Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8 |
IMDb | 7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Убить дракона |
год: | 1988 |
страны: |
СССР,
Германия (ФРГ)
|
слоган: | «Лучший способ избавиться от дракона - это иметь своего собственного» |
сценаристы: | Григорий Горин, Мишель Альгизио, Евгений Шварц |
видеооператор: | Владимир Нахабцев |
художники: | Олег Шейнцис, Наталья Монева |
монтаж: | Валентина Кулагина |
жанры: | фэнтези, драма, семейный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 января 1990 г. |
на DVD: | 2 сентября 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 3 мин |
- И вы терпите?
- Мы привыкли.. .. Он очень добр... Он очень много сделал для нашего города. При нём началось большое строительство и он избавил нас от цыган...
- Умирать не собирается?
- Нет. Ему всего 400 лет.
- Тем более пора.
- Нет, нет, ну что вы. Нет. Не надо. Вы человек новый, вы многого не понимаете. Пока он здесь, ни один другой дракон нас не осмелится тронуть. Не надо. Единственный способ избавиться от дракона - это иметь своего собственного.
'Убить дракона' 1988 г. - это фэнтезийная лента Марка Захарова, снятая по пьесе Евгения Шварца. У нее огромный рейтинг (8,0 в Кинопоиске) и великолепный актерский состав: Александр Абдулов, Олег Янковский, Евгений Леонов, Вячеслав Тихонов, Александра Захарова, Александр Збруев и др.
В этой притворяющейся детской сказкой истории очевидна критика общества и политического устройства СССР. Фабула тут простая - город долгие-долгие существует под гнетом зловещего трехголового дракона. Люди привыкли подчиняться и даже не пытаются дать ему отпор. К тому же любое сопротивление - это смертный приговор.
И вот в этой местности появляется рыцарь Ланцелот. Он вызывает дракона на бой и заявляет о своем желании освободить народ.
Однако в финале окажется, что физически убить дракона - вовсе не самая сложная задача. Еще сложнее убить дракона в головах людей. Ведь они все привыкли лебезить, подчиняться, говорить только то, что нужно, и быть ведомыми авторитарным лидером.
В целом 'Убить дракона' - изобличающая и довольно пессимистичная лента, которая должна была заставить советских зрителей осознать свою рабскую сущность и то, что они абсолютно не умеют пользоваться свободой, даже если ее получают.
Несмотря на то, что рейтинги у фильма высокие, 'Убить дракона' сложно назвать высококачественным художественным произведением. Восторженные оценки - это оценки смысла, но не формы. Лента тут довольно статичная, плохо структурированная и затянутая. Визуальные решения не имеют в себе изящества, а то, как сняты требовавшие зрелищности сцены - доказательство абсолютной профессиональной непригодности тех, кто этим занимался. Не говоря уже о том, как небрежно было решено снять самого летающего дракона. Тут даже не потрудились применить дешевые но впечатляющие художественные приемы из 1930-40-х годов...
По своей сути 'Убить дракона' - очень острый фильм. Но создатели фильма были небрежны не только с визуальным воплощением киноленты, но и с текстом. Несмотря на то, что там много многозначительных фраз, они все слишком многословные и пресные - не случайно ни одна из них так и не стала циркулируемой в социуме цитатой.
К сожалению, 'Убить дракона' - фильм, который не утратил своей актуальности и сегодня. Так что если не смотрели - исправляйтесь.
24 апреля 2024
Я начал завидовать рабам,- говорит Ланцелот. Они всё знают заранее. У них твёрдые убеждения. Наверное, потому что у них нет выбора. А рыцарь… Рыцарь всегда на распутье дорог.
Сцена, проводящая грань между свободой и несвободой, дающая им определения.
Общество Дракона репродуцирует несвободу. Их дети играют в убийство - это важный навык. Их школа вдалбливает в их головы готовые, выгодные Дракону, истины. Их отцам и матерям не свойственно сомнение, их традиция возведена в абсолют.
А что если убить Дракона? Станет ли общество свободным? Перестанет ли производить рабов и начнет ли воспитывать рыцарей? Заменит ли готовые ответы вопросами, традицию- дискуссией?
И не стоит ли начать позже, ведь эти дети совсем? -заглядывает каждому в глаза.-Нет, сейчас нужно начинать. Пока дети.
Долгой будет зима. А значит не вечной.
Злая аналогия. Много вопросов. И не ответы, а поиск ответов- как процесс, результат и проблеск надежды.
9 февраля 2024
'Теперь [ну, когда же, когда?!] можно быть нормальными людьми. Думать - можно. Трудно, непривычно, но можно. Надо только начать' (Ланцелот).
В преддверии года Дракона (как перед 2000 г.) оказалось полезно пересмотреть известный со времён перестройки фильм. Он и тогда производил впечатление, но мы были молоды и слишком заняты своей личной жизнью. А команда 'старших товарищей' - умных и талантливых, а кое в чём и прозорливых (Захаров + Горин) - постаралась для нас и наших детей.
'Мы учим их убивать с детства. А что делать? Приходится' (Генрих).
И наши великие и любимые актёры! Е. Леонов, В. Тихонов и О. Янковский - из фильма в фильм - и кажется уже всё известно в них, в их стиле и актёрских приёмах, но как они это делают?!..
Неловко признаться, но только в этот раз обратила внимание на актёров в эпизодах или, точнее, в маленьких ролях. А. Филиппенко, О. Волкова (вообще без слов), В. Полунин. Выделяется О. Сошникова (жена Фридрихсена) - едва узнаваемая нацистка Барбара из '17 мгновений весны'. Наверное потому, что неизвестно чьё страдание - физическое или душевное - сильнее. Ордена и медали просто так не раздают.
'Наш господин тебе дал право ему пожертвовать собою' (песня в честь Эльзы).
Финал фильма мне напоминает конец романа 'Мастер и Маргарита', когда по широкой лунной дороге поднимаются два человека: один в белом плаще с кровавым подбоем, другой в разорванном хитоне - о чём-то разговаривают с жаром, пытаясь договориться.
А зима всё длится, она 'будет долгой' - как и обещал Бургомистр.
20 ноября 2023
«Убить дракона» - чемпион в супертяжелом весе по поиску Глубокого Смысла. Каждый увидит что хочет. Многих удивляет, что краеугольным камнем стала Эльза – девушка заурядной внешности. Я вам больше скажу, такие как она обычно фигурируют в качестве страшной подруги. Но Дракон правил 400 лет, ему в жертву приносили красивых девушек, которые ещё не завели детей, так что новым красивым людям взяться неоткуда. Вот и становятся страшненькие подружки востребованными. Почему Эльзу хотели и Президент и Ланцелот? Как же, она – то что не досталось Дракону. Почётный приз!
Почему у Дракона именно такие головы? В оригинальной пьесе они символизировали три ветви тоталитарной власти: армию, номенклатуру и тайную полицию. В фильме же явно страны Оси. С Японией и Германией всё понятно, но франт-блондин больше смахивает на типичного мафиозо, чем на фашиста. И плевать что Муссолини люто ненавидел мафиозников, «кошмарил» их, из-за чего бандито-гангстэрито бросились помогать англо-американцам. Может создатели фильма решили, что нацист и фашист будут слишком похожи, может стереотип «итальянец=мафиози» неистребим, я не знаю. Некоторые считают, что Дракон со шрамом символизирует Сталина, хотя не похож ни внешне ни поведением. Скорее всего Дракон олицетворяет всё многообразие тоталитарных режимов.
А вот Бургомистр – явный стёб на Хрущёвым, Брежневым и Горбачёвым. Неожиданный гэг: став Президентом, бургомист начал вставлять в свою речь слово-паразит «понимаешь», так что у нас внезапный Ельцин.
По идее, зритель должен осудить Ланцелота, но разве же рыцарь не прав, говоря о рабах?
Что означает фраза Дракона про самое интересное? Очевидно, финал перестройки. Вариантов её окончания было всего два – либо реформа Страны Советов в нечто наподобие современного Китая, либо благополучный развал. Как мы знаем, произошло второе.
22 мая 2023
Во время 'перестройки' всё время снимали фильмы про какую-то свободу. Эта тема всё время не давала покоя советским режиссёрам и сценаристам.
Почему какую-то? Потому что люди как правило сами не понимали что они имеют в виду. Свободу от чего или от кого?
Авторы как правило не уточняли что они имеют в виду, и каждый зритель вкладывал что-то своё, какие-то свои смыслы (в меру своей испорченности и уровня образования).
Вот и в данном фильме зрителю всю плешь проели с этой свободой и борьбой с драконом, который не даёт эту свободу, душит её, тиранит людей и т.д. и т.п.
И всё какое-то слишком театральное, слишком пафосное (особенно речь героев), всё время с надрывом.
Ну после 'перестройки' все хлебнули этой свободы столько, что не унести было. Как показала практика свобода оказалась какой-то жуткой анархией. Так что теперь этот фильм (и подобные ему) смотрится как явная пропаганда развала страны, как издёвка над государством, как призыв к всеобщей анархии.
Причём я не утрирую. Все кто так или иначе представляет власть в данной картине это либо сумасшедшие, либо жалкие и ничтожные личности, либо жуткие тираны. Так представлять власть могут люди, которые никогда и ничем в своей жизни не управляли. Они лишь умеют критиковать, смеяться над властью и государством, лишь вышучивать государственных деятелей - и заметьте, всё это они делали за счёт этого самого ненавистного им государства.
Так что теперь этот Ланцелот кажется лично мне каким-то странным человеком, великовозрастным максималистом, не особо понимающим что он делает, для кого и зачем. В его глазах и речах нет любви к людям, нет сострадания. А как без этих качеств он хочет делать благо для народа?
Анархист, вот кто такой этот Ланцелот. Самый настоящий анархист, он ненавидит власть и государственную машину, ему всегда будет мало свободы, и даже малейший намёк на её ограничение будит в нём ярость.
