Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным
6.7
6.5
1989, драма, история
СССР, 1 ч 28 мин
12+

В ролях: Евгений Евстигнеев, Сергей Никоненко, Валентин Гафт, Алексей Сафонов, Тамара Яндиева
и другие
Абхазия, август 1935 года. Сандро Чегемский, лучший танцор из Народного ансамбля песни и пляски Абхазии, приглашён вместе со всеми на ночной пир, устроенный начальством для самого товарища Сталина и его соратников.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным

год: 1989
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Вадим Семеновых
композитор:
художники: Анатолий Кочуров, Берта Куратова, Борис Кузовкин
монтаж:
жанры: драма, история
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 28 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, история

Постер фильма «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным», 1989

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным», 1989

Пир на весь мир

Острая и опасная сатира, которую в годы перестройки показал Юрий Кара. «Ералаш» для взрослых. Экранизация романа «Сандро из Чегема», в которой режиссёр выделил именно взгляд на СССР глазами Сандро, показав тем самым необычное восприятие товарища Сталина. Экспозиция картины вводит опасный захват катера, чтобы донести до зрителей особенность кавказских земель. По сути, начальная сцена и финальная создают сквозную сюжетную нить, за одним исключением – мы еще не пировали с главой государства!

Это фантасмагорическое представление политики Сталина. Серия «А что если?», которая выпячивает на 1989 год возможные варианты жизни Джугашвили. Глазами Сандро мы видим, как народ относиться к руководителю. Первая встреча с главным героем сопровождается выбором: на кону здоровье близкого человека и представление на пиру. Весьма иронично и дерзко картина включает первый акт выступления. Именно строгий порядок, дисциплина отражают весь правовой режим государства. Можно сравнивать постоянно. Но то, как авторы показали систему охраны, посты, пропуска и сам зал пиршества – это аллюзия на большой промежуток времени в стране.

Фантасмагория только набирает оборот, представляя нашему вниманию Сталина в окружении «друзей», отсылая на «Тайную вечерю». С художественной точки зрения фильм полон отличных эпизодов, ирония с чиновниками того времени, а также сатира на весь круг приближённых вызывают смешанные чувства. Можно оценить и юмор, и стиль, и основную мысль, а чёткие кадры самого кушанья отлично всплывают в памяти в конце ленты, когда до зрителя доносят основную мысль Сталина.

Жадно, со свинством герои поедают разное кушанье, пьют алкоголь, что отлично представляет сильных мира сего. Будто Денетор в Минас-Тирите, пока доносилась песня Мерри. Чем больше выпито алкоголя, тем опаснее представление. Перед нами выпячивают грудь дутые павлины, красуясь перед шефом, а опасные соревнования показывают бесчинство перед простым людом. Кавказские танцы, дерзкие вызовы участников ансамбля друг друга также олицетворяют соревнования в глазах Сталина, чтобы как можно сильнее вызвать похвалу.

Картина постепенно меняет тон, показывая влияние на Сталина. Каждый гость имеет врага, а как ещё доказать, что человек плохой? Рассказать боссу. В целом, аллюзия удалась. Опасные конкурсы, танцы и песни были только для прикрытия, чтобы в итоге раскрыть перед глазами вождя всех прихвостней и подхалимов. Перед финалом Юрий Кара демонстрирует то, что было бы с вождём без страны. Это выглядит забавно и абсурдно. Как раз-таки на абсурд и была направлена Ночь со Сталиным, чтобы закадровым голосом донести до зрителя, что такое понятие «друзья», как к этому понятию относился Сталин, как сложилась жизнь после Пиров Валтасара.

Резкая и контрастная картина, где за песнями-плясками скрывается холодный расчёт, сравнение и вердикт! Необычно и интригующе.

13 ноября 2021

Оказывается, Кара может снимать хорошие фильмы.

Не люблю я творчество этого режиссера. Слишком много у него клюквы и китча. Но здесь, когда под рукой был твёрдый первоисточник в виде новеллы Искандера и ещё не возникло желание вносить свои правки, как Кара поступил с «Мастером и Маргаритой» — получилось хорошее добротное кино. Хотя совсем уж без «почерка мастера» не обошлось.

