Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.5 |
IMDb | 5.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Поворот на Трансильванию |
английское название: |
Transylvania Twist |
год: | 1989 |
страна: |
США
|
слоган: | «You'll laugh all the way to the blood bank!» |
режиссер: | Джим Уайнорски |
сценаристы: | Джим Уайнорски, Р.Дж. Робертсон |
продюсеры: | Роджер Корман, Алида Кэмп |
видеооператор: | Зоран Хохштэттер |
композитор: | Чак Кирино |
художники: | Гари Рэндолл, Венди Гидери, Бет Эллиотт |
монтаж: | Нина Джилберти |
жанры: | ужасы, фэнтези, комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 марта 1990 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Молодой человек по имени Декстер Вард приезжает на похороны дядюшки-библиотекаря, который посреди церемонии вдруг передумал умирать, поднялся из гроба с наказом племяннику найти некую Марису Орлак, поехать с ней к ее отцу графу Мариусу Орлаку и забрать у него старинную книгу, которую библиотекарь легкомысленно отдал ему 20 лет назад. Книга же, небезызвестный Некрономикон, оказалась воротами зла в наш мир и должна быть непременно уничтожена. Мариса оказалась красоткой-блондинкой, начинающей актрисой и певицей. Вместе они отправляются в далекую Трансильванию за колдовской книгой, навстречу опасностям, взяв в свою компанию Виктора Ван Хельсинга, знаменитого охотника на вампиров.
Джим Уайнорски вместе со своим другом и учителем Роджером Корманом оказали огромное влияние на американское кино категории В-муви в 80-е и 90-е годы. Снимали они фильмы самых разных жанров: хоррор, фантастику, фэнтези, приключения, детективы, эротику, комедии. Уайнорски самозабвенно любил кино, сам процесс его создания, работал много и с удовольствием, потому в его фильмографии огромное количество малобюджетного независимого трэша, коего в то время снималось немеряно, самого разного качества и тематики. Но фильмы Джима Уайнорски отличались в этой массе непременным присутствием юмора, иронии, какого-то внутреннего драйва, наличием большого количества полуголых красоток, при случае нехватку актерского таланта у которых вполне заменяли роскошные формы и симпатичные личики. Эротике в его фильмах уделялось значимое место, и часто она так близка была к границам порно, что порой мягко сливалась с ним в сюжете, заполняя немалую его часть собою, словно жидкость в сообщающихся сосудах, независимо от жанра. Уайнорски считал, что наличие красивых женщин в картине — это половина успеха фильма, а обнаженная женская грудь на экране — самый лучший спецэффект. Он пользовался этим рецептом успеха смело и уверенно, добавляя, компонуя и дозируя ингредиенты по вкусу и настроению.
«Поворот на Трансильванию» являет собой комедийно-пародийный коктейль, в котором намешаны сатирически-иронические оммажи к разным культовым и узнаваемым фильмам ужасов разных мастей, детективам, мюзиклам, а также к актерам из этих фильмов. Ирония рассыпана по всему фильму щедрой рукой режиссера — зрителю же, чтобы ее заметить, оценить и понять, нужно быть хорошо насмотренным любителем ужастиков. Этот фильм как ребус, лабиринт-загадка, который можно не только смотреть, но и отгадывать, на какой фильм намекает та или другая сцена или из какого фильма появился тот или иной персонаж.
Что вам напоминают мистические ритуалы по вызову демона с пафосными речами, метаниями молний и дурацкими заклинаниями? Или Пинхэд, выходящий из здания под вывеской «Трансильванская акупунктура» и указывающий на утыканную иглами голову со словами: «Мне плевать, кто и что про это говорит, но это больно». Узнаваемо-шаржированного в комедии много. Трансильванский аэропорт, пассажирские зоны которого делятся на белую, красную и сумеречную, а носильщиками там работают зомби. Нелепый монстр-инопланетянин, похожий на бочку с клыкастой головой и клешнями из фантастических фильмов 50-х годов. Многочисленные громы и молнии в темной синеве неба, волны бушующего прибоя, расшибающиеся о прибрежные скалы, на которых стоит мрачный старый замок — без этих атрибутов не обходится ни один готический ужастик. В лесах бродят динозавры из «Парка Юрского периода» и волки-оборотни, воющие на Луну. Даже само вступление, в котором знаменитые монстры Кожаное лицо, Фредди Крюгер и Джейсон Вурхиз преследуют прекрасную селянку, которую сыграла королева крика Моник Габриэль, идущую с корзинкой через ночной лес, загоняют бедняжку в лесную хижину и… здорово жалеют об этом, ведь дело происходит в Трансильвании, где вампиров не меньше, чем в Бразилии донов Педро. В фильме спародированы и высмеяны расхожие штампы и приемы хоррор-фильмов, популярные сюжетные линии, мизансцены и ракурсы.