Ну а чтобы как-то оправдать его глупость и анархизм, против него выступает ещё более карикатурный тиран и деспот.
8 июля 2022
Этот фильм в 2022 году стал актуален как никогда!
Немного переосмыслив памфлет Шварца (в части визуального выражения) Марк Захаров создал, конечно же не без недочетов совершенно замечательный фильм.
В фильме четко прослеживается аллегория на СССР личность дракона - тов. Сталина, три его обличья - друга детей доброго человека в белом, не хватает девочки на плече, жесткого и грубого вояки в грубой одежде и восточного недо-нинзя. Бургомистр, который при драконе был чуть ли не сумасшедшим становится правителем, чуть ли не демократом - тут вам и Хрущев - курочки в замке, и костюмчик с шляпой, и чуть позже Брежнев - куча медалей на темном пиджаке - такое возможно было только во времена перестройки.
Но Шварц, и Захаров смогли просмотреть будущее. Время тоталитаризма сменяется хаосом, т. к. по мнению жителя тоталитарного государства это признак свободы, хаос сменяется временем внешнего порядка, но внутренне люди продолжают искать чего-то. В то же время подрастает новое поколение людей, которые казалось бы увлечены высокими идеалами и желаниям которых готов потакать пока еще слабый дракон, к которому они привыкнув и впоследствии воздвигнуть на пьедестал.
Все это на мой взгляд показано в фильме вполне реалистично и атмосферно на уровне 80-х.
Самое главное понимать, что пока ты живешь в своих рутинных делах и в относительной свободе - где-то новый дракон растит себе новых рабов.
25 февраля 2022
Этот фильм — жуткий детёныш своей эпохи. Мутант, вобравший в себя все недостатки советского кинематографа, который уже близился к своему исчезновению. Наполненный едкой сатирой и криком «Остановитесь!», он сам по себе — одна большая ошибка.
Существует один парадокс, истоки которого лежат в базовом непонимании между людьми, чьи мысли текут совершенно по-разному. Там, где одни видят глубокую мораль, другие видят дешёвую подделку, обладающую в лучшем случае самым-самым поверхностным смыслом, который понятен даже первоклассникам. Один из главных недостатков «Убить дракона» заключается в том, что он заставляет зрителей задуматься над вещами, которые показывает настолько очевидными и банальными, что лучше бы он этого вообще не делал. Образность — это хороший и интересный художественный приём, но когда им злоупотребляют, впечатления только портятся. Примерно на сороковой минуте фильма зашкаливающая образность уже добивает зрителя, который устал всюду видеть отражение своей реальности и просто хочет посмотреть хорошее кино. Но вместо этого его заставляют смотреть на реальность, покрытую соусом из оправданий в духе «Ну, вы же понимаете, как тонко режиссёром всё схвачено!» А так ли это на самом деле?
То, что свобода — главный залог счастья, подтверждает сама природа, и я избавлю себя от необходимости что-то сейчас доказывать. Поскольку мир в любом масштабе разнообразен, то и его отдельно взятые частички тоже разнообразны. Режиссёр же допускает самую главную и непростительную ошибку — заставляет персонажей бросаться из крайности в крайность. Если не диктатура, то полная анархия. Две ужасные бессмыслицы, на корню рубящие принцип функционирования той реальности, которая давно установилась в цивилизованном мире. Демократия, конституционная монархия — нет, зачем? Либо ежовые рукавицы, либо хаос. Такое наивное, не выдерживающее критики мнение, которое фильм так и навязывает зрителям, не вызывает ничего кроме вздохов. Это не система ужасная, и не воспитание, взрастившее таких людей. Ужасно само допущение, что без крайностей ничего невозможно. В этом и есть вся проблема.
А кое-что эту проблему усугубляет. Во-первых, некачественная постановка. Какой бы объёмной ни была образность, важно и про здравый смысл не забывать. Невозможно без горстки даже самых дешёвых спецэффектов выдать взрывающиеся бомбы за струи пламени из драконьей пасти. Невозможно скрыть тень от бегущего оператора, если свет падает из-за него. И невозможно поверить в происходящее, когда в самые нужные для аллегории моменты персонажи живут по понятиям, а всё остальное время друг над другом издеваются. Во-вторых, принцип «все поймут, потому что про них». Нет, господа, это совсем не так. Если режиссёр показывает зрителю чернуху и пытается ему сказать, что он сам часть чернухи — это почти оскорбление. И таких моментов тут куча, будь то неприятная «драконья морда» или сцена с вилкой. Вдобавок, ещё и оператор берёт крупные планы там, где это ненужно, и картинка в большинстве сцен слишком тёмная.
Конечно, этот фильм не настолько плох, чтобы зачислять его в список самых-самых больших неудач, но, к сожалению, он мог быть лучше. Намного лучше. И оправдать такой упущенный шанс нельзя ничем.
3 из 10
19 сентября 2021
Забавно: критиковать советское кино не принято, а уж критика «интеллектуального советского кино» — так совсем табу. Тем не менее:
Форма фильма — притча, которая, по идее, должна научить людей чему-то. Но чтобы учить, нужно соответствовать самому. Главную роль играет дочь режиссера. Играет хреново, явный мискаст, но ведь дочь режиссера же!
В фильме грубо и бездарно сделана попытка показать, что большинство людей путают свободу с анархией. Забавно, что точно так же путает свободу и анархию сам режиссёр. Показать сиськи на экране, просто, чтобы были? Да не вопрос. Голую жопу, просто потому, что уже можно? Проще простого. Голого мужика, с хером наперевес бегающего по улицам? Пожалуйста! И так далее. Налицо классическое «видеть соринку в чужом глазу, и не замечать бревна в своём».
Фильм, как уже было сказано выше, носит демонстративный характер притчи, с кучей анахронизмов и т. д. Но тем не менее — в фильме использованы какие-то гигантские декорации, огромные массовки. Попил и откат государственных денег при съёмках — наше всё.
Фига в кармане прямо чувствуется. И оно бы ничего, но она крайне негативно влияет на качество самого фильма.
Вердикт — унылый проходняк, который имеет смысл посмотреть только из-за хороших актёров, и для того, чтобы немного почувствовать аромат творчества конца 80-ых. Захаров, увы, далеко не Бергман и не Ларс фон Триер. Но претензии, увы, гигантские.
24 января 2021
Вот уж не думала, что отечественное кино 30-ти летней давности может произвести на меня столь сильное впечатление. Надо сказать, что я многое пропустила из советского кинематографа, но в данном случае, это как раз к лучшему. Ещё каких то лет 10 назад, я бы недовольно сморщилась. Ровно так же, как по поводу «Преступления и наказания». Но сейчас я просто поражена гениальностью фильма.
Его политический посыл рассматривать не буду. Но глобальный, общечеловеческий смысл — это то, что меня просто завораживает.
Жесткое окружение формирует в человеке особые черты. Называйте как угодно: «рабская психология», «Стокгольмский синдром». Для меня это про внутреннюю потребность в «жёсткой руке», когда освобождённый человек ищет для себя нового властелина. Когда герой-освободитель, какими бы благородными мотивами не обладал, становится первым претендентом на место свергнутого тирана. Потому, как люди не умеют жить свободными.
Ланселот — рыцарь, с самыми высокими мотивами. Но оказавшись победителем, оказывается в ситуации Экзистенциальной безысходности. Оказывается, физическая смерть дракона не решает проблему общества, но ввергает его а хаос.
И вроде как он и не хотел быть рыцарем, но как же отказаться от этого, если есть прекрасная дама, которая в опасности? Вечная история «Cherchez la femme» (ищите женщину), когда именно прекрасная дама становится запускающим фактором в цепочке событий.
Пророческими были его слова «Меня убивают те, кому я помогаю». Вот прямо вечная дилемма, стоит ли спасать тех, кто не хочет быть спасённым?
29 октября 2020
Являясь большим поклонником фильмов Марка Захарова (про Мюнгхаузена, Обыкновенное Чудо и графа Калиостро, а также его знаменитой рок-оперы) давно хотела посмотреть «Убить дракона».
Фильм немного разочаровал своей одномерностью. Более всего он напоминает пародию на ранние фильмы великого Мастера. В бургомистре угадывается Король из «Обыкновенного чуда» и герцог из «Того самого Мюнгхаузена»; в сцене с танцем Эльзы — аналогичная сцена, где «несравненная Бетти» рассказывает, как они с бароном танцевали на луне. Сцена со снятием штанов напомнила таковую из французского фильма «Игрушка». Возможно, правда, последний эпизод взят из пьесы — не знакома с первоисточником.
Если в других фильмах Захарова все эти образы казались оригинальными, то здесь они провисают. И дело не в общей черно-белой тональности фильма, не в реализме сюжета. Чего-то не хватило. Очевидно, что в одну реку дважды не войдёшь.
Но главное — это сама идея фильма. Чтобы снимать антиутопии, нужно приложить немало усилий — поскольку в этом жанре написано и показано уже очень-очень много. Тема диктатора, рабской психологии, двуличности гражданской позиции изложена в большом числе произведений. К сожалению, нельзя сказать, чтобы Марк Захаров привнес что-то новое в этот жанр. Напротив, в фильме наблюдается немало клише (особенно в том, как показано устройство города и поведение жителей).
Возможно, автор не догадывался, насколько чернушная эпоха ожидает страну. Иначе он снял бы, как прежде, добрую красочную сказку, чтобы поддержать свой народ.
С другой стороны, в этой «темноте» спрятана и наиболее сильная сторона фильма, которую всё же нельзя не отметить. Это сам Дракон.
Образ Дракона действительно страшен. И особенно страшен, когда видишь в нем целый ряд правителей прошлого и будущего (напомню, фильм снят в 1989 году).
