Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Руфь |
год: | 1989 |
страны: |
СССР,
Германия (ФРГ)
|
режиссер: | Валерий Ахадов |
сценарий: | Евгений Козловский |
видеооператор: | Игорь Бек |
художник: | Дмитрий Алексеев |
жанры: | драма, биография |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 января 2003 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Люблю камерное кино, более похожее на спектакль. Здесь всё зависит от диалогов, игры актёров, их мастерства и умения режиссёра «из минимума» создать эмоциональное напряжение. Есть одно НО. При всей моей любви к Муравьёвой, это не совсем её роль. А вот Анни Жирардо справилась потрясающе.
Сам же фильм, на мой взгляд, о том, как по-разному воспринимаются страшные удары жизни, способные перемолоть её в труху. Тётя-француженка, в отличии от своей племянницы, не ропщет постоянно, не обвиняет всех и вся, хотя есть за что. Советская власть лишила её мужа, свободы, родины, молодости, возможности играть, концертировать, заменив всё это на каторжный труд и лагерную баланду. Не ищет, после всех лагерных кошмаров «тёплого места под солнцем». Недаром она постоянно обращается к Библии. Эта книга и вера в Бога, помогли ей не просто выжить, но и очиститься в этом котле страданий, как золото очищается огнём.
- Политики здорово испортили нам жизнь, и всё равно она прекрасна.
Мари — это ещё и тот феномен, не редкий в нашей истории, когда иноземка, полюбив не только Русского мужа, но и Россию, оценив именно всё лучшее в Русской душе и культуре, приняв эти ценности, сделав их своими, стала более Русской, чем многие рождённые по крови, и готова разделить страдания вместе со своей новой родиной. В картине есть ещё мужские персонажи, правда одного мы практически не увидим. Это «достойная» пара для племянницы, мужчина младше её на 10 лет, желающий с помощью брака выехать за границу. И чиновник из обл. культуры. Это интересный типаж советского чиновника, действительно тянущийся к чему-то прекрасному, с уважением и почтением относящийся к бывшей лагернице, ради её таланта. В меру наивный, незлобивый, возможно благодаря таким чиновникам жизнь не превратилась в кромешний ад.
Кино никоим образом не входит в ряд перестроечных фильмов-однодневок, когда все обезумели от возможности критиковать, говорить (или орать) правду, часто делая это бесталанно и грязно. Эта картина заслуживает внимания. Любящие психологическую драму, его оценят.
8 из 10
21 июля 2013
Возможно, будь автором сценария (и режиссером, и продюсером) Антон Чехов, он не стал бы называть эту историю столь торжественно и страдально. Библейская аллюзия в киновоплощнии растворяется в неожиданно обаятельной личности главной героини, для которой ее «вхождение в другой народ» (что и должно ее связать с древней праведницей Руфью), ее противостоянии тьме, бескультурью и параличу воли: явлениям распространенным на всем протяжении советской истории, ставшими материалом для многочисленных театральных и кинопостановок в 1970-е и 1980-е годы. То, что француженка так разительно преобразилась в русскую кажется не столь важным, более весома ее несгибаемость, позволяющая ей спустя так много лет быть по-прежнему активной, сопротивляться пошлости и хамству в робком и почтительном директоре клуба, во внезапно упавшей на голову из ниоткуда племяннице с ее стеснительным женихом.
Мари Ламбаль-Булатова, откликнувшаяся на приглашение сельского культур-трегера, стала центром притяжения сразу для многих людей. Местные увидели в ней не только пианистку-гастролершу, но и человека высокой культуры (особенно прекрасен Алексей Петренко со своим заикающимся лицом), искреннего и бескорыстного. Племянница, считающая ее сперва недалекой, после длинной ссоры убедилась в ее нестерпимой принципиальности и гордости. «Руфь» при этом жертвенна, она готова играть Дебюсси в едва натопленном захудалом сельском клубе, готова поставить подпись под дурацким обращением к Французской республике по поводу восстановления гражданства (это нужно племяннице). Но своей позицией, открытой для прямого разговора, для исповеди она всех подводит к моменту истины. Как прошедший лагеря человек, выстрадавший в полном смысле слова право говорить в глаза правду, она сильно оттеняет и недалеких провинциалов, живущих и прозябающих так, словно ничего в стране не происходит (не подозревающих о Дебюсси), и позднесоветских интеллигентов, засобиравшихся как крысы на запад, так как у них появился шанс уехать (а в прошлом они страдали от режима). «Руфь» для всех них страшное испытание.
Жирардо прекрасно справилась с ролью, в дубляже ничего не потеряв, а возможно приобретя проникновенный тембр и гладкий русский язык. Несмотря на явную политизированность темы и сюжетных решений, фильм балансирует на краю китча, его нельзя запросто маркировать как «перестроечное кино про срыв покровов с преступлений Сталина». История совсем не от том.
А атмосфера клуба придает этой камерной драме несказанную прелесть.
9 из 10
1 апреля 2013
Прекрасный глубокий фильм. С подтекстом, с болью, почти без действия, все внутри, в словах, все понимаешь, всему сочувствуешь. Кажется нереальным, но Павел переигрывает Жирардо. При всей её гениальности, огромном драматическом таланте. Может быть, дело в дубляже. Ей не веришь, хотя фактурно она должна соответствовать. Кажется, что французский разум в принципе не может измыслить, а потому сыграть пережитое женщиной в ГУЛАГе. Все не то, не так. И в какой-то момент ловишь себя на том, что смотришь уже не на нее, не за ее игрой, а за малейшими оттенками роли Павла. Веришь, плачешь, понимаешь, что передана вся красота чувства любви, настоящей, не пустяшной, которая выше всех обстоятельств, хотя все лишь угадывается. И очень неплохая работа Муравьевой. Хотя, наверное, могли быть варианты при подборе актрисы на эту роль. Что-то могло прозвучать тоньше. Есть кадры, где они совсем не «встречаются», так, что ли. В общем, всем рекомендую.
26 июня 2009