Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 7.8 |
IMDb | 7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Жизнь Клима Самгина |
год: | 1986 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Виктор Титов |
сценаристы: | Александр Лапшин, Виктор Титов, Максим Горький |
видеооператор: | Владимир Ильин |
композитор: | Николай Мартынов |
художник: | Юрий Пугач |
монтаж: | Анна Бабушкина |
жанры: | драма, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 марта 1988 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 8 мин |
О «Жизни Клима Самгина» – этом 14-серийном фильме-эпопее советского киноапофеоза 1988 года, можно говорить бесконечно (не удивлюсь, если по нему защитили, защищают и будут защищать десятки диссертаций).
Ты перед ним как буриданов осёл на кулинарном мастер-классе от шефов-поваров. Не представляешь, чего бы первым съесть такое. Ведь здесь каждое блюдо (каждый кадр, актёр и музыка прелестная такая!) – шедевр и верх искусства. И всё такое вкусное, что давишься слюной.
На мой взгляд, фильм понравится не всем, а только тем, кто уже пОжил. (Картину лучше показывать под возрастными тегами «35+» или «40+».)
Лишнее тому подтверждение – моя личная история встреч с ним.
В первый раз эту длиннющую картину я смотрел в 1990 году (или в 1991 году, не помню точно) подростком. Его привычно, как тогда всегда, «размазали» чуть ли не на месяц (месяца не помню, но за окном почти всегда было тучное ядовито-серое небо). Я только точно помню, что с братьями в «Монополию» играл (с «денежкой» такой из тонкой и плохой бумаги, да и остальное – так себе!).
Что я увидел в нём тогда!?
Унылый хмурый тип в очках, с бородкой небольшой и жидкими усами, повзрослев, весь фильм перемещается от бабы к бабе, то часто уходя в глубокие раздумья, то местами заходясь чуть ли ни залихватским лаем. Вот, собственно, и всё, что я увидел в нём тогда.
Да, какой-то странный Горький! Это вам не Данко с воспламенённым сердцем из груди. И этот, как там, «глупый пИнгвин робко прячет…».
А через 30 с лишним лет, просматривая фильмы с участием Натальи Юрьевны Даниловой, я записал на флэшку и «Жизнь Клима Самгина». (Кстати, я до конца так и не понял, кого играла там Наталья Юрьевна! Её экзальтированная героиня появляется уже почти под занавес картины и что-то «мутит» с Климом.)
Весенний отпуск выдался совсем свободным – и я один перед экраном.
И… случилась магия!!!
Буквально с первых титров меня так «засосало», будто в пылесос. Я оказался в каком-то океане жизни человека, а не фильме.
Работа оператора и художников – это не описать словами (каждый кадр картины словно с выставки гениальных живописцев!). И игра актёров (а их центральных только несколько десятков, и играют все как надо, выделять кого-то – бесполезная затея!) – выше всех похвал.
Короче говоря, два дня как миг единый просвистели.
Теперь же о сюжете фильма.
Вы не поверите, но полторы тысячи страниц литературной основы картины (незавершённый роман-эпопея Максима Горького «Жизнь Клима Самгина» – и я его ведь прочитал!!!) смогу вам рассказать буквально в предложении одном!!!
Русский буржуа, интеллигент, Клим Иванович Самгин на протяжении идущих перед нами его 40 лет жизни (1877-1917 гг.) пытается сделать то, что делают всегда и всюду многие из нас – уйти от шестерёнок времени, из-под ненужного влияния людей, и, используя дарованное ему по праву и в законных рамках, остаться сторонним «расслабоном» с вполне приличной обстановкой: ненапряжённым графиком работы или вообще отсутствием её, но денежкой, хватающей ему на всё… и всех доступных женщин (для женщин, соответственно, мужчин).
А уж как ему это удаётся (или, наоборот, не удаётся) сделать – об этом, собственно, вся книга и весь фильм. А весь этот трындёж про революцию, невыученные уроки истории и содержание морали в человеке лично для Клима Самгина (да и большинства других персонажей) – только ширма шапито!!!