Вроде как в городе есть какое-то движение, даже идет стройка, работает библиотека. Устраиваются танцы, детские утренники (лишь на периферии что-то горит и взрывается, но это мало кто видит). Не сразу понимаешь, что миром правит Дракон. Уж больно похож он на человека. Дракона все ненавидят, и в то же время готовы работать на систему — добровольно, искренне. Люди, обогревшие тебя у костра, могут через пять минут продать по дешевке. Почему они это делают? Каждый в конце даёт свой ответ на этот вопрос. «Я поступил на службу. А дальше как все. Служил честно, но деньги брал». «Что я могла сделать?». «Нас молодых так учили, понимаете». «Дома мы знали. Но когда при всех, когда вот эта вся обстановка…». «Ведь кого-то надо любить». Сколько раз в жизни доводилось слышать подобное?
Захаров говорит, что текущее поколение не перевоспитать в духе свободы, можно лишь вырастить новое. Но как это реализовать, если воспитание идет драконовскими методами?
Итог. В фильме немало актуальных идей, но его сильно портят «штампы».
7 ноября 2019
Злободневно. Мощно. Честно. Смешно и жутко!
Хорошая сатира с реальным потенциалом вразумить спящих, но пробуждающихся.
Главная мысль — о сражении огня истины в поглотившей всё диктатом тьме лжи.
Каждая фраза такой остроты и смысла, что стоит обдумывать тщательно.
Каждое действие полно символов с такими интересными идеями, что стоит разгадывать. Фильм говорит метафорами.
Каждый кадр такой красоты, ценой как картина. Смотрите. Читайте.
Помимо темы конфликта диктатуры государства, общества с индивидуальностью раскрыта тема более глубокого и древнего конфликта — добра со злом, правды с заблуждениями, свободы воли с рабством страха, силы морали со смрадом подлости. Недаром посыл Ланселота к несчастным рабам: Убить дракона в себе! Свобода от диктатора не имеет смысла, когда злобный диктатор внутри. Это хорошо показано в сцене, когда люди обрели внешнюю свободу, но в силу своей тупости и низкой нравственности делают больше бед, чем будучи во внешнем рабстве. Ад — в душах!
«Не бойтесь. Теперь можно быть нормальными людьми. Думать — можно. Трудно, непривычно… но можно! Надо только начать.»
Тема падшей подавляющей диктатуры напомнила антиутопии вроде «1984». Тема отважившегося рыцаря, сражающего зверя, освобождая тем самым люд от бед, существует в разных произведениях искусства.
Рассматривая это кино в христианском контексте, можно заметить, что Дракон-Звероящер имеет все характеристики Сатаны. Да и к тому же в фильме присутствуют как явные христианские символы — молитва, лики святых, так и менее явные — свет божественный (когда Ланселоту выключают свет, а он бдительно уходит от тьмы) и свет дьявольский (действия Дракона сопровождаются ослепительным светом, к слову, Lucifer — «Светоносный»). Да и сам Ланселот похож на Христа или другого святого мученика — все надеются на его спасение, но запуганное большинство клевещет и сторонится его. А битва рыцаря и Дракона — на небесах показана! Борьба света и мрака.
Конечно, каждый волен трактовать по-своему. Как сказано в одной из остальных замечательных фраз из этого фильма: «Сегодня каждый сам за себя решает, что он видит.»
В любом случае, в фильме заложен глубокий психологический, философский, духовный, мистический, исторический, социальный, политический контекст…
10 из 10
13 апреля 2018
Давным-давно правит городом тиран Дракон (Олег Янковский). Но вот появляется потомок знаменитого Ланселота, который готов убить тирана. Но и сделать это непросто, и убить Дракона — недостаточно.
Появление фильма в эпоху гласности — очевидная примета времени. Но Захарова в его конъюнктурности извиняет то, что он ещё в 60-е делал театральные постановки столь любимого им Шварца. К тому же он не стал наполнять фильм слишком очевидными аллюзиями на советскую историю и современность — скорее, напротив, три образа дракона — как Запад (нечто СС-вское), Восток (Япония) и… наверное, Россия… — говорят о вечности тирании и ее непривязанности к какой-то одной цивилизации. Наконец, вывод, что свобода не даруется, а завоевывается каждым — немного банальный, но по существу правильный — тоже из разряда вечности.
В плюс — как всегда у Марка Анатольевича — актёры. Особенно хороши Янковский и Леонов. Янковский являет себя мастером яркого образа — этакий урка-самурай (и не только). А Леонов — удивительно страшен в своём добродушии (или равнодушии?). А ещё это самый мрачный фильм Захарова, к тому же последний. Из претензий — слабость декораций и никакие спецэффекты. Ну нет у нас своего Спилберга! Что уж поделать! Но пожурить стоит не за воплощение, сколько за саму бессмысленную попытку. Зато по интеллекту и идеологии советское кино даст фору кому угодно. И не забыть ещё, что Захаров — режиссёр театральный.
p.s. абсурдистский текст Шварца — гениален.
23 августа 2017
Несмотря на довольно странную картинку и подачу «дракона» фильм вышел органичным и очень даже ничего. Посыл прописан ярко, характеры и персонажи тоже яркие и отлично читаемые. Игра актёров довольно хорошая, в целом фильм мне понравился, и я бы рекомендовал его смотреть любителям кино, особенно политического. А теперь перейдём плавно к тому, за что я оценку снизил.
Ланцелот — какой-то не Ланцелот. Напомню, что рыцарь несмотря на то, что странствующий — таки подданный короля Артура. Он — символ чести, мужества и свободы, но он отнюдь не эдакий маргинал-диссидент, как его подал автор! Убив очевидное зло в виде злого диктатора, он должен был предвидеть хаос и разрушение, должен был понять, что место Дракона займёт какой-нибудь сброд, но не предвидел. (Ну, по крайней мере, у меня не семь пядей во лбу, а я понимаю даже это.) Он должен был осознать, что это не люди — «тупые бараны» и не хотят свободы, просто им нужна власть вообще. Да, мои милые любители поорать за отмену «злой» власти и свободу, хватит топить за хиллари, и послушайте: власть нужна очевидно хотя бы для того, чтобы организовать большие группы людей, обеспечить безопасность, вести политику, и вообще, чтобы людям не приходилось разрываться на сто частей, выполняя функции государства — это невозможно. Просто, власть должна быть правильной и разумной, поэтому, после смерти Дракона, он просто морально обязан был либо занять его место, либо посадить наместника какого-нибудь Артура. Ну… он же Ланцелот!
В головах людей сидит не Дракон, там сидит потребность в лидере. А какой это будет лидер — это уже они со временем решить должны сами, когда оправятся от диктатуры. Нечего было на них орать с презрительной миной и ругать. Ты же Рыцарь, ты же любишь людей и хочешь чтобы они жили по справедливости и были довольны! Ну так возглавь, у тебя как раз для этого все нужные качества есть, пока ещё Дракон не подоспел! Правильно тебе женщина выплеснула в лицо коньячину. Но лыцарь струсил, потому что он же против системы, он нитакой! Ланцелот ушёл, оставив завоёванный народ «быть свободными». Т. е. в руки очередному диктатору или Брежневу.
А то, что дети играются с дракончиком — с этим бороться не стоит как раз, воспитайте детей по чести, и пусть себе играются. А то это напоминает современную борьбу с «жестокостью» в играх и кино. Пусть себе выплёскивают.
Ай, да, я совсем забыл, что рецензия-то положительная, господи. Да. Не считая этих вот вещей, фильм замечательный. Очень понравилась игра архивариуса.
7 из 10
15 января 2017
Театральный мастер своего дела, поставивший «Обыкновенное чудо», смог в 1989 году снять кино, рассказывающее собой о мире тогдашнем, и не только о том мире, которому оставалось жить недолго, в котором он сам тогда сосуществовал, также о мире внутреннем, каждого человека (что я за бред несу?). И ещё о самой системе государства, кой сам мастер отлично сумел подстегнуть иронией, тонкой сатирой, песенками и плясками. Это одно из главных наставлений будущим поколениям, о котором нужно помнить, как и стоит к нему хоть раз, после пересмотра, вернутся, дабы увидеть Янковского в роли сурового деспота Дракона, Абдулова в облике Ланцелота, Леонова в роли недалёкого короля с психическим расстройством. Великие актёры, принявшие участие в самой острой экранизации Шварца, от мэтра театральной сцены Марка Захарова. Она собой ещё не раз будет будоражить умы всего мира (ну не всего), или же останется извечным вопросом без ответа, о том, как справится с «Драконом» в своей голове.
Также можно увидеть отсылки к Берлинской стене, и как я уже ранее подмечал, ко многому чему что сегодня происходит в объективной реальности.
»- А где же три головы и пламя?
- Я сегодня по простому зашёл. Без чинов.».
21 сентября 2015
Поскольку Е. Шварц — мой любимый писатель, которого знаю наизусть, захотелось разобраться с экранизацией пьесы, нередко искажающей первоисточник. По отзыву, который оставила juilakobert, сразу видна позиция, занимаемая поклонниками Евгения Львовича: очень хочется, чтобы режиссеры бережно подходили к столь достойному материалу! У каждого читателя сложился свой образ Ланцелота, своё понимание личности Шарлеманя… И вдруг в фильме мы сталкиваемся с «совсем неправильной Эльзой», «совсем не моим Ланцелотом». Примириться с этим трудно.
В данном случае за экранизацию взялся хороший и мыслящий режиссер, но ощущение фильм оставляет двойственное. Здесь писали, что это талантливый продукт Шварца и Горина, но я (субъективно) Горина терпеть не могу именно за откровенное подражание Шварцу, до которого Горину не дано было дотянуться, хотя он и пытался копировать его приёмы и стилистику.