Например сцена со стрельбой в яйцо на голове у повара. Искандер показывает эту сцену глазами Сандро — как сначала тот видит брызнувший желток и только потом слышит звук выстрела. И как менялось в этот момент лицо Лакобы — становилось каменным. А Кара только нагнал дешевого саспенса тревожной музыкой.

И последняя сцена, в которой Сандро мальчишкой встречает Сталина. Там отец Сандро объясняет сыну всё коварство оставшегося разбойника. Здесь эту сцену сильно подрезали, отчего она стала, на мой взгляд, куда менее содержательной. Впрочем, учитывая другие работы Кары — сойдет и так, «мастер» мог сделать ещё хуже.

А так — вполне пристойно. Очень хороший актерский ансамбль с красавицами Яндиевой и Белогуровой. Яндиева прям страсть как хороша — настоящая Сария Лакоба! Понравился Лакоба в исполнении Сафонова — если не считать пресловутой сцены с яйцом. Вполне себе живой человек — не рисованый бронзовый герой. Отдельно отмечу Евстигнеева — роль достаточно проходная, особо не развернуться, но типаж Калинина передан здорово, ну, по крайней мере именно таким рисовал его Искандер.

Не понравился только Гафт. Не его это роль. Во-первых, Берия был сильно моложе; во-вторых, у Гафта он получился какой-то картонный. И ни подхалим, и ни грозный сталинский начальник по особым делам, а так, что-то невразумительное.

Ещё не понимаю тех, кто пеняет фильму на отсутствие достоверности, а Искандеру — на желание очернить великого вождя. Это ведь художественный фильм, а не воспроизведенная хроника. Например, история с Ворошиловым, когда Сталин записывает его в оппортунисты, а потом смягчается после душевной песни — известная историческая байка, которую Искандер просто умело вплёл в своё повествование. Но ведь смысл же в том, чтоб показать свой взгляд на личности Сталина и его окружения, на определенные качества и свойства их натур — и через все перипетии происходящего действа автор именно это и делает.

Резюмирую. Получился хороший добротный телевизионный фильм, рекомендую для просмотра людям самого разного возраста. Жаль, что сейчас этот жанр сильно оскудел и сбился на сериалы. А вот, глядя такие фильмы, понимаешь, что 30 лет назад с этим всё было в порядке. Так, наверно, моя оценка была бы на семёрку, но добавлю ещё один балл в плюс Каре, учитывая, какой ширпотреб он обычно снимает.

8 из 10

4 ноября 2019

Пир во время чумы

«- Где то я тебя видел, абрек…» (с)

В так называемые «перестроечные» годы, когда генсеком СССР стал Горбачёв, в стране наступила эпоха гласности. Доселе молчавшие деятели искусств получили наконец возможность свободно высказываться, практически на любые темы. Нечего удивительного в том, что после криминально — бытовых боевиков о рэкетирах, гопниках и проститутках, советский кинематограф добрался до мрачного периода в отечественной истории, а именно — до эпохи правления товарища Сталина. Ранее на эту тему снимать было невозможно, а образ Вождя если и появлялся в кино, то исключительно в военных картинах. В которых его фигура при всей её важности, всё же некогда не выходила на первый план, и в которых нельзя было дать его образу сколь не будь неоднозначную характеристику. Поэтому во второй половине 80-ых эту тему жадно взялись осваивать самые разные кинорежиссёры. Среди которых были как талантливые, так и не очень. Действительно великие постановщики предпочли повременить со своими высказываниями относительно сталинизма, прочих же больше волновало само то время, нежели фигура Вождя. Тот же Юрий Кара — на тот момент молодой, только начинавший свой путь кинематографист, сперва снял экранизацию повести Бориса Васильева «Завтра Была Война» — в которой попытался максимально беспристрастно отобразить на экране смутное довоенное время, просто рассказав несколько историй из жизни тогдашней комсомольской молодёжи. А уже потом, как бы подспудно развивая эту тему, взялся за прозу Фазиля Искандера «Сандро из Чегема», в которой писатель дал весьма критическую, неоднозначную оценку не только тому времени, но и самому Иосифу Виссарионовичу. Справедливости ради, стоит признать то, что оба эти фильма получились у в общем то у крайне посредственного режиссёра довольно хорошо, каждый смог стать событием в год выхода на экраны и запомнился посмотревшим их зрителям. Можно конечно списать всё на сильный литературный первоисточник, что был весомым подспорьем начинающему режиссёру как в первом, так и во втором случае — потому он и снимал раньше достойные внимания ленты, в последствии перекочевав в отечественные трешмейкеры. Но, как мы знаем, позже Кара взялся за экранизацию великой книги Михаила Булгакова, которую совершенно непростительно испортил примитивной и смехотворной адаптацией… Но всё это будет позже, а пока молодой постановщик взялся за серьёзный, требующий максимальной отдачи и чутья на «живой» сценарий, материал.

