильм и прочитал книгу.
В целом впечатления позитивные.
Фильм снят практически точно по книге. Изменены некоторые детали, ну и, конечно, иностранцы не смогли смириться с концовкой, предложенной Стругацкими. Сделали ее понятной для Европейского зрителя.
Очень понравилось то, что режиссер не изменил основных философских идей исходного произведения (в отличие, например, от фильма Обитаемый остров). То, что не было понято, просто опущено, никакой отсебятины и пропаганды того или иного современного правящего режима.
Негативное впечатление от несколько неестественных батальных сцен и общей мрачности, прямо никакой отдушины.
Фильм не более кровавый и жестокий, чем любые современные боевики и бандитские сериалы. Даже менее. Главные герои хотя бы не делают это с удовольствием и переживают. Поэтому критику по этой позиции не принимаю.
25 сентября 2011
Посмотрев ленту Питера Фляйшмана «Трудно быть Богом» понял, что «Обитаемый остров» Фёдора Бондарчука лучшая экранизация мира Аркадия и Бориса Стругацких. Плохо почти всё, актеры, декорации, диалоги, сценарий, грим. В общем, в фильме очень много минусов, но обо всём по порядку.
Начну с декораций. Видимо, не хватило денег, если вместо средневекового города, рыцарей и нормальных зданий здесь, кажется, что-то доисторическое, какие-то пародии на рыцарей и развалины, руины и пещеры. Вместо леса тут пустыня. Серые, черные и голубые тона, которые должны быть в экранизации такого произведения, заменены на, соответственно багровые, жёлтые и белые. Даже если не сравнивать фильм с романом, всё равно картина выглядит дёшево, однообразно и напоминает скорее театральную постановку, нежели крупномасштабный проект.
Идея с пунктом наблюдения мне понравилась, но подобные сцены должны выглядеть солиднее и зрелищнее, а историки должны ходить не в пижамах, а в нормальной одежде. Но самой главной ошибкой стали сцены, где нам показывают космос, планету и космический корабль. После таких кадров кажется, что фильм стоил копейки.
Играют актёры плохо, проблема с исполнителем главное роли схожа с той, что была при съёмках «Обитаемого острова». Внешне он более-менее подходит на роль, но играет слабо. Остальные даже не пытаются играть. Разве что Александр Филлипенко сыграл неплохо, но фильм это не спасает.
Сценарий написан явно не на основе книги Стругацких. Большинство сцен не соответствует книги, другие заканчиваются не так, как должны были закончится. Характер главного героя немного изменён, концовка даже близко не соответствует книги, в общем, экранизацией фильм назвать сложно. Концовка так вообще похожа на боевую сцену из «Звёздного пути».
Не хочу сравнивать фильм 1989 года с картиной Алексея Германа «История арканарской резни», которая ещё не вышла на экраны, но по кадрам второй экранизации видно, что Арканарская резня будет явно лучше этого ужаса. Ужасны актеры, декорации, плохо поставлены сцены, плохая работа оператора и явно чистые жители Арканара (что не соответствует книге и замыслу авторов в целом) вынуждают поставить фильму самый низкий балл.
1 из 10
31 июля 2011
Когда решаешь посмотреть фильм, созданный по одной из своих любимых книг, всегда задумываешься: а надо ли мне это?
Ведь книга — это одно, это нечто интимное, когда остаешься наедине с текстом. Твоя фантазия вправе создавать какие угодно образы, какие угодно картинки.
Фильм — совсем другое. Здесь тебе как бы навязывают чужую точку видения, и ты уже воспринимаешь рассказ через призму восприятия режиссера, оператора, актеров. Пропадает интимность. Тебе все пережевали, остается только проглотить.
Фильм «Трудно быть богом» по книге братьев Стугацких (тех Стругацких, ранних, которые были для любителей фантастики всем) несколько дней лежал у меня скачанным. Рука (а может, голова)боялась нажать на клавишу «Плэй». Сегодня нажала, и посмотрела фильм.
Начну с того, что я раньше даже не слышала об этом фильме. А снят-то он в 1989 году. Не нашел он, по всей видимости, большого отклика у кинозрителей. Или не показывали его в большом прокате. Не до того, видать, было в те годы, когда рушился колосс под названием СССР. Рождались другие герои, входили в жизнь новые приоритеты. Не до фантастики было. Река жизни прокладывала новое русло.
Да и фильм был снят не русским режиссером, а немецким. Петером Фляйшманом. Это совместное производство Германии, Франции, СССР, Швейцарии. Странно это. Фильм, по одному из любимых произведений советских писателей, был снят иностранцами. Прочитала, что из-за этого сами Стругацкие не любили этот фильм.
Да и главного героя сыграл иностранец — Эдвард Зентара.
Русские актеры тоже есть, правда заняты в эпизодических ролях. Но зато какие имена! Александр Филлипенко, Андрей Болтнев, Михаил Глузский, Регимантас Адомайтис.