Сразу отмечу отклонения от «канона» пьесы, которые не показались мне такими уж раздражающими. Это концовка: Ланцелот осознает, что необходимо не драться с драконами, а воспитывать детей так, чтобы не понадобилось убивать драконов, пригретых ими. Режиссер имел право поставить подобную точку в своём эксцентричном детище. И момент с пожиранием драконом документа. Это правдоподобнее антимоний, которые звероящер развёл в пьесе. Но есть другие «отсебятинки» съемочного коллектива, которые меня царапнули. Сама атмосфера фашистского государства со смешанным японско-европейским населением и канцелярией в застенках показалась плакатной и надуманной. Иногда у меня возникало ощущение, что создатели фильма перебарщивают с гротеском и ударяются в ёрничанье. И звучит диссонанс: актёры играют в стилистике Вахтангова, а Тихонов — в стилистике Станиславского, там шарж, а тут органика. Поэтому для меня Тихонов с великолепной игрой не вписался в безумную фантасмагорию. Леонов-бургомистр хорош, но слишком привычен. Всегда одинаковая манера говорить, какой бы персонаж он ни играл. Но главная претензия — в картине слишком много физиологизма. Евгений Львович не бил в лоб, работал он тонко, а в фильме то вилку в промежность вонзят, то Генрих (этакий гитлерюгенд) по гениталиям ногой получит… У Шварца всё не так топорно агитационно, но гораздо глубже, интереснее и страшнее.
8 из 10
20 декабря 2014
Вот и добрался я до знаменательной даты, которую многие люди привыкли именовать не иначе как «числом зверя». И естественно тут впору написать об «Омене», «Ребенке Розмари», «Изгоняющем дьявола» или вовсе «Конце света» со Шварценеггером, но все это жуткая банальщина, которой я не приемлю. Однако и с пустыми руками прийти было бы не красиво, а потому наш сегодняшний гость так же посвящен концу света, который происходит в сердцах людских. Итак, это — «Убить дракона».
Данный фильм является иронией на нашу с вами жизнь, причем не тонкую и едва уловимую, которая свойственна тем же братьям Коэнам или Терри Пратчетту, а иронией которая бьёт зрителя прямо между глаз, а затем спрашивает ну что, ты действительно так представляешь своё счастье?
У нас есть приснопамятный Дракон, при этом стоит обратить внимание, что на месте чешуйчатой рептилии с тем же успехом мог стоять король, президент или высокопоставленный чинуша и ничего бы ровным счетом не изменилось. Не изменилось по той простой причине, что люди обладающие властью навязывают свою волю тем кто этой власти лишен, а все их разговоры на тему того что они себя не жалеют и делают все для народа преследуют одну лишь цель — чтобы людям было стыдно. Дескать вот он какой, себя не жалеет, не спит ночами думая о нашем благополучии. Ну и что, что у нас мизерная зарплата, работа что высасывает из тебя все соки, а так же множество ограничений, которые не позволяют стремится к своей мечте? Дракону же приходится куда как хуже, ведь он скован по рукам и ногам. Ага, скован. Конечно же скован! Ведь все что он делает, он делает для услады себя любимого. А приснопамятные три головы, являются не более чем ширмой за каждой из которых скрывается властитель умов и сердец простого народа — Дракон.
У нас есть Ланцелот. Умный и начитанный человек, в душе которого реет дух свободы и потому он отправился в путешествие по миру. Но то был не путь познания, а скорее желания быть достойным памяти своего предка — легендарного рыцаря круглого стола, защитника обиженных и угнетенных. И вот Ланцелот приходит в город, где люди лишены главного — свободы воли. Где всем заправляет чудовище в человеческом обличие, которому ежегодно приносят в жертву девственниц. Правда здесь это называется выдать замуж, но сути это не меняет. Видя угнетенных и замученных людей, Ланцелот не может пройти мимо. Да и кто бы смог? Скорей всего многие, но только не человек в душе которого реет дух свободы и веры в лучшее завтра. Ланцелот решает бросить вызов кровожадной ящерицы и своим поступком он раздосадовал местных жителей.
Почему же местные жители не рады появлению героя? А все просто. Люди — привыкли. Да-да, вы не ослышались. Люди, удивительные приспособленцы и со временем они могут привыкнуть к чему и кому угодно. Ну да, они живут и умирают ради Дракона, ну так может так и надо? Может в этом и есть смысл жизни? А то что в городе происходят постоянные репрессии, что каждый следит за каждым, а любая попытка неповиновения рассматривается как бунт за который одна «награда» — смерть, это нормально. Ведь Дракон говорит, что так происходит повсеместно, а кто мы такие чтобы не верить Дракону. А как же Ланцелот? А что Ланцелот? Сегодня он тут, а завтра он там. Ну убьёт он дракона, а кто же на после этого скажет как дальше жить? Сами? Нет уж, самим думать страшно. Пусть лучше кто-то другой решает за нас.
Безрадостная получается картина. Безрадостная и оттого жуткая, потому что происходящее уж слишком сильно напоминает нашу с вами действительность. Однако, при все при этом победить дракона можно. Нужно только не боятся и не пасовать перед трудностями. Нужно думать своей головой, а не следовать за общественным мнением. Нужно помогать ближнему своему и не бросать друзей в беде. И тогда и только тогда мы сможем «Победить дракона».
10 из 10
12 июня 2014
Роскошная вещь! До чего всё-таки здорово вот так случайно открывать для себя что-то новое из «хорошо забытого старого». Включаешь на удачу (дескать, странно, а почему я такое до сих пор не видел?!) и… «Что не можно глаз отвесть!», «Божественно! Браво!» и всё такое прочее. Безо всякого преувеличения.
Это, впрочем, не означает, что претензий к увиденному нет в принципе. Парочка замечаний у меня имеется, что, к сожалению, сказывается на итоговой оценке, но ведь оценка — это не самое главное, правда? Куда важнее эмоции, которые дарит просмотр небезупречного, но такого сильного по исполнению и, ни дать ни взять, бронебойного по замыслу фильма.
Да и, собственно, что не понравилось-то: сцена «воздушного боя» (тут ни задумка не порадовала (слабо себе представляю геометрию размахивания мечом в маленькой корзине большого воздушного шара и КПД этого занятия), ни видеоряд — опять же, больше даже в части главного героя и его транспортного средства на фоне «нарисованного» неба, нежели вполне грамотно «заретушированного» противника) да, такое ощущение, фирменное авторское (см. «Тот самый Мюнхгаузен», как минимум) провисание сюжета (на сей раз, правда, примерно на излёте второй трети фильма — по окончании вышеупомянутого боя и приуроченных к этому событию «народных гуляний» и прочих торжеств — уж больно резок переход от напряжения гнетущей атмосферы неотвратимой трагедии к обыденности беспросветного царства лжи, глупости etc). Первое — техника, по сути, второе — возможно, и вовсе «кажущаяся видимость». Однако же… минус балл.
Благо, остальные девять представляются бесспорными и совершенно заслуженными. Тут воистину не знаешь кому аплодировать в первую очередь: выдающимся актерам (наконец-то я увидел, на что способен (был, по крайней мере) В. Раков; что-то совершенно невероятное в исполнении В. Тихонова (тоже ведь несвойственное амплуа), бесконечность мастерства О. Янковского, завораживающее обаяние А. Абдулова — ну всех не перечислишь просто!), авторам сценария (господа, ей богу, ну какая может быть сказка, если на повестке дня такие вопросы), композитору (аккорды сгущающегося мрака проникают в самое сердце) или режиссеру (даже не представляю, как всё вышеперечисленное можно было удержать в голове хоть на мгновение, собрать воедино и сотворить наяву)… Это стоило увидеть. Это нужно было увидеть!!
9 из 10
30 мая 2014
Первый раз смотрел этот фильм в 1989 году. Второй в середине 90-х. А третий — этой осенью по Культуре. И вот какая интересная вещь получается, в детстве — это страшная сказка, в юношестве — глоток свежего воздуха, и открытие глаз на то, как делается политика. А вот сейчас — типичное перестроечное кино — дешёвое, и чернушное.
Аллегории понятны на раз — город погрязший в трясине — это СССР; Дракон — это компартия; а добрый рыцарь Ланцелот — это интеллигенция, лишь одна знающая как вывести народ к свету демократии. Забыв правда спросить народ — а оно ему надо?
В 1988 году, уже только ленивый не пинал СССР, и его руководство — вот и Марк Захаров решил внести свою лепту. Тем более предыдущие его фильмы давали повод надеяться на очередную умную, тонкую вещь, с подтекстом. Но не случилось. То ли в спешке опоздать за стремительно менявшейся обстановкой в стране, то ли из-за опасения что перестройку скоро прикроют, Захаров пошёл по кратчайшему пути, в лобовую атаку — забыв что прямая не есть кратчайший отрезок, а атаки в лоб редко заканчиваются успехом.
А может и вовсе режиссёр снял этот фильм ради денег? В интервью перед показом на Культуре, сам автор признавал что впервые получил нормальные деньги, да и артисты побывали на Западе, что по тем временам — ого-го.
Но тогда к чему вся эта псевдофилософская, с элементами морализаторства заумь? Зачем был перекроен финал? У Шварца в пьесе он 100% оптимистичный, а здесь полная безнадёга. В очередной раз макнуть — в какой «дер… вой» стране мы все живём?
Сегодня имея возможность путешествовать по миру, мы убедились — рая на земле не существует, а благодаря Сноудену узнали — что советский контроль за населением, ничуть не лучше, и не хуже того, которым пронизано западное общество. Поэтому и весь пафос фильма сегодня кажется дутым.
P.S. И в окончании вспомнился старый советский мультик, по мотивам вьетнамской сказки, где юноша — герой, убив дракона, который терроризировал его деревню услышал за своей спиной: «Теперь ты сам стал драконом».
Увы — убить дракона можно только в сказке, так — что давайте учиться жить с драконом бок о бок.
