Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Таинственный узник |
год: | 1986 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Валериу Гажиу |
сценаристы: | Валериу Гажиу, Ольга Форш |
продюсер: | Павел Дувидзон |
видеооператор: | Валентин Белоногов |
композитор: | Валерий Логинов |
художник: | Федор Лупашко |
монтаж: | Жанна Дубчак |
жанры: | драма, приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 апреля 1987 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 32 мин |
Так уж получилось, что о судьбе народовольца-революционера Михаила Бейдемана фильмы были сняты на заре социализма - 'Дворец и крепость' (1924) и на закате социализма - 'Таинственный узник' (1986). Первый фильм снят по роману Ольги Форш 'Одеты камнем' и повести Павла Щёголева 'Таинственный узник'. Второй фильм снят по роману Ольги Форш 'Одеты камнем' и архивным документам Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Режиссёр Валериу Гажиу окончил сценарный факультет ВГИКа в 1963 году, поэтому для многих своих картин киноистории писал сам. Попытка 'втиснуть' полноразмерный роман в 90 минут экранного времени почти всегда требует жертв, ведь даже у персонажей второго и третьего плана в книге свои судьбы, характеры, драмы. На экране же всё происходит слишком быстро, если не сказать - стремительно.
Сегодня идеи беззаветного (в буквальном смысле этого слова) служения своим идеалам многим кажутся настолько далёкими, что в них с трудом верится. Фильм оставляет некое тягостное 'послевкусие', потому что фанатичность и одержимость Михаила Бейдемана (Георге Грыу) своими идеями разрушает совсем не самодержавие, в лице ненавистного герою Александра II, а жизни дорогих ему людей: матери, Вере Лагутиной (Ольга Сирина) и Ларисе Росетти (Лариса Гузеева). Упорство, с каким главный герой буквально подталкивает себя к эшафоту говорит не столько о фанатичности и одержимости, сколько о необузданном душевном горении, источника которого режиссёр не показал. Идеи декабристов, революционный подъём Гарибальди - всё это хорошо, но за ними ведь стоял народ, и ради народа они страдали. А за спиной Бейдемана нет никого, кроме небольшой группы даже не единомышленников, а людей, связанных с ним родством душ. В этом плане образ Сержа Русанина, ярко сыгранного Дмитрием Харатьяном, выглядит намного привлекательнее.
Он не стыдится своих сомнений, зато всегда готов помочь тем, кто в нём нуждается. Безусловно, без таких одиночек как Михаил Бейдеман, положивших себя на алтарь ИДЕИ, не было бы революционных потрясений 20-го века. И всё же провести 20 лет узником в Алексеевском равелине Петропавловской крепости, а затем более 6 лет — пациентом Казанской психиатрической больницы можно только за то, во что беззаветно веришь. Один из персонажей картины сказал: 'Одиночество в сыром склепе, грязное бельё, паразиты, негодная пища, адский холод и издевательства надзирателей способны сломить любого' Вот только не похоже, что многолетнее заточение сломило Бейдемана. Ведь ненавистный герою Александр II всё же был убит народовольцем-бомбистом в 1881 году. И кто знает, как отразилась на этом громком событии печальная судьба арестованного в 1861 году Бейдемана, мечтавшего 'создать для мужика, перед котором дворянство грешило столетиями, возможность свободной человеческой жизни...'
19 марта 2023