Из вышеупомянутой книги Искандера, режиссёр взял только один рассказ, имеющий символическое заглавие — «Пиры Валтасара». В нём герой книги — осетинский танцор Сандро поведал читателю невероятный эпизод из своей жизни, о том как он встретился с самим товарищем Сталиным. При чём даже дважды — первый раз тогда, когда Сталин ещё не был Сталиным, и он — тогда совсем ещё мальчишка, мог подобно знаменитому книжному герою генерала Уоллеса — « одним своим словом изменить мировую историю». Второй же раз (это и занимает центральное место рассказа) они встретились в Баку, во время праздничного банкета устроенного Нестором Лакобой, в честь приезда Вождя, на котором присутствовали и другие руководители страны советов: Ворошилов, Калинин, Каганович, инфернальный Берия и ряд других, менее известных партийных бонз того времени. Всю ночь продолжался кутёж в шикарном местном санатории, лишь на утро сытые и пьяные гости разъехались, не зная того, что совсем скоро над многими из них сгустятся кровавые тучи; ведь время действия повести 1935 -ый год — само преддверие чудовищных сталинских репрессий, захлестнувших всю страну на долгие годы… Сценарий к кинофильму взялся написать сам автор романа, и это позволило перенести на экран авторскую прозу предельно бережно, сократив лишнее, укрупнив важное, сделав в определённых местах нужные акценты. Историки конечно могут спорить относительно того, было ли так на дачах Сталина в самом деле, или это всего лишь плод злой фантазии обиженного Вождём писателя (отца Искандера в период репрессий арестовали, дальнейшая его судьба была неизвестна, вполне возможно он получил стандартный в таких случаях приговор «10 лет без права переписки»). Но для кинозрителей, а тем более кинокритиков куда важнее то, что бы сюжет у картины не провисал, был достоверным в деталях, а так же имел авторское отношение к рассказываемой истории. Так же, что бы играющие главные роли артисты смогли передать характеры своих исторических прототипов. А со всем этим у картины Юрия Кары полный порядок: крепкий сценарий, уверенная режиссура, блистательный актёрский ансамбль звёзд советского кино, довершает который превосходная операторская работа и великолепное музыкальное сопровождение. Даже в коем то веке, создателям фильма попалась качественная отечественная киноплёнка, и картинка у «Пиров Валатасара…» превосходная. К тому же, видно что стоявший за камерой, постоянный оператор Кары — Вадим Семёновых, хотел снять картину не просто в стилистики сталинского -ретро, модного в те годы, а как бы создав на экране мощь и колорит ампира 30-ых, роскошь и простоту советских интерьеров, которые могли сочетать казалось бы несочетаемые вещи: пафосную вычурность и скромность интерьеров. Это видно по убранству санатория, в зале которого проходит ночной банкет Вождя и его свиты. В качестве развлечения выступает республиканский ансамбль виртуозно исполняющий кавказские народные танцы и песни…