3 из 10
24 ноября 2013
Как я уже писала в одной из рецензий, пьесу Шварца перетрактовали безжалостно, почти садистски. И это хорошо. Как образец режиссерской полемики с автором оригинала «Убить дракона» — чистый эталон.
Взять эту же сцену с сыном бургомистра. Шварц, поставив проблему, заканчивает эпизод словами Ланселота: «Но почему ты оказался первым учеником, скотина?» — и сыну бургомистра ответить нечего. Ланселот выигрывает в этом раунде. В фильме же сын бургомистра, причем прямо и твердо, отвечает Ланселоту на этот вопрос: «Потому что нас так учили». Учили быть первыми учениками. Безвыходная ловушка. И Ланселот проигрывает. У него нет решения этой проблемы.
То есть, если брать произведение в общем, по Шварцу проблема решается так: придет хороший, смелый человек и все исправит. А по Захарову — нет, этого не хватит. Не хватит Ланселота, чтобы сделать из рабов системы свободных людей. Скорее, случится наоборот — хороший и смелый станет еще похуже, чем эти самые рабы системы. А что нужно тогда? Как решить проблему? Захаров не знает ответа. Никто пока что не знает.
Фильм очень сильный. При этом тяжелый и мрачный. Детям смотреть я бы не советовала, да и подросткам тоже, кроме самых развитых — вещь уровня романа Оруэлла «1984» по тяжести.
Самый жуткий момент тут — с семьей Фридрихсена. Вилка в пах, поцелуй взасос, сына — в расход, жене на грудь — орден. И если поведение самого Фридрихсена можно еще оправдать попыткой защитить семью (логика: «не буду сопротивляться — может быть, хотя бы их не тронет»), то улыбку его жены после получения ордена — уже ничем.
К сожалению, удручает, как уже некоторыми отмечалось, оформление. Оно давит еще больший мрачняк, нежели уже есть в сюжете — словно, не будь все так визуально жутко и темно, зрители бы не поняли, насколько ужасно происходящее. По мне так, будь все оформлено в менее упадочном стиле, было бы намного сильнее — ярче, болезненнее.
Еще, на мой взгляд, и Янковский, и Абдулов тут (как и в «Обыкновенном чуде») не выдают максимума. Быть может, потому что оба наверняка читали Шварца и не могут отрешиться от его видения образов своих героев. Или Захаров с ними никак не может настроить «резонанс душ». Это его актеры, он их не раз снимал, но до такого глубокого взаимопонимания, как у Гайдая с Демьяненко, к примеру, или как у Михалкова с Меньшиковым — судя по фильму, все-таки, на какую-то мизерную величину, но не хватает. Причем Янковский почти рядом с максимумом, а Абдулову что-то сильно мешает. Кое-где я ему вообще не верю.
И уж слишком мне не нравится трактовка Эльзы. Непонятно, чем эта типичная рабыня системы могла привлечь Ланселота. Можно было бы придумать, что у нее есть какой-то «кукиш в кармане» при внешней обычности. Ведь в любой тоталитарной системе есть такие, коспирирующиеся несогласные, как бы жестока система ни была — то есть это не было бы враньем. А тут вот как-то… будто кроме «варягов»-ланселотов, людей извне системы, некому выступить за правое дело.
Но все же смотреть нужно.
18 сентября 2013
Нет на свете существа более жуткого, чем истинно справедливый человек.
В разгар войны, в 1943 году, после эвакуации из блокадного Ленинграда Евгений Шварц дописывает «Дракона» — заключительную часть своей политической трилогии. В отличие от «Голого короля» и «Тени» эту работу постигла более печальная участь — первая же попытка постановки обернулась неудачей: после трёх закрытых показов спектакль, а вместе с ним и его литературный источник, запретили, сочтя, что автор вывел в качестве антагониста главного героя, вопреки собственным заверениям, не основателя Третьего рейха, а правителя, с политикой которого каждый гражданин СССР был знаком значительно лучше и ближе. Спустя почти полвека Марк Захаров в соавторстве с Григорием Гориным пишет сценарий по мотивам пьесы Шварца и создаёт фильм «Убить дракона». Официально его никто не запрещал — не те времена, но даже сейчас, через двадцать пять лет, практически невозможно увидеть на телеэкране эту историю о рыцаре, победившем Дракона.
Победившем?
Захаров не снимал ни «Тени», ни «Голого короля», однако сохранил дух трилогии, проведя параллели с другой сказкой, снятой по произведению Шварца. Лишь слегка сгустив краски в узнаваемых образах тех же актеров он превратил легкую фантазию в кошмарный сон, который вот-вот станет реальностью. Евгений Леонов — его Король, в котором просыпались другие родственники, заставлявшие Высочество совершать всякие мелкие безумства, стал душевнобольным Бургомистром. Однако теперь он отнюдь не безобиден и прикрывается выдуманными недугами лишь для того, чтобы скрыть отсутствие души. Добрый, немного наивный и отважный Медведь Александра Абдулова обернулся уставшим рыцарем, который так долго сражается, что начал завидовать рабам — людям, не знакомым с муками выбора, ведь прочное положение всегда гарантирует твердые убеждения. А Волшебник Олега Янковского, этот серьезный и справедливый бородач, наблюдатель и участник, могущий быть и демиургом и палачом, оброс чешуёй цинизма и расчёта. Теперь он Дракон — безжалостный диктатор и хороший хозяин, живущий слишком давно, и знающий слишком много.
Созданный им мир, этот симпатичный маленький городок с каменными домами, черепичными крышами и мощёными булыжником мостовыми, представляется Ланцелоту краем решеток, сетей и холодного гранита, выжженных степей и топких болот. Здесь нет ни одного яркого пятна, здесь гремят взрывы после очередных развлечений звероящера, и даже небо, к которому поднимают взоры тихие жители в ожидании появления хозяина, не голубое, а серое и дымное. Ланцелот, будто пробудившийся от забытья усталого героя, рвется спасти от злодея прекрасную девушку — новую жертву Дракона, и это безмолвное стадо, которое язык не поворачивается назвать народом. Он готов подарить этим людям самое ценное — свободу! Свободу от узурпатора, который одной рукой вонзает в своего подданного вилку, а другой вешает на его грудь очередной орден. И даже случайно увиденная в храме икона, изображающая Господа, возлагающего корону на голову смиренной Марии, не разубеждает его в сделанном выборе. Он непреклонен и непоколебим в своём желании спасти этот мир, однако забывает о главном — осчастливить насильно невозможно. Слуги Бургомистра запрещают людям выходить на улицу, не надев черной повязки, чтобы те случайно не увидели низложения своего господина. Но спустя лишь несколько мгновений после того, как отрублена последняя голова, господин Архивариус при виде творящегося на улицах снова надвигает на глаза свою повязку. Свобода, данная Ланцелотом, обернулась анархией и низвержением всех правил и порядков.
Рыцарь вновь погнался за истиной, забыв о её недостижимости и о том, что правда у каждого своя. Каждый раб достоин своего господина и свобода для многих заключается лишь в праве выбора наиболее удобного хозяина. Единственный способ избавиться от дракона — иметь своего собственного, замечает однажды старик Архивариус, и он безусловно прав. Напрасно Ланцелот, вернувшийся через год в этот город, ставший вольным, будет подбегать к каждому с увещеваниями о необходимости избавиться от внутреннего звероящера — люди лишь падут на колени перед новым правителем, а Бургомистр, превратившийся в шута, единственный скажет горькую правду — в этом мире стало слишком холодно. Хозяин даёт кров и пищу, он может пнуть сапогом и приласкать. Но мало кто способен отказаться от места у тёплого очага и уйти в неизвестность. Да здравствует наш рай — край клеток и решёток! Свобода — слишком прихотливое растение, чтобы выращивать его внутри себя: оно требует ежедневного ухода от навязываемого и обильных удобрений знаниями, оно растет лишь на почве собственных мыслей, а думать порой крайне трудно и отчаянно неприятно.
Марк Захаров показал нам наше отражение, и его зеркало оказалось слишком чистым и прозрачным, чтобы можно было пенять на качество покрытия и гладкость стекла. Вот она, наша история — дракон фашизма с немецкой, итальянской и японской головами, бургомистр с такими узнаваемыми повадками — символ застоя, рыцарь в своей отчаянной попытке превратить мир в царство равенства и братства… И вот оно, будущее — неотвратимое и страшное, ведь внутренний дракон проник и в сознание детей и уже не будет того мальчика, который крикнет, что король голый. Надо бороться, надо сражаться, надо вырывать сорняки рабства с корнем и убивать питающегося ими звероящера! Рыцари, к оружию! В атаку! Начнём!.. С понедельника.
20 мая 2013
Пьеса Шварца «Дракон» была написана в эвакуации во время войны. Её пытались поставить Ленинградском театре Комедии вскоре после написания, но после первого же показа запретили, и не ставили вплоть до 1962 года. Автору пьесы сказочно повезло. Могли бы, и в ГУЛАГ упрятать.
Так о чём же фильм? О рабстве и свободе. В стране, где свобода это осознанная необходимость, такие фильмы не нужны. Не нужны они были тогда, не нужны и сейчас. А зачем? Есть «Отец Нации» и не важно, какая у него фамилия. Он подумает, и решит за каждого, как ему жить. И не надо нам смотреть на Запад. Не для нас это. Честное слово, «лучший способ защититься от чужого дракона — это иметь своего собственного».
