Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Офицер с розой |
английское название: |
Oficir s ruzom |
год: | 1987 |
страна: |
Югославия
|
режиссер: | Деян Шорак |
сценаристы: | Ранко Мунитич, Деян Шорак, Душан Перкович |
продюсеры: | Джордже Милоевич, Сулейман Капич |
видеооператор: | Горан Трбульяк |
художники: | Станислав Добрина, Ясна Новак |
монтаж: | Весна Лазета |
жанр: | мелодрама |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 июня 1987 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 46 мин |
Потрясаящая история любви прежде всего и любовный треугольник, 2 женщины совершенно разные — подростково-наивная Лиляна и женственная статная, знающая себе цену и уже успевшая потерять мужа на войне, Матильда.
Изначально понятно, кому рано или поздно отдаст предпочтение Петер. Всё же изысканной женственности, запаху дорогих духов и музыке Вагнера, ему непонятной, но тем самым влекущей его… Сломанная роза, не смотря на беременность, была подарена Лиляне, которая до конца не могла поверить в измену и в то, что Петер может любить кого-то другого. К эмоциональной окраске наложена политическая сетка того времени, партия, долг. Матильда вне времени, вне окраски политической — женщина вне всего извне, только она и её чувство.
Замечательная драма, рекомендую к просмотру, талантливо снятое кино.
10 из 10
14 ноября 2017
Загреб, 1945 год. Матильду Иванчич, молодую вдову инженера Невина Иванчича, обвиняют в пособничестве нацистам. Ей грозит ссылка. Но вскоре выясняется, что её муж был одним активистов подпольного движения. Поручик-коммунист Петар Хорват подселяет в её комфортабельную квартиру полуграмотную деревенскую девушку, комсомолку Лиляну. Не стесняясь хозяйки, он проводит с ней ночь и вскоре становится частым гостем в доме Матильды. Хорвата поначалу раздражает её утончённая натура и способность постоять за себя. Однако со временем он проникается симпатией к этой красивой интеллигентной женщине и однажды приносит две розы, одну из которых собирается подарить Лиляне, в честь вступления в партию, а вторую — ей. Матильда понимает, что самоуверенный, дерзкий, но, в общем-то, добрый и ответственный «офицер с розой» неравнодушен к ней. Да и её саму влечёт к Петару. Матильда пытается вопротивиться чувствам, но сердцу не прикажешь…
Не смотря на некоторую политизированность сюжета, а также классовое неравенство, ставшее одним из лейтмотивов фильма, «Офицер с розой», в первую очередь, — завораживающая и проникновенная история любви, по эмоциональному воздействию сопоставимая, например, с «Короткой встречей» (1945) британца Дэвида Лина: незабываемый эффект на зрителя производит, собственно, не столько смятение чувств главных героев, которые не могут быть вместе по ряду причин, сколько тонкая, интеллигентная, филигранная подача материала, что позволяет назвать эти картины высокими — т. е. изначально не рассчитанными на сантименты — мелодрамами. «Офицер с розой» Деяна Шорака находится даже в более выигрышном положении, благодаря внешней привлекательности персонажей, лёгкой эстетизации времени действия, а также эротичности ряда сцен, коих в фильме Дэвида Лина, по понятным причинам, никак быть не могло, да и вовсе не о чувственных переживаниях там велось повествование. Роднит же обе ленты убеждённость авторов в том, что истинность любви познаётся в вечной разлуке с дорогим сердцу человеком, от которого в памяти останутся лишь те самые мимолётные короткие встречи.
После успешного показа фильма за рубежом актриса Ксения Паич пригласил на съёмки Серджо Леоне. Она ответила отказом, о чём впоследствии очень жалела.