Помимо шикарных танцев и номеров осетинских артистов, внимание зрителя приковывают застольные разговоры Кремлёвской номенклатуры. Показано как все лебезят перед «дорогим и любимым» Вождём, которого вполне очевидно большинство из присутствующих за столом элементарно боится. Стоит кому то что то не впопад сказать, не так ответить или растерявшись промолчать на тот или иной вопрос Хозяина, как за столом тотчас же возникает тревожная пауза, которая рассеивается лишь тогда, когда сам Вождь разрядит сгустившуюся атмосферу какой не будь несмешной шуткой, над которой конечно же все сразу начинают так гоготать, словно нечего смешнее в жизни не слышали. Показаны взаимоотношения между «людьми с портретов»: кто с кем общается, кто кого не выносит и так далее. Например подозрительный Берия ревнует внимание Вождя к главе республики — Лакобе, который не в пример прочим партийным «шишкам» показан культурным и воспитанным человеком, имеющим не только чувство юмора, добрую и любящую жену, но и незаурядные качества — к примеру умение метко стрелять. Правда с этим связан весьма щекотливый эпизод, в котором по «просьбе» Сталина, Лакоба с большого расстояния дважды разбивает пулей яйца на голове несчастного повара, на которым до этого проверяли поставленные гостят выпивку и закуски… Невозможно забыть и встречу героя с Вождём, который определённо узнал ранее встреченного им мальчишку, только вот не смог вспомнить где именно и при каких обстоятельствах он его видел. Зато позже это вспомнит Сандро, своим воспоминанием не только поразив, но и изрядно шокировав советского зрителя…

11 сентября 2015

Ночь со Сталиным звучит, конечно, здорово. Приди это в голову не Юрию Кара, а, скажем, общественному деятелю Алексею Митрофанову, ух он бы развернулся, никакая «Юлия» и рядом бы не валялась. Но в данном случае ночь со Сталиным — это просто ночное время суток, в котором присутствует Сталин и куча приспешников. И все они пьют и кушают.

Весь сюжет построен на том, что Сталин гостит в Абхазии и его радушно принимает его любимчик Нестор Лакоба — председатель совнаркома Абхазии. Со Сталиным дьявольский Берия, «всесоюзный староста» Калинин и первый стрелок Ворошилов. Каждый из них переживёт свой «звёздный час» в общении со Сталиным.

В бытовом понимании подобные пиры, застолья должны создавать прекрасную весёлую атмосферу, в которой люди расслабляются, отдыхают, ведут себя непринуждённо и занимаются чревоугодием. Но вот я смотрел на это застолье и думал, какое это ужасное место, как же страшно там находиться. Каждое своё движение нужно контролировать, каждое своё слово. Попробуй сказать что-то не так, не вовремя или иной раз попробуй промолчать — последствия ужасны, потому что неизвестны. Всё это пиршество — это кошмарная встряска для нервов.

Ну представьте, сидите вы, кушаете, никого не трогаете, смотрите в стол, спокойно жуёте. И вдруг вам говорят «иди станцуй». Каково, а! Притом, что мало того, что вы танцевать не умеете, так ещё рядом сидит Берия и шипит «иди, иди!». И все присутствующие на вас смотрят и явно не хотят оказаться на вашем месте. А отказать нельзя, ведь так захотел сам товарищ Сталин.

Там много таких ситуаций, которые превращают обычное застолье в какое-то адское место. И всё это пропитано лицемерием, партийными шутками, над которыми хохочет свита. Как этот ужасный тост Берия (по-моему, фамилия всё-таки не склоняется), которому «хочется, знаете, пошутить». И можно припомнить ещё стрельбу Лакобы, «козла» Калинина, обиженного Ворошилова, опять же Берия со своим «я просто пасауэтоватса». В общем много чего.

Фильм нервный, по-своему даже страшный. Время, видимо, такое было. Сегодня рядом со Сталиным сидишь, а завтра тебя уже в живых нет.