Ланцелот, представитель благородного рыцарства, символизирующий западную систему ценностей, попадает в мир тоталитарного абсурда, где отобранный народ «это хуже народа! Это лучшие люди города!» Он встречает архивариуса, который готов фальсифицировать историю в угоду существующей власти. Вам это ничего не напоминает? Разве не тем же самым занимаются придворные российские историки? У архивариуса есть дочь Эльза, которая должна стать невестой дракона. Молодые люди влюбляются друг в друга. Ланцелот хочет убить дракона, но люди города этого не хотят. Их всё устраивает. Дракон каждый год умерщвляет девушку? Так только раз в год, и только одну. Девушек много, да и бабы ещё нарожают. Главное — какая честь! Девушка должна быть счастлива стать жертвой дракона! Но девушка попалась неправильная. В ней есть чувство собственного достоинства. А это страшное преступление в тоталитарном мире, где господствует право на бесчестье, о котором в своё время писал Достоевский.
Ланцелот побеждает дракона, но это не конец, а только начало. Выясняется, что дракон сидит в каждом жителе города. Они готовы принять любого правителя и объявить его драконом. И встаёт вопрос, а зачем Ланцелот побеждал дракона? Людям не нужна свобода. Они хотят рабства. Они готовы признать серость и посредственность своим драконом и поклоняться ему. А потом будут говорить: ему же нет альтернативы, пусть уж лучше будет такой, чем неизвестно кто. Эти люди будут безразлично проходить мимо человеческой подлости и предательства, потому, что сами подлецы и предатели. Они думают только о себе и о своём маленьком мирке. Эти люди фундамент любого фашистского государства. Если надо, они донесут на своих родителей, хоть в устной, хоть в письменной форме. И все стремятся стать первыми учениками в подлости.
Эти люди хотят объявить Ланцелота новым драконом. Сможет ли он справиться с соблазном? Автор ставит многоточие…
16 февраля 2013
«- Все обязаны знать нашего Дракона.
-Кто это вам сказал?
-Дракон»
Это заключительная часть своеобразной трилогии о тоталитарном обществе: «Мюнхгаузен» о капельке правды в океане лжи, «Свифт» о творце, творении и вынужденном молчании — оба фильма сняты во времена развитого социализма и потому максимально замаскированы под комедию и драму. «Убить дракона» — фильм, снятый в период распада системы, в момент, когда уже стало можно говорить почти все.
В разных сказках разных авторов встречается один и тот же сюжет: Дракон из года в год ворует самую красивую девушку города, чтобы потешить свою рептилью плоть. В конце концов, приходит рыцарь и всех спасает.
Почему-то до Горина с Захаровым никому и в голову ни пришло задуматься, что за дракон такой, что целый город с ним справиться не может, да и пытается никто, кроме единичных смельчаков. Что за люди такие, что годами и столетиями ждут рыцаря-освободителя, как спящая красавица поцелуя? Захаров поворачивает большое режиссерское зеркало — так это ж мы с вами: смешно и противно. Дракон больно пинает, но мы молчим, потому что он орденом нас одарил. Дракон великодушный: он нас от цыган избавил.
Что удивительно: простой человек и бургомистр одинаково зависят от «звероящера». Разница лишь в том, что человек власти более информирован, а потому хитрее, изворотливее, он нечестен со всеми даже с собственным отпрыском.
Для Ланселота выбор сражаться с драконом — это не просто вопрос храбрости: дракон как змей-искуситель на примерах доказывает, что гражданам эта свобода не нужна. Может он и действительно прав?
Там где заканчивается сказка, быль продолжается, но рано или поздно, а обществу приходится жить без тирана-благодетеля. «Раздраконенная» власть едва ли лучше той, что была, а люди остались теми же, такими же, только теперь они в полной растерянности. «Холодно с вами», — говорит бургомистр Ланселоту и в этих двух словах в концентрированной форме миллионы сожалений в адрес того, как хорошо было раньше, вода водянистей и т. д. Сделать революцию, изменить верховную власть можно, но как убить дракона внутри нас, как уничтожить драконьи споры в каждом конкретном человеке?
8 из 10
2 февраля 2013
Что бы ни случилось, у нас всегда праздники, праздники!(с)
Сказки — один из самых известных жанров искусства. Есть сказки для детей — они могут быть жестокими, ибо несут в себе мораль, которую должны понять и усвоить дети. А есть сказки для взрослых — они жестоки всегда, так как нет нужды, заботится о неокрепших душах и можно ярко рассказать, как отвратителен мир вокруг.
Фильм Марка Захарова «Убить дракона» — это сказка, развивающаяся ровно как ей и положено. Все составляющие для захватывающего сюжета — Дракон, Рыцарь, Прекрасная Дама, и угнетаемый город — вместе воедино составляют такие знакомые с детства истории. Только здесь все шиворот навыворот, и до конца просмотра меня не покидало ощущение хаоса.
Народ города — темный, глупый и агрессивный, разрушающий все на своем пути, остановить его может только сила. Эльза — заложница системы, она и хочет вырваться, но не может. Ланцелот — живет в своих фантазий, не слыша и не видя действительности, наивно полагает, что совершает благое дело. А Дракон — это сама система, поглотившая всех остальных героев.
Рыцарь всегда на распутье дорог.(с)
Ланцелот — странник, для него нет ничего важнее свободы, и по его мнению все должны так жить — быть свободными. Оказываясь в Вольном городе, он поражается тому порядку, что там творится и решает спасти жителей. Увлеченный своими идеями, он остается глух к голосам которые предупреждают его, что ничего хорошего из этого не выйдет. Цель для Ланцелота убить Дракона, именно то зло, от которого надо освободить народ. Ему кажется, что вот сейчас он убьет Дракона, и наступит мир и счастье.
Не любите вы людей. Хотите им нового счастья, а они старым дорожат.(с)
После гибели дракона, иллюзии Ланцелота рассыпаются в прах. В городе анархия и хаос. Люди не зная, действительно не зная, как пользоваться свободой, начинают разрушать мир вокруг себя. И кто-то принимает в этом активное участие, а кто-то закрывает глаза.
А потом появляется «новый Дракон» — система возвращается. И становится понятно, что «Вольный» город — это город рабов, которые уже никогда не смогут научиться уважать себя, окружающих, никогда «не убьют дракона в себе». Для этих людей совершенно не важно, кто на самом деле победил Дракона и под каким видом скрывается власть системы.
Дома мы знали, но когда при всех… Вот тут мы плакали от счастья.(с)
Ланцелот осознает, что истинное зло прячется в самих людях, не способных владеть своей судьбой. Люди сами ищут Диктатора, который будет приказывать им, организовывать их жизнь и… заботиться о них.
Нас молодых так учили, понимаете? (с)
Как итог происходит встреча Дракона и Ланцелота, Добра и Зла. Дракон, который отобрал у людей свободу, душу, разум превратив их в послушных рабов. И Ланцелот, который наконец понял, что со взрослыми уже ничего не поделаешь, и от Дракона — Системы нужно защитить тех, кто сейчас готов принять любую точку зрения, кого можно превратить в кого угодно — детей.
-Ну, что, прохожий, все сначала? Может быть не сейчас? Все-таки дети…
-Нет, сейчас.
-Значит теперь и начнется самое интересное!(с)
Очень реалистично, поэтому очень страшно. Фильм оставляет чувство незавершенности, будто так и будет все идти по кругу, и выбраться из этого круга невозможно. Но пожалуй, маленькая надежда, что дальше все будет лучше — есть.
Единственный способ избавится от дракона — это иметь собственного.(с)
10 из 10
12 июня 2012
Пьеса хороша, но фильм намного глубже, а по смыслу чуть ли не противоположен. Народ Шварца — темный и глупый, но в целом незлобивый. Народ Горина — темный, глупый и бездумно агрессивный. Его стремление разрушать может сдержать только тирания.
В фильме отлично показано, что народу не нужна никакая свобода. Народ Горина не просто глуп и запуган, как у Шварца — ему нужен дракон, и он это прекрасно осознает. И «освобождение» вообще никого кроме горстки отщепенцев и уличных дебоширов не радует. И непонятно, зачем Ланселот вообще все это затевал. Его же с самого начала предупреждали. Очередная помощь вопреки желаниям жертвы. Хотел как лучше, а получилось, как всегда? А хотел ли, как лучше? Кому лучше?
У Шварца в конце — смазанный хэппи энд.
У Горина — метафизический открытый финал. Дракон и Ланселот, олицетворяющие добро и зло, в толпе детей. Если смотреть только эту сцену — кажется, встретились два старых друга. А главное — нет между ними разницы.
Режиссура фильма действительно очень подкачала. А Александра Захарова в роли Эльзы просто нелепа, тут нужен был совершенно другой типаж.
Из плюсов фильма — замечательные харизматичные актеры. И ничего они не повторяются, они просто по-другому не умеют. Далеко не все актеры могут совершенно «перевоплощаться». А Леонов и Абдулов вообще во всех своих фильмах практически одинаковы, что ж поделаешь.
Главный же плюс — гениальный (да, не побоюсь этого слова) сценарий Горина.
И совершенно неправы те, кто считает фильм «коньюнктурным». Они просто не поняли фильма. Потому что, по сути, это апология диктатуры.
27 августа 2011
Если вы ждете безусловного следования сюжету и полного подчинения тексту-однозначно это не та экранизация, которую бы вы хотели увидеть. Одна из усвоенных истин-никогда не стоит сравнивать пьесы и экранизации. Для меня это абсолютно равноправные, но параллельные миры. В пьесе, не смотря на ее пронзительность, открытость, жесткость все же сохраняется элемент сказочной доброты. Здесь и Ланцелот кажется немного смелей и мужественней- не сомневается, не путается, а точно знает с какой целью пришел он в этот город. И любовь его к Эльзе и Эльзы к нему показана мягче, по-сказочному чище. И даже Дракон и бургомистр видятся отвратительными, но не настолько мерзкими. А добро хоть и не побеждает зло, но все же оставляет надежду-и это немало!