Что сказать о фильме? Если коротко — произвел гнетущее впечатление. Грязь, кровь, разруха, убийства, болезни, смерть. И все так реалистично, натуралистически, открыто.
За это критики во всю ругают фильм. Потому что идет вроде бы смакование грязи жизни.
Но нельзя забывать, что это не легкая сказочка про счастливую будущую жизнь, а мир Средневековья с его голодом, болезнями, нечистотами на улице. Мне кажется, что подобная гнетущая атмосфера фильма вполне оправдана. Во всяком случае, мне не хотелось кричать: не верю!
И земляне, проводящие эксперимент на планете, совсем не добренькие, не спасители цивилизации. А лишь сторонние наблюдатели. И вот это отстраненность убивает. Так и хочется на протяжении всего фильма кричать: «Ну помогите же людям, что вам стоит!». Отсюда и тяжелое впечатление от фильма.
Спустя десять лет после выхода фильма «Трудно быть годом, русский режиссер Александр Герман начал съемки нашего русского ответного фильма, в котором Леонид Ярмольник играет главную роль. Но прошло уже, простите, еще почти десять лет, а фильма как не было, так и нет.
Говорят, съемки закончены, а вот монтаж так и не доведен до ума.
Вопрос «Выйдет ли фильм на экраны?» так и остается открытым.
29 августа 2010
К сожалению, я допустил несколько непростительных ошибок, на основании которых хочется построить структуру рецензии.
Ошибка первая. Перед просмотром необходимо читать рецензии. Узнав о существовании экранизации такого произведения, я сразу же кинулся смотреть.
Ошибка вторая. Для меня участие советских актеров и киностудий явилось гарантией качества, т. е. минимум фильм не испортит настроение. 1989 год — это все еще эра советского кино, и в данном случае для меня является загадкой появление такой ленты с участием наших артистов.
Ошибка третья. Увидев начало, не стоило продолжать смотреть, а я продолжил, и негодование на самого себя заставило написать эти строки с целью предостережения от подобных ошибок других зрителей.
С точки зрения характеристики данного «произведения искусства», к написанным рецензиям что-либо трудно добавить.
P. S. Остается лишь надеяться, что экранизация Алексея Германа (в 2012 году) не будет ошибкой.
1 из 10
21 марта 2010
Тот кто смотрел, наверное поймёт моё негодование по поводу этого ублюдка киноиндустрии, мало того что из самого романа «Трудно быть богом» взяты только 1—2 сюжетных хода и десяток имён персонажей, но ещё и игра актёров с работой оператора просто отвратительны… Единственное из-за чего можно посмотреть этот фильм — сцена с бароном Пампой, единственный момент что меня порадовал.
Несколько подробнее…
Арканар — это портовый город с добротными каменными домами и мощёными улицами, но в фильме Питера Фляйшмана это какой то песчаный карьер с убогими вырытыми в карьерных отвалах норами. Мне трудно поверить что в Германии нету ни одного портового города с каменными домами сохранившимися со времен, так сказать, средневековья, это в России хрен найдёшь такой город.
Румата занимающийся с донной Аканой сексом? Ну да как же без этого? Такое ощущение складывается что у немецкого народа в крови любовь к порнухе, хотя я прекрасно знаю что это не так… И подобных непростительно скверных сцен не просто много, весь фильм из них состоит.
Но самая страшная сцена, когда наблюдатель за наблюдателями отчитывает их за проявление эмоций. Человечество будущего изображенное Стругацкими по мнению товарища Фляйшмана — сухое, рациональное, холодное, боящееся проявлений эмоций, живущее без любви и порицающее это чувство…
Смотреть категорически не советую. С нетерпением жду фильма Алексея Германа.
Ах да, отдельного порицания заслуживает русская озвучка, возможно в оригинале она и неплохая, но я к сожалению не имел возможности убедиться в этом.
1 из 10
3 марта 2010
Ни в коем случае не смотрите эту унылость. Мне стало жалко моего потраченного времени.
У авторов не получилось передать ни духа, ни настроения книги. Вместо лесов — какие-то отработанные карьерные отвалы. Вместо шика и блеска столицы — полигон захоронения отходов. Кроме пещер — другого жилья у людей нет. Они не вызывают ни сопереживания, ни сочувствия.
Откровенное смакование кровавых расправ маскирует неспособность достоверно показать масштабные события, все действия распадаются на набор слабо связанных эпизодов.
А в финале их вообще понесло.
Судя по концовке, нынешняя политкорректность и политика невмешательства во что бы то ни было растет именно из того времени.
22 октября 2009
«Трудно быть богом -
На тёмной стороне добру служить!
Трудно быть богом -
Пощадить нельзя, и нельзя казнить!
Трудно быть богом -
Горькую чашу до дна испить!
Трудно быть богом!»
На данный момент, «Трудно быть богом» — лучшая экранизация Стругацких, которую я видел.
