Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Пять минут страха |
год: | 1986 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Андрей Ладынин |
сценарий: | Сергей Высоцкий |
видеооператор: | Виктор Шейнин |
композитор: | Вячеслав Ганелин |
художник: | Владимир Кирс |
жанры: | криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 апреля 1986 г. |
на DVD: | 20 октября 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 29 мин |
Значительная часть советских фильмов, в той или иной степени, несёт на себе отпечаток даже не эпохи, а конкретного отрезка времени, в который они были сняты. Чтобы правильно оценивать такие картины, нужно знать некоторые подробности того периода. Фильм «Пять минут страха» снят по повести «Анонимный заказчик» советского писателя, автора детективов Сергея Александровича Высоцкого. Повесть была написана в 1983 году, съёмки фильма проходили в 1985, а премьера картины состоялась 7 апреля 1986 года. На первый взгляд совершенно несущественное расхождение по времени, но это не так. Дело в том, что Михаил Горбачёв, став Генеральным секретарём ЦК КПСС 11 марта 1985 года, 15 мая отправляется в первую поездку по стране — в колыбель революции Ленинград, где произносит фразу, ставшую главным лозунгом для всей страны на последующие годы: «Всем нам надо перестраиваться, всем: от рабочего до министра!» Перестраиваться пришлось и писателю Высоцкому, сильно изменяя свою повесть.
Кроме того, в 1985 году стартовала очередная антиалкогольная компания, потому что потребление алкоголя превысило дореволюционный уровень в 2 раза -100 бутылок алкоголя на каждого взрослого мужчину за год! Именно поэтому все эпизоды, связанные с распитием «горячительного» были из сценария удалены. Оставили лишь «забулдыгу» с авоськой пустых бутылок, потому что его «антисоциальное» поведение хорошо укладывалось в рамки проводимой компании. Теперь становится понятно, почему посетители ресторана, которые приходят «хорошо посидеть» заказывают… кофе и мороженое! Внимательный зритель найдёт в картине эпизоды, которые выглядят чуточку странно всё по той же причине: лозунг «перестройка» работал во всех сферах жизни. Повесть насыщена философскими рассуждениями автора о сущности преступления, о психологии преступника и психологии человека однажды оступившегося, совершившего неосторожное правонарушение и его нравственном выборе после этого, способном повлиять на всю его дальнейшую жизнь.
В фильме же всё это сводится к нарочито-назидательным сентенциям. В нравоучениях нет ничего плохого, тем более предосудительного, но подаваться такие уроки «гражданского долга» должны обстоятельно, а не походя, вскользь. Кроме того, в фильме опущены некоторые детали автобиографии писателя, которыми в книге он наделил полковника Игоря Корнилова. Сделано это напрасно, потому что они придавали оживляющую сюжет сентиментальность и мелодраматичность. В советских детективах никогда не поощрялась показная жестокость, однако «деликатность» режиссёра в показе некоторых сцен выходит за рамки разумности. Это не делает фильм хуже, но придаёт ему лёгкий «сахарно-клюквенный» привкус, нивелируя состояние тревожного ожидания «острого момента». В скрытой иронии тоже нет ничего плохого. Возможно, таким образом сценарист пытался донести до зрителя то, что пришлось удалить из повести. Актёрский состав в целом подобран удачно, но некоторые роли получились не такими яркими, какими их прописал автор в повести.
Анатолий Кузнецов в роли полковника милиции Корнилова — краеугольный камень фильма, хотя отдельные реплики его персонажа вызывают недоумение. Евгений Герасимов особенно не пытался перевоплотиться, эмоционально перекочевав из похожих предыдущих фильмов. Леонид Куравлёв безусловно хорош, хотя экранного времени ему досталось не так много, как хотелось бы. Отлично отыграл Вячеслав Езепов виновника аварии — прекрасно переданы внутренние терзания: «Пять минут страха способны изменить всю жизнь…» Валерию Баринову удался именно тот типаж, который прописал автор в своей повести: честный рабочий, талантливый слесарь, втянутый в преступление (разово изготовил инструменты для ограбления заводской кассы), загремевший в тюрьму, но теперь бесповоротно решивший «завязать». Андрей Гусев с его встающим «на скользкую дорожку» Васей вначале смотрится несколько карикатурно («Немного страха, а потом — много денег!»), но в конце реабилитирует поведение своего персонажа. Финал получился «на все 100». Если внимательно вслушаться в слова Леонида Куравлёва, то можно услышать интонации голоса… Михаила Сергеевича Горбачёва!
Вот такой получился фильм — интересный и своеобразный.
28 марта 2020