Фильм же хоть и имеет то же содержание, несет в себе совсем другую атмосферу. Видно накипело и у Захарова, и у Горина-у всех. И Ланцелот здесь приходит лишь странником, обретая и себя, и свое мужество на протяжении всего фильма. А Дракон и бургомистр, и вся политическая подоплека здесь выворачивается грязными внутренностями наружу, вытрясается, словно гнилье из старого чулана, и от этого становится так мерзко и гадко, что хочется закрыть глаза и уже больше не смотреть, не досматривать до конца. Просто потому, что чувствуешь-ничем хорошим это уж точно кончиться не может. Но это все лишь способ, лишь горькое лекарство, хинин, отравляющий душу. Ну потому что чем, чем еще можно вытравить дракона из нашего сознания?! Все кричали, дескать «Кончилась Советская власть! Сами теперь себе хозяева!» Ан нет! Он все еще сидит в нас и хихикает…
Самой пронзительной сценой фильма можно назвать ту, где Ланцелот, отчаявшись изгнать дракона из разума горожан, спешит к детям-они чисты и сердцем и душой, в них-то не поселился еще злой и ужасный… Спешит — и останавливается, словно в замешательстве, углядев среди детей чью-то высокую, темную фигуру. Опоздал? Нет!
-«Ну, что, прохожий, все сначала, а? Может быть не сейчас, все таки дети? Потом?»
-«Нет, сейчас.»
-«Ну, значит теперь-то и начнется самое интересное!»
4 апреля 2011
Героя звали Ланцелот. Он появился в городе из ниоткуда, простой прохожий, случайный странник. И город изменил его, удивил, заставил вспомнить кто он есть на самом деле. Не странник, но рыцарь.
В городе все было странным. Каждый новый житель казался безумнее предыдущего, а нелепость поступков росла прямо пропорционально положению и чину. А все потому, что в городе был жестокий диктатор, дракон. По крайней мере так казалось благородному герою. Ланцелот счел своим долгом снять это бремя, вопреки протестам Бургомистра и молчанию горожан.
Так началась эта странная история, балансирующая на гране фарса. Тут каждый поступок — непредсказуем, каждое реплика — подвох, каждый герой — в чем-то безумец. История лишена всяческой привязки, у города нет имени, не оговаривается откуда пришел герой, есть только намеки и недомолвки. Чтобы не случилось, в городе всегда должен быть праздник, так повелел дракон. Всеобщая запуганность и покорность граждан настолько обыденна, что кажется будто она заложена в их головы с рождения. Кажется, что лишь Ланцелот и Элиза, дочь местного архивариуса, сохранили здравомыслие во всем этом безумном водовороте.
Поначалу поступки, действия и повороты истории кажутся бессвязными и чересчур символичными, но постепенно они выстраиваются в единую цепочку метафор и афоризмов.
Город так фантастичен и нереален, но стоит присмотреться, как тут же видны образы, знакомые многим. Вот Бургомистр и Архивариус, представители власти, закрывают глаза на тиранию, объясняя это по-своему. А вот местная оппозиция, которая знает, против чего она борется, но не понимает за что. А городская интеллигенция и вовсе предпочитает молчать, оправдываясь тем, что «дома то они понимают, но в такой торжественной обстановке…». Такие узнаваемые образы, которые так не хочется порой признавать, и так хочется оставить там, в том нереальном и фантасмагоричном городе.
Вопреки всему Ланцелот выполнит свой долг. А как же еще, ведь он благородный рыцарь. Но именно тогда, к самому финалу этой грустной сказки и станет ясно, что дракон не причина, а лишь стержень. Вбитая в головы горожан поведенческая модель навсегда останется при них. Эйфория сменится анархией, а затем придет новый дракон, пред которым люди склонят колени.
И тщетно будет пытаться странствующий рыцарь стучаться в головы и сердца каждого, призывая «убить дракона» в себе. Он ничего не изменил в этом городе и в этом мире.
Символичный конец этой странной и красивой истории многие толкуют по разному. Кто-то верит в будущее, а кто-то фатально смотрит в след уходящим героям. Рыцарю и Дракону, которые на протяжении всего повествования были главными героями, но оказались не властны над городом, не способны что-то изменить.
Вывод: Этот фильм многие не хотят понимать. Отчасти из-за очень эмоциональной подачи событий и метафоричности диалогов. А в чем-то потому, что увидев суть, люди просто отказываются вникать в неё, не желая «нагружать» голову. В итоге одни люди боготворят этот фильм, иные всячески отвергают, ища упреки там, где их не нужно искать. Фильм «Убить дракона» из тех произведений, к которым невозможно отнестись равнодушно. Есть либо «За», либо «Против». И лично я отношусь к тем, кто выбрал первый вариант.
PS. А помимо действительно глубокого философского наполнения этот фильм блистает непревзойденной меланхоличной режиссурой Марка Захарова, гениальной игрой наших любимых актеров Абдулова, Леонова, Тихонова, Збруева и Янковского, а так же удивительной и мало на что похожей атмосферой.
10 из 10
25 января 2011
Вчера посмотрел по совету хорошей знакомой. Её политические взгляды мне ещё предстоит понять, а для себя я уже определился: либерализм и только либерализм. Но в России его ещё весьма долго не будет; должно быть, я не доживу. А потому пока более-менее удовлетворён тем, что есть. Не Кыргызстан, бархатные революции не мучают, довольно низкий уровень инфляции и безработицы — и то хлеб. Правит нами двуумвират вроде бы не одиозных, непьющих и обладающих хорошей дикцией мужчин — и на том спасибо.
А фильм, честно скажу, мне не понравился. Хотя тут, должно быть, дело только в том, что тема произведения Шварца, по которому снимали, мне не близка. Потому что ничего нового я не почерпнул. Фильм «Убить Дракона» просто смелый для своего времени — и всё. Хотя нет. Смелым был «Каин XVIII» — ведь он вышел в т. н. эпоху Застоя, а этот — уже в Перестройку, когда только ленивый не ругал Советскую власть. Когда Дракон уже догорал на болоте, а по улицам бегали бестолковые орды горлопанов — если выражаться языком этого фильма.
Кстати, сам Евгений Шварц мне кое-какими произведениями нравится. Не только «Каином», но и «Тенью» с «Двумя братьями», не говоря уж о «Золушке» и «Потерянном времени». Все эти сказки достаточно волнующи, пугающи, но кончаются хорошо. А вот про Дракона у него вышло, судя по фильму, — полный мрак…
Конечно, Россия пока исторически не готова к либерализму и демократии, ведь у нас на протяжении всей тыщелетней истории господствовал РЕЖИМ. Несколько раз случалось так, что один РЕЖИМ свергал предыдущий. И каждый раз всё развивалось по одному сценарию: народу объявлялось, что предыдущий режим исчерпал себя, сгнил изнутри, и вот уже многие повторяли заученные в школе слова «низы не хотят жить по-старому, а верхи не могут управлять по-старому» и соглашались с этим. А потом находились добровольцы и ломали памятники предыдущего режима; находились творцы искусства, очерняющие предыдущий режим и воспевающие плюсы грядущего, и с этими людьми также многие соглашались. А кто будет править теперь? Свято место не бывает пусто. Конечно, если военные, внесшие ощутимо больший вклад в победу над внешними и внутренними врагами в лихую годину безвременья, не потребуют власти с оружием в руках, то скорее всего к власти придёт кто-то мягко говоря плюгавый. Хотя если проследить нашу историю, то реально военным ни разу не удавалось взять власть, хотя попытки с их стороны имели место… Их просто вовремя задвигали. И вот уже новый РЕЖИМ (или Дракон, как у Шварца: ведь это имя реального древнегреческого правителя, а не злая огнедышащая рептилия) всерьёз и надолго завладевал нашей многострадальной страной…
Хотя чего это я? Кто интересуется историей, тот и без моих разглагольствований всё знает. А кому не интересно, тот и под этот фильм заснёт, как спал когда-то в школьные годы над учебником истории России. И великие актёры (Леонов, Тихонов, Фарада, Абдулов, Янковский, Збруев, Раков) не спасут. Ведь если смысл стар как мир, а просто закончилась эпоха более строго РЕЖИМА и можно стало орать «Политика — грязное дело!!!», — то в очередной раз любоваться на такое, удовольствия мало. Есть подобный фильм, вышедший на несколько лет позже, — «Прогулка по эшафоту». Я уже писал про него, — вот тот мне понравился. Там хоть психология более глубокая: как переживают личности при сломе прежнего режима на новый. А здесь — всё банально и мерзко. Особенно гадкую роль сыграл, конечно, Леонов. Даже еле держусь, чтоб не обозвать его героя прямо щас самыми неприличными словами… Дракон, впрочем, тоже показан весьма одиозным, надо отдать должное. Но мы и так знаем, каковы из себя одиозные политики, так что опять же — ничего нового.
Одним словом, не за что зацепиться взгляду. Есть и за что критиковать: почему не раскрыта тема любви Ланцелота и Эльзы, почему так не зрелищна битва с Драконом? Для меня этот фильм, таким образом, остаётся интересным хоть в какой-то степени лишь с точки зрения конъюнктуры эпохи Перестройки: стало можно ругать политику — сняли «Убить Дракона»; стало можно показывать постельные сцены — сняли «Маленькую Веру». Ещё — мне стало понятно, откуда содран «Обитаемый остров». Не буду оригинальным, если скажу, что наши фильмы тех лет (и в значительной мере до сих пор) явно не блещут культурным содержанием, несмотря на поддержку государством (ради престижа) и наличие талантливых актёров.
15 января 2011
По каким признакам можно сделать вывод, что в фильме идет речь о тоталитарном режиме?
Наиболее разработанным и авторитетным перечнем признаков тоталитарных режимов является концепция, предложенная Карлом Фридрихом и Збигневом Бжезинским в работе «Тоталитарная диктатура и автократия». В фильме Марка Захарова «Убить дракона» можно отметить многие, показанные в метафорической форме особенности, свойственные тоталитаризму:
1. «Наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества». Идеология Города, как названо в фильме место действия, высказана в неявной форме. Тем не менее, она сам собой разумеется, потому что Дракон — образ, который постепенно теряет персонифицированные черты и становится общим символом, довлеющим беззаконием (Дракон съедает подписанную им бумагу), страхом, «культом личности» и абсолютным бесправием.
