Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 1.2 |
IMDb | 4.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Рожденный американцем |
английское название: |
Born American |
год: | 1986 |
страны: |
США,
Финляндия
|
слоган: | «Свобода - пустой звук, пока ты её не потеряешь...» |
режиссер: | Ренни Харлин |
сценаристы: | Ренни Харлин, Маркус Селин |
продюсеры: | Венеция Стивенсон, Маркус Селин |
видеооператор: | Хенрик Перш |
композитор: | Ричард Дж. Митчелл |
художники: | Венеция Стивенсон, Аня Пеккала |
монтаж: | Пол Мартин Смит |
жанры: | боевик, триллер, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 3401376 |
Сборы в США: | $3 388 020 |
Мировые сборы: | $3 388 020 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 января 1986 г. |
на DVD: | 11 декабря 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 37 мин |
Уверен, что эта картина здорово встряхнула спокойные и приличные 80-е. Совершенно неизвестный финн (тоже, совсем не киношная страна) взял и поставил настоящий трэш-экшн фильм спекулируя на теме «железного занавеса» и противостояния с СССР.
Трое американских студентов приезжают в Финляндию. Шутки ради они решают перейти границу. Пограничники их не замечают и они решают продлить шутку. Приехав в простую деревню под странным названием «Владимир» они попадают в заварушку в результате которой погибает несколько жителей и не менее десяти военных.
Таким образом, когда они оказались арестованными, отношение к ним было совсем не как к студентам, а как к профессиональному диверсионному отряду. Американские дипломаты приложили все усилия, чтобы герои навечно остались в тюрьме — скандал никому не нужен. Впрочем, вскоре у них появится и союзник.
Переводя все на язык ассоциаций, фильм начинается, как «Хостел», а заканчивается, как «Полночный экспресс». Конечно представители СССР показаны так, что словосочетание «империя зла», представляется абсолютно обоснованным. Разумеется это вызвало недовольство многих российских зрителей, что отразилось на рейтинге Кинопоиска. Однако, нужно понимать, что Харлин прекрасно смешал боевик и трэш. Негативный образ «империи зла», многочисленные мифы о советских гражданах и чекистах сложились воедино и он смог этим контентом свой трэш усилить.
Постановка драк, погонь и перестрелок сделана на высочайшем уровне. Сразу понимаю продюсеров, которые доверили Харлину снимать «Крепкий орешек 2» и «Тюрьму». В сущности, уже в его дебютном фильме выбор очень много технически похожих моментов (и это при том, что бюджеты были несопоставимы).
Интересно, что главную роль исполнил Майк Норрис — сын тогдашней кинозвезды Чака Норриса. Майк был вполне убедителен, большего и не требовалось. Но выбор актера давал понять, что Харлин сделает все возможное для продвижения своего фильма.
К сожалению у Ренни Харлина есть один недостаток. Вторая половина почти каждой его картины менее интересна первой (не считая экшн-сцен). Это кстати подтверждает и недавно вышедший «Перевал Дятлова». «Рожденный американцем» — не исключение. Начинается фильм очень реалистично и напряжение возрастает. Однако, во второй половине фильма напряжение резко снижается, вместе с правдоподобностью.
Думаю, что если бы вторая часть фильма была выдержана в такой же жесткой стилистике, как и начало картины, то моя оценка была бы существенно выше.
Но, фильм конечно специфический: может понравится, а может и вызвать раздражение.
В итоге: Ренни Харлин сделал запоминающееся кино. Сейчас оно смотрится уже как устаревший и совсем не страшный трэш, но нужно учитывать год выхода. Фильм реально провоцировал. К тому же, технически Харлин был на высоте (с учетом разницы в бюджетах) он продемонстрировал все то же самое, что и в «Крепком орешке 2» и в «Тюрьме».
6 из 10
8 марта 2013
« — Джоуи, а ты когда-нибудь был в турецкой тюрьме?» (с)
Жили-были трое «среднестатистических жителя США», поехали они значит на снежные просторы в Финляндии, и то ли под влиянием алкоголя то ли от природной тупости заперлись на советско-финскую границу, по пути посеяв рюкзак с личными вещами, а вместо того чтобы валить оттуда поскорее, заперлись в глухую деревушку под зловещим названием «Vladimir». Дальше начинается настолько дикое кино с пытками «соски в тиски под электричеством», шахматным поединком с настоящими людьми (живые шахматы из первого Гарри Поттера отдыхают) и отборной антисоветской клюквой, что становится как-то даже неловко от того что всю эту красоту снял очень даже неплохой постановщик Ренни Харлин.
Больше всего смущает даже не пресловутая «антисоветщина» (о ней чуть позже), а откровенный сценарный маразм. Ладно еще что наши герои вообще туда заперлись (все это можно оправдать долей не совсем здорового любопытства), но вот когда вместо того чтобы при первой возможности удрать, взяли да заснули неподалеку от пограничного поста и последующие их приключения (вплоть до откровенной кальки с такого же «клюквенного» «Полуночного экспресса»), это уже ни в какие ворота. Но что раздражает еще сильнее, так это постепенно спадающий уровень динамики, настолько, что под конец все это смотрится крайне утомительно. Правда местами прослеживаются неплохие мыслишки о том что «запад» ничуть не лучше, да и «холодные войны» до добра никогда не доведут, что превращает ленту чуть ли не в пацифистскую, но и тут нас ожидает облом, когда все вновь переходит в треш-боевик.
Но, несмотря на вышеперечисленные недостатки, кое-чем сие творение заслуживает отдельного внимания. Перед нами очень яркий пример намеренной и очень развесистой «клюквы» на тему русских, эдакий sovietsploitation. И, несмотря на свою малобюджетность уделывающий в плане идиотизма даже такие голливудские мегашедевры как «Рэмбо 3», «Красный рассвет» и даже современные типа «Солт» и прочих. Особенно доставляют крайне карикатурные начальники и время от времени появляющиеся на стенах таблички на чистейшем русском вроде «Правда побеждает», «Идите к черту».
Могла бы выйти вообще отличная пародия на национальные стереотипы, но на это не хватило умения и главное — особого желания постановщика, решившего оставить все как есть.
10 августа 2011