Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.5 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Физики |
год: | 1989 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Олег Рябоконь |
сценаристы: | Олег Рябоконь, Фридрих Дюрренматт |
видеооператор: | Валерий Смирнов |
художник: | Борис Петрушанский |
жанры: | драма, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 марта 1989 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
Какая же всё-таки непредсказуемая судьба может быть у любого творческого продукта – одни, будучи абсолютным вторсырьём, застревают и в людской памяти, и умудряются как-то втиснуться если не в пантеон, то хотя бы в какой-то из ансамблей культуры; другие же, напротив, сделанные добротно и создателями, и исполнителями, пролетают фанерой над Парижем, хотя заслуживают гораздо большего. Благо, сейчас всемирная паутина позволяет познакомиться с такими забытыми дивными картинами, как, в частности, «Физики». Снятый на основе пьесы Ф. Дюрренматта, с использованием музыки Баха, Бетховена, Прейслера, при участии блистательных артистов – и при этом совершенно камерный – фильм захватывает уже с первого кадра, когда молодые девы гуляют по вишнёвому саду, а за кадром чарующий голос Бориса Плотникова читает «Песнь песней».
Оригинальная пьеса комедийна, фильм же, хотя и включает некоторые забавные моменты, драматичен.
Сюжет детектива небанален: трое обитателей швейцарского пансионата для душевнобольных считают себя великими физиками, и к началу фильма двое из них успевают расправиться со своими сиделками. Дальнейшие события начинают зеркалиться – если в первый визит инспектора (Армен Джигарханян) всё в сумасшедшем доме сохраняло спокойствие, тогда как инспектор был почти на грани бешенства, то следующее его появление уже отмечено смятением обстановки и почти убийственной (пардон за каламбур) сдержанностью Фосса. Кульминацией выступает беседа питомцев санатория, затрагивающая весьма, надо сказать, фундаментальную тему – этику науки, её ответственность перед обществом. Что важнее – гуманизм или технический прогресс? Хозяин ли учёный своим открытиям? И кто здесь сумасшедший, ещё только предстоит выяснить.
Потрясающая работа актёров (вот уж правда, с каждым годом советские артисты играют всё лучше). Б. Плотников, Л. Броневой, Б. Химичев, А. Джигарханян (уже, увы, покойные) и О. Волкова (многая лета) воплотили очень ярких, не похожих друг на друга персонажей, с собственной философией, своими мотивами и эмоциями. А ведь и актёры совершенно разные, и каждый в довольно скромный рисунок действия вносит свою краску. Напряжение держится до самого финала, от непредсказуемости которого хочется хлопать в ладоши.
«Физики» – очередное подтверждение того факта, что и без мощного «production’a», и без спецэффектов, и без рекламы из всех утюгов можно снять достойную киноленту. Возможно, в таком случае она рискует затеряться и забыться… Судьба многих советских телефильмов такова. Но это отнюдь не делает «Физиков» хуже, и высокая оценка картины и на Кинопоиске, и на IMDb – тому подтверждение.
10 из 10.
29 мая 2022
Ещё до того, как я посмотрела этот фильм-телеспектакль, уже знала, что полюблю его, как полюбила одноимённую пьесу Фридриха Дюрренматта, по которой картина поставлена. Альфред Хичкок однажды сказал, что хотел бы снять фильм, действие которого происходило бы в замкнутом пространстве — на лодке в открытом море. Одинокая человеческая ситуация.
Подобный, в большой степени, театральный приём находит своё место и в «Физиках». Сюжет развивается в рамках одного помещения, но фильм от этого ничего не теряет. Виртуозная, первоклассная актёрская игра делает его эталонной постановкой, которая ещё долго после просмотра питает чувства и разум.
Это восхищает — при всём минимализме технических (и, скорее всего, финансовых) средств создавать в такой степени сильное произведение. Здание фильма держится на внутренних эмоциональных ресурсах актёров, и в первую очередь, исполняющих три ключевые роли — Леониде Броневом, Борисе Плотникове и Борисе Химичеве. У каждого своя специфическая манера преподнесения образа, и это даёт фильму правдоподобность, характерность, многообразие. Картина скупа на краски, но исключительно богата на человеческие чувства.
Не менее существенен герой Армена Джигарханяна, инспектор (и одновременно — символ справедливого начала), расследующий убийства в санатории. Он появляется на экране в начале и в конце фильма, и его присутствие знаменует собой замкнутую конструкцию внутри сюжета. По сути, от решения инспектора зависит судьба главных героев.
Финал открыт — интерпретация концовки может быть лишь индивидуальной и зависит, наверное, только от веры зрителя в торжество Фемиды или в её поражении. Это один из самых удивительных финалов-перевёртышей, который мне когда-либо доводилось видеть. Создаёт эффект разорвавшейся бомбы, особенно, если прежде не читал первоисточника.
Нужно отдать должное гениальности Фридриха Дюрренматта, осветившего актуальную современную проблему — нравственные основания науки.
Когда мы говорим о прогрессе, особенно в такой авангардной области, как физика, редко на ум приходит, казалось бы, очевидная мысль об ответственности автора перед человеческим сообществом за открытие. Гениальность трагически обгоняет свой век. Фундаментальная наука шагает семимильными шагами, а вот вопросы этики обществом позабыты. Исполинские силы первооткрытых энергий станут доступными человеку, но готов ли человек при всё увеличивающемся информационном неравенстве к встрече с этими силами? И будет ли человечество использовать новое знание в мирных целях? Это важный вопрос философии науки. Сейчас злободневный как никогда. Момент столкновения путей науки и критериев гуманности.
Вероятно, самым уместным в конце отзыва об этой удивительной киноработе будет поместить слова Анри Пуанкаре о двух неделимых сторонах истины:
«Я прежде всего хочу говорить об истине научной; но вместе с тем я хочу говорить и об истине моральной, по отношению к которой то, что зовётся справедливостью, есть только один из видов… я не могу отделять их, и те, которые любят одну, не могут не любить другую. Эти оба рода истины, однажды открытые, приводят нас в одинаковое восхищение; и та и другая, лишь только их усмотрели, сияют одним и тем же светом, так что нужно или видеть их, или закрыть глаза.»
Максимальная оценка!
3 октября 2010