6 из 10

9 марта 2012

Фильм- коньюнктурная заказная ложь

Необходимо отметить, время когда снимался фильм. 1989 год это время, когда Горбачев под дудку американских советников отменил «сухой закон» и государственную монополию на производство спиртных напитков, партийные чиновники целенаправленно организовывали дефицит товаров- вводились талоны на продукты и товары первой необходимости. Выходят на арену так называемые кооперативы, но это не те кооперативы, которые что либо производят, а кооперативы организованных барыг с лозунгом «Купи за копейку- продай за пятак». Под одобрительное похлопывание по плечу друга Рональда Рейгана отдавал политических заказ на дискредитацию и оплевывание такого исторического титана, как Сталин. Не достигнув по итогам 2й мировой войны политической цели- раздробить и уничтожить СССР американцы указывают Горбачеву на необходимость снять конъюнктурную заказуху против ненавистного им Сталина.

Вопреки мнению отдельных «критиков» в первые же 10 минут из Сталина лепят образ кровожадного и алчного антигероя, идущего по трупам товарищей. Не лишнем будет напомнить, что Сталин не занимался стяжательством и после своей смерти оставил «наследство» в виде нескольких комплектов белья и трубку. Впрочем на этом просмотр уже можно было бы закончить.

Фильм снимался за деньги государства СССР и это вдвойне цинично оплевывать свою государственную историю. Но удивляться нечего пройдет еще немного времени и партия разрушитель КПСС ради призрачных материальных выгод положит в 1991 году на алтарь всю страну.

Следует отметить, что фильм построен на популярных западных агитках, что Сталин тиран. Создатель фильма целенаправленно создает образ жертвы- главы Абхазской Республики Нестора Лакобы, и всех остальных- гостей застолья- демонов партии. Необходимо отметить, что событий указанных в фильме на самом деле не происходило. А фильм поставлен по «честным» выдумкам Фазиля Искандера. Историю про Сталина написал человек, который родился 6 марта 1929 года в Сухуми в семье бывшего владельца кирпичного завода иранского происхождения. В 1938 году отец будущего писателя был депортирован из СССР, больше его Фазиль никогда в жизни не видел. Воспитывался родственниками матери-абхазки в селе Чегем. Таким образом произведение «Сандро из Чеггема» это месть Сталину от писателя за потерянного отца. Занавес. Ложь изобличена.

И напрасно трудились замечательные актеры Феклистов и Петренко, но на неправде невозможно получить шедевр,

1 из 10

2 марта 2012

«Вожди — такие же люди как и мы, только намного лучше!»

В конце 80-х гг. в советском кинематографе стали поднимать темы, за которые еще десятилетием раньше можно было сесть далеко и надолго. Мир кино не замедлил с ответом на меняющуюся политическую обстановку в стране. Такой реакцией стал и рецензируемый фильм Юрия Кара. Но он воспользовался столь долгожданной возможностью весьма грамотно, показав и обратную сторону медали. Именно своей неоднозначностью и ценен для современного зрителя этот фильм.

Сюжет построен вокруг казалось бы неприметного (в масштабах истории) события — приезда Иосифа Сталина в Абхазию на время отпуска и пира, устроенного по этому случаю Нестором Лакобой. Начальные сцены фильма немного смущают и попахивают неким сюрреализмом. Я имею ввиду сцену ограбления парохода «Цесаревич Георгий». Видимо, недостаточное внимание было уделено проработке исторической достоверности корабля. В итоге он выглядит уж слишком современно, явно не в духе времени.

Подавляющее большинство экранного времени занимает сам пир в одном из абхазских рабоче-крестьянских санаториев. Вот тут уж Кара разгулялся на полную. Несмотря на то, что почти все время занимают пляски, тосты и застольные беседы — «Пиры Валтасара» смотрятся с неподдельным интересом. Режиссер преднамеренно гиперболизировал некоторые обстоятельства застолья, дабы погрузить зрителя с головой в тревожную атмосферу жизни партийной верхушки середины 30-х гг.