Хитрец ты, Климушка! Хитрец!!!
Хотя, по советскому фильму 1988 года (в отличие от книги) такого и не скажешь. А ведь он, действительно, сделан по книге, а не как часто делали в СССР – по мотивам (и, порою, по таким мотивам, что с оригиналом уже и «рядом не стояло»!!!).
И что меня больше всего поразило во время квартального чтения про жизнь Клима Самгина – на протяжении всего романа вся его разномастная публика довольно большое количество времени с таким упоением рассуждает о горестном положении крестьянства и рабочих, безобразиях царского режима, но делает это практически исключительно в апартаментах или ресторанных залах (или, на крайний случай, в трактирах) с недурственным застольным содержимым.
Да, у каждого сквозного персонажа множество своих проблем и «пунктиков».
Но вот в плане еды у них всё в полном порядке!
Лично мною в книге не было зафиксировано ни одной съеденной тарелки пустых щей и ни одной миски каши, не заправленной настоящим коровьим маслом (или это мною было просто не замечено???).
Все эти разночинцы и иже с ними непрерывным потоком перетекают из забегаловок и кабаков в трактиры, а потом и в рестораны. Сыры, колбАсы, ветчина, фрукты и рыбные балыки с икоркой (а у некоторых, весьма солидных и обеспеченных людей, и того серьёзней!) потребляются с таким завидным постоянством! И, разумеется, не под воду или квас, а под водочку, наливочки, ликёры, шампанское и коньяки.
Если я ничего не путаю, то даже задержанные в полицейских участках заказывали себе еду далеко не в последних заведениях дореволюционного общепита.
А уж про «любимое дело» Клима вообще молчу. На исходе, в заграничном вояже, он даже «подбирает ключики» к европейской горничной. Впрочем, какие там ключики!? Денежка – она и в Африке денежка!!!
P.S. Из-за регулярно возникающих диспутов о судьбах народа и государства и редких инерционно-колебательных движений малой амплитуды в этом направлении самого Клима у неподготовленного пользователя может возникнуть превратное мнение о том, что титанический труд «буревестника революции» – о кипящем бульоне, из которого вышли революционеры России начала XX века, свершившие, в конечном итоге, дело Октября.
Но это далеко не так! Точней, совсем не так!!!
Безусловно, настоящие революционеры там тоже есть. Например, родной брат Клима. Да и Кутузов – красавчик, хоть куда! Но все они – второстепенные герои, возникающие сопроводительным фоном на пути у стержневого персонажа, который с философией своей так далёк от их стремлений в жизни, что, Боже упаси, складывать их всех в одну корзину!!!
Но это лишь мой взгляд!
А выводы у каждого свои!!!
P.S.S. У меня такое ощущение, что Клима Самгина Максим Горький полностью списал с себя, тем самым показав всем (по)читателям своим незримый «кукиш».
Но всё это – исключительно мой индивидуальный взгляд!
И я на истины не претендую!!!
А вы, друзья мои, смотрите и наслаждайтесь последним советским киномонументом!!!
8 июля 2024
Удивительное дело: когда я читаю всё, что было написано в России до 1917-го года, когда смотрю фильмы о том времени (такие великие, как этот), у меня совершенно нет ощущения, что речь идёт о какой-то другой стране, нежели о той, в которой родилась и я. Нет ощущения разрыва истории, даже несмотря на мою твёрдую приверженность идеям коммунизма. Я — из той страны. Из страны Дмитрия Донского, Ивана Грозного — и Ленина. Страны Пушкина, Толстого — и Горького. «Жизнь Клима Самгина» — это «Война и мир» Горького. Я понимаю язык этих людей. Я ЗНАЮ их, с их мыслями и чувствами, даже с сумбуром этих мыслей и сумятицей этих чувств. В нашем доме велись такие же разговоры, читались те же книги, игралась та же музыка, пелись те же романсы. А «Выхожу один я на дорогу» — лейтмотив моего детства и юности. И пусть идеи были спорны, а личности противоречивы, но — это были идеи, это были — личности. Всё это было до того, как дух торгашества пропитал мою страну…
Этот фильм — портрет ушедшей страны, МОЕЙ страны. И Великая Октябрьская революция была просто очередной вехой её истории, закономерно обусловленной всем течением жизни. Процесс естественный, хотя и болезненный, как и любой процесс развития и роста. Главное, чтобы в этом процессе реализовывался подлинный внутренний потенциал растущего организма, будь то личность или общество. Тогда — всё во благо, и боль, и кровь. В конечном итоге всё сработает на сохранение целостности и самобытности. Хотя жить на повороте истории не пожелаешь никому…
Когда передвечерний, синий
Туман струит над полем грусть,
С какой размашистою силой
В себе я ощущаю Русь,
Её века в дремучей дАли…
И чувствую всем телом я —
Когда её враги терзали,
Всегда лилась в ней кровь моя.
