Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дети XX съезда |
год: | 1988 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Андрей Разбаш |
сценарий: | Леонид Парфенов |
видеооператоры: | Игорь Малыхин, Олег Рожков, Игорь Хорев, Николай Четвергов |
жанры: | документальный, история |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 46 мин |
Сегодня одним из наиболее популярных жанров видео в российском Ютубе является интервью с медийным лицом. Не менее интересным получаются так же и документальные фильмы об ушедшем из жизни известном человеке/эпохе/событии, являющиеся теми же интервью (только на этот раз с несколькими людьми за выпуск). Но как бы странно это не звучало, и Юрий Дудь (канал «вДудь»), и Алексей Пивоваров (канал «Редакция»), и Ирина Шихман (канал «А поговорить?») обязаны, прежде всего, Леониду Парфёнову, который задолго до них делал такие же вещи в своём первом проекте на Советском телевидении. И назывался этот фильм «Дети XX съезда».
В 1987 году спецкор молодёжной редакции Центрального телевидения Парфёнов и телережиссёр Андрей Разбаш взялись за съёмки 3-хсерийного проекта о судьбе поколения шестидесятников. Прошло тридцать лет с момента публикации доклада Н. С. Хрущёва о культе личности Сталина на XX съезде КПСС, и теперь, когда в стране вновь разрешили говорить о чём угодно в связи с политикой гласности, появилась идея взять интервью у тех самых «детей XX съезда». Ведь им было что рассказать: как они восприняли доклад о культе личности Сталина, почему разочаровались в политике КПСС, своё отношение к «пражской весне» и горбачёвской перестройке. Среди опрошенных Парфёновым «детей» оказались поэт Евгений Евтушенко, критик Юрий Буртин, публицисты Лен Карпинский, Александр Бовин, Юрий Карякин, Егор Яковлев.
Красной нитью Парфёнов пытается донести до зрителя мысль, что раз они — дети XX съезда, то он и его поколение — дети перестройки, и именно ему и нам всем нужно продолжить их дело. Возможно, большинство зрителей сегодня и не поймут сей пассаж, но вот для Советского телевидения второй половины 80-х, это было очень смелым заявлением. Можно говорить с уверенностью, что ещё лет пять назад при Брежневе, или Андропове такой фильм не мог появиться в эфире в принципе.
Возникает вполне справедливый вопрос: а в чём же ценность данного проекта? Ну, во-первых, сегодня такое сделать уже невозможно, т. к. все герои этого фильма ушли из жизни. Так что как бы трудно не воспринималась информация (на мой взгляд, скучноватых интервью) — это самый настоящий видеодокумент эпохи. Во-вторых, перед нами проба пера молодого Парфёнова со всеми плюсами и минусами. К минусам я бы отнёс монтаж (в одном из интервью с Бовиным реплику интервьюера обрубили, едва Парфёнов открыл рот, чтобы что-то сказать), а так же технические браки. Так, в конце первой серии перед съёмкой финальной подводки слышен за кадром голос режиссёра с командой «Говори», а так же в кадр попал член съёмочной группы. Среди достоинств я бы отметил ту манеру подавать информацию через исторические ассоциации (в качестве примера даётся в фильме цитата из романа Льва Толстого «Декабристы»), свойственную Парфёнову.
Немного непонятно мне было решение режиссёра вставлять в фильм хронику посещения людьми метро. С одной стороны в контекст фильма не вписывается, а с другой — та же хроника метро 80-х (что тоже можно заценить после современных вагонов).
В любом случае, «Дети XX съезда» раритет для современного зрителя, смотреть который он вряд ли будет. Да и сам Парфёнов о первых работах на телевидении вспоминать совсем не любит.
31 марта 2020