Начинает Кара с абсурдной дотошности конвоя на входе в санаторий, который отказался пропустить Сандро Чегемского из-за одной ошибки в пропуске (как оказалось — все дело было в склонении фамилии по падежам!). Очень комично выглядела сцена дегустации блюд весьма колоритным персонажем в исполнении Сергея Николаева. «Пиры Валтасара» заостряют внимание зрителя на том факте, сколь важно было взвешивать каждое слово перед тем, как дать ему прозвучать во всеуслышанье. Вспомнить хотя бы знаменитый эпизод с пьяным Калининым, который отказался целоваться со Сталиным — в какой ступор это вогнало всех собравшихся (кроме самого Калинина конечно же).

Большое внимание уделено портретному сходству с реальными историческими деятелями. Особенно удался, на мой взгляд, Калинин (Евгений Евстигнеев). Он напоминает пьяную, беспомощную марионетку, служащую лишь необходимым символом и которая не способна на самостоятельные действия. Поразительно, но самым неоднозначным героем оказался именно Иосиф Сталин, роль которого исполнил Алексей Петренко. Очень большое впечатление на меня произвел его мысленный монолог во время исполнения любимой песни вождя. Начинаешь даже понимать и сочувствовать персонажу Петренко. Иосиф Сталин жалуется самому себе, что не может по настоящему любить, дружить и ненавидеть. Так или иначе все это доставляет лишь горе близким к вождю людям. Почему так? Ради ответа на этот вопрос стоит внимательно смотреть, а главное слушать «Пиры Валтасара»…

Огромное внимание в картине Кара уделяется музыке, песням, а главное танцам. Невозможно оторваться от созерцания кавказских плясок в исполнении абхазского народного ансамбля. Особенно завораживающим был танец с кинжалами. А как мастерски они встревали в паркет банкетного зала. Все вышесказанное в сумме не оставляет иного выбора, как поставить ленте Юрия Кара высший балл.

10 из 10

28 сентября 2011

Довольно оригинальный фильм Юрия Кары, снятый по мотивам повести «Сандро из Чегема». Основным местом действия фильма является одно из Сталинский застолий, время — 1935 год.

Фильм снят в предельно реалистичной манере, спецэффекты напрочь отсутствуют, личность Сталина не восхваляется и не демонизируется, а гонится на экран «как есть», в своем застольном виде, хотя нельзя и не уловить тонкий сарказм, без которого современный зритель не может воспринимать определенные моменты в фильме, которые тонко пародируют соцреализм, приемы советской пропаганды и лично тов. Сталина. К примеру, камера показывает крупным планом вождя, который с хитроватым прищуром прославляет народ, который во времена его «правления» изрядно претерпел. Или разговор пастухов «А откуда он знает, что нужно крестьянам?» — «А вот, человек такой: все предвидит…»

В фильме использован прием «альтернативная история», в виде размышления самого Сталина и танцора Сандро на тему: а что было бы если… товарищ Сталин не стоял бы сейчас у руля власти?

Блестящий актерский состав. Алексей Петренко, несмотря на разницу в росте с настоящим Сталиным, тем не менее очень похож: акцент, манера, прищур…

Берия в исполнении Валентина Гафта получился очень колоритным, к тому же очень похожим на грузина. Я его (Гафта) сразу и не признал.

Александр Феклистов при своей типично славянской внешности в роли абхазского танцора Сандро смотрится неплохо, хотя видно, что танцевать национальные танцы он не умеет.

Фильм советую к просмотру тем, кто увлекается историей. Тем же, кому имена, к примеру, Калинина или Берии ни о чем не говорят, будет неинтересно: насилия, стрельбы, крови, кремлевских тайн и прочего экшена там почти нет. Любовных сцен тем более.

25 мая 2011

Драма Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным появился на телеэкранах в далеком 1989 году, его режиссером является Юрий Кара. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Евгений Евстигнеев, Сергей Никоненко, Валентин Гафт, Алексей Сафонов, Тамара Яндиева, Лариса Белогурова, Анатолий Гузенко, Вахтанг Возба, Лаврентий Цколия, Сергей Николаев, Юрий Кара, Сергей Максачев, Станислав Коренев, В. Аргулиани, В. Аникиев.

Страна производства - СССР. Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.