Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8.2 |
IMDb | 7.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Распутница |
английское название: |
Mylène Farmer: Libertine |
год: | 1986 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Лоран Бутонна |
продюсеры: | Алэн Гранджерар, Лоран Бутонна |
видеооператор: | Жерар Симон |
композитор: | Лоран Бутонна |
художники: | Эммануэль Сорин, Карин Сарфати, Милен Фармер |
монтаж: | Агнес Мушель |
жанры: | боевик, приключения, короткометражка, музыка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 11 мин |
Людская привычка упоминать в сердцах черта не имеет отношения ни к конкретной эпохе, ни к стране, ни даже к собственному воспитанию. Не приходится сомневаться, что маркиз де Сад, если и чертыхался, то вряд ли стыдился этого. Проповедник гедонизма вообще исхитрился войти в историю как личность с взглядами, сформированными вне исторического контекста, и эта любопытная особенность не мешает ему считаться одной из самых спорных исторических фигур. Неизвестно, призналась бы впоследствии Милен Фармер, что постулаты де Сада оказали значительное влияние на ее творчество, если бы клип «Libertine» потонул в шумном море возмущенной критики. Для этого невеселого события были созданы все условия, как известно, всегда тяжело создавать произведение, вступающее в серьезный диссонанс с общепринятыми нормами морали. Но будто сам сатана способствовал триумфальному шествию скандального сингла, родившегося в момент шутливого напевания Милен: «Я шлюха, я шлюха». Эти слова напрямую не относятся к черту, но для застегнутой на все пуговицы Европы конца 80-х годов еще неизвестно что было хуже. Как маркиз де Сад не любил долго ломать голову над собственными произведениями, так и Лоран Бутонна ухватился за неожиданную идею, позволившую сформировать амплуа талантливой певицы, с которым она поставила музыкальный мир «на уши». Выход на более крутую орбиту произошел не только благодаря шальному озарению. Содержание песни потребовало внесения серьезных перемен в имидж Милен Фармер, значимости которых можно удивляться и в настоящее время.
Вновь Бутонна начинает свой короткометражный фильм с женских шагов. Только теперь на смену черным туфлям пришли офицерские сапоги, да и в рыжеволосой девушке, уверенно сжимающей в руках пистолет, с трудом можно признать задумчивую шатенку с кладбища. Убеленное лицо, алые губы, колкий взгляд — нечасто женщина противостоит мужчине на дуэли и уж тем более редко она выходит победительницей. Подстреленный точным выстрелом офицер заливается кровью, а убийца равнодушно отбрасывает оружие в сторону и не пускает на лицо даже тень сожаления — должен был выжить кто-то один. Не все секунданты оказались согласны с таким итогом, пришлось смелой даме спасаться бегством, седлая коня на ходу. Ее имя отныне самый ненавистный звук для женщины, рыдающей над мужским телом, но в историю войдет не оно, а прозвище, которое ознаменовало крушение эпохи высоких отношений — распутница. Порочная душа, раскрытое пылающим цветком тело, коварно сжатые губы — везде, где она появляется, царят разврат, содомия и наслаждение. Ева расхаживала в раю обнаженной, стало быть, буржуазным француженкам тоже можно. В одном лишь шаге стоит дверь в новый мир, где нет запретов, где люди предаются радостям, где пирующая страсть опрокидывает кубок за кубком.
Наследники де Сада выглядят не просто ангелами с грязными душами — Бутонна изобразил французскую знать неопрятными созданиями, чей яркий грим не способен скрыть мерзкое содержимое. Купающиеся в пене своей похоти женщины малоотличимы от мужчин, а те — от женщин. Их губы смыкаются в бесконечных поцелуях, потоки вина обливают накрахмаленные одежды, но все эти люди лишь игрушки в руках демона порока. Так происходит пока в похотливую обитель не приходит распутница. Она одета по-мужски, но ее горделивый лик резко выделяется среди расфуфыренных женщин. Она приковывает внимание, провоцирует на безумие и упивается им без остатка. На что ей одежда — без нее она действительно настоящая. Выгнутое изящным вензелем тонкое тело жаждет получить свою долю блаженства, и конечно получит, а что будет дальше — не так важно. Распутница клеймит жизнь скукой, весь мир предстает в ее глазах осколками, а значит, ее не напугать ни насилием, ни разрушением. Жаркий секс настолько быстро сменяется жестокими ударами от заклятой противницы, что одно немыслимо без другого. Получая сок жизни, готовься отдать его сама — такая судьба при всей своей дикости — самый желанный выбор для прекрасной распутницы. Кровь ручейками окропляет аристократическую картину, она разбрызгивается подобно морали, бессовестно попираемой офицерскими сапогами. Да, у рыжей бестии демоническая душа, но не сама она выходит на охоту, это ее хотят заполучить до сущего оцепенения. Любовь и страсть, гнев и ненависть — в сущности, четыре угла одной фигуры, поворачивающейся то одним, то другим боком.
Сама распутница никогда не откроет сокровенных чувств. Ее жизнь перестала иметь настоящую цену, общество противится ее гедонизму, но когда она — избитая, растерзанная, разлохмаченная горделиво встает на ноги, лже-моралистам приходится лишь изумленно раскрыть рты. Прочим словам не стоит вырываться из гортани, все необходимое мадемуазель Фармер пропела сама. «Libertine» — одна из немногих песен, слова которой были написаны Лораном Бутонна. Таким вышел пик связи между творцом и его музой. Вовремя сработавшее подсознание определило десятиминутное произведение, после которого распутницу уже не способна была взять ни одна пуля. В клипе нет и намека на какую-то возвышенность, скорее уж ад предстает во всем своем сладострастном обаянии. С заметным придыханием Милен поет о своем беспутстве, стоимостью в десятки разбитых сердец. Некогда скромная французская провинциалка не искала порочной судьбы, но украсив волосы огненным цветом, она уже не имела возможности повернуть назад. Революции часто подминают собственных авторов, и есть безусловная воля проведения, что скандальное видео не уничтожило карьеры двух музыкантов. Общество не было готово воспринять сексуальный разгул имени Бутонна, но короткометражный фильм, снятый с выдающимся вниманием к крошечным нюансам человеческих слабостей, преодолел заслон скепсиса. Феномен Милен Фармер как носительницы идей либертинажа не исчерпался десятью минутами, а потребовал продолжения. И сколько бы ни выпустила с тех пор альбомов даровитая певица, а распутное знамя осталось с ней навсегда.
Когда на моих ты руках
засыпаешь, милый, во сне ты меня ласкаешь.
Когда с моих губ, с твоих губ сходит горечь,
я знаю, что я как в раю.
12 января 2016
Пожалуй, с этого клипа можно начинать открывать для себя вселенную Милен Фармер. Да, даже если вы всегда знали и слышали это имя, и думаете, что в курсе того, кто такая эта французская певица и актриса, вы ничего не знаете о ней, если не видели цикл короткометражных фильмов снятых для нее Лораном Бутонна. И этот клип самый, пожалуй, важный.
Эстетика порока, поданная в мастерски завершенной мини-ленте, не может не вдохновлять, если вы поддались очарованию этой рыжей бестии с душой ангела…
П. С.: если вас торкнуло — посмотрите второй клип — Pourvu qu`elles soient douces
9 из 10
5 июня 2011