Я знаю на ощупь камни тех домов, дерево тех заборов. Я чувствую их запах… Этот фильм вызывает во мне просто ФИЗИЧЕСКУЮ боль от невозможности вернуться туда.
Всё, что я могла бы сказать хорошего об этом фильме, уже сказано другими, и мне не выразиться лучше. Правда, на мой взгляд, актёрские работы очень неравноценны: рядом с талантливыми сосуществуют — и диссонируют! — весьма слабенькие. Но Андрей Руденский — это та ось, на которую всё нанизано, которая скрепляет всё! Оторвать от него глаз решительно невозможно, так что всем остальным можно, в принципе, и не стараться.
Особо хочу отметить камеру Владимира Ильина. Это не камера — это кисть, кисть гениального живописца. Каждый кадр — как полотно наших прекрасных художников: Шишкина и Васильева, Перова и Поленова, и более всех — гениального Крамского, этих настоящих творцов нашего менталитета.
Нельзя, наверное, не сказать что-то о Горьком. Но боюсь, не смогу вовремя остановиться и сделаю свой отзыв абсолютно нечитаемым. Горький — моя главная любовь в литературе, и слов, достойных его, у меня всё равно нет.
10 из 10
10 октября 2018
Случайно наткнулся на канал Ленфильма в ютуб, посмотрел. Впечатлило сильно, но обо всем по порядку.
О самом сериале:
В последнее время прихожу к выводу, точнее уже пришел, что экранизацию классической литературы, а, в особенности русской классической литературы, лучше всего снимали советские режиссеры. Современные экранизации и голивудские подделки, очень сильно проигрывают в глубине, детальной проработки характеров, актерской игре, атмосфере экранизируемого произведения. Жизнь Клима Самгина не стало исключением из этого правила. Советская экранизация самого большого романа Горького великолепна. Атмосфера книги и времени конца 19 начала 20 века передана, настолько шикарна, что не только видишь, а и ощущаешь, осязаешь, обоняешь. Настроения общества, бурление идей и мнений, смена событий — все это способствует глубокому погружению в произведение. В сериале полноценных актерских работ около 100! не считая эпизодов. Натуральные съемки русских городов, я не заметил признаков декорация. По моим данным различные серии снимались в Москве, Нижнем Новгороде (Горьком), Суздале и Петербурге (Ленинграде). Любой кадр сериала играет жизнью, уделено внимание мелочам, ляпов не видно, их нет.
Об актерских работах:
В фильме много звезд советского экрана первой величины.
Андрей Руденский в этом сериале дебютировал в кино. Для себе я уже не смогу представить другого Самгина. Его внешность, манера игры способствуют восприятию героя таким, как хотел его передать Горький. Его игра очень достойна, и это единственная самая главная роль во всем фильме.
Мне очень понравилась Елена Соловей, сыгравшая мать Клима, в своем актерском амплуа, но это именно то что нужно. Особенно интересны сцены где она отрицает очевидно происходящее глядя маленькому Климу прямо в глаза, как бы отрицая самой себе свои слабости, свою порочность.
