Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Гу-га |
год: | 1989 |
страна: |
СССР
|
слоган: | «Месяц службы в штрафном батальоне приравнивался к десяти годам тюрьмы» |
режиссер: | Виллен Новак |
сценаристы: | Морис Симашко, Анатолий Усов |
продюсер: | Виллен Новак |
видеооператор: | Вадим Авлошенко |
композитор: | Виктор Власов |
художник: | Лариса Токарева |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
на DVD: | 26 февраля 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч 13 мин |
Два момента нивелирующие посылы фильма о 'самой страшной правде той войны'. Первый - тот самый перепев с чужих слов. Граждане тварцанувшие данный фильм не были участниками событий - максимум слушателями рассказов родственников, соседей, знакомых. Т. е. это даже не субъективная проза лейтенантов, описывавших события сквозь призму собственных чувств и ограниченного поля зрения на ситуацию 'из окопа'. А это восприятие преувеличенного белого и чёрного при рассказе очевидца. Который, как известно, сильно не объективен, да и война, сродни охоте в описании достоверности событий. Так что бросаться фразами типа 'охраняют родину от нас' и 'лампасные сюда не полезут' и строить сюжет вокруг этих и подобных смысловых конструкций авторы не имеют никакого права, без подробного исследования конфликта с исторической точки зрения.
Это если не учитывать момент второй - по современному хайп на теме. Что характеризует авторов как людей с определённой стороны. Но вовремя предать - это не предать - это предвидеть - одновременно 'провидцами' в этом году становятся авторы многих картин: 'Сто солдат и две девушки', 'Охота на, единорога', 'Его батальон' и это только с 'правдой' о ВОВ. Ещё были фильмы с актуальной чернухой, чернухой о парт. деятелях, детективно-криминальной чернухой. И всё по гос. заказу! Государство оплачивает агитацию разваливающую свои основы! Массово и единовременно. Вот совсем не апологет теорий заговора, но массовость и единовременность вброса в социум депрессивного контента просто ошеломляют. Ни одной сносной комедии в этот год в союзе не снимут - или гротеск или сатира с гротеском. А иностранные, с заглянцованной до предела реальностью - пожалуйста, смотри сколько хочешь. - Совпадение?!
4 из 10
6 января 2024
Эта рота наступала по болоту,
А потом ей приказали, и она пошла назад.
В сорок третьем эту роту
Расстрелял заградотряд.
Краткая предыстория: Как известно, Великая Отечественная Война была слишком важным и судьбоносным эпизодом в нашей истории. Неудивительно, что в СССР про неё снимали множество фильмов, в разных жанрах. Были монументальные эпосы (Освобождение, Они сражались за Родину) и про простых солдат (Баллада о солдате, Судьба человека); были лирические драмы (В бой идут одни старики, Женя, женечка и катюша) и комедии (Крепкий орешек); были жестоко-реалистичные (Иди и смотри, Это мы господи) и даже про трусов и дезертиров (Трясина, Проверка на дорогах).
Однако, с наступлением Перестройки в 1985г. отношение к войне стало меняться. Благодаря гласности и демократии стали говорить про неприглядные стороны войны, ругать советское командование, говорить что воевали на убой и. т.д.. Начали появляться соответствующие книги («Прокляты и убиты», «Жизнь и судьба», «Искупить кровью», «Ледокол»). Потом дошла очередь до фильмов.
В 1989г. вышло два «новых» военных фильма. 1) «Охота на единорога» про героического советского лётчика, который бежал из нацистского концлагеря, чтобы приземлиться в советском. 2) «Гу-га» - предвестник печально-известного сериала «Штрафбат». Сам по себе фильм никакой, но в нём есть один интересный эпизод.
Итак, двухсерийный фильм рассказывает нам о нелёгкой судьбе бойцов одной из штрафных рот, которые тренируются в жарких степях Узбекистана, выдерживая на себе дедовщину, муштру и скорую смерть в бою.
На самом деле про фильм я мало что могу сказать, кроме того что он очень, просто адски скучный! Я не против натуралистичного военного фильма с жестокостью, дедовщиной и грязью (Цельнометаллическая оболочка, Взвод, Иди и смотри). Но в «Гу-га» это всё показывают как-то безэмоцианально, сухо. Такое ощущение, что режиссёр думал, что если просто показать, как штрафники устало идут по дороге то это уже «срывает покровы». Нет, чтобы работало чувство скорби, надо чтобы герои его вызывали, а для этого они должны быть интересными, показывать чувства, эмоции, что они испытывают на этой войне. Сравните этот фильм с «Иди и смотри». Там мы видели как мальчик Флёра меняется под влиянием ужасов немцев из жизнерадостного подростка в седого старика. Но в «Гу-га» ничего этого нет. Нам просто сухо показывают их быт и это вообще не интересно, только скуку вызывает.