Драматично сложилась судьба исполнителя роли Петара Хорвата Жарко Лаушевича. 31 июля 1993 года 33-летний актёр и его старший брат подверглись нападению хулиганов в кафе в Подгорице. В целях самозащиты Лаушевич убил двоих из пистолета, а третьего тяжело ранил. По решению суда был приговорён к 14-ти годам тюремного заключения за двойное убийство. После пересмотра дела в феврале 1998 года был выпущен на свободу. Вскоре Лаушевич покинул страну и обосновался в Нью-Йорке. 30 марта 2001 года верховный суд Черногории подал апелляцию и приговорил актёра к 13-ти годам тюрьмы. В 2009 году Лаушевич был арестован в США за нахождение в стране без визы и рассматривался Сербией для экстрадиции (передача преступника одним государством другому по запросу последнего), поскольку в 2002 году белградским судом был выпущен международный ордер на его арест. 29 декабря 2011 года актёр был помилован президентом Сербии Борисом Тадичем, а 1 февраля 2012-го, в Нью-Йорке, получил сербский паспорт и в мае 2014 года, после многолетнего перерыва, посетил Сербию и Черногорию. Написал два автобиографических произведения «Первый день никогда не проходит» (2011) и «Вторая книга» (2013). О его жизни снят фильм «Лауш» (Laus; режиссёр и сценарист Бранке Бешевич Гайич), премьера которого состоялась в феврале 2014 года.
9 из 10
11 ноября 2016
Этот фильм был снят на закате югославского кинематографа, незадолго до распада страны. На первый план ставятся простые человеческие отношения на фоне построения жесткого послевоенного государства.
И молодой поручик Петер Хорват, и его невеста Лиляна, и его боевой товарищ Мате, и сотни других людей абсолютно точно усвоили все истины классовой борьбы и искренне верят в светлое коммунистическое будущее. Они победители фашизма, освободители и одновременно хозяева страны, где нужно зорко следить за порядком и устранять всяческих «идейных врагов». А как известно: лес рубят-щепки летят. Вот и вдова подпольщика Невена Иванчича попадает в этот круговорот обвинений и подозрений. И лишь счастливая случайность спасает её от исправительных работ. Вскоре волей судьбы она будет вынуждена жить под одной крышей с юной комсомолкой Лиляной (надо же где-то жить в Заребе, а большой «буржуйский» дом как раз подходит), подселенной к ней Петером. Простая, наивная Лиляна пытается найти контакт с такой непонятной хозяйкой дома, а тем временем сам поручик незаметно для себя влюбляется в даму с буржуйскими привычками. И Матильда, и Петер хотят просто жить и любить друг друга, но жизненные обстоятельства мешают им. Здесь и метания между любимой женщиной и оставленной беременной Лиляной, которая будет опозорена в родной деревне, если Петер не женится на ней, и долг перед партией… В целом самым драматическим моментом для меня является именно нравоучительный разговор между Мате и Петером: эти заученные фразы «правильного», но лицемерного партийца-командира ! Здесь то все и разрешается: партия посылает Хорвата на борьбу с бандами, оставшимися в лесах…
И в итоге, Матильде на память остается лишь письмо Петера, переданного ей соперницей Лиляной, именно в этом эпизоде показавшей себя за весь фильм мудрой и взрослой. А печаль, печаль по любимому не всегда бывает громким плачем, иногда это лишь одинокая слезинка и клочек бумаги в руках…
25 апреля 2015
Деян Шорак (а не Сорак) написал сценарий к этому фильму еще в 70-х годах ХХ века. Но тогда у него не было возможности для реализации этого проекта. Как известно слава к нему пришла после картины «Mala pljacka vlaka», и только спустя три года в 1986 году он начал работать на давно задуманным фильмом. Хотя сюжет немного повторяет произведение сербского писателя Иво Андрича «Барышня», Шорак показал гораздо глубже тему любви, и продвинул ее ближе к современности.
В послевоенной Югославии недавно освобожденной, армией Тито начинается поиск скрытых врагов. Под эту гребенку попадает 30 летняя вдова сербского солдата Матильда Иванчич. Ее обвиняют в измене мужа, своей стране, но она будучи сильной по природе, не признает в своем муже предателя и делает все для того чтобы его оправдали. На исправительных работах она встречает офицера югославской армии, пытаясь доказать ему невиновность своего супруга. Вскоре отношения между ними перерастают в любовь…
Эта удивительно тонкая мелодрама, не только о любви, но также, о прощении, преданности, возможности понять другого в ущерб себе. В этой картине сыграли одни из своих лучших ролей Жарко Лаушевич и сербская актриса Ксения Паич.
В СССР картина вызвала очень живую реакцию и была очень популярна, она дублировалась на «Мосфильме», что также помогло ее популярности в Советском Союзе.
1 марта 2011