Многим очень симпатичен персонаж Григория Варавки, отчима Клима, сыгранный Арменом Джигарханьяном. Мне кажется, что со зрителем могло сыграть злую шутку немалое обаяние актера и они перенесли свои симпатии на героя. Само же поведения Варавки и его манеры не охарактеризовывают его как полностью положительного, хотя образ цельный и волевой, конечно просматривается.
Роль русского купца Лютова, сыгранная Алексеем Жарковым, так же на нашла отклик у многих зрителей, что вполне оправдано.
Отмечу также работы Александра Калягина, Адрея Болтнева и Валентина Гафта, Анатолия Рудакова, Сергея Маковецкого.
Их женских ролей хотелось бы особо выделить Любовь Руденко за не большую роль Дуняши — русской певицы, за свое обаяние и за то, что открыла для меня голос Евгении Смольяниновой, настоящей исполнительницы спетых Дуняшей русских романсов.
О Горьком:
Существует литературный спор является ли образ Клима Самгина автобиографичным или же писатель напрямую противопоставляет его себе. Кто не знает, роман Алексей Максимович начинал писать находясь фактически в ссылке за границей, а заканчивал в СССР уже принятый и обласканный Сталиным. Двойственность писателя была знакома многим его современником. Певец революции вначале не очень радушно принял саму революцию, о чем естественно не знали советские читатели романа. Не отрицается факт, что многие события книги перекликаются с эпизодами из жизни самого Горького, не отрицается так же и то, что роман задумывался писателем как обличительный, порицающий класс русской дореволюционной интеллигенции, не способной, по мнению писателя, по-настоящему принять революцию и измениться в соответствии с изменившемся временем, переродиться в «нового» человека.
О книге:
Да роман задумывался как обличительный, но все же зрелый Горький не скатился в банальный пафос революционизма. Как признавался сам писатель, потомки будут помнить его только как автора Жизни Клима Самгина и во многом был прав. С высоты времени роман выглядит совсем не так как преподносился в советское время. По сути сейчас он переворачивается на противоположную сторону. Да и выводы концовки меркнут перед самим содержанием. Перед нами современный роман внутреннего трагического развития героя, русского человека. Да он оказался слаб перед обстоятельствами, был подвержен и порокам человеческим, заблуждался, не находил, разочаровывался, в конце концов пал разорванный реальностью. Все его переживания жизни очень близки современному человеку в эпоху массовой культуры. Помимо этого книга имеет еще массу других художественных достоинств, которые по понятным причинам не возможно отобразить в этой рецензии. В целом «Жизнь Клима Самгина» можно назвать одним из значительных произведений о человеке русской литературы 20 века. Стоит заметить, что роман Булгакова «Мастер и Маргарита» и Пастернака «Доктор Живаго» были, и в этом я не вижу преувеличения, полемическими ответами на горьковский роман, в которых проблема личности обесславленная и уничтоженная горьким получила свое достойное возрождение.
Итог:
Безусловно фильм стоит посмотреть. Не ставлю ему 10, только за последнюю четверть произведения, волею писателя наполненную трагичностью, безысходностью и разложением.
Всем же кто стремиться понять Россию, русскую историю и литературу 20 века смотреть обязательно.
21 августа 2017
Включив этот сериал, вы попадете в дворянскую усадьбу, в которой родился и вырос главный герой. Но, рассчитывая увидеть на экране все традиционные стереотипы дворянской литературы в духе Гончарова и Тургенева, тут же обманетесь: идеализации старой жизни, атмосферы патриархальной гармонии здесь нет и в помине. «Жизнь Клима Самгина» — произведение 20 века, ретроспективно анализирующее прошлое, и подход в нем совсем другой. Всеми силами Горький, а вслед за ним режиссер сериала Виктор Титов, показывают косность, тупость, нелепицу и ханжество помещичье-деревенского уклада. Причем сам Клим Самгин тоже не подарок: он слабохарактерен, даже малодушен, но на фоне остальных — пустых, суетливых и бесталанных голодранцев — все равно выделяется в лучшую сторону (теперь хорошо понимаю смысл фразы «Молчи — за умного сойдешь»).