Говорят, что Стругацких сложно экранизировать. Может быть, и так. Однако режиссёры зачастую понимают идею книги по своему, и в итоге мало что оставляют от первоисточника, зато стараются сделать всё возможное и невозможное, чтобы получилась неудобноваримая и скучная мешанина цитат братьев Стругацких и личных идей режиссёра. Причём чем скучнее — тем лучше, тем новее и «интеллектуальнее». А куда девать первоисточник?
О чём роман «Трудно быть богом»? И что мы видим в фильме?
1. Роман посвящён теме борьбы. Да-да, именно борьбы. Антон-Румата бросает вызов не своим коллегам и не безумному фанатику Рэбе — он бросает вызов лицемерию экспериментаторов, которые равнодушно следят за убийствами и казнями, аккуратно их записывают, чтобы «анализировать». По большому счёту, им всё равно, что дальше будет с Арканаром и с его жителями. Главное — эксперимент. В фильме это всё есть. И показано именно так, как и должно — прямо, без намёков и без абстрактной беспредметности «Сталкера» или вычурной двусмысленности «Гадких лебедей». Идея пряма как клинок меча. И Румата поднимает меч во имя жизни, а не во имя науки, во имя своих принципов, а чьих-то идей.
2. В книге показана цикличность истории. Вспомним историю Средних веков с их бессмысленной жестокостью, оголтелой религиозностью и консервативной истерией. Все, кто выделялись из серой массы, все, кто нёс свет и пытался проложить дорогу в новую эру — все объявлялись еретиками со всеми вытекающими последствиями. Сколько гениальных идей загублено на корню? И во имя чего? В будущем люди, уже «поумневшие» и «знающие» нашли практически зеркальное отражение своего мира. Но не стали рассказывать арканарцам о своих ошибках с целью вразумить их. О, нет, лучше понаблюдать, как другие проходят свой путь. Это наука? Думаю, что это обычное безразличие. История ничему не научила землян. Теперь другая цивилизация повторяет их ошибки.
3. Подняты проблемы религии и морали. Что есть бог? Кто он? Что он вправе сделать? Вправе ли он карать или миловать? Может ли он чему-то научить людей? Задайте себе эти вопросы, и тогда вы лучше поймёте и книгу, и этот фильм, да и генезис мышления Руматы.
Главный герой не задаёт кому-то вопросы, стоя на свалке. Не рассуждает ни о чём, глядя в камеру. Герой борется с равнодушием, с бессмысленностью, с системой, позволяющей другим умирать. Режиссёр Питер Фляйшман показал сомнения, терзающие Антона, которые в дальнейшем привели к бунту. Может, Антон ничего и не изменил, но по крайней мере, он попытался (как и в романе). И не так важны причины.
Считаю, что ИМЕННО ТАК и следовало экранизировать данный роман (кстати, один из моих любимых). Ну нельзя делать из «Трудно быть богом» второго «Сталкера». Если кто-то не понял этого, мне его искренне жаль.
Очень понравился Александр Филиппенко в роли Рэбы. По моему, одна из его лучших ролей. Жаль только, что вместо средневекового антуража обошлись горами песка и землянками. Что этим хотели показать — неясно. Впрочем, идея фильма передана верно — уже хорошо.
В итоге, моя оценка этого фильма — 8,5 из 10.
P.S. Эх, как представлю, что наснимает Герман — мурашки по коже бегут. Всю ведь идею опошлит…
5 января 2009
Было 8 утра. Я проснулась в квартире своего молодого человека. Из всех развлечений был только телевизор… И я увидела ЭТО!
Из шока выйти было сложно. Слово «балаган» при сравнении в данном случае — оскорбление для увеселительного заведения, но это единственное приличное слово, которое пришло в голову.
Если вы хоть раз читали «Трудно быть Богом», ни в коем случае не смотрите Этот фильм! Ни в коем случае!!!
Стругацких, как и Булгакова, очень сложно экранизировать — любое их произведение каждый читатель переживает по своему. Это те гениальные творения, которые живут жизнью не создателя, а человека, который взял книгу в руки.
В конце 80х-90е вышло огромное количество пошлых картин, когда главные акценты ставили на «обнаженку». Я до сих пор с ужасом вспоминаю засилие бездумного постсоветского кино с псевдоэротикой. Поясню для особо молодого поколения — основной акцент был на «тема сисек раскрыта», ног, кстати, тоже… Причем не важно было, красиво это или нет — главное показать!
Мне безумно жаль, что ТББ пытались экранизировать именно в это время и именно по этим канонам. Это не просто поверхностное восприятие очень философского произведения, это перекраивание всей сути творения Стругацких под шаблон кинематографа того конкретного времени. Я уже не говорю о том, что создатели Этого позволили себе изменить сюжет и концовку…
Моя личная оценка -10 из 10. Пошло, примитивно и так далеко от первоисточника!
P.S. Мой совет всем — читайте Стругацких и ни в коем случае не смотрите кино периода перестройки.
30 ноября 2008