2. «Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией». Диктатор — Дракон, руками его является облаченная в черную кожу полиция.
3. «Отсутствие плюрализма в средствах массовой информации». Когда архивариус требует слова, это, казалось бы, обычное высказывание вызывает недоумение и смех. Слово само по себе становится выступлением против власти, потому что является формой свободы. Также и все прохожие на улицах безмолвны, а говорят только те, кому это положено.
4. «Отрицание традиций, в том числе традиционной морали…». Каждый год Дракон забирает самую лучшую девушку.
5. «Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод». Дракон может издеваться над любым человеком, как, например, над ученым (А. Збруев).
6. «Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур». Полиция заколачивает окна, заставляет носить на улице повязки для глаз, а все несогласные оказываются в сетях и в подвешенном состоянии проезжают по конвейеру.
Кроме того, власть в тоталитарном режиме стремиться полностью проникнуть в общество и контролировать каждого человека, поэтому в фильме Дракон внезапно появляется в доме Архивариуса и тут же становится хозяином, вызывающим всеобщий трепет и благоговение. Также Марк Захаров развивает представления о тоталитаризме, сложившиеся в культуре. В частности доказывает тезис о том, что тоталитарное общество — это общество парадоксов. Отсюда и введение комедийных элементов. Вместе с тем, Дракон создает образ «внешнего врага» — цыган, которых уже никто не помнит, но которые считаются непререкаемым злом. «Убить Дракона» — это сказка, поэтому режиссер развивает повествования в стилистике притчи, одновременно используя и конкретные приметы, пародирующие советскую и фашистскую системы (безумный бургомистр (Е. Леонов), ордена, которые вручает Дракон, форма и каски полицейских), и общие «нарицательные» мотивы, восходящие к философскому осмыслению причин и законов тоталитаризма.
Как тоталитаризм воздействует на личность и общество?
В тоталитарном строе общество становится объектом эксплуатации, инструментом в реализации идеологии. И задача власти заключается в том, чтобы этот инструмент не давал сбоев в виде протестов, требования свободы и тем более попыток разрушить систему. Все репрессивные меры, направленные на это, приводят к стагнации общественного сознания, разрушению объединяющих людей институтов, нравственности, коммуникативных связей. Поэтому социум превращается в толпу, что отчетливо видно в фильме, когда народ встречается с Ланцелотом. Люди перестают быть мыслящей субстанцией, вместо идей они оперируют догмами, едиными положениями, а ко всему происходящему вырабатывается индифферентное отношение и немой конформизм. Культура деградирует, поэтому деятельность ученого заключается в том, чтобы рисовать на бумаге бессмысленные галочки, музыка упрощается до одних лишь ораторий, а в архитектуре главенствует удручающие серые формы и тяжеловесная безвкусная готика.
На роль личности в этой система сразу указывает образ людей, которые вращают колесо, открывающее ворота. Человек — это винтик. Потеря собственной индивидуальности, достоинства, подобострастие, трусость — вот лекала «нового общества». Повсеместно устанавливается безволие: инженер, который бросает свое дело, чтобы возить тачку, кузнецы, метко названные «очень смелыми людьми, которые всего боятся». С другой стороны в некоторых постоянное давление и вездесущие ограничения рождают бунт, как в одном из рыбаков или в Эльзе.
Как победить «дракона»?
Марк Захаров впервые поставил пьесу Шварца еще в 60-ых в Студенческом театре, но уже после первого показа спектакль был запрещен. И вновь взяться за постановку режиссер смог только в 80-е во время «оттепели». Поэтому идеи, заложенные писателем, перенесены мастером через годы и осмыслены с позиций современности. Победу над драконом Захаров, следуя за литературным первоисточником, переносит на поле общечеловеческой ментальности и добирается до сути в недрах сознания, где как раз и сидит тот вечный конфликт между кипучим стремлением к свободе и покорным безволием, слабостью и внутренней слепотой. А значит, дракон — в каждом из нас, он часть нашей природы. Потому и свержение его невозможно, это вечная битва прежде всего с собой. Неслучайно, что смерть Дракона не дает людям свободы. Недавнее бесправие сменяется бесчинством, глупым разорением, что закономерно ведет к установлению нового контроля. И не важно, как называется глава такой системы — Дракон ли, президент ли. Суть одна. Ведь люди не могу найти в себе силу, чтобы стать свободными. А это значит быть самостоятельными, нести тяжесть принятия решений и держать за них ответ. Из-за этого Ланцелот говорит, что он завидует рабам: у них все ясно, заранее известно. Быть рабом проще. А свобода требует труда, постоянного движения, преодоления себя. Но в том-то и парадокс, что лишить права на независимость легко, а вот одарить этим правом никак нельзя. Ибо свобода — это осознанный способ жизни, который человек должен выбрать сам без чей-либо помощи.
24 декабря 2010
Для меня этот фильм тот самый тяжелый случай, когда актеры замечательные и любимые, когда есть очень удачные моменты, но когда в общем фильм оставляет тяжелое впечатление.
Почему самые важные и самые красивые шварцовские слова выкинуты или переделаны?
Ведь как это у Шварца?
Ах, разве знают в бедном вашем народе, как можно любить друг друга? Страх, усталость, недоверие сгорят в тебе, исчезнут навеки, вот как я буду любить тебя. А ты, засыпая, будешь улыбаться и, просыпаясь, будешь улыбаться и звать меня — вот как ты меня будешь любить. И себя полюбишь тоже. Ты будешь ходить спокойная и гордая. Ты поймешь, что уж раз я тебя такую целую, значит, ты хороша. И деревья в лесу будут ласково разговаривать с нами, и птицы, и звери, потому что настоящие влюбленные всё понимают и заодно со всем миром. И все будут рады нам, потому что настоящие влюбленные приносят счастье.
А как это в фильме? Расплывчато, не так, не теми словами… Или вообще этого нет.
Кроме того очень раздражает Александра Захарова, Эльза и впрямь получается какой-то дурочкой.
Гениально играют Абдулов, Янковский, Тихонов, Збруев, Леонов… Но, к сожалению, никуда не деться от того, что то, что было сказкой превращается в сатирический памфлет. Видимо, таковой была цель режиссера. Но от этого самое главное пропало — сказка. И получилось что-то очень смахивающее на триллер. Действительно: девушка, монстр, люди вокруг, напоминающие зомби, вилка в руках дракона, кровь, крики — хорошие декорации для триллера. И все хорошо, если цель оправдывает средства. Но у Шварца было другое. И то, что мы читали, и то, чем мы восхищались с детства, ой как далеко от захаровского фильма. Тут и Ланцелот другой, и Эльза… Ланцелот возвращается человеком, который разучился улыбаться. Человеком, который стал просто одержим идеей убить дракона в каждом. Но не поселился ли дракон и в нем самом? Ведь он должен не заставить людей быть свободными, а научить их. И глядя на него, я как-то не верю, что он справится…
Возможно, если не ждать экранизации пьесы, то фильм понравится. Этот фильм о многом заставляет задуматься. О том, что зло не так уж легко победить, даже ценой жизни, о том, что разруха не в клозеттах, а головах… И о том, что грань между благородным рыцарем и «новым хозяином» очень тонкая и почти неразличимая. Фильм хороший, как самостоятельное произведение. Но это не Шварц. Это история о другом Драконе и Ланцелоте.
7 из 10
4 августа 2010
Один из последних великих советских фильмов и, на мой взгляд, лучший фильм тандема Горин-Захаров. Горин с Захаровым практически до неузнаваемости изменили произведение Шварца, превратив его из сказки для взрослых в мрачную фантазию-антиутопию.
Три головы дракона Шварца, символизирующие Армию-Тайную Полицию-Бюрократию, переделаны в фашистский триумвират Германия-Италия-Япония. Форму, которую носят прислужники Дракона напоминает форму фашистов, так же как представление с танцем в исполнении Эльзы в начале, одном из лучших моментов фильма. Дракон принимает обличье тяжелого бомбардировщика, сбрасывающего ядерные снаряды. А разговоры о запрете церкви, отсутствии у человека душы, которые дракон вынул лично (в оригинале было по-другому, там Дракон говорил, что он покалечил души людей, а бургомистр притворяется душевнобольным, потому что у него одного нет души) образ Бургомистра прозрачно намекают на советский строй. Дракон держит народ за гениталии (в этом крайне чернушном образе Гориным блестяще воплощена суть тоталитарного режима, названая Кеном Кизи «яйцерезкой»). Дракон причиняет людям самую мучительную боль и за это получает от них только благодарности. При этом открыто презирая людей, говоря, что свобода им просто не нужна, потому что они не знают что с ней делать.
После победы Ланцелота над Драконом в блестящей сцене архивариус Шарлемань собственноручно закрывает глаза повязкой, чтобы не видеть творящегося беспредела, который устроил народ, никогда не умевший пользоваться свободой.
И ведь все будет так на самом деле. Истинных ланцелотов вскоре забудут, а ничтожный бургомистр присвоит себе их победу.
Очень хорошая работа Виктора Ракова, блестяще сыгравшего «маленького дракончика». Очень жаль, что актер в будущем не реализует свой талант, предпочтя съемку в малобюджетных сериалах. Неимоверно хороши Абдулов, Захарова, Леонов и конечно же Янковский, практически сросшийся со своим персонажем, при этом без использования какого-то сложного грима, часто играющий одними глазами. Отличные стихи Юлия Кима в песне Эльзы, великолепная динамичная музыка.
Конечно, фильм — настоящая классика вне всяких оценок. Но по-традиции все таки поставлю
10 из 10
15 февраля 2010