Вообще за счет того, что Клим уклоняется от поступков, ни в чем не участвует, а только созерцает, становясь сторонним наблюдателя не от мира сего, Горький получает возможность написать объективно-отстраненную панораму российской жизни. Признаюсь, оригинал не читал, но закадровый голос, скрупулезно вычитывающий в начале каждой серии статистические сведения об экономическом и социальном развитии страны на тот или иной год, — это вполне в духе Горького. Вообще складывается впечатление, что ему было важнее показать общественную динамику, борьбу идейных лагерей, чем частную психологическую жизнь Клима.
Вопросов нет, нешуточное кипение мысли тогда действительно имело место, но… помилуйте, слишком много слов. 95% сцен складывается из того, что герои говорят, говорят, говорят… «Клим ожидал от разума каких-нибудь решений, объяснений, но крайне трудно было уложить все испытанное в ту или иную систему фраз», — эта фраза могла бы стать эпиграфом к сериалу. «Система фраз», м-да… Нескончаемые дискуссии, выдвижение идей (некоторые из которых так сложны, что едва понятны)… А людей за идеями и не видно. Не успели Клим с Варварой повстречаться, как уже женаты! Развитию чувства — ноль внимания, даже свадьба не показана. Еще пример: встречаются родные братья, которые не виделись несколько лет, и с первых же слов (даже без «Как дела»!) начинается спор про царскую политику.
Опять же, это все в духе Горького. Сдается, что режиссер Титов пошел по самому простому пути — снял как написано, как можно достовернее по отношению к первоисточнику. Чем не ухудшил произведение, но, увы, и не улучшил. Живых эмоций в картине отчаянно не хватает. «Как унизительна роль человека на которого смотрят как на ящик для мусора своих мнений», — говорит в одном эпизоде Самгин. Право, иногда зритель оказывается именно в таком положении.
Зато сериал красив визуально, да так, что за это можно многое простить. Оператор отлично чувствует свет, играет им, передает пластику предметов, погружает в сенсорику топоса. Удались и динамичные сцены (забастовки), снятые явно не на телевизионно-сериальном уровне — уважаю! Но еще лучше сцены полного штиля, когда конкретика событий отступает, и сквозь нее прорывается пронзительно-ностальгическая, меланхолическо-тревожная атмосфера. Атмосфера чего-то старого, безвозвратно утраченного и почти ирреального — вроде далекого детства. Всякий раз эти эпизоды сопровождаются протяжными звуками, повисающими в воздухе, будто тончайшая паутина, растворенная в нем.
Это повторяется примерно по разу на серию, становясь своеобразным лейтмотивом истории. Есть и другие лейтмотивы, образы-символы, связывающие всю цепь событий в единое целое — белый мяч и мальчик Борис, постоянно являющийся Климу в разных ипостасях. Мальчик, которого он мог спасти от смерти в отрочестве, но проявил тогда слабость — и как будто именно это скомкало ему всю жизнь.
С помощью киноязыка передается ведущая мысль истории. Начинаясь со светлых сцен и почти праздничного антуража, ближе к середине картина наполняется глубокими холодными цветами. Затем начинаются откровенно жуткие сцены — ритуал сектантов в 11-й серии, разглядывание картины Босха в 12-й. В последней серии цельный образ мира окончательно уступает декадансу. Распад личности Самгина показан на уровне кадра! Края кадра постепенно размываются, завиваются в боке; по мере приближения финала видно все меньше и меньше, будто туман застилает глаза.
Сам финал снят подлинно мощно и трагично. Любопытно, что Горький роман не закончил, и однозначного ответа на вопрос, что произошло с Самгиным в 1917 году, в фильме не содержится. Но то, что он в тупике, что свершилась деградация личности, которая фактически никогда не имела стержня, и что иного исхода, кроме смерти, не предполагается, зрителю вполне ясно — причем ясно задолго до финальных кадров.
Пожалуй, если бы хронометраж подсократили, сериал был бы более увлекательным, но зато мы имеем полноценную киноэпопею о России конца 19-начала 20 веков. Спасибо и на этом.
