Рейтинг фильма | |
![]() |
6.3 |
![]() |
4.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Репетитор |
год: | 1987 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Леонид Нечаев |
сценарий: | Георгий Полонский |
видеооператор: | Александр Абадовский |
композитор: | Игорь Ефремов |
художники: | Владимир Дементьев, Наталья Сардарова |
монтаж: | Людмила Микуло |
жанр: | мелодрама |
|
|
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 27 мин |
«Вова и Веня говорят о физике; начиная с понятия икс, мне этот разговор — как птичье пение; но они красивы, и я сейчас среди них — значит будет физика, я набираюсь терпения». Никто, кажется, не написал о глубинах мучительных неловкостей, в которые готовы нырять наши мечтательные девы ради близости к упоительно и престижно умным мужчинам, лучше Али Кудряшевой в «Неполитическом». Однако писала Аля с позиций не низшей, а иной интеллектуальности, а потому исповедь её получилась проникновенной и трогательной (да и с Вовой и Веней они «слушают ту же музыку — этот паспорт важнее многих», нет меж ними ни пропастей ни железных занавесов, одни «лица, движенья, ноги»). На другом же, по-настоящему, терзающе мезальянсном полюсе у нас до сих пор одиноко и статично маячит карикатура «я ей сказал про амфибрахий, она меня послала на.. .», драма интеллигентского бессилия перед напором хабалки, остросюжетность побега очкарика из силков, расставленных наивной корыстью. Получи нечаевский «Репетитор» в своё время больше зрительского внимания, за тему бы, несомненно, взялись и другие. Но — не случилось.
Почему — для меня неразрешимая загадка. Прославленный режиссёр, последняя (и без скидок звёздная) роль Целиковской, точнейший, богатейший драматургически сценарий Георгия Полонского, автора «Доживём до понедельника» и «Ключа без права передачи», весомые (судя по откровенным кадрам, размера как минимум третьего) достоинства «распутной инженю» Светланы Селезнёвой, Марселлы из «Не покидай!» — близкая сюжетно (но не психологически) к «Репетитору» «Маленькая Вера» годом позже прогрохотала и шокировала, «Репетитор» же сразу после выхода упал в ящик забытых шедевров и демонстрировался лишь по белорусскому, в соответствии с адресом прописки своей киностудии, ТВ. А ведь белорусского там нет ничего: место действия — Юрмала — снималось под Ленинградом, и пределом географических стремлений потомственной курортной обслуги выступает та же самая, чеховская Москва.
Вообще расстановка персонажей Полонским в этом сценарии изумительна — твист в конце настолько тонок, что без объясняющих последних (после двадцатилетнего перерыва дописанных) двух главок в конце легшей в его основу повести способен оставить в клишированном заблуждении и самых искушённых читателей, хотя актёры всё, всё решительно играют верно. Бойкая девица, работающая спасателем на водах санаторного, для работников сцены, пляжа, очарованный ею выпускник философского факультета МГУ, внук легендарной актрисы и очень скромный, очень трепетный из-за не до конца пролеченного увечья юноша, его с ней книжные занятия, отчаянные попытки подтянуть оторву к своему культурному уровню, её отвратноватая практичность, глупая, по мелочи, ложь, нечистоплотность, вздорность, неприкрытое пренебрежение «правом на труд» ради «права на отдых» — и подозрения, и мнительность, и нежелание оказаться для ушлой девахи лишь средством передвижения в столицу, хромым ослом. Беги, парень, беги ! — несется ему со всех сторон в уши, и он внимает — бежит, бежит умно, девочкой перед этим романтически воспользовавшись (зря он что ли отпускные денёчки на занятия с нею тратил ?).
Но почему из-за этого побега внука не по себе даже бабке-актрисе, тёртой, циничной, лишённой всяких сантиментов (время такое было — фото сталинской эпохи прилагаются) женщине? Не потому ли, что, отыграв в соответствии с возрастом весь чеховский репертуар, она слишком хорошо знает, что такое чистюлька и почему Раневская столько презрения вкладывает в этот, адресованный Пете Трофимову, эпитет? Нутром чует бабушка, что чистюлька нужную степень чистоты будет всю жизнь искать и никогда не найдёт, поскольку жизни нет без почвы и грязи, что вложения с нулевым риском и дивиденды принесут нулевые, а то и усохнут в инфляции, что избытки рассудочности и заботы о самосохранения в сердечных делах не могут не парализовать волю и тот самый пыл, ради которого эти дела и начинаются. «Интеллигент российского покроя, стихами начинённый человек» из него уже вышел, мужчины же не выйдет никогда, «и будет мир его подобен бандероли, случайно не дошедшей никуда».
24 марта 2021
Когда смотрела первый раз- понравился.
Начала смотреть сейчас — почему-то раздражает актриса, играющая главную роль.
Сразу вспомнилось несколько фильмов (Ночные забавы, к примеру) с именно с такими героинями на одно лицо — круглые мордашки, кудряшки на обесцвеченных волосах, наглое поведение, скрытые достоинства и все такое.
Квинтэссенция героинь начала перестройки.
Именно эта вертлявость и неестественность как -то слишком уныло смотрятся, что хочется перемотать на сцены пары — Целиковская и Сторожик.
И город, пляж, где я тоже отдыхала когда-то — все ностальгия.
По идее, и сюжет интересный, и актеры знаменитые, а вот выбор главной героини хоть и оправдан, но с годами кажется неудачным. Образ потух, выпадает из общего уровня фильма.
14 февраля 2021