Сам замок как огромный мир кино, многочисленные залы которого являют собой декорации разных классических фильмов страшного жанра. Тут есть залы «Фантазма», где Энгус Скримм, совсем как в кино, метает в гостей свои смертоносные сферы, как бейсбольные мячи, а вне этой комнаты он просто служит дворецким этого замка. В собственной комнате живет Борис Карлофф, скучая от одиночества. Есть комнаты 3D фильмов, огромные гостиные с фамильными портретами на стенах, один из которых — точная копия героини. И конечно же, дух этой дамы вселяется в свою пра-пра-правнучку, которой героиня и оказывается. У них даже имя одинаковое — Мариса. Тут режиссер не упустил возможности оттоптаться на «Изгоняющем дьявола» с явными признаками одержимости нечистым духом. Не оставлены без внимания и кочующие из фильма в фильм туповатые, но отважные местные жители, решительно отправившиеся с вилами и граблями, чтобы сжечь замок вампира, но заблудившиеся по дороге, поскольку ошиблись и взяли карту Армении вместо Карпат, и весь фильм бродящие по горам и лесам в поиске поворота на Трансильванию.
В своем фильме Уайнорски поиздевался и над телевидением с дурацкими конкурсами и ток-шоу, глупой рекламой, видеоклипами с эффектным, но бессмысленным видеорядом, ситкомами с подложенным смехом, который раздается вне зависимости от того, что говорят на экране персонажи. Сами герои иногда комментируют друг другу происходящее на экране, совсем как это часто делают зрители в кинозале. Воспоминания Ван Хельсинга вдруг пробегают фильмом перед глазами Марисы и Декстера во время его рассказа, как рекламный ролик по телевизору, выключить который нельзя — надо лишь дождаться его окончания, отпуская по ходу свои комментарии. Иногда герои вдруг начинают петь, как это делают люди в фильмах или мюзиклах, но в реальной жизни — никогда. Как пародия, выглядит это довольно комично и весело, а финальный общий танцевально-песенный номер всех персонажей фильма и вовсе грандиозен.
Надеемся, многим любителям хорроров будет интересно посмотреть трэш-комедию «Поворот на Трансильванию» и проверить себя, отгадают ли они, сколько пазлов других фильмов легло в общую карикатурную картину этой очень достойной кино-пародии.
8 из 10
21 апреля 2017
Режиссёр данного фильма Джим Уайнорски (Jim Wynorski) очень его любит и считает одной из достигнутых вершин собственного творчества, но все же огорчается, что немногие снизошли до просмотра. С авторским воззрением сложно не согласиться, так как «Поворот на Трансильванию» («Transylvania Twist») вышел удачным кинопродуктом, способным произвести на зрителя надлежащий жанровому направлению эффект. Однако есть немаловажная (первостепенная) деталь всей постановки, она заключается в том, что специфика ленты выполнена в стилистике эксплуатации или же попросту кинематографического трэша, посему все старания оценит тот зритель, который любит малобюджетные комедийные ужастики Америки 80-х. Остальным людям вряд ли придётся по душе весёлый балаган, нередко удачно выдающий стёб над самим собой, дешевизной и в целом категорией b-movie уклона в хоррор.
Уже с первых кадров режиссёр настраивает на нужный лад, пронизывающий всю картину вплоть до финала, где поселилось так много абсурда. Пролог здорово насмешит, показав зарисовку пред титрами, как бедняжку настигают сразу три культовых экранных чудища: Кожаное лицо (Leatherface), Фредди Крюгер (Freddy Krueger) и Джейсон Вурхис (Jason Voorhees), а столкнувшись с ней… В общем, это им не родные пенаты Запада, тут местные девицы из Трансильвании не просто красивы, но и остренькие зубки имеют!