П. С. В одном эпизоде Клим рассуждает о роли журналиста Горького в революции 1905 года. Получается, Горький писал сам о себе, совмещая вымышленную реальность и настоящую. Странное ощущение.
6 из 10
6 февраля 2013
Мне повезло, что я увидел этот многосерийный фильм в нужное время, будучи старшеклассником. До того произведения Максима Горького вызывали у меня лишь тоску и печаль на уроках русской литературы. После «Самгина» всё изменилось.
Горький писал свой роман более 10 лет. Книга по объему переросла «Войну и мир», но так и осталась незавершенной. Сап писатель говорил примерно следующее: если меня и будут помнить в будущем, то только как автора «Жизни Клима Самгина». Но, что роман, что сериал так и остаются не слишком известными.
История Клима Самгина — это 40-летняя история предреволюционной России. Интеллигенция чувствует в себе революционность, но затем понимает, что ей не по дороге с настоящими революционерами, представляющими рабочий класс. В центре истории — «тип индивидуалиста, человека непременно средних интеллектуальных способностей, лишенного каких-либо ярких качеств». «Мне хотелось изобразить в лице Самгина такого интеллигента средней стоимости, который проходит сквозь целый ряд настроений, ища для себя наиболее независимого места в жизни, где бы ему было удобно и материально и внутренне», — писал Максим Горький.
Да был ли мальчик-то, может, мальчика-то и не было?
15 марта 1925 года М. Горький писал С. Цвейгу: «В настоящее время я пишу о тех русских людях, которые, как никто иной, умеют выдумать свою жизнь, выдумать самих себя». Попробуйте примерить эти слова к себе и своим знакомым. К тому, что сегодня происходит.
Сериал очень редко показывают по ТВ, книга не переиздается. Но мне посчастливилось найти DVD-диск, а также прочесть роман. Что всем и советую сделать.
10 из 10
11 мая 2012
Экранизацию неоконченного романа Максима Горького «Жизнь Клима Самгина» впервые посмотрел будучи учеником второго класса советской общеобразовательной школы. В этом классе у нас ввели вторую смену, а одноименный фильм телевидение крутило в утреннее время. Как-то общаясь с одним из моих школьных приятелей, мы немного коснулись финала фильма. Приятель выдвинул жестокую версию, что якобы главный герой был… обезглавлен — мне тогда, если честно, при просмотре последнего кадра, а именно тела, лежащего на будто бы окропленной кровью дороге, пришла аналогичная мысль. Неужели мы оба ошибались?
Невероятно, но трагедийная гипотеза, выдвинутая неокрепшим коллективным разумом, к счастью оказалось ошибочной. Мне до некоторых пор не удавалось посмотреть начальную серию «Жизни Клима…», и вот, спустя двадцать лет с первого просмотра, это случилось. Первая серия буквально начинается с концовки последней. Раздавленный революционной массой, но все-таки живой Самгин поднимается…
Не читав романа Горького, его экранизация мне чем-то напомнила произведение известного российского писателя Еремея Парнова «Под ливнем багряным: Повесть об Уоте Тайлере», рассказывающее о крестьянском восстании в Англии конца XIV века. В повести Парнова также нет положительных персонажей, а есть только два противоположных класса: надменная, лицемерная знать и взбунтовавшийся плебс, грубый и невежественный. Подобная антитеза просматривается и в фильме Виктора Титова.
Что же за особенная субстанция Клим Иванович Самгин, если сам Горький решил написать биографию этого придуманного им персонажа?
Если рассматривать Самгина с позиции психологической науки, то его следует охарактеризовать как интроверта флегматического темперамента с существенной тенденцией к меланхолическому, и спокойность, малоразговорчивость Клима тому подтверждение. При этом наш скучный, но все же импозантный флегматик умудряется чуть ли не каждую серию заводить роман с новой мадам, причем один из них для заядлого эротомана заканчивается браком, неудачным, естественно. Кроме того, Самгин высокомерен, ибо с малого детства Климу внушали его интеллектуальную исключительность. Но умен ли Самгин?