Зато, как и во всяком перестроечном фильме, нам показывают постельную сцену, с обнажённой девушкой. Я ничего против не имею, но эти сцены сняты также безэмоцианально, бестрастно. Нам просто показывают как солдат и девушка голые лежат в кровати и неловко двигаются. Это так не работает. Чтобы постельная сцена производила впечатление, надо чтобы её персонажи имели химию между собой: любовь или страсть, а не просто положить их вместе. Хотя, наверное, в советские времена, этого было достаточно, чтобы шокировать.
Вообще забавно, перестроечные режиссёры в этом плане напоминали подростков, которым родители (цензура) не разрешали смотреть журналы для взрослых, а потом родители ушли и детишки открыли для себя чарующий мир.
В общем, я бы назвал «Гу-га» обычным, ничем не примечательным, плохо сделанным фильмом о войне, который попытался показать войну чуть более жестокой. Но не всё так просто. Когда наступает время решающего боя, то всё преподносится так, будто штрафников кидают на верную смерть, без подкрепления и шанса выжить. Это особенность, которую потом и «Штрафбат» и «Утомлённые солнцем-2» переняли, мол, штрафников тупо кидали на пули, а выживут или нет, неважно.
Ну, это сильное преувеличение. Да, штрафные подразделения действительно отправляли на самые опасные участки фронта, но не чтобы убить. Если почитать источники, то выяснится, что в реальности штрафников снабжали и пулемётами и противотанковыми. Сами подумайте, вот отправите вы всех штрафников на смерть, а что потом? Кто потом воевать будет? Вы. Более того, штрафрота это был не конец, поскольку отличившимся в бою снижали срок и даже могли к награде приставить.
Но в фильме всё показывают так, что несчастных штрафников с винтовками кидают на немецкие автоматы, без подкрепления.
Но это не самая жесть. Во время решающего боя появляются ОНИ. Всадники апокалипсиса. Нет, не немцы, а заградотряды. Ну как появляются, их упоминают:
- Позади наши.
- Не здесь?
- Они что дураки, сюда лезть?
Вы поняли посыл? Заградотряды вместе с НКВД отсиживались в тылу, стреляли штрафникам в спины, подгоняя на смерть. Кто только не эксплуатировал этот миф про бедные заградотряды: Штрафбат, Враг у ворот, Утомлённые солнцем-2, Заградотряд: Соло на минном поле.
Опять краткая предыстория: Да, заградительные отряды существовали, это не миф. Но, во-первых, это не советская придумка. Подобные отряды существовали ещё в Древней Греции, были они кстати и у немцев. Во-вторых, заградотряды не стреляли в спины. Читаем приказ №227 – задача заградотрядов была отлов паникёров, трусов и дезертиров и передача их военному суду или расстрел перед строем. Что согласитесь, оправдано, если вы не хотите чтобы ваша армия этим заразилась. Более того, в фильме зградотрядом командует офицер НКВД, хотя в реальности заградотряды создавались армейскими частями, а НКВД имело собственные войска по охране тыла.
И кто-то скажет. Ну, мне рассказывали дедушка/бабушка/знакомый, что заградотряды в них стреляли. Я не отрицаю, может где-то это и происходило, но это не считалось нормой. Нигде заградотрядам не приказывали стрелять даже по отступающим солдатам! Наоборот, в реальности заградотряды (и НКВД кстати) сами иногда принимали участие в сражениях, и некоторые бойцы получали награды за мужество.
Ну и конечно же эпизод, как отсидевшиеся и чистые заградотрядовцы требуют у воевавших и испачканных зеков сдать оружие. Сцена конечно мощная и явно планировалась, чтобы показать ужасы неблагодарных чекистов и бессилие рядовых солдат. Только вот, если подумать, что не так? Офицеры должны были позволить штрафникам бродить с оружием, большинство из которых ещё и трофейное?
Вывод: Назвать «Гу-га» лютым антисоветским ужасом я не могу. Фильм по большей части просто скучный и унылый. Он выделяется лишь финальным боем и концовкой. По современным меркам, на фоне «Враг у ворот», «Утомлённые солнцем-2», «Штрафбат», «Служу Советскому Союзу» данное творение вообще приемлемый военный фильм. Но это был один из первых образцов «неполживого», «покаянского» фильма про войну, штампы которого в дальнейшем разовьёт «Штрафбат».
5 из 10
8 августа 2022
Не стал бы оценивать этот фильм по правдоподобности, предпочту оценить его по художественной составляющей, ибо она эмоциональна, драматична и привлекает моё внимание.
Смотришь советские фильмы перед самым развалом и восхищаешься, как раньше снимали, какая была актёрская игра и понимаешь, что даже может не самый известный фильм становится очень интересным, не стала исключением и картина Виллена Новака Гу-Га.