А на красавиц в своих картинах Уайнорски никогда не скупился, ныне имея в наличии «Королев крика» категории Б в рассвете своего творческого периода, как Моник Габриэль (Monique Gabrielle), Бринк Стивенс (Brinke Stevens) и для самых внимательных в эпизоде Келли Маруни (Kelli Maroney). Но и помимо будут иные, как на заглавной партии Тери Копли (Teri Copley), которая, к сожалению, быстро завершила карьеру, а ведь имела всё необходимое для подобных потешных женских персонажей трэша. Из «старичков» порадует Роберт Вон (Robert Vaughn) в образе центрового злодея-вампира, и сам зловещий Энгус Скримм (Angus Scrimm), причём использующий всё те же металлические сферы, как в культовом «Фантазм» («Phantasm») и метающий их словно… играет в бейсбол!
Чисто сам сюжет отталкивается на схожем абсурдистском трамплине, как и упомянутый ранее пролог, когда весёлый паренёк, придя на похороны своего дяди с оплаченными плакальщицами у гроба, застаёт того… выскочившего из этого самого гроба в разгар церемонии, дескать что бы эти врачи понимали со своим летальным диагнозом!? Ему виднее! Далее будет напутствие племянника отправиться на поиски могущественной колдовской книги в саму Трансильванию! Он бы и сам полетел, но здоровье уже не то, хоть пускай это не помешало беспричинно легко и просто вернуться к жизни после смерти.
Так наш герой, заручившись помощью актрисы-красавицы, следует в архаичные загадочные места, где будет и страшно и весело в компании разных чудищ да вампиров…
Сценарий высмеивает ярлыки, навешанные кинематографистами хоррора на Трансильванию, часто и везде. Это шутки в сторону бродящих зомби — носильщиков чемоданов в аэропорту, что, дескать, слишком удивляться не стоит местному колориту, ведь в Нью-Йорке полно чудиков на улицах, а тут живых мертвецов пруд пруди. Обязательно при каждом произношении слова «вампир» по традиции за кадром прогремит гром и сверкнёт яркая молния, а когда осиновые колья вонзаются в носферату, то фонтан его крови с ног до головы забрызгивает охотника неестественным упругим напором. Не забудут обыгрывание специфического акцента (если Вы просматриваете историю на языке оригинала), и особенно хорош персонаж — вампир Орлок, прямо-таки выстреливающий последнюю букву своей фамилии при характерном произношении всякий раз, чтоб окружающие вздрагивали. Вместе с тем, юмор наличествует и иного вида, не подкреплённого ссылкой на тематику жутиков. Высмеивается реклама, телевиденье, 3-D технологии, масскульт, будут нейтральные комедийные сценки, и «выход за рамки», когда актёры нередко обращаются прямо в сам экран к зрителям, сетуя на что-либо.
Невольно данный аспект вызывает схожий результат с пародийным творчеством Мэла Брукса (Mel Brooks). Кстати, здесь даже играет одну из ролей Ховард Моррис (Howard Morris) — его постоянный актёр.
Исключительно по техническим данным, думаю, упоминать дешевизну не стоит, ведь она и так обязательно понятна во благо низкому бюджету и направлению, разве кроме отличных декораций нутра готического замка, правда, чей фасад принадлежит клиповым вставкам из другого фильма. Посему ритм происходящего немаловажен в противовес зрелищу. С поддержанием шустрого темпа череды шуток и действий режиссёр справляется бесспорно. Всё время на экране что-то происходит, даже в главный сюжет порой вклиниваются фоновые нарезки из небольших гэгов или песенок. Пускай до громкого звания полноценного мюзикла постановке далековато, однако парочка вокальных ответвлений скрасит просмотр своим разнообразием.
В итоге, любителям смешных незатейливых ужастиков увлекающихся трэшем рассматриваемая работа должна прийтись по душе, чтоб отлично повеселить стёбным подходом к жанру. К тому же, в середине хронометража будет просто бесподобная монтажная нарезка, когда центровой герой, открыв следующую дверь замка встречает… самого Бориса Карлоффа (Boris Karloff) из старенького фильма конца 60-х и вступает с ним в диалог.
Если же подходить к картине с неким историческим взглядом с высоты прошедших лет, повлекших метаморфозы независимых эксплуатационных картин, когда b-movie уже безвозвратно стало иным, нежели снимали в конце восьмого десятилетия двадцатого века, то можно с полной уверенностью указать на достигнутый достойный итог ушедшей эпохи, как для определённой стилистики, так ровно и для творчества режиссёра, который, увы, уже снимает в ином ключе наряду с коллегами-современниками, не забавляясь в столь лёгком непринуждённом чудачестве, как прежде.
8 из 10
27 декабря 2012