Герой Проскурина характеризует Клима как личность, которая молчанием стремится не выказывать свою неумность, и Самгин соглашается. Да, Самгин далеко не гений, но и назвать его абсолютным глупцом язык не поворачивается.
До поры до времени Самгин зарекомендовывается в качестве созерцателя, выслушивающего различные идеологические мнения, при этом не выражая собственных. Не будучи приверженцем социалистических воззрений, ему периодически приходится оказываться жертвой обстоятельств в деятельности тех или иных революционных групп. И только в последней серии Самгин озвучивает свои философские взгляды. «Вера, извлеченная из логики, лишенная опоры в чувстве, ведет к расколу в человеке, внутреннему раздвоению его, — публично произносит Клим Иванович. — Отсюда, из этого раскола, возникают качества, характерные для русской интеллигенции: шаткость, непрочность ее принципов».
Рассматривая Самгина под морально-этической призмой, человеком нравственным его назвать трудно. Кроме ранее упомянутого сладострастия Самгину не чужда жестокость в обращении со слабым полом (вспоминается отстеганная ремнем «первая любовь» героя, дерзостный разрыв с милой певицей романсов) и патологическая боязнь всяческих проявлений грубой мужской силы (при нападении пьяных хамов на приятелей Самгина он не стремится бежать им на помощь; в страхе перед мерзостным, глумящимся над ним вором лжесвидетельствует полиции). Эти малодушные поступки не добавляют ему симпатий.
Сам Горький, рассказывая о герое своего романа в 1931 году, называл Самгина человеком непременно средних интеллектуальных способностей, или интеллигентом средней стоимости. Но не было ли в данной характеристике, да и в самом произведении, попытки дискредитировать классическую русскую интеллигенцию? Ведь реально в ее кругах наличествовало немало достойных личностей, вера которых отнюдь не была лишена опоры высоких чувств, однако представлять ее в литературе Горький почему-то выбирает так называемого «интеллигента средней стоимости». Не усматривается ли в данном творении «буревестника революции» настроений, угодничающих перед существовавшим тогда советским режимом? Но это уже вопрос не экранизации, а первоисточника…
4 ноября 2010
Немного неловко рекомендовать к просмотру фильм, который так редко показывают по телевизору и невозможно купить в лицензионном издании, но очень хочется. Телевизионный сериал «Жизнь Клима Самгина» стал для меня лучшим российским сериалом, оставив позади такие шедевры, как «Приключения Шерлока Холмса» и «Мертвые души».
До этого фильма я считала М. Горького очередным скучным писателем из школьной программы. Режиссер В. Титов был известен по микробюджетной комедии «Здравствуйте, я ваша тетя» и мелодраме «Отпуск за свой счет». Посмотрев лишь несколько серий «Жизни Клима Самгина», зауважала обоих авторов. Как здорово, что режиссеру хватило вкуса и смелости взяться за экранизацию такого сложного произведения. В результате он сумел создать потрясающе правдивое и очень интересное повествование о жизни обычного человека в сложнейший период российской истории.
Актер Андрей Руденский отлично справился с передачей характера человека скрытного, замкнутого и высокомерного. Он играет своего героя на протяжении длительного периода его жизни и одинаково убедительно выглядит как подростком, так и зрелым мужчиной слегка за сорок. Особенно умилило сходство актера в гриме с иллюстрацией Кукрыниксов 1935 г. — думаю, именно это стало причиной выбора режиссера. Прекрасно подобран и мальчик на роль Клима в детстве — они похожи, как родственники. Кроме того, роль ребенка, лишенного типично детской непосредственности, сложна сама по себе.
Возможно, Самгин человек не самый обычный, но для меня, наверное, самый скучный из персонажей. Зато какие характеры можно увидеть вокруг: колоритный отчим, очаровательная матушка, чрезвычайно живые друзья детства. Впрочем, если детство Клима было довольно унылым, то с началом студенческой жизни в Петербурге ситуация резко меняется. На сцене появляются красавец марксист Егор Кутузов (Андреас Жагарс), знойная и таинственная Марина Зотова (Наталья Гундарева), самоотверженная Любовь Сомова (Светлана Крючкова). Эти персонажи, так или иначе, будут сопровождать Клима всю его жизнь. Когда же, устав от потрясений столичной жизни, он ненадолго приезжает в родной город, то знакомится там с колоритнейшим купцом Владимиром Лютовым (Андрей Жарков) — и это мой любимейший персонаж. С ним связаны самые смешные и трагические события фильма.
