Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Запретная зона |
год: | 1988 |
страна: |
СССР
|
видеооператор: | Павел Лебешев |
композитор: | Игорь Назарук |
художники: | Юрий Кладиенко, Татьяна Морковкина |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 34 мин |
Когда-то в рецензии о фильме «Уроки французского» я написала, что тот фильм является настольным фильмом учителя и каждому педагогу столо бы его посмотреть, чтобы для себя почерпнуть то отношение к своему делу, какое в идеале должно быть у учителя.
Примерно такие же чувства у меня возникли после просмотра картины «Запретная зона», с той лишь разницей, что этот филтм стоит посмотреть всем чиновникам.
История рассказывает о том, как на хрупкие плечи чиновницы Третьяковой легла непростая обязанность восстановить деревню после смерча. И ведь не только природная стизия натворила дел. А многие другие коллеги Третьяковой не хотели на совесть сделать свою работу, выдавали мокрую древесину, пытались быстрее замять проблему. И как важно в этот момент не прогнуться, помнить о людях, не очерстветь душой. Это самая большая беда для чиновника. В то же время и понять надо, что люди, оказавшиеся с беде, потерявшие близких и оставшиеся без крыши, тоже заслуживают хоть какого-то понимания. Нельзя к ним как к скоту. Нельзя равнодушно отмахнуться.
Так равнодушно отмахивался соседний дачный кооператив, который ведет совсем другую жизнь, для которых эти люди неотесанные, грубые и глупые, не заслуживающие внимания. Вот она та самая группа людей, которые пошли по современной линии жизни. Когда каждый за себя и для слабого нет сочувствия. Сочувствующим оказался лишь полусумасшедший музыкант в исполнении гениального Смоктуновского.
Актерский состав прекрасен, как всегда, в фильме Губенко блистает его супруга Жанна Болотова, но она заслуживает свои роли. Здесь она прекрасно воплотила роль Третьяковой, которая плывет против течения равнодушия и пытается найти с каждым пострадавшим общий язык. А как хороша Нонна Мордюкова в роли потерявшей дом вдовы. Все же роль сельских женщин это ее конек, и она в них неподражаема. Небольшие роли Лаврова, Ларионовой, Зельдина в сумме дают такую кучку равнодушия к чужой беде, что противно становится. А за игру спасибо.
Всем чиновникам этот фильм обязательно стоит посмотреть.
8 из 10
5 сентября 2019
Смерч 9 июня 1984 года: Смерч зародился примерно в 15 км к югу от Иванова на границе леса и поля… Падали вывороченные с корнем ели, ломались сосны и березы, рушились щитовые домики; бак водонапорной башни массой 50 тонн был отброшен на 200 метров в сторону. На грузовой станции «Текстильная» кран (грузоподъемностью в 42 тонны и весом 350 тонн) смерч завязал в узел, приподняв на несколько метров от земли, а семидесятитонные контейнеры были найдены в радиусе более километра… Количество жертв стихии в разных источниках варьируется от 57 погибших (в источнике указано только число погибших, доставленных в больницы города Иваново) до 67 погибших и 804 раненых. В общем числе погибло около 100 человек, без крова осталось 416 семей. Пострадали 20 школ, 200 объектов промышленного и сельского хозяйства, 500 дачных строений, 680 жилых домов.
Кино: Фильм снимался в Фурмановском районе Ивановской области, наиболее сильно пострадавшем от смерча 9 июня 1984 года. В картине снялись местные жители, чьи дома были разрушены. В своей социальной драме Николай Губенко пытался быть максимально объективным, отчего кино приобрело оттенок документальности в ущерб художественности, о чём не раз упоминали в то время критики. И хотя фильм снят, в первую очередь, о природной катастрофе, в нём несложно заметить параллели с тем, что происходило в стране: дифференциация населения не только по доходам, но, прежде всего, по месту проживания. Не секрет, что городская номенклатура и значительная часть интеллигенции помимо обязательных квартир, владели дачами, которые по тем временам можно было назвать особняками — два этажа, свет, газ, удобства. А в деревнях и посёлках: вода в колодцах, удобства во дворе, дом — будто мозаика из клетушек.
Губенко снимал вовсе не «чернуху», он снимал фильм о том, как «мы дошли до жизни такой». Почему мы стали чёрствыми и бездушными? Почему положение и достаток сделало нас циничными? Почему в одной стране — в стране равноправия! — одни танцуют брейк-данс, а другие лечат ожоги? Как так случилось, что патриотичная говорильня подменила собой всё то, чем десятилетиями гордилась великая страна? Фильм снимался, что называется, «по горячим следам», поэтому в определённой степени претендует на хроникальность. Но хроникальность не только в показе послестихийного социального напряжения, но и в попытке проанализировать ситуацию, когда «сытый голодного не разумеет».
За всю историю существования человеческой цивилизации не было политического строя, в котором бы все граждане были подстрижены «под одну гребёнку». Потому что мы разные. Очень разные. Даже в рамках социалистических ценностей и демократических свобод всегда находятся те, чьи ценности — ценнее, а свободы — свободнее. Фильм демонстрирует это в полной мере. Великолепные эпизоды с Нонной Мордюковой, отстаивающей свой дом! Исключительная по эмоциональному наполнению игра Иннокентия Смоктуновского! Очень тонкий психологизм Кирилла Лаврова! Фильм не делит персонажей на плохих и хороших, он не противопоставляет народ и руководителей, он не ищет правых и виноватых. Он лишь показывает: прежде чем судить кого-то — нужно всего лишь примерить на себя его боль…
20 января 2018