Уже с самого первого кадра становится понятно, что будет эмоциональное и драматичное кино. Режиссёру как мне показалось удалось снять вполне годное и качественное кино на тему Великой Отечественной войны про Штрафников, где всё на грани, кажется ещё чуть-чуть и фильм перейдёт в откровенную чернуху, но нет картина хоть и ходит словно по лезвию ножа, но не опускается до откровенного трэша, всё очень гармонично и качественно получилось.
Мне очень понравился главный герой Борис Тираспольский, который временами кажется обычным героем любовником, и его любовные похождения достаточно интересными получились и им уделено немало времени, но герой которого сыграл Алексей Волков обладает неплохими лидерскими качествами, он наглый, но достаточно уверенный в себе боец, на события с которым очень интересно смотреть. Впечатлило его бесстрашие.
В картине чувствуется советский почерк, когда друг за друга стояли горой, особенно это было заметно по молодым курсантам в начале, понравилась сама атмосфера как и до военных действий, так и сами сражения, выглядели они достаточно эмоциональными и драматичными.
Понравился мне и Андрей Толубеев, в роли капитана Правоторова сначала его персонаж сильно веселит, но когда начинаются сражения с врагом мне понравилось как он вместе с бойцами был в бою, как действовал.
Алексей Горбунов сыграл в типичной для него манере. Его персонаж Даньковец похож на некоторых его героев, украсил и без того сильное кино.
Мне очень понравилось как Штрафники сражались с немцами, понравилось как эмоционально это всё было показано, фильм полон драматизма вызывает настоящий интерес и с большим энтузиазмом смотреть на всё происходящее, в нём чувствуется великая страна которую к сожалению мы потеряли. Много сильных моментов показал Новак. Если сравнить с тем, что снимают сейчас в России, то конечно это топ, даже без сравнения абсолютно сильное по накалу кино, которое заслуживает внимания.
8 из 10
12 января 2022
Буду по-военному краток.
Время создания фильма продиктовало и конъюнктурные условия: подрастающая малышка-дерьмократия усердно мазала пелёнки прошлого. Тогда под соусом «открытия глаз» народу подавалось примерно то же, что вещала немецкая пропаганда и власовцы полста лет назад.
Правдивый фильм про войну в нашей стране не должен перевирать историю в угоду времени.
Штрафники ни в смерти, ни в героизме ничем не отличались от миллионов других павших. Подумайте, каково было нашим в начале войны, когда и штрафрот ещё не было. И оружия почти не было, и потери были больше, и страха было больше.
Поэтому не нужно выделять штрафников — сами они этого в жизни не делали. И дело не в том, что командиры не жалели жизни солдат. Солдаты сами не жалели своей жизни в той войне — видимо, им было из-за чего.
Прежде чем нести «людям правду», следует узнать её, спросив у ещё живых свидетелей, в том числе у бывших штрафников и нквдешников.
В нашей стране и в такой теме недопустимо скатываться к моде на политику или на «страдания выживающих общечеловеков».
Резюме: конъюнктурный наскоро сделанный фильм перестроечного периода.
4 из 10
8 мая 2013
Сильное по эмоциональной составляющей кино. Может быть и не конгениальное, но, по личному мнению, и не одноразовое! Тем более, что, в отличие от советских героико-патриотических картин (хотя я их никоим образом не клеймлю, а напротив, люблю, но за другое) отличается как темой, так и подачей материала. Неоднозначная, жуткая, неполностью раскрытая (и, уверен, что, к большому сожалению, уже и не будет полностью когда-либо правдиво показана) тема штрафников конкретно и этой войны в общем…
Авторам удалось держаться золотой середины: не уйти в «чернуху» и не спопсить. Удачно оттеняет военную сюжетную линию «мелодраматическая» составляющая. И она не выбивается из общей стилистики: война на грани здравого смысла (а порой и ЗА) и безудержная, какая-то без начала, конца, а может и смысла, страсть главного героя (воспоминания).
И эти события можно трактовать двояко. С одной стороны можно провести параллель с животным существованием штрафников и животной же, необузданной страстью любовников. С другой — это взять ОТ жизни всё (на тот момент для любовников их страсть и есть то ВСЁ) и попытка штрафников всеми фибрами своего существа вырвать саму эту ЖИЗНЬ! А может и то и другое?..
Ничего никогда нельзя трактовать однозначно — ведь каждый зритель всё равно пропустит увиденное через «фильтры» своего жизненного опыта, придёт к своим выводам и, в результате, увидит СВОЁ кино.
В результате моих рассуждений, возражу своему же утверждению в начале — этот фильм всё-таки маленький шедевр. По той простой причине, что авторы картины заставляют зрителя думать, а осуществить подобное непросто. Да и фильмов вовлекающих зрителя в сложный мыслительный процесс за всю историю кинематографа было не так уж и много. А тех, которые ещё и поднимают-подтягивают аудиторию на другой уровень существования то и подавно. Обратных же примеров валом — по той лишь причине, что это крайне просто и, что людей богатых духовно крайне мало…
Рекомендую.
13 января 2012