Более того, если вы не осилите весь сериал, он покажется вам слишком тяжелым, обязательно посмотрите 4-ю серию «Провинция». Возможно, после нее вы полюбите этот фильм и уже больше просто не сможете оторваться. Лютов — просто сокровище, сцена в трактире, когда он разгоняет всех посетителей и дарит трактирщику свой белый цилиндр, изумительна. Кроме того, у Лютова есть красавица-невеста Алина Телепнева (Наталья Лапина), которая влюблена в разорившегося аристократа Игоря Туробоева, и впоследствии сбегает с ним.
В роли Туробоева снялся известный актер Андрей Харитонов. Сухенький, с желтым лицом и кругами под глазами он в этой роли напоминает Джонни Деппа, пока тот считался интеллектуальным актером и не опустился до роли Шляпника. Впрочем, это не единственный персонаж, похожий на звезду Голливуда. У загадочной купчихи Марины Зотовой имеется родственник Валентин Безбедов, которого играет Владимир Сошальский. Я не претендую на портретное сходство, но его глубокий звучный голос, растрепанные волосы, толстые щеки и горестное выражение лица напомнили мне о мужественном новозеландце Расселе Кроу. Не менее современно воспринимается и одна из любовниц Клима — «готесса» Серафима Нехаева — очень актуальный образ.
Среди многочисленных любовниц Самгина и мой любимый женский персонаж сериала — певица Дуняша. Нежная, изящная, с чуткой и чистой душой, она стала для меня одним из лучших воплощений образа русской женщины. У нее удивительный голос — почти ангельский и в то же время очень злачный. Прелестное лицо Дуняше досталось от актрисы Любови Руденко, а голос принадлежит потрясающей певице Евгении Смольяниновой. Услышав ее в сериале, я была поражена тем, как звучат в ее исполнении всем известные и давно надоевшие русские песни и романсы. Певица вдохнула в них новую жизнь, сделав пикантными и интересными.
В фильме снялось много замечательных актеров. Для кого-то он стал блестящим дебютом, кто-то смог показать себя в новом качестве. А все вместе герои фильма создали удивительно живой и достоверный образ великой страны. Работа актеров, прекрасная, берущая за душу музыка, великолепная работа художников — костюмы, интерьеры, виды улиц — словно переносят зрителя в эпоху расцвета и упадка российского капитализма. Дореволюционная Россия вышла совсем такой, как на фотографиях Прокудина-Горского. Потрясающе информативные и точные комментарии в начале каждой серии вносят элемент документальности. Информация о политической и экономической ситуации в стране в рассматриваемый период времени создает эффект присутствия, помогает понять и оценить чувства героев.
Как печально, что об этом замечательном фильме приходится писать по памяти, ждать редких показов на телеканалах. Пытаясь найти лицензионное издание в интернет-магазинах, я находила лишь сообщения от таких же страждущих. Неужели у русской классики так мало поклонников? Как хочется взять в руки красивое издание, пересмотреть любимые эпизоды. Господа издатели, не посылайте зрителей на поклон к пиратам, если уж издание сериала на DVD настолько невыгодно, дайте возможность легально скачать его в полном объеме и хорошем качестве. Уверена, желающих будет немало.
10 из 10
15 августа 2010
Замечательная экранизация с потрясающей игрой Андрея Руденского!
Если Вы хотите увидеть сюжет, события, философские разговоры и просто талантливых людей, начиная с режиссера, то посмотрите и не пожалеете!
17 августа 2009
Одна из лучших отечественных экранизаций: потрясающая игра актеров, замечательная режиссерская работа. Очень глубокий фильм, тяжелый, и, пожалуй, не для всех. После него я даже осилила книгу.
26 октября 2005